Проблема изучения современной литературы в старшей школе
статья по литературе (11 класс) на тему

Лапоногова Елена Борисовна

Проблема изучения современной литературы в старшей школе и возможные пути её решения. Размышления учителя - филолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennaya_literatura.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы выступления

«Как не ошибиться в преподавании современной литературы»

  учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №11

Лапоноговой Елены Борисовны

       От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга формирует и воспитывает нравственные качества личности, духовный мир школьника.  С.Я. Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные  силы. Художник – автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник – читатель».

  1. Особенности преподавания литературы по ОП «Школа 2100»

В последние годы мы  говорим о снижении интереса к чтению, как сделать так, чтобы ребёнок читал, чтобы он не просто сидел на уроке литературы?  И вот тут-то помогают учебники литературы образовательной программы «Школа 2100». Своей целью программа по литературе ставит воспитание грамотного компетентного читателя, т.е. читателя, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём. Вся структура и принципы программы этому способствует.

     Во-первых, замечательный во всех смыслах принцип «минимакса» (при максимуме, предложенным авторами, учащиеся должны освоить обязательный минимум). А учителю решать, увеличить этот минимум или нет. Что-то мы можем прочитать и изучить текстуально, а что-то – обзорно, что-то в полном объёме, а что-то – фрагментарно.  На что опираюсь при дополнительном выборе – прежде всего, на интересы учащихся.

    Во-вторых,  своеобразная «реклама» произведений в учебниках: названия учебников и разделов, не традиционные статьи, предваряющие  чтение и работу над произведением, а интересный разговор с читателем литературных героев, сверстников (сквозных героев учебника).

     В-третьих,  прекрасный подбор материала для чтения, основанный на возрастных, психологических особенностях  и  интересах детей и подростков.

Для себя весь круг литературного чтения я разделила на сектора:

  1. Детская литература (чувствую, что большинство будут читать):
  • А. Рыбаков «Кортик»
  • Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
  • Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
  • Сказки Андерсена, Гауфа
  • В. Каверин «Два капитана»
  • М. Метерлинк «Синяя птица»
  • В. Железников «Чучело»
  1. Классическая «программная» литература (то, что читаем традиционно в школе и знаю и уверяю, что надо читать):
  • В. Короленко «В дурном обществе»
  • А. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка»
  • М. Салтыков – Щедрин, И. Крылов, А. Чехов и др.
  1. Классическая «новая» литература (предполагаю, что вызовет разную реакцию):
  • П. Мериме «Венера Илльская»
  • Э. По «Золотой жук», «Убийство на улице Морг»
  • Ги де Мопассан «Орля»
  • Ш. Бронте «Джен Эйр»
  • А. Конан Дойл «Затерянный мир»
  • А. Беляев «Голова профессора Доуэля»
  • С. Довлатов «Наши»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»

  1. Изучение современной литературы по программе Бунеевых в старших классах

       Это всё является классикой русской литературы, даже то, что 2-3 десятилетия назад считалось современной (в то время!) литературой. Но не надо забывать, что современной литература остаётся на протяжении максимум двух десятилетий. Соответственно, на данном этапе современная литература – литература 90-х годов ХХ  и по наши дни. Возникает вопрос: а хорошо ли она известна нам, учителям?

Нужно ли учителю литературы читать книги современных авторов? Необходимо ли ему быть в курсе современной литературной ситуации? Стоит ли выносить произведения современных авторов на урок и как это лучше делать? Как в силу специфики своей работы и так с утра до ночи читающему словеснику выделить время на ознакомление с литературными новинками? — эти и подобные им многочисленные вопросы я стала задавать себе, когда столкнулась с необходимостью преподавать современный литературный процесс, начиная с 8 класса, когда в программе появился рассказ Т. Толстой «Река Оккервиль», который я не читала, прочитав его, была в ужасе – о чём говорить с восьмиклассниками. Пришлось перечитывать повторно.

Пересмотрела программу на 9 -11 класс.

9 класс – раздел «Страницы литературы ХХ века» - В. Маканин, Т. Толстая, Л. Петрушевская – основные тенденции развития (обзор). Что именно? Сколько часов?

10 -11 класс – раздел «Человек и история в русской литературе» - К. Воробьёв «Это мы, Господи!», В. Шаламов «Колымские рассказы» - к современной уже не отнести.

                         Раздел «Писатели конца ХХ века и русская классика» - Ю. Поляков «Козлёнок в молоке» (или «Грибной царь», на выбор), В. Ерофеев «Москва – Петушки»,  рассказы Т. Толстой.

        Теперь ответьте на такой вопрос: а что такое современная литература? У одних - это пресловутая Улицкая, у других - "новые реалисты", у третьих - Пелевин...И что прикажете преподавать ученикам? На всех времени действительно не хватит. Ведь и 19 век мы изучаем выборочно, как и 20, кстати. А ХХI и вообще отдельно не выведен!

Напрашивается вопрос: что же делать учителю? Перечитать всё предложенное порой невозможно из-за отсутствия свободного времени. Во-вторых, что конкретно взять у Толстой, Улицкой, Лукьяненко и Пелевина? Как за 2-3 часа вообще познакомить с современной литературой? В ущерб изучению классики? Аргумент в противовес:
что учащиеся вырабатывают на уроках литературы, читая Пушкина, Гоголя (и далее по списку)? Правильно, художественный вкус. Потому это и называется классикой, что проверено временем. А современная литература? Уверены ли вы, предлагая гипотетическим ученикам того или иного автора, что это - не ошибка вашего личного вкуса?  Кажется, в Англии есть закон, по которому запрещено ставить памятники выдающимся людям до истечения 50 лет со дня их смерти.

Для себя обозначила три пути решения данной проблемы:

  • Опираясь на опыт учителей – филологов (что удалось, что прижилось, что понравилось), составить для себя «МАКСИсписок» произведений современной литературы
  • Узнать читательские предпочтения старшеклассников: что читают, что нравится, что желали бы
  • Увеличить количество часов на изучение современной литературы за счёт пересмотра часов внеклассного чтения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Филологический анализ текста на уроках литературы в старшей школе"

Сложен и многоцветен мир слов... Но ещё более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они  встречаются в художественном тексте. Это объясняется не только тем, что они  окраш...

Нравственное воспитание учащихся при изучении русской литературы в старших классах

В данной статье мне бы хотелось рассказать о крупицах своего опыта, своих наблюдениях по нравственному воспитанию учащихся на материале нескольких произведений классической и современной литературы. Д...

Статья "Изучение современной литературы в старших классах"

Статья посвящена исследованию современной литературы в старших классах средней школы....

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики....

Проблемы организации современного урока технологии в школе.

Проблемы организации современного урока технологии в школе....

Доклад «Некоторые проблемы изучения адыгейского языка в русскоязычных школах».

На протяжении многих лет работы я наблюдала, что уроки адыгейского языка в русскоязычных школах не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают его скучным предметом. Я задумалась...