План урока по биологии 5 кл. Пасечник "Многоклеточные водоросли"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Конспект урока "Многоклеточные водоросли" по программе В.В. Пасечник создан с учетом технологии развития критического мышления. Прилагается технологическая карта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Многоклеточные водоросли»

Тип урока: урок открытия новых знаний.  

Учитель: Грищенко Ирина Валентиновна

Технологии построения урока: развития критического мышления,  здоровьесберегающая и ИКТ-технологии.

Цель: изучить строение зеленых, бурых, красных водорослей, выявить роль водорослей в природе и жизни человека.

Планируемые  результаты:

Предметные:  

-знать строение многоклеточных зелёных водорослей;
- особенности строения и жизнедеятельности бурых, красных водорослей;

- значение водорослей в природе;

- роль водорослей в жизни и деятельности человека.

Метапредметные:

регулятивные:

 - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

 коммуникативные: 

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

 познавательные:

- работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Основные понятия:

Нитчатые  водоросли (улотрикс, спирогира, кладофора), бурые водоросли (ламинария, фукус, саргассум), красные водоросли (филлофора, порфира); слоевище (таллом), ризоиды, ядро, вакуоль, хроматофор; фитопланктон.

Ресурсы:

УМК: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, учебник В.В. Пасечник. – М. :Дрофа, 2015.

- ПК, проектор

- гербарный материал водорослей;

- презентация учителя;

-инструктивные карточки;

-карточки с терминами.

Формы урока:

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Методы:

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративны.

В течение урока ребята пользуются сигнальными карточками. Красная - «Прошу помощи», зеленая – «Готов отвечать».

Отслеживают свою работу, ставят на поля тетради знак «+» за каждый вид деятельности.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы как всегда, с вопроса: все готовы?

Учащиеся настраиваются на работу на уроке. 

Да!

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2. Актуализация   знаний

Как всегда, вы пришли на самый интересный и загадочный урок биологии. Сегодня отгадать тему урока вам поможет вот этот пузырек (показывает йод).

Что в нем?

Это лекарственное вещество Н.И. Пирогов использовал для лечения ран в период Крымской войны (показывает портрет Пирогова). А какова связь между растениями и йодом?

Какие водоросли мы изучили?

Какие водоросли нам предстоит изучить?

Как звучит тема урока?

-Запишите в тетрадь тему урока. И не забывайте оценивать свою деятельность. (на поля в тетрадь ставят знак «+» за каждый вид деятельности)

-Какую цель поставим перед собой?

-Задачи?

Отвечают на вопрос. (йод)

Отвечают на вопросы.

В водорослях содержится йод.

Одноклеточные.

Многоклеточные.

Многоклеточные водоросли.

Записывают тему урока.

Формулируют цель и задачи урока.

Личностные УУД

Смыслообразование

Познавательные УДД

Целеполагание.

Регулятивные: оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

l-«Знаю»

Что вы знаете о водорослях?

Отвечают, рассказывают,

комментируют ответы, дополняют.

Построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учет разных мнений.

Познавательные УДД.

Подведение под понятие.

Аналогия, обобщение.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции.

ll-«Хочу узнать»

Изучение нового материала

-А знаете ли вы, что такое: ризоиды, ламинария, спирогира, улотрикс, ульва, красные и бурые водоросли?

-Хотите узнать?

-Ну тогда за работу!

«Великая радость –работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Все счастье земли – за трудом»!

1.Задание по инструктивной карточке. Пользуясь учебником прочитать статью и рассказать от первого лица о зеленых, красных, бурых водорослях

Нет!

Да!

Выполняют работу по инструктивной карте. Записывают в тетрадь термины.

Выступают перед классом, слушают ответы учащихся.

Каждая пара работает с текстом учебника, инструктивной карточкой.

По истечении времени

Учащиеся выступают перед классом,  рассказывает о водорослях, показывает гербарные экземпляры, крепит на доску карточки с терминами. Задают классу один «тонкий» или «толстый» вопрос, с целью проверки их знаний и внимания.

По окончанию работы составляется схема на доске: «Многообразие водорослей» с помощью магнитов и карточек.

Познавательные УДД

Анализ.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело.

Проблемный вопрос

- Отнесем ли мы к отделу водоросли валлиснерию из аквариума? (демонстрирует растение)

-Как вы думаете перед вами высшее или низшее растение?

-по каким признакам вы определили?

-сделайте вывод.

«Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно

Слушаем внимательно».

«Значение водорослей» Сообщение

с использованием презентации

Около кафедры работает весь класс. Рассматривают валлиснерию. Выполняют работу в группе: отвечают на вопрос, выдвигают гипотезу.

Так как, у данного растения есть корни и листья - это высшее растение и не относится к водорослям.  

Выступление ученицы с сообщением «Значение водорослей» использует слайды презентации.

Учащиеся слушают.

Ученица задает «толстый» и «тонкий вопрос» классу.

Отвечают на вопросы.

Дерево знаний:

Необходимо выйти к доске и ответить на вопросы по карточкам, сделанным в форме хламидомонады.

Вывод: вставьте слова (задание в инструктивной карточке).

Выходят к доске и отвечают на вопросы по карточкам, крепят карточку магнитом  к «дереву знаний».

Выполняют задание в паре.

Познавательные УДД

Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

lll-«Узнал»:

Рефлексия: составьте

Синквейн «Водоросли»

-Давайте подведем итог, что мы узнали на уроке?

-Я узнал…заработал… баллов, оценка…

Выставление оценок.

Выберите одну фразу для соседа по парте:

-Ты молодец!

-Я доволен твоей работой на уроке!

-Ты мог бы работать лучше.

Домашнее задание

§18 стр. 102 «подумайте, почему у многоклеточных водорослей отсутствует сосудистая система?» По желанию задание после параграфа «Для любознательных».

Работают в паре, составляют синквейн.

Ответы и обсуждения.

Подсчитывают число баллов. Оценивают свою работу, называют оценку.

6 баллов – «5»

4-6 – «4»

3 балла  - «3»

Подбадривают товарищей, благодарят за работу.

Записывают домашнее Задание.

Регулятивные УДД

Рефлексия.

Контроль.

Коррекция.

Приложение.

Инструктивная карточка № 1

1.Бегло прочитайте текст расскажите ребятам о прочитанном от первого лица, например, «Мы бурые водоросли…»

Воспользуйтесь учебником.

Бурые водоросли

Бурые водоросли – морские низшие многоклеточные растения. Окраска слоевища желтовато – бурая. Форма слоевища может быть нитевидным, шаровидным, кустообразным. К грунту крепятся с помощью ризоида. У некоторых из них появляются группы клеток, которые можно назвать тканями. Иногда они содержат воздушные пузырьки, удерживающие растение вертикально.

        В дальневосточных морях встречается ламинария, которую мы называем «морской капустой», а в Черном море встречается цистозейра.

2. Вставьте пропущенные слова.

Водоросли это… растения.

Встречаются одноклеточные и … водоросли.

У многоклеточных водорослей тело называется …

Спирогира – это…

К грунту водоросли крепятся с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называются…

Самые глубоководные – это…водоросли.

Ламинария – это…водоросль, которая относится к … водорослям.

Водоросли используются в жизни человека…, играют важную роль в …

3. Рефлексия:

-Я узнал, что…, заработал…баллов, оценка…

Выбери фразу для соседа по парте:

-Ты молодец!

-Я доволен твоей работой на уроке!

-Ты мог бы работать лучше.

Инструктивная карточка № 2

1.Бегло прочитайте текст и расскажите ребятам о прочитанном от первого лица, например, «Мы зеленые водоросли…»

Воспользуйтесь учебником.

Зеленые водоросли

Многоклеточные зеленые водоросли низшие растения имеют слоевище в форме нитей или плоских листовидных образований. В проточных пресных водоемах часто встречается нитчатая водоросль улотрикс, у которой хроматофор в виде незамкнутого кольца.

C:\Users\Ирина\Desktop\улотрикс.jpg

Часто встречаются и ярко – зеленые комки – это нитчатая зеленая водоросль – спирогира, которая имеет хроматофор в виде спирально закрученных лент.

C:\Users\Ирина\Desktop\спирогира.jpg

В морях живет ульва, или морской салат. Наиболее сложное строение имеют харовые водоросли и к грунту они прикрепляются с помощью бесцветных нитевидных клеток, которые называются ризоиды (от греческих слов «риза»-корень и «эйдос»-вид). (Запишите на доске).

(смотри учебник стр. 97, рис.61)

2. Вставьте пропущенные слова.

Водоросли это… растения. Встречаются одноклеточные и … водоросли. У многоклеточных водорослей тело называется …Спирогира – это…К грунту водоросли крепятся с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называются…

Самые глубоководные – это…водоросли.

Ламинария – это…, которая относится к … водорослям.

Водоросли используются в жизни человека для …, играют важную роль в …

3. Рефлексия:

- Я узнал, что…, заработал…баллов, оценка…

Выбери фразу для соседа по парте:

-Ты молодец!

-Я доволен твоей работой на уроке!

-Ты мог бы работать лучше

Инструктивная карточка № 3

1.Бегло прочитайте текст и расскажите ребятам о прочитанном от первого лица, например, «Мы красные водоросли…»

Воспользуйтесь учебником.

Красные водоросли

Красные водоросли, или багрянки – это многоклеточные водоросли, но встречаются и одноклеточные. В клетках красных водорослей кроме хлорофилла содержится пигмент красного и синего цвета. Благодаря тому, что красные пигменты способны улавливать даже небольшое количество света, багрянки могут расти на значительной глубине 100-200 м. В морях нашей страны встречается филлофора, порфира, анфельция.

2. Вставьте пропущенные слова.

Водоросли это… растения.

Встречаются одноклеточные и … водоросли.

У многоклеточных водорослей тело называется …

Спирогира – это…

К грунту водоросли крепятся с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называются…

Самые глубоководные – это…водоросли.

Ламинария – это…водоросль, которая относится к … водорослям.

Водоросли используются в жизни человека…, играют важную роль в …

3. Рефлексия:

-Я узнал, что…, заработал…баллов, оценка…

Выбери фразу для соседа по парте:

-Ты молодец!

-Я доволен твоей работой на уроке!

-Ты мог бы работать лучше.

Используемая литература:

http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062