«Отработка навыков оказания первой помощи при преподавании основ безопасности жизнедеятельности в школе»
методическая разработка

Дубровин Геннадий Николаевич

Недостаточно давать только теоретические знания. Для того, чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оказать первую помощь, необходимо на уроках отрабатывать необходимые действия до автоматизма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_okazanie_pervoy_pomoshchi._.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла

г. Жуковский

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬        

ДОКЛАД

«Отработка навыков оказания первой помощи при преподавании основ безопасности жизнедеятельности в школе»

Выполнил: учитель ОБЖ МОУ школа № 6

Дубровин Геннадий Николаевич

г.о. Жуковский

 2016 г.

Отработка навыков оказание первой помощи

при преподавании Основ безопасности жизнедеятельности в школе

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоровья, пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях своего развития это были, в основном, естественные, природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавлялись многочисленные опасности техногенного и социального характера. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».

Школа призвана стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа – личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.

Объект исследования процесс формирования знаний и умений первой помощи на уроках ОБЖ.

Предмет исследования – формы и методы, используемые для формирования теоретических знаний и практических умений оказания первой помощи на уроках ОБЖ.

Цель работы – рассмотреть педагогические технологии методики преподавания первой помощи на уроках ОБЖ учащимся.

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

1. Проанализировать педагогическую, методическую литературу по ОБЖ.

2. Проанализировать и систематизировать методы и формы, направленные на формирование у учащихся среднего школьного возраста теоретических знаний и практических умений оказания первой помощи на уроках ОБЖ.

Необходимость обучения первой помощи в современных условиях

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан определяют первую помощь как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала.

До недавнего времени в гражданской медицине не было официальной терминологии относительно первой помощи.  

26 июня 2009 года был принят в первом чтении законопроект, согласно которому не следует путать этот термин с первой медицинской помощью, скорой медицинской помощью и первой доврачебной помощью — последние являются видом медицинской деятельности и для их осуществления требуется лицензия.

В отличие от медицинской помощи, первая помощь может осуществляться любым человеком, причём некоторые категории граждан, такие как сотрудники ГИБДД, МВД, МЧС, пожарных служб, медицинские работники, присутствующие на месте происшествия, по закону обязаны её оказать.

За неоказание помощи и оставление в опасности УК РФ предусматривает ответственность.

Остальные граждане оказывают первую помощь добровольно, по мере своих возможностей и умений. Однако в случае, когда человек не может или не хочет оказывать первую помощь пострадавшему, в его обязанности входит вызов специалистов для оказания квалифицированной медицинской помощи — такое сообщение тоже относится к первой помощи.

Целями оказания первой помощи являются устранение и предупреждение развития состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью пострадавших и окружающих. К таким состояниям относятся следующие:

1. Отсутствие признаков жизни.

7. Травма живота и таза.

2. Отсутствие сознания.

8. Травма конечностей.

3. Кровотечение.

9. Термическая травма.

4. Травма головы.

10.Воздействие других повреждающих факторов.

5. Травма шеи.

11. Отравления.

6. Травма грудной клетки.

12. Другие состояния и заболевания.

Главная задача учителей ОБЖ видится в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество.

Основная задача оказания первой помощи при несчастном случае - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Эта аксиома неоспорима, но на практике мы видим явную беспомощность большинства граждан - очевидцев происшествий.

Знать теорию и методику оказания первой помощи - еще не значит уметь воспользоваться этими знаниями в экстремальной ситуации.

Чтобы потенциальному спасателю не мешали эти естественные сомнения и страхи, необходимо вложить в его руки достаточно твердые навыки, а в сознание - уверенность в важности и правильности его действий.

Таким образом, при обучении навыкам оказания первой помощи на уроках ОБЖ необходимо опираться на знания преподавателем психологических особенностей подростков. Учитель должен строить занятия так, чтобы ученикам было интересно заниматься, чтобы они были готовы при необходимости на практике применить знания, полученные на уроках ОБЖ.

Обучение первой помощи на уроках ОБЖ

в современных условиях

Обучение в школе на уроках ОБЖ в среднем возрасте должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с имитацией самых различных видов несчастных случаев. Основная цель подобных занятий - отработать тактику и навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о пострадавшем, схемы оповещения спасательных служб и администрации, а главное - научить мобилизовать все наличные силы и резервы, быстро принимать рациональные решения в затруднительных условиях экстренной ситуации (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения).

Для проведения занятий необязательно использовать традиционные аудитории, парты и столы, можно - двор, улицу, спортзал, коридор. Достаточно условно имитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение весь класс, заставить каждого подростка принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий.

Нужно взять на вооружение только те методики оказания первой помощи, которые реально может применить подросток. Прежде всего, это методики остановки кровотечения и проведения сердечно-легочной реанимации, придания наиболее благоприятного положения тела пострадавшему.

Необходимо полнее оснащать аптечки и здравпункты жгутами, шинами, средствами щадящей иммобилизации и транспортировки. Обучить каждого ученика использованию разных видов средств спасения и оказания первой помощи. Причем комплектация аптечки должна соответствовать задачам оказания первой помощи. Определяющим в составе аптечек должны быть средства оказания помощи при травмах.

Требования к составу аптечки:

дезинфицирующая жидкость для обработки рук и кожи вокруг раны,

♦ маска для проведения искусственного дыхания,

♦ резиновый баллончик (груша) для очищения полости рта и верхних дыхательных путей,

♦ атравматичный жгут «Альфа»,

♦ складная универсальная шина,

♦ гипотермический пакет,

♦ бинты и лейкопластырь,

♦ противоожоговая пеленка,

♦ набор лекарственных препаратов.

Для того чтобы каждый ученик хорошо знал содержимое аптечки и смог в любую минуту привычно и безошибочно наложить жгут, шину, холод и т.п., необходимо именно ее использовать в качестве главного учебного пособия на практических занятиях.

Можно использовать для обучения навыкам первой помощи современные роботы-тренажеры.

Обучение оказанию  Первой помощи при травме

Научить школьника предупреждать и избегать несчастных случаев, а при невозможности предотвращения правильно реагировать, уменьшая нанесенный ущерб и оказывая первую помощь пострадавшему, - одна из задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Для этого необходимо иметь элементарные медицинские знания, в частности, о травме и мерах по минимизации ее последствий.

Процесс обучения состоит из нескольких стадий.

Первая стадия - получение информации. Для лучшего восприятия информации должны использоваться все каналы ее получения:

визуальный - слайды, учебные фильмы, плакаты;

вербальный — рассказ преподавателя;

тактильный — учащемуся надо подержать в руках те устройства, которые он должен будет использовать в жизни.

Если информация усвоена, то она переходит во вторую стадию - знание.

Но для оказания первой помощи только одного знания недостаточно. Обучающийся должен уметь делать простейшие действия: проводить сердечно-легочную реанимацию, останавливать кровотечение и т.д. Умение - это третья стадия.

Но в экстремальной ситуации просто одного умения может быть тоже недостаточно, необходим навык, т.е. повторенное многократно действие. Это четвертая стадия подготовки.

Для того чтобы подросток приобрел навыки и смог применить их в любой сложной обстановке, необходимо использовать многоступенчатый метод обучения:

1-я ступень - преподаватель для всего класса рассказывает и показывает, как правильно выполняется тот или иной элемент при оказании помощи, и отвечает на вопросы;

2-я ступень - один из учащихся рассказывает порядок действий по оказанию помощи, а преподаватель в указанной последовательности выполняет их, даже если обучающийся дает неверные указания. На этой ступени ученик должен увидеть свои ошибки и исправить их;

3-я ступень - учащийся самостоятельно повторяет указанные действия и комментирует их выполнение. Это позволяет лучше запомнить последовательность действий при оказании помощи;

4-я ступень - учащийся самостоятельно выполняет все действия без речевого сопровождения, что помогает полученные знания и умения превратить в навыки;

5-я ступень - учащийся выполняет все действия по оказанию помощи в режиме реального времени, что способствует закреплению полученных навыков.

Весь класс обсуждает правильность выполнения его действий, вносит корректировки и дает оценку работе одноклассника в целом.

Преподаватель оценивает правильность выполнения действий, их усвоения на четвертой и пятой ступенях. Если обучающийся допускает ошибки, то он снова начинает повторение действий с третьей ступени.

Модульное обучение при обучении навыкам первой помощи

Содержание модульного обучения состоит в том, что подросток самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению содержанием.

Принципиальное отличие модульного обучения состоит в том, что материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения.

Приступив к составлению уроков по модульной системе по данному разделу дисциплины, можно выделить следующие блоки:

♦ первая помощь при ранениях, первая помощь при кровотечениях,

♦ первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях и разрывах связок,

♦ первая помощь при переломах,

♦ первая помощь при инсульте, инфаркте,

♦ первая помощь при ожогах,

♦ первая помощь при отравлениях.

Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого подростка в отдельности дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, овладеть навыком первой помощи, приемам, включая в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Каждый модуль имеет свою структуру. Известно несколько типов модулей:

1. Познавательные. При работе с таким модулем главной целью является объем информации по изучаемой теме.

2. Операционные. Главное здесь формирование и развитие способов деятельности.

3. Смешанные. При таком типе модулей используются элементы первых двух типов.

Построение модулей осуществляется по смешанному типу.

Проведение уроков по данной технологии способствует приобретению школьником уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих учеников.

Исходя из особенностей работы учителя и ученика, при использовании модульной технологии обучения в функции учителя входит обеспечение всех участников обучения дидактическим материалом. Каждый ученик должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольный лист. Преподаватель составляет модуль, как раньше составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то приходится теперь затрачивать время на организацию самостоятельной деятельности подростков и собственной консультирующей работе.

При анализе работы класса на уроке преподаватель проверяет контрольные задания, проводит рефлексию и работает с оценочными листами. Нововведением является рефлексия. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, определить, что эта работа им дала. Рефлексию следует проводить в трех измерениях «дело», «Я», «мы».

1.     Как я усвоил материал? («дело»). Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов. Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов. Мало что понял. Необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

  1. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой? («Я»). Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой - 9-10баллов. Допустил ошибки - 7-8 баллов.
  1. Как работала группа, учебная пара? («Мы»). Дружно, совместно разбирали задания - 9-10 баллов. Не все активно участвовали в обсуждении - 7-8 баллов. Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок - 4-6 баллов.

Следует сказать и о проблемах, связанных с модульной технологией -большие затраты на ксерокопирование модульных уроков, недостаточность подготовки подростков к самостоятельной работе. Структурирование учебной информации требует огромных трудозатрат, нужно пересмотреть большое количество материала, который нужно адоптировать в качестве иллюстраций в модульной технологии.

Преимущества:

♦ значительно повышается качество подготовки (компетентность) учеников как по теоретическим, так и по практическим аспектам обучения;

♦ обеспечение высокой мотивации к процессу обучения;

♦ изменяются функции учителя, его деятельность становится более творческой, консультативной;

♦ гибкость и открытость - форма организации процесса обучения.

При изучении курса ОБЖ по модульной системе необходимы условия:

  1. Четкая организация учебного процесса.
  2. Постановка целей и задач обучения всего блока.
  3. Сочетание словесных и наглядных методов.
  4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности.
  5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.
  6. Вера учителя в способности обучаемого подростка.

Модульная технология интересна и эффективна. Эта система относится к интерактивным формам обучения. Методика ее на первый взгляд сложна. Требует работы и преподавателя и обучаемого, что обеспечивает эффективное обучение в развитии компетентности обучаемого и преподавателя по предмету.

Модульная технология ориентирована на достижение конечного результата, то есть получение практических навыков, значит отвечающих требованиям государственных стандартов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь человека - бесценный дар. Мы должны усвоить одну простую истину: от каждого из нас зависят жизнь и здоровье наших близких, друзей и нации в целом. Террористические акты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы уносят тысячи человеческих жизней, поэтому, сегодня любой человек должен владеть навыками по оказанию первой помощи, ведь иногда минуты и даже секунды становятся решающими в вопросе жизни или смерти.

Уроки, посвященные первой помощи пострадавшим, позволяют заинтересовать подростков, повысить их активность, что благотворно влияет на освоение ими курса ОБЖ.

Таким образом, в рамках предмета ОБЖ необходимо прививать детям и подросткам навыки оказания первой  помощи.

Недостаточно давать только теоретические знания. Для того, чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оказать первую помощь, необходимо на уроках отрабатывать необходимые действия до автоматизма. Подросток должен знать какую первую помощь он сможет оказать пострадавшему.

Уроки по отработке навыков первой  помощи должны быть построены с учетом возрастных особенностей учащихся подросткового возраста. Они должны быть интересными, информативными, запоминающимися. Для этого необходимо использовать современные педагогические технологии, такие как модульное обучение, метод проектов, групповую и индивидуальную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности жизнедеятельности в сельской школе"

доклад "Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности жизнедеятельности в сельской школе"...

Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности жизнедеятельности

Достижения педагогической науки последних лет требуют осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей подготовки учителя в системе повышения квалификации. Одно из инновационны...

Программа выявления и учета педагогом познавательного интереса учащихся в процессе преподавания основ безопасности жизнедеятельности

В последние годы получила распространение модель развивающего образования, в которой отдается предпочтение развитию когнитивных способностей личности: памяти, внимания, мышления, ее самостоятель...

Планируемые результаты и оценка их достижения при преподавании основ безопасности жизнедеятельности.

Выступление на педагогической асамблеи о результатах и оценке достижений при преподавании ОБЖ...

Использование ситуационных, проблемных задач в преподавании основ безопасности жизнедеятельности

Безопасность является одной из базовых потребностей каждого человека, как в повседневной жизни, так и в экстремальных условиях. Поэтому одним из существенных условий в преподавании курса «Основы...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемное обучение – это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и обучающихся, характеризующийся систематиче...