Статья. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в школе - анализ, проблемы и перспективы учебного предмета
статья по обж
Обеспечение безопасность детей в повседневной жизни - первоочередная задача которую должны решать родители, педагоги. Особенно остро она стоит в городе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в школе - анализ, проблемы и перспективы учебного предмета
Обеспечение безопасность детей в повседневной жизни - первоочередная задача которую должны решать родители, педагоги. Особенно остро она стоит в городе. Первая потенциальная опасность, с которой сталкивается учащейся горожанин в своём ежедневном походе за знаниями – дороги, автотранспорт, управляемый не всегда соблюдающими правила дорожного движения водителями .Даже до школы , расположенной внутри жилого массива , ребёнку приходится пробираться среди припаркованных на тротуарах автомобилей , часто , к тому же, выбирающихся из тесноты двора задним ходом . Маршрут ребёнка в образовательное учреждение может быть, как пешим так и на транспорте. Двигаясь по тротуару ему необходимо внимательно смотреть под ноги. Возможно, поверхность мостовой скользкая или на ней ведутся ремонтные работы. Вероятность падения и получения травмы возрастает ,особенно ,если ребёнок начинает бежать ,столкновения с пешеходами в этой ситуации не избежать . В период усиления ветра ,во время движения, учащейся должен избегать маршрута передвижения по парку , скверу - при порыве ветра велика вероятность внезапного падения дерева ,а также проходить с особой осторожностью участки с большими рекламными щитами.
В транспорте ребёнок обязан держаться за поручен, чтобы избежать травм при падении в случае экстренного торможения.
В школе учащееся отличаются чрезмерной подвижностью, что также может привести к травмам при столкновении друг с другом ,падении.
На уроке физической культуры необходима особая осторожность при выполнении силовых упражнений, поднятии тяжестей, игр в волейбол, баскетбол .Достаточно часто учащиеся получают ушибы ,вывихи ,переломы .Примеры скрытых опасностей можно долго продолжать .
К сожалению менталитет большинства граждан России в отношении собственной безопасности таков, что "пока гром не грянет - мужик не перекрестится"; с кем угодно что-то может произойти, но только не со мной .И это позиция взрослых .А что тогда говорить о ребёнке?!
Культура безопасного поведения в российском обществе находится на низком уровне .
Начинать формировать её необходимо с детского сада, школы. Этому призван способствовать школьный учебный предмет - основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). За время своего существования он претерпел изменения которые продолжаются до сих пор . Изначально , ОБЖ был как урок в 5-11 классах .По нему сдавали экзамен по выбору в 9-м и 11-м классах . Затем экзамен отменили в 9-м классе ,чуть позже в 11-м .Почему ? Исходя из каких соображений и кто персонально в министерстве образования (просвещения) принимал и принимает такие решения?! Такие действия способствуют формированию культуры безопасного поведения ребёнка? Вследствие того, что для 5 и 6 классов введена пятидневная учебная неделя убирают из учебного расписания ОБЖ ,но почем –то место обществознанию и основам духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) находят! Нравственности и духовности прекрасно учат на уроках литературы и истории России . Зачем дублирующий предмет ОДНКНР? ОБЖ в 5 и 6 классах выносят на внеурочные занятия , которые проводятся спустя 45 минут по окончании уроков в школе . Уйдя домой , лишь небольшое количество учащихся возвращяется на «внеурочку» .Такое положение не способствует получению ребёнком основ знаний по безопасности .
Я уверен в том , что учительское сообщество согласится с моими аргументами в пользу возвращения в учебное расписание предмета ОБЖ.
Не менее серьёзная проблема полноценного ведения предмета – оснащение кабинета. Наглядные пособия в большинстве образовательных учреждений отсутствуют, либо их мало , либо они устаревшие . Пополнение вышеуказанного происходит за счёт выигранного в соревнованиях , конкурсах ,викторинах , слётах . Скудное финансовое обеспечение школы для обновления материально-технической базы ОБЖ не способствует должному изучению предмета .Важно, чтобы директор школы понимал необходимость изучения основ безопасности жизнедеятельности .Только при этом условии будет постепенное ,пошаговое материально-техническое обновление, будут изыскиваться резервы. Государством разработана неплохая концепция преподавания предмета ОБЖ. Но нет механизма её выполнения.
За годы существования ОБЖ, сформировался профессиональный преподавательский состав. Хотя есть школы , где этот предмет директор может дать учителю в «нагрузку» ,как довесок, что не способствует серьёзному его изучению учащимися .У детей в такой ситуации формируется легкомысленное отношение к нему .ОБЖ становится для них развлекательным учебным предметом. Предмет должны вести дипломированные специалисты, периодически проходящие профессиональную переподготовку на курсах.
В своей статье я охарактеризовал проблемы учебного предмета ОБЖ. Очень хотелось бы ,чтобы они решались на всех уровнях власти: от школы до министерства просвещения России .Основы безопасности жизнедеятельности очень важный учебный предмет и подход к его изучению должен быть серьёзный ,основательный .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-246582-1393319130.jpg)
Формировние мотивации на уроках основ безопасности жизнедеятельности и во внеурочной работе с детьми по предмету
обобщение опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-597533-1424456818.jpg)
Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/14/picture-404706-1392363789.jpg)
Аналитическая справка об организации внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности
Данный материал является образцом написания аналитической справки о внеурочной деятельности учителя к аттестации....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980245-1512032862.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по спе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/13/picture-799806-1542105044.jpg)
Информационная карта участника конкурса «Лучший педагог-организатор основ безопасности жизнедеятельности года Сахалинской области – 2018» и «Лучший преподаватель безопасности жизнедеятельности года Сахалинской области – 2018»
ЖелдакСергей Анатольевич Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/05/picture-1134225-1554455869.jpg)
«Отработка навыков оказания первой помощи при преподавании основ безопасности жизнедеятельности в школе»
Недостаточно давать только теоретические знания. Для того, чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оказать первую помощь, необходимо на уроках отрабатывать необходимые действия до авто...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-512228-1414848915.jpg)
Статья "Актуальность изучения школьниками основ безопасности жизнедеятельности на современном этапе".
Уже долгое время существует человеческая популяция. Все это время люди развивали экономику, создавали и постепенно совершенствовали социально-экономическую систему безопасности, ее научные и практичес...