Закономерности циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны.
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Урок -лекция с практической направленностью. Во время демонстрации слайдов происходит обобщение имеющихся знаний, объяснение новой темы с виртуальной наглядностью, обучение практическому направлению предсказания погоды на ближайшее время.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация составлена учителем МБОУ Зимовниковской СОШ №10 Бохановой Светланой Александровной. Урок географии в 8 классе. Раздел: " Климат"

Слайд 2

Что объединяет эти фотографии? ( Ответ связан с природными процессами)

Слайд 3

Что отличает эти две фотографии? Что мы будем изучать сегодня на уроке на основе увиденных фотографий?

Слайд 4

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

Слайд 5

Климатообразующие факторы: Географическая широта. Подстилающая поверхность. Движение воздушных масс.

Слайд 6

Речь пойдёт о ясной и пасмурной погоде, о её предсказании. Определите, какой день будет, если утром наблюдаем туман?

Слайд 7

Крупные массы тропосферы, отличающиеся своими свойствами (температурой, влажностью, прозрачностью)

Слайд 9

Снимки из космоса

Слайд 11

ЦИКЛОНЫ 1.Образуются при вторжении тёплого воздуха в холодный. 2. В центре циклона область пониженного атмосферного давления . 3. Движение воздуха восходящее, против часовой стрелки 4. Обладают большой подвижностью. 5. Приносят пасмурную, ветреную, сырую погоду, смягчают жару летом и мороз зимой. Н В В В В

Слайд 12

АНТИЦИКЛОНЫ Образуются при вторжении холодного воздуха в тёплый. В центре антициклона область повышенного атмосферного давления . Движение воздуха нисходящее, по часовой стрелке. 4. Малоподвижны. 5. Приносят ясную безветренную погоду, усиливают жару летом и мороз зимой В

Слайд 13

Какие атмосферные вихри принесут такую погоду?

Слайд 15

Тёплый и холодный фронт Когда будут проходить ливневые дожди? Когда идёт мелкий моросящий дождь? 1. Просмотр видео тёплого фронта. http://www.youtube.com/watch?v=xdd1b3XBPCg 2. Просмотр видео холодного фронта. http://www.youtube.com/watch?v=UAvlyBF7tb8

Слайд 18

Синоптическая карта

Слайд 20

Характеристика циклона и антициклона (сравнительная) Признаки сравнения Циклон Антициклон Давление в центре На периферии Токи воздуха Направление ветра Особенности погоды Районы преобладания

Слайд 21

Проверим: Признаки сравнения Циклон Антициклон Давление в центре Н В На периферии В Н Токи воздуха восходящие нисходящие Направление ветра Против часовой стрелки По часовой стрелке Особенности погоды Зимой: снег, ветер, облачно, потепление Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание Зимой: морозно, ясно, без осадков; Летом: жарко, ясно, без осадков Районы преобладания Северные и центральные районы России Южные районы России

Слайд 22

Оцените свою работу на уроке Сегодня на уроке мне было …. Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…. Сегодня я….. Мне было легко… Мне было сложно… О том, что я узнал (а), я расскажу….

Слайд 23

Посмотрим за окно. Какая погода сейчас? По каким признакам вы сделали такой вывод? Что будет с погодой, если передали приближение циклона? Какая будет погода, если утром вы видели сильный туман?

Слайд 24

Список использованных материалов: http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/wallpapers/81934_priroda_pole_zemlya_nebo_oblaka-cveta_2560x1600_(www.GdeFon.ru).jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/522/76522134_3ec79da59daa.gif http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/382895/?page=1 http://www.photoforum.ru/f/photo/000/598/598988_36.jpg http://www.vseokrasote.ru/linked/userpic/x_90bb510b.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5/iuspas.2/0_49ed_dfc3fecf_L http://basik.ru/images/rain/short.jpg http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/150329/?page=0#preview http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/264498/?page=0#preview http://festival.1september.ru/files/articles/50/5069/506981/img7.JPG Тёплый фронт http://www.youtube.com/watch?v=xdd1b3XBPCg Холодный фронт http://www.youtube.com/watch?v=UAvlyBF7tb8 http://shools-geograf.at.ua/publ/fizicheskaja_geografija/atmosfera_pogoda_i_klimat/ciklony_i_anticiklony/18-1-0-105



Предварительный просмотр:

Урок-презентация с использованием элементов слайд - лекции.

       Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрированного рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видеофильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point в презентацию.  В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах.                                                                                                                

         Открытый урок  с использованием презентации по теме:

               «Закономерности циркуляции воздушных масс.

             Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны».

Класс: 8 класс

Учитель: Боханова Светлана Александровна

Цели урока:

ОЦ: Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на

         погоду.

РЦ: Выделить главное, обеспечить осмысление и усвоение учащимися нового материала;  

        Определять и объяснять состояние погоды нашей местности в данное время;  

        Развивать умения определять по синоптическим картам  состояние погоды на ближайшее

        время;  

ВЦ: Способствовать воспитанию наблюдательности за признаками погодных явлений и  интереса

         к   прогнозированию погоды.  

Задачи урока:

  • Способствовать развитию познавательного интереса к прогнозированию погоды;
  • Совершенствовать умения анализировать  и  работать с синоптическими картами;
  • Воспитывать наблюдательность.

Оборудование: атласы по географии, ЦОР «Тёплый и холодный атмосферные фронты», синоптическая карта России, снимки из космоса, презентация «Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны», мультимедийное оборудование с проектором, таблица для самоконтроля «Сравнительная характеристика циклона и антициклона»

Методы и формы учебной деятельности:  обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.  

                                                                                                                               

                                                                        Ход урока:

I. Организационный момент: 

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

1. Перед изучением новой темы учитель ставит проблемный вопрос, на который учащиеся  должны ответить и определить тему изучения нового материала.

- Что мы будем  изучать сегодня  на уроке на основе увиденных фотографий? ( СЛАЙД 1, 2)

«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны». ( СЛАЙД 3)

2. В 7 классе мы изучали климатообразующие факторы. Вспомним их и определим, какой из них  сильно влияет на состояние погоды? Этот фактор мы  и будем изучать сегодня. (СЛАЙД 4. Ответ: «Движение воздушных масс»)

II. Мотивационный момент:

   Сегодня на уроке мы  

  • познакомимся с синоптическими  картами, научимся их «читать», определим движение воздушных масс.
  • узнаем,  как составляется прогноз погоды на ближайшее время.
  • определим погоду на завтра и послезавтра ( для своей местности).

III. Изучение новой темы:

  Как вы уже догадались, речь пойдёт о ясной и пасмурной погоде, о её предсказании.
- Определите, какой день будет,  если утром наблюдаем туман? (СЛАЙД 5)

Вспомните, видели вы туман утром? (Учащиеся отвечают)

 Учитель на этом примере начинает объяснение.

        Это явление природы связано с тем, что утренний холодный воздух сталкивается с приходящим тёплым воздухом. При столкновении двух воздушных масс с разными температурами образуется конденсат в виде тумана. Чем больше разница температур, тем гуще будет туман. (СЛАЙД 5) При этом, день будет ясный, а температура воздуха теплее.

(СЛАЙД 6) Определение понятия «воздушная масса».

(СЛАЙД 7) Типы воздушных масс, встречающихся  у земной поверхности.

(СЛАЙД 8) Движение воздушных масс очень хорошо просматривается из космоса. Что вам напоминает каждый из этих космических снимков? (Ответ: Движение лопастей вентилятора)

(СЛАЙД 9) На примере слайда, мы можем определить направление движения такого вихря, а это значит, что можно определить какую погоду принесёт этот вихревой поток. Так составляются прогнозы погоды на ближайшее время с использованием космических снимков  воздушных масс.

Воздушные массы бывают двух видов – это циклоны и антициклоны.

(СЛАЙД 10) Циклоны – это вихрь с низким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования циклона и его характеристики. Основное направление передвижения  циклонов  с запада (Атлантический океан) на восток.

(СЛАЙД 11) Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования антициклона и его характеристики. Приходят в основном из центральных  и южных районов континентального климата. Суша прогревается быстрее, поэтому летом  приходит жара с засухой. Зимой континент остывает быстрее, воздух ясный и морозный. Самый крупный антициклон, формирующийся над Евразией – Сибирский антициклон.

(СЛАЙД 12) Какие атмосферные   вихри принесут  такую погоду в наш район? (По фотографиям погоды в Зимовниках учащиеся определяют,  где господствует циклон, а где антициклон)

(СЛАЙД 13) Закрепляем умения определять название господствующих воздушных потоков.

(СЛАЙД 14) Все воздушные вихри передвигаются один за другим, изменяя погоду. После просмотра ЦОРов о тёплом и холодном фронтах определим:

 - Когда идут ливневые дожди?

 - Когда наблюдается моросящий дождь?

Тёплый                                    http://www.youtube.com/watch?v=xdd1b3XBPCg 

Холодный                                 http://www.youtube.com/watch?v=UAvlyBF7tb8 

       (в папке есть видео тёплого и холодного фронтов, если не открывается в презентации)        

(СЛАЙД 16) Видео тёплого фронта.

(СЛАЙД 17) Видео холодного фронта.

Сейчас познакомимся с синоптической картой. Увидев её, мы сразу можем  составить прогноз погоды своей местности, не дожидаясь её озвучивания.

(СЛАЙД 18) Как изображены циклоны? Их направления?  Как изображены антициклоны?

Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта  начнётся потепление)

(СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону  летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода).

IV. Практическая часть урока: Заполним таблицу для закрепления изученного  

     материала.(СЛАЙД 20)

Сравнительная характеристика циклона и антициклона: (СЛАЙД 21) Проверяем ответы.                          

Признаки сравнения

          Циклон

        Антициклон

Давление в центре

              Н

                В

Давление на периферии

              В

                Н

Токи воздуха

      Восходящие

   Нисходящие

Направление ветра

Против часовой стрелки

По часовой стрелке

Особенности погоды

Зимой: снег, ветер, облачно, потепление.

Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание.

Зимой: морозно, ясно, без осадков.

Летом: жарко, ясно, без осадков.

Рефлексия:   

1. Определите о какой погоде (циклоне или антициклоне) идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?

Буря мглою небо кроет,                      Под голубыми небесами                                  

Вихри снежные крутя,                        Великолепными коврами,                              

То как зверь она завоет,                       Блестя на солнце снег, лежит                          

То заплачет как дитя,                                               А.С.Пушкин                                  

                  А.С.Пушкин                                 (Антициклон) 

        (Циклон)                                                        

2. Оцените свою работу.(СЛАЙД 22)

  • Сегодня на уроке мне было ….
  • Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….
  • Сегодня я…..
  • Мне было легко…
  • Мне было сложно…
  • О том, что я узнал (а), я расскажу…

3.(СЛАЙД 23)

- Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?

- По каким признакам вы сделали такой вывод?

- Что будет с погодой, если передали приближение циклона?

Подведение итогов урока. Домашнее задание: параграф 11 на стр.73-80.

            Сегодня я хотела показать изменчивость погоды и объяснить причины перемен состояния воздушных масс. Именно на уроке происходит обучение практическому применению полученных знаний в виде предсказания погоды на ближайшее время по синоптической карте. Собираясь в школу, учащиеся будут рассматривать погоду сегодняшнего дня, научно объясняя её. Но большее удовлетворение они получат от правильного предсказания погоды на завтра. (Например, при быстром приближении циклона в сентябре предсказываем сильный ветер и дождь с похолоданием). Стихотворения  показывают состояние погоды, а учитель пытается на практике закрепить полученные знания учащимися и развивает умения объяснять процессы, происходящие в атмосфере. Заинтересованность в данном вопросе является движущей силой в приобретении знаний. Хочется верить, что мой урок будет опробован многими учителями. А презентация к уроку будет опорным конспектом для проведения урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Атиосферная циркуляция воздушных масс

Расширить знания учащихся о климате ; сформировать понятие об " атмосферных фронтах "  , " циклоне и антициклоне"....

Презентация к уроку ""Атмосферная циркуляция воздушных масс"

Даны основные определения , показано движение воздуха в циклоне и антициклоне....

Циркуляция воздушных масс. 8 класс

План-конспект урока с использованием ЭОР....

Циркуляция воздушных масс. 8 класс

План-конспект урока с использованием ЭОР....

Технологическая карта урока по теме "Движение воздушных масс. Циклоны и антициклоны".

Тип урока - открытие новых знаний. Формы работы: групповая, работа с карточками, учебником, ЭОР.  Идея урока - приобретение новых знаний путем проблемной ситуации, позволяющей учащимся само...

Мастер-класс Климат. Климатообразующие факторы ДНР (циркуляция воздушных масс).

Цели: продолжить формировать представления учащихся о климате и  климатообразующих факторах, сформировать понятия о воздушных массах ДНР, их распределении и свойства, развивать умения работы с кл...

Урок в 8 классе по теме: "Воздушные массы.Циклоны, антициклоны"

Урок открытия нового знания по теме: "Воздушные массы. Циклоны, антициклоны"Вид урока: комбинированный...