Рабочая программа 11 класс (профильный уровень)
рабочая программа по географии (11 класс) на тему

Рабочя программа по географии для  11 класса профильный уровень учебник Холина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx65.33 КБ

Предварительный просмотр:

   Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в10- 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль) и составлена на основе следующих документов:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
  • Примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
  • Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №82»
  • Рабочей программы по географии для 10-11 классов (профильный уровень) (Рабочие программы по географии. 10-11 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост.Н.В.Болотникова.- 2-е изд., испр., доп. –М.: Издательтво «Глобус». 2009. – 110 с.- (Образовательный стандарт).
  • Рабочей программы по географии для 10-11 классов (профильный уровень)  Холиной В.Н.

  Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.

  Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:

 - осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;

 - умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;

 - умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

  Изучение географии на профильном уровне (социально-экономический профиль) направлено на достижение следующих целей:

 - освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;

 - овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;

 - развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;

 - воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;

 -  приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

Данная рабочая программа рассчитана на 2 года (в объеме 210 годовых часов (3 часа в неделю)).

В настоящее время еще не изданы учебники географии для каждого конкретного профиля, поэтому планируется использовать имеющиеся учебники для 10-11 классов, соответствующие Федеральному компоненту государственного стандарта образования по географии (профильный уровень), рекомендованные (допущенные) Министерство образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.

Перечень формируемых компетенций, знаний, умений и навыков

В ходе изучения курса формируются следующие компетенции и навыки:

  1. самостоятельно добывать знания и информацию (предусмотрена работа с научными и публицистическими текстами, реферирование);
  2. расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
  3. составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиаграммы;
  4. картографировать социально-экономические показатели;
  5. анализировать информацию по картам (картосхемам) учебника, атласа, Интернета;
  6. сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;
  7. анализировать и интерпретировать социально-экономические показатели;
  8. искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных учебниках и атласах по истории и экономике);
  9. применять средства Microsoft Office и персональный компьютер для решения практических задач;
  10. участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики.

Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи данного курса, такие как:

  1. Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов.
  2. Оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе).
  3. Оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей.
  4. Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации.
  5. Построение демографических пирамид и оценка экономических последствий изменения демографической структуры населения стран.
  6. Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).
  7. Оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны.
  8. Оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер») и разработка оптимальных систем расселения.
  9. Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам).
  1. Функциональное и экологическое зонирование территории города.
  2. Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
  3. Оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики.
  4. Оценка факторов размещения промышленных предприятий.
  5. Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.
  6. Проведение многопризнакового и однопризнакового районирования.
  1. Выбор наиболее существенных признаков для районирования.
  2. Оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования.
  3. Оценка распределения национального дохода между районами страны: построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.

Формы занятий

Классная работа: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок - «круглый стол», урок - контроль знаний, урок работы в Интернете, урок-практикум, урок-исследование (мини-проект).

Внеклассная работа: поиск нужной информации в учебнике, работа с источниками информации, в том числе с Интернетом, СМИ, выполнение практических заданий и анализ результатов, подготовка мультимедиапрезентаций.

Курс построен так, что базовый объем знаний, умений и навыков формировался во время классной работы. Учитель, в зависимости от уровня подготовки класса, его мотивированности, степени загруженности учащихся, может вообще отказаться от домашних заданий.

Большое значение в структуре курса имеют практические занятия, на которых учащиеся самостоятельно анализируют на основе работы с пакетом статистических материалов проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества в странах различных социально-экономических типов.

Многие задания (оценка правильности нарезки округов для голосования, функциональное зонирование городов, механизм установления цены на земельные участки) особенно интересны своей близостью к реалиям повседневной жизни и важны для овладения навыками исследовательской работы.

Такая структура курса закладывает основы пространственного мышления, позволяет лучше ориентироваться в современном
мире.

  1. Содержание тем учебного курса  (210 ч; 105 ч. в 10 классе, 105 ч. в 11 классе; 3 ч. в неделю)

Раздел  1. География в современном мире (13 часов)

География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии.  И.Кант и классификация наук.

Законы размещения.

Географические исследования: традиционные — экспедиционный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.

Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.

Модель Тюнена, парадигма экономической географии.

Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (35 часов)

Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.

Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты).

Формы государственного устройства и правления.

Организация территории государства (унитаризм и федерализм).

Территория и границы государств. Территориальные споры.

Геополитика.

Международные политические организации. ООН.

Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (26 часов)

Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.

Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения.

Типы стран современного мира.

Анаморфированное картографическое изображение.

Раздел 4. Население и культура (31 час)

Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т.Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.

География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.

Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.

Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.

Раздел 5. Городские и сельские поселения (20 часов)

Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города.

Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.

Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.

Раздел 6. Мировое хозяйство (65 часов)

Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе.

Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального хозяйства.

Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промышленность.

География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства). Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны — основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хозяйства мира. Продовольственная проблема. «Зеленая революция».

Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ресурсов (экономика природопользования).

Лесное хозяйство и рыболовство.

Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности.

Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. ТНК.

Обрабатывающие отрасли. Экологические последствия развития промышленности.

Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система (грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные магистрали мира.

Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование.

Офшорные районы мира.

Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные торговые пути древности и современности.

Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта (импорта).

Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения стран мира.

Раздел 7. Устойчивое развитие (20 часов)

Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.

Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.

Закономерности пространственного экономического развития (центр — периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, «полюса роста»).

Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов.

Региональный монополизм и региональная политика.

Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.).

Киотский протокол.

При составлении тематического планирования материал был распределён следующим образом:

10 класс. Общее распределение тем.

Раздел 1. География в современном мире- 8ч

Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы- 26ч

Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран – 14 ч

Раздел 4. Население и культура- 21 ч

Раздел 5. Городские и сельские поселения- 18 ч

Раздел 6. Устойчивое развитие – 11 ч

Итоговый урок по курсу 10 класса – 1ч

Повторение- 4ч.

Резерв- 2ч.

11 класс. Общее распределение тем.

Актуализация знаний по курсу географии в 10 классе- 1 ч.

Раздел 6. Мировое хозяйство- 56ч

Раздел 7. Региональная характеристика мира- 42ч

Повторение-3 ч

Резерв- 3ч.

Таким образом, разделы «Городские и сельские поселения», «Устойчивое развитие», которые в авторской программе рассматриваются в 11 классе, были перенесены в 10 класс.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии в 10-11 классе на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорийстраны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; рационального использования природных ресурсов, экологических последствий хоз. деятельности человека
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий страны на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов для размещения отдельных предприятий,
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Оценочные практические работы:

На основе статистических данных и карт атласа составить прогноз экономического развития региона на ближайшие 10 лет

Выявление стран со сходным уровнем социально-экономического развития по методике многопризнако-вой классификации

 На основе графика составить прогноз динамики численности населения в отдельных странах мира

Оценка обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных стран мира.

Составить прогноз об обеспеченности некоторыми видами минеральных ресурсов отдельных стран мира.

Характеристика нефтяной промышленности мира.

Сравнение промышленных регионов развитой и развивающейся страны.

Сравнение транспортных систем развитой и развивающейся страны на примере Японии и Аргентины.

  

           Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Оценка качества выполнения

практических по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Оценка качества выполнения

практических по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

         Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

         Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Перечень учебно-методического обеспечения

Основной учебник: География: Экономическая и социальная география мира (профильный уровень): В 2 ч.: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ – М.: Русское слово, 2009

Дополнительная литература:

  • Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Максаковский В.П. -М.: Просвещение, 2008.
  • Холина В.Н. География (профильный уровень). 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 кн. Кн. 1 – М.:Дрофа, 2009.
  • Атлас.  География мира 10 класс, 2009

Литература

1) Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В.. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпорация «Федоров», Изд. «Учебная литература», 2005. – (Элективный курс для старшей профильной школы).

2) Андреев Н.В. Методическое пособие по факультативному курсу «Топография и картография» - 2-е изд., - М: Просвещение, 1985.

3) Баринова И.И., Ром В.Я. География России 8-9 кл.: Методическое пособие. – 4-е изд., - М: Дрофа, 2000.

4) Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных учреждений. – М., 2002.

5) Жекулин В.С. Введение в географию: Учебное пособие. – Л., 1989.

6) Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.

7) Короновский Н.В. Геология. 10-11 класс. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2005. (Элективные курсы).

8) Куприн А.М. Занимательная картография.

9) Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. – Ярославль: Изд-во Верхняя Волга, 1998 г. – Ч 1, 2, 3.

10)  Максаковский В.П. Географическая картина мира. углубленные материалы по курсу 10 класса. – Ярославль: Из-во Верхняя Волга, 1998 г. – Ч 1, 2, 3.

11) Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2004 г, - Изд. 2-е. 1, 2 части.

12) Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику 10 класса. – М.: Дрофа, 2004.

13) Максаковский В.П. Методическое пособие по эк. и соц. географии мира. 10 класс. – М: Просвещение, 2004.

14) Максаковский В.П. Географическая культура. – М: Просвещение. 1996.

15) Экология Ярославской области (Колбовский Е.Ю., Рохмистров В.Л., Щенев В.А. Учебное пособие для учащихся, Ярославль, 1996.

16) Энциклопедия для детей. Т.З. География. – 3-е изд., испр. (Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта +, 2003.

17) Физическая география: Справочные материалы: книга для учащихся сред. и ст. возраста (А.М. Берлянт, И.В. Душина, Н.П. Неклюкова, Э.М. Раковская – 2-е изд. – М.: Просвещение. 1995.

18) Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. учебник гуманитарных предметов. – М., 2001.  

Энциклопедии и справочники

  1. Берлянт А.М., Дронов В.П., Душина И.В. и др. География (справочные материалы). - М.: Просвещение, 1988.
  2. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество - это народы. - М.: Мысль, 1990.
    Географический энциклопедический словарь: Географические названия / Гл. ред. А.Ф. Трешников. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 528 с.
  3. Географический энциклопедический словарь: Географические названия. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.
  4. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины / Гл. ред. А.Ф. Трешников. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - 432 с.
  5. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / И.И. Баринова, В.А. Горбанёв, И.В. Душина и др. - М.: Дрофа, 1998. - 560 с.
  6. География: Справочные материалы / Под ред. В.П. Максаковского. - М.: Просвещение, 1988.
  7. География в таблицах. 6 - 10 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. - М.: Дрофа, 1997. - 160 с.
  8. География в цифрах. 6 - 10 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. - М.: Дрофа, 1999. - 128 с.
  9. География: Краткий справочник школьника. 6 - 10 кл. / Авт.-сост. М.В. Мирутенко. - М.: Дрофа, 1997. - 160 с.
  10. География. Школьный справочник / Сост. А.С. Емельянов, А.М. Жихарев. - Ярославль: “Академия развития”, “Академия К”, 1998. - 240 с.
  11. Города России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.
  12. Демографический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987.
  13. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география: Справочные материалы: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1994. - 208 с.
  14. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир: географические аспекты некоторых глобальных проблем. - М.: Мысль, 1985
  15. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Тематический словарь-справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Московский лицей, 1994. - 330 с.
  16. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Тематический словарь-справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Московский лицей, 1995.
  17. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 - 10 классы. - М.: Дрофа, 1997. - 368 с.
  18. Максаковский В.П. Географическая картина мира. - Ярославль: Добро, 1993.
  19. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 “каналов углубления” к курсу “Экономическая и социальная география мира” (10 класс). - В 3-х ч. - Ярославль: Верхн.-Волжское кн. изд-во, 1995 - 1996.
  20. Народонаселение: Энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, 1994.
  21. Народы мира: Историко-этнографический справочник. - М.: Сов. энциклопедия, 1988.
  22. Народы России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.
  23. Население мира: демографический справочник. - М.: Мысль, 1989.
  24. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. - М.: Республика, 1993. - 489 с.
  25. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник / Под общ. ред. И.С. Иванова. - М.:
  26. Республика, 1997. - 480 с.
  27. Страны и народы мира: В 20 т. / Под ред. Ю.В. Бромлея. - М.: Мысль, 1978 - 1985.
  28. Справочник школьника. География / Сост. Т.С. Майорова. - М.: Филолог. общ-во “Слово”, Центр гуманитар. наук при ф-те журналистики МГУ, ТКО “АСТ”, 1996. - 576 с.
  29. Тематический словарь-справочник по географии для школьников и поступающих в вузы. - М., 1994.
  30. Физическая география: Справочные материалы: Книга для учащихся / А.М. Берлянт и др. - М.: Просвещение, 1994. - 288 с.
  31. Физическая география: Пособие для поступающих в вузы / И.В. Душина, С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг и др.; Под ред. К.В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1999. - 271 с.

                                     

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.

Из определения здоровьесберегающих технологий видно, что важнейшей целью внедрения данных технологий в образовательный процесс является не только сохранение и укрепление здоровья, но и формирование культуры самого здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяется несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии обеспечивают надлежащие гигиенические условия в соответствии с регламентациями различных нормативных документов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие учеников, а именно на закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии. Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом  как  частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету  и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов –  курса   «Безопасность   жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие  образовательные  технологии подразделяются на  три подгруппы:

  • -организационно-педагогические технологии способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
  • -психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников.
  • -учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье  и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни. 

Перед  учителем,  готовым использовать в  своей  работе здоровьесберегающие  образовательные  технологии,   на  первом  этапе стоят следующие задачи:

  • объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с
    профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);
  • пройти  необходимое  повышение  квалификации  по  вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических   приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
  • начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных  занятий  и  внешкольной  работы, с  учащимися,   отслеживая получаемые  результаты   как   по   собственным   ощущениям,   так   и   с помощью объективных методов оценки;
  • содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей  образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Большое внимание в нашем методическом объединении уделяется строгому нормированию домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок. Учителя обращают особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Учителя не имеют вредных привычек, стараются разнообразить свой пищевой рацион, планируют свой рабочий день и отдых для того, чтобы не допускать перегрузок организма. Свободное время учителя естествознания посвящают туризму, активному отдыху, а также занятиям спортом (беговые лыжи, коньки, подвижные игры, велосипедные прогулки). Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

. Сайты в Интернете

  1. Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты:

Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml     

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №82»

Октябрьского района г. Саратова

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

__________/Павлова Т.Н./

Протокол № ______   от

«____»___________2014г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора  по УР  

 ___________/Городничева О.С..         «_____»______________2014г.  

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МОУ «СОШ №82» ___________  /Колтунова И.Е.

Приказ №_______ от «______»___________2014г.

                                                                   

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учитель: Амзина С.А.

Предмет: география (профильный уровень)

Класс:  10-11

Всего в неделю: 3 часа

2014 – 2015 учебный год

2015-2016 учебный год

г. Саратов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии. Уровень образования (класс) 11 класс (профильный уровень)

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепр...

рабочая программа обществознание профильный уровень 11 класс

рабочая программа обществознание профильный уровень 11 класс, расчитана на 3 часа в неделю по УМК Боголюбов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по праву уровень обучения – среднее общее образование для 10,11 класса (профильный уровень)

Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущ...

Рабочая программа "Литература" (профильный уровень) 11 класс.

Рабочая программа для 11 классов (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учр...