Главные вкладки

    План урока по биологии 5 кл. Пасечник "Многоклеточные водоросли"
    план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

    Конспект урока "Многоклеточные водоросли" по программе В.В. Пасечник создан с учетом технологии развития критического мышления. Прилагается технологическая карта.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Многоклеточные водоросли»

    Тип урока: урок открытия новых знаний.  

    Учитель: Грищенко Ирина Валентиновна

    Технологии построения урока: развития критического мышления,  здоровьесберегающая и ИКТ-технологии.

    Цель: изучить строение зеленых, бурых, красных водорослей, выявить роль водорослей в природе и жизни человека.

    Планируемые  результаты:

    Предметные:  

    -знать строение многоклеточных зелёных водорослей;
    - особенности строения и жизнедеятельности бурых, красных водорослей;

    - значение водорослей в природе;

    - роль водорослей в жизни и деятельности человека.

    Метапредметные:

    регулятивные:

     - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

    - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

     коммуникативные: 

    - обсуждать в рабочей группе информацию;

    - слушать товарища и обосновывать свое мнение;

    - выражать свои мысли и идеи.

     познавательные:

    - работать с учебником;

    - находить отличия;

    - составлять схемы;

    - работать с информационными текстами;

    - объяснять значения новых слов;

    - сравнивать и выделять признаки;

    Личностные:  

    - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

    - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

    - оценивать собственный вклад в работу группы.

    Основные понятия:

    Нитчатые  водоросли (улотрикс, спирогира, кладофора), бурые водоросли (ламинария, фукус, саргассум), красные водоросли (филлофора, порфира); слоевище (таллом), ризоиды, ядро, вакуоль, хроматофор; фитопланктон.

    Ресурсы:

    УМК: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, учебник В.В. Пасечник. – М. :Дрофа, 2015.

    - ПК, проектор

    - гербарный материал водорослей;

    - презентация учителя;

    -инструктивные карточки;

    -карточки с терминами.

    Формы урока:

    Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная, групповая.

    Методы:

    Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративны.

    В течение урока ребята пользуются сигнальными карточками. Красная - «Прошу помощи», зеленая – «Готов отвечать».

    Отслеживают свою работу, ставят на поля тетради знак «+» за каждый вид деятельности.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1.Организационный момент

    Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

    Настройтесь и раскрепоститесь.

    Урок начнем мы как всегда, с вопроса: все готовы?

    Учащиеся настраиваются на работу на уроке. 

    Да!

    Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

    2. Актуализация   знаний

    Как всегда, вы пришли на самый интересный и загадочный урок биологии. Сегодня отгадать тему урока вам поможет вот этот пузырек (показывает йод).

    Что в нем?

    Это лекарственное вещество Н.И. Пирогов использовал для лечения ран в период Крымской войны (показывает портрет Пирогова). А какова связь между растениями и йодом?

    Какие водоросли мы изучили?

    Какие водоросли нам предстоит изучить?

    Как звучит тема урока?

    -Запишите в тетрадь тему урока. И не забывайте оценивать свою деятельность. (на поля в тетрадь ставят знак «+» за каждый вид деятельности)

    -Какую цель поставим перед собой?

    -Задачи?

    Отвечают на вопрос. (йод)

    Отвечают на вопросы.

    В водорослях содержится йод.

    Одноклеточные.

    Многоклеточные.

    Многоклеточные водоросли.

    Записывают тему урока.

    Формулируют цель и задачи урока.

    Личностные УУД

    Смыслообразование

    Познавательные УДД

    Целеполагание.

    Регулятивные: оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

    Коммуникативные: оценка действий партнёра.

    l-«Знаю»

    Что вы знаете о водорослях?

    Отвечают, рассказывают,

    комментируют ответы, дополняют.

    Построение речевого высказывания.

    Коммуникативные УУД.

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    Учет разных мнений.

    Познавательные УДД.

    Подведение под понятие.

    Аналогия, обобщение.

    Коммуникативные УУД

    Выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

    Аргументация своего мнения и позиции.

    Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции.

    ll-«Хочу узнать»

    Изучение нового материала

    -А знаете ли вы, что такое: ризоиды, ламинария, спирогира, улотрикс, ульва, красные и бурые водоросли?

    -Хотите узнать?

    -Ну тогда за работу!

    «Великая радость –работа.

    В полях, за станком, за столом!

    Работай до жаркого пота,

    Все счастье земли – за трудом»!

    1.Задание по инструктивной карточке. Пользуясь учебником прочитать статью и рассказать от первого лица о зеленых, красных, бурых водорослях

    Нет!

    Да!

    Выполняют работу по инструктивной карте. Записывают в тетрадь термины.

    Выступают перед классом, слушают ответы учащихся.

    Каждая пара работает с текстом учебника, инструктивной карточкой.

    По истечении времени

    Учащиеся выступают перед классом,  рассказывает о водорослях, показывает гербарные экземпляры, крепит на доску карточки с терминами. Задают классу один «тонкий» или «толстый» вопрос, с целью проверки их знаний и внимания.

    По окончанию работы составляется схема на доске: «Многообразие водорослей» с помощью магнитов и карточек.

    Познавательные УДД

    Анализ.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

    Определение основной и второстепенной информации.

    Коммуникативные УУД

    Аргументация своего мнения.

    Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

    Личностные УДД

    Осознание ответственности за общее дело.

    Проблемный вопрос

    - Отнесем ли мы к отделу водоросли валлиснерию из аквариума? (демонстрирует растение)

    -Как вы думаете перед вами высшее или низшее растение?

    -по каким признакам вы определили?

    -сделайте вывод.

    «Мы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться,

    Работаем старательно

    Слушаем внимательно».

    «Значение водорослей» Сообщение

    с использованием презентации

    Около кафедры работает весь класс. Рассматривают валлиснерию. Выполняют работу в группе: отвечают на вопрос, выдвигают гипотезу.

    Так как, у данного растения есть корни и листья - это высшее растение и не относится к водорослям.  

    Выступление ученицы с сообщением «Значение водорослей» использует слайды презентации.

    Учащиеся слушают.

    Ученица задает «толстый» и «тонкий вопрос» классу.

    Отвечают на вопросы.

    Дерево знаний:

    Необходимо выйти к доске и ответить на вопросы по карточкам, сделанным в форме хламидомонады.

    Вывод: вставьте слова (задание в инструктивной карточке).

    Выходят к доске и отвечают на вопросы по карточкам, крепят карточку магнитом  к «дереву знаний».

    Выполняют задание в паре.

    Познавательные УДД

    Структурирование знаний.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    Коммуникативные УУД

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    lll-«Узнал»:

    Рефлексия: составьте

    Синквейн «Водоросли»

    -Давайте подведем итог, что мы узнали на уроке?

    -Я узнал…заработал… баллов, оценка…

    Выставление оценок.

    Выберите одну фразу для соседа по парте:

    -Ты молодец!

    -Я доволен твоей работой на уроке!

    -Ты мог бы работать лучше.

    Домашнее задание

    §18 стр. 102 «подумайте, почему у многоклеточных водорослей отсутствует сосудистая система?» По желанию задание после параграфа «Для любознательных».

    Работают в паре, составляют синквейн.

    Ответы и обсуждения.

    Подсчитывают число баллов. Оценивают свою работу, называют оценку.

    6 баллов – «5»

    4-6 – «4»

    3 балла  - «3»

    Подбадривают товарищей, благодарят за работу.

    Записывают домашнее Задание.

    Регулятивные УДД

    Рефлексия.

    Контроль.

    Коррекция.

    Приложение.

    Инструктивная карточка № 1

    1.Бегло прочитайте текст расскажите ребятам о прочитанном от первого лица, например, «Мы бурые водоросли…»

    Воспользуйтесь учебником.

    Бурые водоросли

    Бурые водоросли – морские низшие многоклеточные растения. Окраска слоевища желтовато – бурая. Форма слоевища может быть нитевидным, шаровидным, кустообразным. К грунту крепятся с помощью ризоида. У некоторых из них появляются группы клеток, которые можно назвать тканями. Иногда они содержат воздушные пузырьки, удерживающие растение вертикально.

            В дальневосточных морях встречается ламинария, которую мы называем «морской капустой», а в Черном море встречается цистозейра.

    2. Вставьте пропущенные слова.

    Водоросли это… растения.

    Встречаются одноклеточные и … водоросли.

    У многоклеточных водорослей тело называется …

    Спирогира – это…

    К грунту водоросли крепятся с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называются…

    Самые глубоководные – это…водоросли.

    Ламинария – это…водоросль, которая относится к … водорослям.

    Водоросли используются в жизни человека…, играют важную роль в …

    3. Рефлексия:

    -Я узнал, что…, заработал…баллов, оценка…

    Выбери фразу для соседа по парте:

    -Ты молодец!

    -Я доволен твоей работой на уроке!

    -Ты мог бы работать лучше.

    Инструктивная карточка № 2

    1.Бегло прочитайте текст и расскажите ребятам о прочитанном от первого лица, например, «Мы зеленые водоросли…»

    Воспользуйтесь учебником.

    Зеленые водоросли

    Многоклеточные зеленые водоросли низшие растения имеют слоевище в форме нитей или плоских листовидных образований. В проточных пресных водоемах часто встречается нитчатая водоросль улотрикс, у которой хроматофор в виде незамкнутого кольца.

    C:\Users\Ирина\Desktop\улотрикс.jpg

    Часто встречаются и ярко – зеленые комки – это нитчатая зеленая водоросль – спирогира, которая имеет хроматофор в виде спирально закрученных лент.

    C:\Users\Ирина\Desktop\спирогира.jpg

    В морях живет ульва, или морской салат. Наиболее сложное строение имеют харовые водоросли и к грунту они прикрепляются с помощью бесцветных нитевидных клеток, которые называются ризоиды (от греческих слов «риза»-корень и «эйдос»-вид). (Запишите на доске).

    (смотри учебник стр. 97, рис.61)

    2. Вставьте пропущенные слова.

    Водоросли это… растения. Встречаются одноклеточные и … водоросли. У многоклеточных водорослей тело называется …Спирогира – это…К грунту водоросли крепятся с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называются…

    Самые глубоководные – это…водоросли.

    Ламинария – это…, которая относится к … водорослям.

    Водоросли используются в жизни человека для …, играют важную роль в …

    3. Рефлексия:

    - Я узнал, что…, заработал…баллов, оценка…

    Выбери фразу для соседа по парте:

    -Ты молодец!

    -Я доволен твоей работой на уроке!

    -Ты мог бы работать лучше

    Инструктивная карточка № 3

    1.Бегло прочитайте текст и расскажите ребятам о прочитанном от первого лица, например, «Мы красные водоросли…»

    Воспользуйтесь учебником.

    Красные водоросли

    Красные водоросли, или багрянки – это многоклеточные водоросли, но встречаются и одноклеточные. В клетках красных водорослей кроме хлорофилла содержится пигмент красного и синего цвета. Благодаря тому, что красные пигменты способны улавливать даже небольшое количество света, багрянки могут расти на значительной глубине 100-200 м. В морях нашей страны встречается филлофора, порфира, анфельция.

    2. Вставьте пропущенные слова.

    Водоросли это… растения.

    Встречаются одноклеточные и … водоросли.

    У многоклеточных водорослей тело называется …

    Спирогира – это…

    К грунту водоросли крепятся с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называются…

    Самые глубоководные – это…водоросли.

    Ламинария – это…водоросль, которая относится к … водорослям.

    Водоросли используются в жизни человека…, играют важную роль в …

    3. Рефлексия:

    -Я узнал, что…, заработал…баллов, оценка…

    Выбери фразу для соседа по парте:

    -Ты молодец!

    -Я доволен твоей работой на уроке!

    -Ты мог бы работать лучше.

    Используемая литература:

    http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого урока Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей.

    Комбинированный урок "Многоклеточные водоросли". Биология 7 класс класс.Цель урока:продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различным...

    План урока по биологии в 8 классе на тему "Типы соединения костей"

          Цели урока:  1) закрепить знания о строении и функциях частей скелета;                         ...

    план урока по биологии в 7 классе по теме : отдел голосеменные к учебнику Сухоруковой Л.Н.

    план-конспект урока по биологии в 7 классе по теме: " Отдел Голосеменные" (ФГОС)...

    план урока по биологии в 5 классе по теме : Среда обитания.Экологические факторы к учебнику Сухоруковой Л.Н.

    технологическая карта урока по биологии в 5 классе(ФГОС) по теме Среда обитания.Экологические факторы....

    Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Многоклеточные водоросли".

    Программа В.В.Пасечника. Урок биологии "Строение многоклеточных водорослей" 5 класс...