урок по биологии 5 кл роль водорослей
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Щеглова Ольга федоровна

урок для 5 кл по фгос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka_rol_vodorosley.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Щеглова Ольга Федоровна МБОУ СОШ № 46 г.о. Самара

Предмет: биология

Класс: 5

Технологическая карта урока

Автор УМК – В.В. Пасечник.

 Учебник  – Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012г.

Рабочая тетрадь - Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» /  В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2013г.

Тема урока

Роль водорослей в природе и жизни человека. Урок № 25.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений.

Технология

Личностно-ориентированная, игровая, ИКТ.

Методы

  1. Организации и самоорганизации учебной деятельности на уровне:

- восприятия (словесные, наглядные);

- познавательного аспекта (репродуктивные, частично- поисковые)

- логического аспекта ( анализ, синтез, классификация)

  1. Стимулирования ( дидактические игры, ситуация успеха, новизна)
  2. Контроля и самоконтроля (устный,  письменный, программированный).

Цель урока

Формирование новых знаний о многообразии водорослей, их значении и роли в природе и жизни человека, формирование творческого потенциала школьников.

Задачи урока

Образовательная: формировать умение объяснять  строение водорослей, как представителей низших растений, их характерных признаках, и многообразии; роли водорослей в природе и жизни человека; продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы; создать условия для развития у учащихся умений применять знания  ситуациях.

Развивающая: развивать умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; стимулировать познавательную активность ребят, формировать умения  быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.

    Воспитывающая:  воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение работать коллективно и в парах, положительное отношение к учебе, любовь к природе.

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование

Карточки, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР – электронное приложение для учебника 5 класса (www.drofa)

Планируемые результаты обучения:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Воспроизведение и описание:

 -давать  определения терминам низшие растения, слоевище, таллом;

- приводить примеры водорослей различных групп; 

-описывать внешнее строение водорослей;

- составлять рассказ по рисункам и схеме о роли водорослей в природе и жизни человека.

Интеллектуальный уровень:

-доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям;

- отличать  строение одноклеточных водорослей от растительной клетки;

- находить  сходные и различные признаки водорослей;

- определять направления использования водорослей

- прогнозировать последствия исчезновения водорослей на Земле

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ.

- уметь работать с текстом учебника, выбирать главное.

ЛИЧНОСТНЫЕ.

- понимать смысл понятий «добро», «природа»;

- уметь адекватно оценивать свои знания и знания товарища;

- уметь общаться и сотрудничать с одноклассниками.

Организация урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

1 этап – Организационный, целеполагание.

1. Приветствует уч-ся и проверяет готовность к уроку.

2. Задает вопрос классу: «Почему обитатели воды могут свободно дышать? Какова тема урока?»

3.Организует беседу о теме предстоящего урока.

4.Сообщает задачи урока.

Отвечают на вопрос.

Выдвигают предположения о теме урока.

Выдвигать предположения и обосновывать.

Осуществлять

актуализацию личностного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Слушать товарищей.

Строить понятные объяснения или высказывания.

Контролируют правильность ответов и предположений.

Формулируют тему и цели урока.

Уметь слушать.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять или

уточнять высказанные мнения.

2 этап – Проверка знаний.

1.Организует работу в парах: игра «Ответы на вопросы», раздает карточки с заданиями.  /приложение 1/

2. Работа у доски:

А)  1 ученик заполняет таблицу (распределить представителей водорослей по группам)

/приложение 2/

Б) 2 ученик: «слова- перевертыши»

расшифровать и объяснить.

/приложение 3/

В парах обсуждают вопрос и отмечают правильный ответ.

Индивидуально  работают по своим карточкам.

Анализировать  содержание вопроса на слух и заполнять таблицу в цифровом  формате.

Классифици-

ровать  и анализировать информацию, заполнять таблицу.

Строить логическое рассуждение, анализировать, выдвигать предположения

Внимательно слушают текст вопроса, находят общее решение и отмечают ответ в карточке.

Внимательно работают с текстом задания.

Понимать речь учителя.

Распределять роль в парах.

Умение сотрудничать

Умение подчиняться.

Понимать смысл задания.

Работают по алгоритму, сверяют свои действия с целью.

Применяют знания в новых условиях.

Оценивают сложность задания.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль

   Выполнять самостоятельно задание.

1.Организует фронтальную

проверку работ уч-ся у доски.

2. Оценивает по результатам опроса у доски.

3. Организует самопроверку

по итогам игры в парах с дальнейшим обсуждением.

4.Фронтальная устная работа по вопросам:

- что общего у всех водорослей?

- как водоросли приспособлены к жизни в водной среде?

Строит речевое высказывание.

Осуществляет рефлексию способов своей деятельности.

Проверяют правильность заполнения таблицы с помощью ответов на слайде.

Обсуждают результат работы.

Исправляют ошибки, если есть.

Отвечают на вопросы.

Доказывать и аргументировать свое решение.

 

Уметь использовать знаково-символические действия.

Уметь работать по алгоритму.

Проявлять любознательность.

Обобщать  изученную информацию.

Все остальные школьники выслушивают ответы.

Задают вопросы, исправляют или уточняют.

Участвуют в обсуждении ответов  на вопросы и исправлении ошибок.

Понимать на слух ответы.

Умение задавать учебные

вопросы.

 Умение сдерживать эмоции.

Уметь формулировать

свои мысли.

Строить  понятные высказывания для одноклассников.

 

Школьники

контролируют правильность выполнения задания.

Оценивают свои действия.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Осуществить взаимоконтроль.

 

Адекватно воспринять оценку учителя,

 

 Развивать

самооценку.

3 этап - Изучение нового материала.

1.Задает  вопрос классу: «Космонавты хлореллу называют космическим хлебом. Почему?»

2.Организует:

- самостоятельную работу с текстом статьи «Значение водорослей в природе и  жизни человека» стр 103 и рис 64.

- работу в РТ стр 43 №64.

- просмотр ЭОР-www.drofa.ru, биология 5кл. – «Значение водорослей».

- обсуждение результатов работы в парах.

3. Наблюдает за работой школьников, помогает тем, кому трудно.

Отвечают на вопрос.

Осуществляют смысловое чтение текста учебника.

Заполняют схему в РТ.

Просматривают и прослушивают файл, дополняют и вносят в РТ.

Обсуждают результат работы, участвуют в беседе.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Смотреть учебную информацию и  

соотносить свои  записи с текстом учебника.

Структурировать ответ в письменной и устной форме.

Школьники  выслушивают ответы друг друга.

Озвучивают результат работы с опорой на записи.

 

Задают вопросы, исправляют или уточняют.

Участвуют в обсуждении.

Строить монологическое высказывание.

 

Понимать на  слух ответы одноклассников и  звуковую учебную информацию.

Адекватно использовать речевые средства для решения  коммуникативной задачи.

Организовать учебное взаимодействие в парах.

Контролировать правильность и полноту выполнения задания.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

4 этап – Закрепление

1.Задает классу вопрос: «Что произойдет на Земле, если исчезнут водоросли?»

2.Выставляет оценки.

Высказывают свое мнение и прогнозируют ситуацию.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении.

Понимать смысл задания.

Применяют знания в новых условиях.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

5 этап- Рефлексия

Слушает ответы учащихся.

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Могу похвалить себя за то, что…

Больше всего мне понравилось…

6 этап - Домашнее задание.

 Объясняет сущность д/з:

- §18,до конца;

- РТ № 62 и 63 до конца;

- Что такое «красный снег»? найти ответ из разных источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии "Водоросли", 6 класс

Урок изучения нового материала. Цели урока: познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; -познакомить со средой обитания водорослей; -раскрыть особенности строения тела однокл...

Разработка отрытого урока по биологии по теме "Водоросли"

Предлагаю вашему вниманию разработку урока по теме "Водоросли", разработанного в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...