Методические рекомендации к практическим работам по географии.
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

В методической работе даются рекомендации и задания для проведения практических работ на уроках географии в 10 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к практическим работам по географии.

Практическая работа №1

Тема: Источники географической информации.

Цель: Вырабатывание навыков получения нужной информации из любых доступных источников (карты, графики, фотоиллюстрации, тексты, статистические таблицы).

Инструкция:

  1. Прочитать в учебнике В. П. Максаковского «География 10 кл». Дрофа 2007 г., страницы №5,6,7.

2.Используя полученные знания, дать географические определения (если возможно, перечислить объекты) и привести примеры по следующим понятиям:

1 вариант:

1.Материк.

2.Части света.

3.Ойкумена.

4.Закрытое море.

5.Роза ветров.

2 вариант:

1.Океаны.

2.Стороны света.

3.Водораздел.

4.Открытое море.

5.Название берегов рек.

Критерии оценки:

«5» - работа выполнена в полном объёме, без ошибок.

«4» - работа выполнена примерно на 80% без ошибок, или выполнена полностью, но одно определение дано неверно.

«3» - работа выполнена примерно на 60% без ошибок, или два определения не даны, или даны неверно.

«2» - работа выполнена менее чем на 50%, или три определения и более даны неверно.

Практическая работа №2

Тема: Государственное устройство стран мира.                                                                «Горячие точки планеты».Цель: Закрепление знаний и умение систематизировать их по разделам: власть – её виды и подвиды; территория – её устройство для действия закона. Инструкция:

 Используя политическую карту мира, таблицы , учебник В. П. Максаковского «География 10 кл». Дрофа 2007г., страницы № 17-19,ответить на вопросы и дать определения, приведя примеры по следующим понятиям:

1 вариант:                                         2 вариант:

1.Монархия.                                  1.Республика.

2.Унитарное государство.           2.Федерация.

3.Парламентская республика.    3.Теократическая монархия.

4.Формула существования         4. Формула существования        

    государства.                                государства.

5.Конституция.                           5.Зависимые территории.

«Горячие точки планеты»:

Используя знания по смежным предметам (истории, обществознанию), продемонстрировать осведомленность и перечислить значимые в планетарном масштабе военные конфликты между странами или субъектами стран в 20 веке.

Критерии оценки:

«5» - работа выполнена в полном объёме, без ошибок.

«4» - работа выполнена примерно на 80% без ошибок, или выполнена полностью, но одно определение дано неверно.

«3» - работа выполнена примерно на 60% без ошибок, или два определения не даны, или даны неверно.

«2» - работа выполнена менее чем на 50%, или три определения и более даны неверно.

Практическая работа №3

Тема: Масштабы и типы урбанизации различных стран. Экологические проблемы больших городов.

Цель: Закрепление знаний и умение систематизировать их по разделам: типология стран (аграрные – индустриальные) и отрицательные последствия человеческой деятельности на природу.

 Инструкция:

Используя карту «Население мира», таблицу занятости населения в крупных странах, учебник В. П. Максаковского «География 10 кл». Дрофа 2007г., страницы № 58-59,ответить на вопросы и дать определения, приведя примеры по следующим понятиям:

     Проанализировав рис №10 со стр. №62 учебника В. П. Максаковского «География 10 кл». и таблицу №11 на стр. №386 в «Приложениях», подсчитайте и напишите:

1. Во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 21 века?

2. На сколько миллионов человек возросло население земного шара в 19-м и 20-м веках?

3. Произведите другие расчёты и сравнения (не менее 3-х) для доказательства положений учебника, используя таблицу №11 на стр. №386 в «Приложениях».

Критерии оценки:

«5» - работа выполнена в полном объёме, без ошибок.

«4» - работа выполнена примерно на 80% без ошибок, или выполнена полностью, но одно определение дано неверно.

«3» - работа выполнена примерно на 60% без ошибок, или два определения не даны, или даны неверно.

«2» - работа выполнена менее чем на 50%, или три определения и более даны неверно.

Практическая работа №4

Тема: Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения окружающей среды.

Цель: Закрепление знаний и умение систематизировать их по разделам: отрицательные последствия человеческой деятельности на природу и виды загрязнений природной среды.

 Инструкция:

1.Используя карту природных ресурсов планеты, дать определение понятию «ресурсообеспеченность» и привести примеры стран.

 2-4. Сформулировать по теме не менее 3-х вопросов по проблемам человечества, связанных с загрязнением окружающей среды.

5. На основе полученных знаний назвать причины следующих явлений:

а) во второй половине 20-го века степень «очеловеченности» географической среды резко возросла.

б) в наше время «нагрузка» на землю возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается.

Критерии оценки:

«5» - работа выполнена в полном объёме, без ошибок.

«4» - работа выполнена примерно на 80% без ошибок, или выполнена полностью, но одно определение дано неверно.

«3» - работа выполнена примерно на 60% без ошибок, или два определения не даны, или даны неверно.

«2» - работа выполнена менее чем на 50%, или три определения и более даны неверно.

Практическая работа №5

Тема: Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.

Цель: Закрепление знаний и умение систематизировать их по разделам: типология стран и их роль в мировом хозяйстве.

Инструкция: На основе полученных знаний и используя план-схему назвать ведущие признаки и примеры  следующих явлений:

  1. НТР.
  2. Мировое хозяйство.
  3. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
  4. Факторы размещения.
  5. Региональная политика.

Критерии оценки:

«5» - работа выполнена в полном объёме, без ошибок.

«4» - работа выполнена примерно на 80% без ошибок, или выполнена полностью, но одно определение дано неверно.

«3» - работа выполнена примерно на 60% без ошибок, или два определения не даны, или даны неверно.

«2» - работа выполнена менее чем на 50%, или три определения и более даны неверно.

Практическая работа №6

Тема: Численность и динамика населения мира.

Цель: Закрепление знаний у обучающихся  по численности и типам воспроизводства населения мира. Умение систематизировать данные знания по разделам, связанными с экономическими и социальными показателями стран, взятыми из различных географических источников.

Инструкция: На основе полученных знаний и используя различные географические источники: карту «Население мира», таблицы роста численности населения мира, динамики численности населения мира, таблицы воспроизводства населения мира  учебник В. П. Максаковского «География 10 кл». Дрофа 2007г., страницы вкладки № 11-14,ответить на вопросы практической работы №6:

1. Какие главные центры притяжения трудовых ресурсов существуют сегодня в мире, сколько и где?

2. Виды миграций населения.

3. География миграций населения.

4. Что такое «трудовые ресурсы»?

5. Что такое «качество населения»?

Критерии оценки:

«5» - работа выполнена в полном объёме, без ошибок.

«4» - работа выполнена примерно на 80% без ошибок, или выполнена полностью, но одно определение дано неверно.

«3» - работа выполнена примерно на 60% без ошибок, или два определения не даны, или даны неверно.

«2» - работа выполнена менее чем на 50%, или три определения и более даны неверно.

Практическая работа №7

Тема: Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природных условий разных территорий.

Цель: Умение анализировать полученные знания и, используя различные географические источники, находить взаимосвязи между ними.

Инструкция: Используя «Политическую карту мира» и форзацы учебника с «визитными карточками» стран,  материалы учебника  В. П. Максаковского «География 10 кл». Дрофа 2007г., страницы № 11-14,ответить на вопросы практической работы по 5 обитаемым материкам.

Критерии оценки:

«5» - работа выполнена в полном объёме, без ошибок.

«4» - работа выполнена примерно на 80% без ошибок, или выполнена полностью, но одно определение дано неверно.

«3» - работа выполнена примерно на 60% без ошибок, или два определения не даны, или даны неверно.

«2» - работа выполнена менее чем на 50%, или три определения и более даны неверно.

Практическая работа № 8

(2 часа)

Тема: Экономический союз «Большая семёрка»

Цель: Закрепление знаний у обучающихся  по экономическим союзам. Умение систематизировать знания по разделам, связанными с экономическими и социальными показателями стран, взятыми из различных географических источников.

Инструкция: На основе полученных знаний и используя различные географические источники, заполнить таблицу по Б-7 по предлагаемой форме:

Название страны, столица и  река, s, население

Государственный язык, форма власти, территориальное устройство

Минеральные ресурсы (полезные ископаемые) с «адресом»

Промышленность

(значимые объекты) с «адресом»

Сельское хозяйство с региональным «адресом»

Воды омывающие, внутренние.

Критерии оценки:

«5» - работа выполнена в полном объёме, без ошибок.

«4» - работа выполнена примерно на 80% без ошибок, или выполнена полностью, но одно определение дано неверно.

«3» - работа выполнена примерно на 60% без ошибок, или два определения не даны, или даны неверно.

«2» - работа выполнена менее чем на 50%, или три определения и более даны неверно.  

Практическая работа № 9

(2 часа)

Тема: Участие России в мировой торговле. Внешние экономические связи со странами Балтии, странами АТР и Западной Европы.

Цель: Закрепление знаний у обучающихся  по экономическим союзам, в которые входит или с которыми сотрудничает Россия. Умение систематизировать знания по разделам, связанными с экономическими и социальными показателями союзов, взятыми из различных географических источников.

Инструкция: На основе полученных знаний и используя различные географические источники, заполнить самостоятельно сделанную таблицу.

Критерии оценки:

«5» - работа выполнена в полном объёме, без ошибок.

«4» - работа выполнена примерно на 80% без ошибок, или выполнена полностью, но одно определение дано неверно.

«3» - работа выполнена примерно на 60% без ошибок, или два определения не даны, или даны неверно.

«2» - работа выполнена менее чем на 50%, или три определения и более даны неверно.  

Критерии оценки:

«5» - работа выполнена в полном объёме, без ошибок.

«4» - работа выполнена примерно на 80% без ошибок, или выполнена полностью, но 20% определений дано неверно.

«3» - работа выполнена примерно на 60% без ошибок, или 40% определений не даны, или даны неверно.

«2» - работа выполнена менее чем на 50%, или 50% определений и более даны неверно.

Внеаудиторная самостоятельная работа.

В начале учебного года для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся предлагаются нижеперечисленные темы для написания рефератов.

Темы рефератов:

  1. Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества.

2. Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира.

3. Урбанизация - всемирный процесс: проблемы и перспективы.

4. Экономические и экологические проблемы отраслей мирового хозяйства (по выбору учащихся).

5. Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов.

6. Особенности формирования современной политической карты мира.

7. Географическая «модель» современного мирового хозяйства.

8. Традиционные и новые формы внешних экономических связей.

9. Современные функции и проблемы крупных городов.

10. Организация особо охраняемых природных территорий; их география.

тематический план

Наименование разделов

Количество часов

Лекции

Практика

Введение

1

0

1. Источники географической информации

0

1

2. Политическая карта мира

2

1

3. География населения мира

2

1

4. География мировых природных ресурсов

1

1

5. География мирового хозяйства

7

3

6. Регионы и страны мира

7

3

7. Россия в современном мире

2

2

8. Географические         аспекты         современных глобальных проблем человечества

3

1

Часы

25

13

Итого

38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации выполнения практических работ «Работа в СУБД Access"

Методические рекомендации по проведению практических работ   профессионального модуля ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации. Учебная практика», отражают раздел «Работа в среде системы ...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика и ИКТ» . Можно использовать для выполнения самостоятельных работ...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика» часть 1

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика». Можно использовать для выполнения самостоятельных работ...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика» часть 2

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика»...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика» часть 5

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика»...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика» часть 3

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика»...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...