Урок по биологии "Водоросли", 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Аганина Елена Николаевна
Урок изучения нового материала. Цели урока: познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; -познакомить со средой обитания водорослей; -раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей; -дать представление о способах размножения водорослей; -продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodorosli.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе на тему: «Водоросли»

Цели:

-познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями;

-познакомить со средой обитания водорослей;

-раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей;

-дать представление о способах размножения водорослей;

-продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

На какие подцарства делится царство растений?

Где обитают растения?

Каково значение растений в природе?

Как человек использует растения?

3.Изучение нового материала.

  1. Сегодня мы начинаем изучение водорослей. Водоросли – большая группа растений, которая включает в себя несколько отделов.

                                      Водоросли

               Зеленые                        Бурые                                                              Красные

         

   (хламидомонада)           (ламинария или морская капуста)                       (филлофора)

Вы неоднократно видели водоросли. Скажите, где они встречаются?

Да, чаще всего водоросли обитают в воде. А в каких водах могут жить водоросли?

Водоросли живут и в пресных и в соленых водоемах, могут жить в стоячей и в проточной воде, а так же они обитают на влажной почве, коре деревьев, в аквариуме, на   поверхности почвы в горшке с комнатными цветами. Мы с Вами знаем, что водоросли одни из самых простых растений. Поэтому они имеют более простое строение. Давайте вспомним,  к каким растениям относятся водоросли?

Водоросли относятся к низшим растениям. А в чем отличие низших растений от высших?

Низшие  растения не имеют дифференцированных органов. Тело водорослей называется таллом.

Так как водоросли живут в воде или во влажной среде, то они поглощают различные вещества всей поверхностью тела, соответственно и вся поверхность тела может фотосинтезировать. По способу питания они автотрофы.

  1. Среди водорослей встречаются как микроскопические,  так и настоящие гиганты, достигающие в длину несколько метров.

    Водоросли

Одноклеточные

Многоклеточные

Хламидомонада, хлорелла.

Спирогира, улотрикс, кладофора.

Из одноклеточных водорослей мы рассмотрим хламидомонаду. Она имеет грушевидную форму тела. На переднем конце находятся два жгутика, при помощи которых водоросль может двигаться. Тело водоросли покрыто оболочкой . Под которой находится цитоплазма с расположенным в ней ядром. Есть так же вакуоль, в которой содержится клеточный сок. Большую часть занимает хроматофор, содержащий пигмент – хлорофилл, за счет этого водоросль имеет зеленый цвет. А раз есть хлорофилл, значит, водоросль способна к фотосинтезу. Так как водоросль может свободно двигаться, то она может выбрать благоприятное для нее место. Наиболее благоприятным для нее является наличие яркого света. У нее есть светочувствительный глазок, при помощи которого она передвигается в сторону более освещенного места. Это явление стремления к свету называется положительным фототаксином. Хламидомонада способна питаться не только продуктами фотосинтеза, но и поглощать готовые органические вещества всей поверхностью тела. Она размножается как половым, так и бесполым путем. Летом в благоприятных условиях она размножается бесполым путем – делением. Прежде чем приступить к делению хламидомонада теряет жгутики и перестает двигаться. Содержимое материнской клетки делится пополам, затем еще пополам. Каждая из четырех частей покрывается оболочкой и выбрасывает жгутики. В результате под оболочкой образуется 4 маленькие клетки. Эти клетки называются зооспорами. Основная функция зооспор – размножение и расселение организма. Впоследствии оболочка материнской клетки лопается, и дочерние клетки оказываются на свободе. Зооспоры постепенно растут и превращаются во взрослых хламидомонад.В неблагоприятных условиях хламидомонада размножается половым путем.  Содержимое делится и внутри материнской клетки образуется гамета с двумя жгутиками. Оболочка клетки разрывается, и гаметы выходят наружу. Они активно двигаются в поисках других гамет. Потом гаметы различных клеток объединяются,  и образуется зигота. Зигота покрывается плотной оболочкой и способна пережить неблагоприятные условия. А как только наступают благоприятные условия, зигота делится  дважды и  в результате образуются 4 хламидомонады.

К многоклеточным  водорослям относится – спирогира и ее мы рассмотрим. Клетки у нее расположены в один ряд. Растет она за счет деления клеток всего тела. Эта водоросль ведет неприкрепленный образ жизни и за счет течений передвигается. Например,  купаясь в пруду или реке,  вы обнаруживали скопления зеленой, скользкой тины? Это и есть спирогира. Клетки имеют вытянутую форму. Сверху покрыты слоем слизи. Хроматофоры имеют особое строение. Они длинные, расположены вдоль стенки клетки и опоясывают ее по спирали. Отсюда и название водоросли. В центре находится ядро с ядрышком. Большой объем клетки занимает вакуоль. Для спирогиры характерно как половое, так и бесполое размножение.

  1. Роль водорослей в природе:
  1. В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания.
  2. Пища для многих морских животных.
  3. Приют для рыб и многих других животных.
  4. Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.
  5. Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты.
  6. Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).
  1. Роль водорослей в жизни и деятельности человека:
  1. Являются продуктами питания для человека.
  2. Используются в качестве добавки к корму для скота.
  3. Изготовление удобрений.
  4. Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).
  5. Биологическая очистка сточных вод.
  6. Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.
  1. Вред, наносимый водорослями:
  1. Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.
  2. Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.
  3. Чрезмерное размножение  водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.

4.Закрепление изученного материала.

Решение кроссворда.

  1. Оплодотворенная яйцеклетка.
  2. Половая клетка.
  3. Группа отделов низших растений.
  4. Зеленая нитчатая водоросль.
  5. К этим водорослям относится хламидомонада.
  6. Морская капуста.
  7. Способ питания водорослей.

н

ч

о

т

л

и

1

3

о

2

4

5

6

7

Ответы:

1 – зигота,  2 – гамета, 3 – водоросли, 4 – спирогира, 5 – одноклеточные, 6 – ламинария, 7 – автотрофы.

               

5.Выставление отметок.

6.Домашнее задание – параграф 12, заполнить таблицу.

Название водоросли.

Название отдела.

Одноклеточная или многоклеточная

Образ жизни.

Место обитания.

Значение для человека.

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...