Адаптивная рабочая программа по географии для ученика 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Савельева Татьяна Сергеевна

Данный материал используется при изучении географии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_bashmakov_geografiya_1.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к адаптивной рабочей программе по географии

8А класс 2015-2016 уч.год

  1. Нормативные документы.
  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
  2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г            № 1089.
  3. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Учебного плана школы № 4 г. Сургута в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе программы, рекомендуемой Департаментом образовательных программ Министерства РФ, авторы составители: «География России». (7-9 классы) (базовый уровень) 2004 г. «Сборник нормативных документов. География», М.:, «Дрофа», 2008г.Примерных  программ   по учебным предметам. География 6-9 классы. (Стандарты второго поколения) - М.:,  Просвещение.2012.  Авторской программы по географии. 6-10 классы / Под редакцией И.В.Душиной. - М.: Дрофа, 2013.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Выбор учебника осуществлён в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»).

      На изучение географии в 8 классе отводится 2 часа в неделю. Всего 70 часов. Рабочая программа сохраняет авторскую концепцию.

  1. Цели обучения географии по адаптивной программе:
  • Овладение комплексом минимальных географических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (Которая не требует знаний географии, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах образовательных школ;
  • Развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
  • Формирование предметных основных общеучебных умений;
  • Создание условий для социальной адаптации обучающихся;

1.В направлении личностного развития

- Развитие логического и критического мышления, культура речи, способности к умственному эксперименту;

- формирование качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

- развитие интереса к географическому творчеству и математических способностей

2.В метапредметном направлении

- формирование представлений о географии как части общечеловеческой культуры, о значимости географии в развитии цивилизации и современного общества;

- развитие представлений о географии как форме описания и методе познаний действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта географического моделирования;

- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для географии и являющихся основной познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3. В предметном направлении

- овладение географическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

- создание фундамента для географического развития, изучения механизмов мышления, характерных для географической деятельности.

     Недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение географических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса географии 8 класса были внесены изменения в объем теоретических сведений для Башмакова Д. Некоторый материал программы дается без доказательств, только в виде формул и алгоритмов или ознакомительно для обзорного изучения.

     Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с ЗПР более широко употребляются опорные схемы, памятки, алгоритмы.

    Данная программа для детей с ЗПР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.

    Темп изучения материала небыстрый. Достаточно много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс математики предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных упражнений. Задания разнообразны по форме и содержанию, включать в себя игровые моменты.

   Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности: обучающийся учится анализировать, замечать существенное, подмечать общее, делать несложные выводы и обобщения, переносить несложные приемы в нестандартные ситуации, обучается логическому мышлению, приемам организации мыслительной деятельности.

Во время учебного процесса учебная деятельность предполагает быть богатой по содержанию, требующей от школьника интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны быть перегруженными по обхвату материала и доступны ребенку. Только доступность и понимание помогут вызвать интерес к учению. Немаловажным фактором в является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.           

     На уроках применяются следующие педагогические технологии: технология дифференцированного обучения, технология проблемного и рефлексивного обучения, обучение с применением листов опорных сигналов и ИКТ.

Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и оценочно-рефлексивный

  1. Результаты освоения учебного предмета.

        В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают системой  личностных,  регулятивных,  познавательных,  коммуникативных  универсальных  учебных  действий, построения и исследования географических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин; выполнение и самостоятельное составление алгоритмических предписаний и инструкций на географическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования географических планов и самостоятельного составления планов на основе обобщения частных случаев и эксперимента; самостоятельная работа с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт; проведение несложных доказательств рассуждений, логического обоснования выводов;

Цели образования на данной параллели общего образования.

  • Формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
  • Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде.
  • Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства.
  • Овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.
  • Воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам.

Задачи.

  • Сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны.
  • Сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире
  • Научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей.
  • Развивать картографическую грамотность школьников.
  • Сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны.
  • Показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Предметные результаты образовательной деятельности.

Ученик научится:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

  • использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Метапредметные результаты образовательной деятельности.

Личностные УУД: 

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать

     самостоятельно  средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и

     дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки,

    используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся

     критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  • самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации

     неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе

     жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и

     поступках, принимать решения.

Познавательные УУД: 

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию установления родо - видовых отношений;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию

     с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью

     выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и

     представления информации, представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

     гипотезы, аксиомы, теории, для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,

         просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную

    гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих

    целей, уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом

     эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно

     таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  

    гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Система оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности обучающегося.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащегося предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;    

3.  Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4.  Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
  4. Ответ самостоятельный.
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала.
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.
  9. Понимание основных географических взаимосвязей.
  10. Знание карты и умение ей пользоваться.
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.


Оценка «3» ставится, если ученик

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо,       допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при    их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащегося для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. ли не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается

работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.
  2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащийся работал полностью самостоятельно: подобрал необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимся в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение

умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимся с помощью учителя или хорошо подготовленного и уже

выполнившего на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащийся показал знания теоретического материала, но испытывал затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащийся оказался не подготовленным к выполнению этой работы. Полученные

результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленного учащегося неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

  1. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Основные виды деятельности школьника.

Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения; работа с текстом и иллюстрациями учебника, контурной и географической картой; составление схем, чтение и анализ карт атласа, текста, иллюстраций; выполнение тестовых заданий; самостоятельное составление презентаций; выполнение самостоятельных работ при консультативной помощи учителя; составление вопросов, образного рассказа; организуется самостоятельная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающегося с различными  источниками географической информации. 

Учебно-методическое оснащение учебного процесса и применяемые учителем технологии системно-деятельностного подхода.

Программа к завершенной предметной линии и системе учебников

Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (5-9) классы, авторская программа по географии для 5-9 класса под редакцией И.И. Бариновой И.И. , Дронова В.П. ,  И.В.Душиной, В.И.Сиротина (М.: Дрофа, 2013). Примерная программа основного общего образования по географии «География России» (8-9) классы, авторская программа по географии для 7-9 класса под редакцией И.В. Душиной (М.: Дрофа, 2013).

Учебник, учебное пособие

И.И.Баринова. «География. Природа России. 8 класс». М.: Дрофа – 2015 год.

«Географический атлас. 8 класс». М.: Дрофа с ФГОС – 2015 год.

Рабочая тетрадь для обучающихся.

В.И.Сиротин «Рабочая тетрадь по географии 8 класс. География России. Природа». М.: Дрофа – 2015 год.

Электронное приложение к УМК

MULTIMEDIA – поддержка курса география.                

Дидактический материал

В.И.Сиротин «Раздаточный материал с контурными картами. 7 класс» М.: Дрофа – 2013год.

Материалы для контроля (тесты и т.п)

Тестовые задания ЕГЭ. (Автор И.И. Баринова, В.И.Сонин, С.В. Курчина)

«Контрольно-измерительные материалы», Москва, «Вако», 2012 / составительЕ.А.Жижина.

Методическое пособие с поурочными разработками

 М.: Дрофа. Е.А.Жижина «Поурочные разработки по географии. 8 класс».  «ВАКО» Москва 2015 год.

Э.М.Раковская «География природа России. 8 класс». М.: Просвещение 2014год.

И.И.Баринова «География России. Природа. 8 класс». М.: Дрофа – 2014 год.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:        

1)http://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm

Электронная энциклопедия, содержащая разностороннюю информацию по физической географии всего Земного шара.

2) http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html

Комплект включает программную геоинформационную оболочку с инструментарием для работы с географической информацией, цифровые географические карты мира и России, набор космических снимков и комплект методических рекомендаций для учителя.

“Живая география” обеспечивает освоение учебного содержания школьных курсов географии, используя такие виды деятельности учащихся и учителя, как интерактивное заполнение и анализ географических карт, создание собственных карт и планов местности, работа с различными видами контурных карт, создание собственных индивидуальных описаний географических объектов на основе анализа существующих в системе информационных объектов, обработка и пространственный анализ статистических материалов.

“Живую географию” можно использовать на уроках географии в общеобразовательной школе как в демонстрационном режиме при изучении нового материала или повторении и обобщении пройденного, так и в режиме выполнения практических работ учащимися в компьютерном классе.          

3) http://www.nationalgeographic.com/photography/

На сайте находятся коллекции высококачественных разнообразных содержательных фотографий от всемирно известного журнала NationalGeographic, которые помогут с высокой степени наглядности проиллюстрировать изучаемые объекты и явления.

4) http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html

зарубежные коллекции фотопейзажей по континентам и странам

5) http://www.mirkart.ru/

 - отечественный интернет-сервис, содержащий масштабируемые справочно-географические и некоторые тематические (политическая, часовые пояса и др.) карты мира, России, отдельных стран и городов.

6) http://www.geographer.ru/index.shtml

Это портал, посвященный географии, экологии и другим наукам о Земле.

7) http://rgo.ru/

8) и другие.

Ресурс содержит статистическую и справочную информацию за курс географии средней школы. Материалы будут интересны для школьников, абитуриентов и студентов. Также на сайте собрана методическая копилка для учителей, содержащая тематическое и поурочное планирование школьного курса географии, разработки отдельных уроков географии, элективные курсы по предмету, а также планирование с учетом стандарта общего образования.

На сайте охватывается следующая тематика: География частей света. Физическая и экономическая. Страны света. Словарь-справочник по физической, экономической географии. Словарь-справочник по геологии. В разделе собраны интересные факты о растительном и животном мире материков и океанов, внутренних вод суши; номенклатурный калейдоскоп, сведения о погоде и климате, рельефах местности. Истории о великих исследователях, путешественниках и первооткрывателях.

                               

                                    Календарно-тематическое планирование по географии в 8А классе.

№ п./п.

Наименование

 разделов и тем

Лабораторные,

 практические

работы

Контроль знаний

Дата

Корр.

                                                                                                 

                                                                                               Введение (1час).

Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД)

Знать: источники географической информации.

Уметь: использовать различные источники географической информации.

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе; уметь отображать информацию в графической форме; выделять главную мысль в тексте (смысловое чтение); добывать информацию с помощью карт атласа; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; применять методы информационного поиска; определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.

Познавательные: умение использовать различные источники географической информации.

Личностные: развитие личностной рефлексии, толерантности; формирование мотивации в изучении наук о природе, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития и общественной практики.

1.1

М    Что изучает география России?  

Беседа с использованием различных источников информации.

Итого:

1 час.

                                                                         

                                                                 Раздел I. Пространства России(8 часов). 

Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД)

Знать: факторы, определяющие географическое положение России.

Уметь: показывать факторы, определяющие географическое положение России, крайние точки страны, границы; определять разницу во времени по карте часовых поясов; показывать субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения; систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы, устанавливать рабочие отношения и сотрудничать.

Регулятивные: применять методы информационного поиска; самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения, определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.  

Познавательные: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации об изменениях географического положения России и оценке их последствий; для чтения карт различного содержания; для определения поясного времени в разных точках России.

 Личностные: формирование целостного мировоззрения; устойчивой мотивации  к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

    1.2.

Географическое положение России.

Работа  текстом учебника, картой. Индивидуальный показ у карты.

1.3.

Географическое положение России. Практическая работа № 1. «Характеристика ГП России. Сравнение географического положения России с ГП  других стран».

1.

«Характеристика ГП России. Сравнение географического положения России с ГП  других стран».

Работа с картой, анализ карт.

1.4.

Границы России.

Беседа, работа с картой, заполнение схемы в тетради.

1.5.

Моря, омывающие территорию России.  

Работа с картой, индивидуальный показ у карты. Заполнение таблицы.

1.6.

История освоения и изучения территории России.

Работа с текстом учебника, с картой, схемами. Индивидуальный опрос.

1.7.

Россия на карте часовых поясов.

Работа с картой «поясное время».

1.8.

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2. «Определение поясного времени для разных пунктов России».

2.

«Определение поясного времени для разных пунктов России».

Решение задач в тетради на нахождение времени.

1.9.

Урок – обобщение по теме: «ГП России».

Тестирование.

Итого:

8 часов.

                                               Раздел II. Особенности природы и природные ресурсы (29 часов).

Требования к уровню подготовки учащегося (знания, умения, УУД)

Знать: особенности рельефа РФ; закономерности распределения суммарной солнечной радиации; типы климатов РФ.

Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи; приводить примеры влияния климата на жизнь людей; давать оценку климатических особенностей России; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России, называть и показывать климатические пояса; показывать реки России на карте; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озёра, области вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озёр страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ; объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования, свойства основных  типов; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель; приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; объяснять значение животного мира в жизни человека.

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию  с помощью вопросов; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: применять методы информационного поиска; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации о геологической истории России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными явлениями природы, обусловленных действием внутренних и гравитационных сил; для оценки рельефа при решении простейших задач землеустройства.

Личностные: формирование навыков работы по образцу с помощью учителя; организации своей деятельности в группе; познавательного интереса к предмету; мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Тема 1. Рельеф и недра России (7 часов).

2.0.

Особенности рельефа России.

Составление схемы.

2.1.

Геологическое строение территории России.

Анализ презентации, работа с картой.

2.2.

Минеральные ресурсы России.

Работа с картой. Индивидуальный опрос.

2.3.

Минеральные ресурсы России. Практическая работа № 3. «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых».

3.

«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых».

Заполнение таблицы.

Индивидуальный опрос.

2.4.

Развитие форм рельефа.

Анализ и сопоставление карт.

Заполнение таблицы.

2.5.

ГП ХМАО. Природные ресурсы, рельеф.

Анализ презентации.

Индивидуальные опрос.

2.6.

Урок-обобщение по теме: «Рельеф и недра России».

Тестирование.

Итого:

7 часов.

                                               

 Тема 2. Климат России (6 часов).

 

2.7.

Факторы, определяющие климат России.

Анализ презентации, схем учебника, составление схемы.

2.8.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.

Заполнение схемы.

Индивидуальный опрос.

2.9.

Типы климатов России.

Анализ схем, карт.

Индивидуальный  опрос.

3.0.

Типы климатов России. Практическая работа № 4. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур, количества осадков».

4.

«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур, количества осадков».

Анализ схем, карт.

Индивидуальный опрос.

3.1.

Зависимость человека от климатических условий. Практическая работа №5 «Оценка основных климатических показателей региона страны для характеристики условий жизни».

5.

«Оценка основных климатических показателей  региона страны для характеристики условий жизни».

Составление схемы, анализ в тетради.

3.2.

Урок-обобщение по теме: «Климат и климатические ресурсы».

Тестирование.

Итого:

6 часов.

                                            Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (7 часов). 

 

3.3.

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Анализ схем, презентации.

Индивидуальный  опрос.

3.4.

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Практическая работа № 6. «Составление характеристики одной из рек с использованием  карт».

6.

«Составление характеристики одной из рек с использованием  карт».

Работа в тетради по плану.

3.5.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Работа в тетради.

Анализ презентации.

Индивидуальный опрос.

3.6.

Пр    Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Анализ презентации. Текста учебника.

3.7.

Водные ресурсы. Охрана вод.

Практикум.

«Объяснение закономерностей размещения разных видов вод и суши, связанных с ними опасных природных явлений на территории страны».

Заполнение таблицы.

3.8.

Водные ресурсы ХМАО. Практическая работа № 7. «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России».

7.

«Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России». 

Анализ презентации, карт.

Индивидуальный опрос опрос.

3.9.

Урок-обобщение по теме «внутренние воды и водные ресурсы».

Тестирование.

Итого:

7 часов.

                                             

 Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (4 часа). 

     4.0.

Образование почв и их разнообразие.

Анализ схем учебника.

Индивидуальный опрос.

4.1.

Закономерности распространения почв.

Анализ карт.

Составление схемы в тетради.

4.2.

Почвенные ресурсы России.

Практикум.

«Знакомство с образцами почв  и особенностями их использования».

Заполнение таблицы.

4.3.

Урок – обобщение по теме: «Почва и почвенные ресурсы».

Тестирование.

Итого:

4 часа.

                                                   

Тема 5. Растительный и животный мир (5 часов). 

4.4.

Растительный и животный мир России.

Работа с картой, показ. Анализ карт.

Заполнение таблицы.

4.5.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Анализ текста учебника.

4.6.

Природно-ресурсный потенциал России.

Практикум.

 «Составление прогноза изменений растительного животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса».

Работа с картой, показ.

Анализ карт.

4.7.

Растительный и животный мир Югры.

Анализ презентации.

Защита работ.

4.8.

Урок-обобщение по теме «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы».

Тестирование.

Итого:

5 часов.

                                                      Раздел 3. Природные комплексы России (32 часа).

Требования к уровню подготовки учащегося (знания, умения, УУД)

Знать: разнообразные природные комплексы; примеры рационального и нерационального природопользования; виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах; законы об охране природы, особо охраняемые территории в нашей стране.

Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах; определять особенности географического положения; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; оценивать природные условия и природные ресурсы крупных  природных регионов; объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию  с помощью вопросов; Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: применять методы информационного поиска; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации о природных зонах и морях РФ; для оценки изменений природных зон под влиянием хозяйственной деятельности человека, в том числе на примере своей местности; для чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

Личностные: формирование навыков работы по образцу с помощью учителя; организации своей деятельности в группе; познавательного интереса к предмету; мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Тема 1. Природное районирование. (7 часов).

4.9.

Разнообразие ПК России.

Анализ карт.

5.0.

Моря, как крупные природные комплексы.

Работа с картой, заполнение таблицы.

5.1.

Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

Заполнение таблицы, работа с картой.

5.2.

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

Анализ карт.

5.3.

Безлесные зоны на Юге России: степи, полупустыни и пустыни.

Анализ презентации.

5.4.

Высотная поясность.

Анализ схем, решение задач.

5.5.

Урок-обобщение. Практическая работа № 8. «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа карт».

8.

«Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа карт».

Анализ карт, письменная работа в тетради.

Итого:

7 часов.

Тема 2. Природа регионов России (19 часов).

5.6.

ГП Русской (Восточно-Европейской) равнины и особенности природы.

Анализ карт.

5.7.

ГП Русской (Восточно-Европейской) равнины и особенности природы.

Анализ презентации.

5.8.

Природные комплексы Русской равнины. Памятники России.

Анализ презентации. Заполнение таблицы.

5.9.

Северный Кавказ.

Анализ карт.

6.0.

Природные ресурсы Северного Кавказа. Освоение их человеком.

Работа с картой.

6.1.

Природные комплексы Сверенного Кавказа.

Анализ презентации. Заполнение таблицы.

6.2.

Урал – «Каменный пояс» земли.

Анализ текста учебника, карт.

6.3.

 Природные ресурсы Урала, проблемы их освоения.

Заполнение таблицы.

6.4.

Своеобразие природы Урала. Экологические проблемы Урала.

Анализ презентации.

6.5.

Западно-Сибирская равнина. 

Работа  картой.

Индивидуальный опрос.

6.6.

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

Заполнение таблицы.

6.7.

Восточная Сибирь.

Работа  картой. Индивидуальный опрос.

6.8.

Природные комплексы Восточной Сибири.

Анализ текста учебников, презентации.

6.9.

Жемчужина Сибири – Байкал.

Заполнение таблицы. Анализ презентации.

7.0.

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.

Работа  картой. индивидуальный опрос

7.1.

Дальний восток – край контрастов. ПК Дальнего Востока.

Работа  картой. индивидуальный опрос

7.2.

Природные ресурсы Дальнего Востока. Освоение их человеком.

Работа с картой. индивидуальный опрос

7.3.

Урок-обобщение по теме: «Природа регионов России».

Тестирование.

7.4.

Итоговый урок по теме: «Природа регионов России».

Защита проектов (презентаций).

Итого:

19 часов.

Тема 3. Человек и природа (6 часов).

7.5.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Работа в тетради. Анализ текста учебника.

7.6.

Антропогенные воздействия на природу.

Работа  с картой. индивидуальный опрос

7.7.

Рациональное природопользование.

Индивидуальный опрос.

7.8.

Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.

Заполнение таблицы. Работа с картой.

7.9.

Урок – обобщение по теме «Человек и природа».

Тестирование.

8.0.

Итоговый урок по курсу «География России. Природа».

Защита проектов.

Итого:

6 часов.

Итого:

70 часов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

     Утверждаю                                                                              Согласовано                                                 Рассмотрено на заседании ШМО

     Директор_________________                                               Зам. директора по УВР______________   Руководитель ШМО______________

   «_____»______________2015г.                                               «_____»______________2015г .                           «_____»______________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для ученика 8А  класса Башмакова Даниила

учебный год 2015-2016

Учитель  Савельева Татьяна Сергеевна

Количество часов в неделю 2

Количество часов - 70

Сургут 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивные рабочие программы для учащихся 5,6 классов.

Адаптивные  рабочие  программы и календарно - тематическое планирование по письму, чтению и развитию речи....

Адаптивная рабочая программа по физической культуре 10 класс для обучающихся с ОВЗ (интелектуальными нарушениями)

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся с ОВЗ (интелектуальными нарушениями) 10 класс с календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...

Адаптивная рабочая программа по физической культуре 1 класса для учащихся ОВЗ 7 вида

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе ФГОС НОО ОВЗ, примерной АООП НОО (вариант 7.1, авторско...

Адаптивная рабочая программа по истории для 8 класса

Адаптивная рабочая программа по истории для 8 класса...

Адаптивная рабочая программа для учащихся 6-х класса

Адаптированная рабочая программа  по физической культуре для   учащихся 6-х класса...