Природные зоны и разнообразие растительного и животного мира материка Евразия
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Шутова Галина Николаевна

Формирование представления о природе Евразии, представителях животного и растительного мира природных зон материка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии  в 7 классе.

Тема:  Природные зоны.

Разнообразие растительного и животного мира материка Евразия.

Цели урока:  1. сформировать представление о природе Евразии, представителях животного и растительного мира природных зон материка

2. раскрыть связи природно-зональных особенностей материка с климатическими условиями, особенностями расположения зон

3. воспитывать  ответственное  отношение  к природе.

Тип урока: изучение нового материала

Методы  обучения: словесный, наглядный, практический

Оборудование: физическая и климатическая карты Евразии, диск Кирилла и Мефодия- природные зоны Евразии, карточки, таблица.

Ход урока:   1. Фронтальный опрос

  1. Какой материк мы изучаем ( Евразию)
  2.  Выделить  особенности географического   положения материка ( самый большой, омывается всеми океанами, берега материка сильно изрезаны, имеет много полуостровов, расположен во всех климатических поясах, большая речная сеть, много озёр, материк расположен во всех природных зонах, разнообразный животный и растительный мир).
  3.  Черрапунджи,  Индия самое (  мокрое  место на Земле) 

Оймякон  - 79 гр. Россия, Якутия ( Самое холодное место Евразии, полюс холода).

Город Хаиль, Аравийский полуостров 4мм осадков в год                        (самое сухое место)

 Иранское нагорье + 53гр. ( самое жаркое место на Земле)

Мёртвое море – 402 м ниже уровня океана

4.Джомолунгма – ( 8848 м,  самая высокая вершина гор Гималаев)

5.Кракатау, Этна, Фудзияма, Ключевская Сопка ( действующие вулканы материка, выделяют Тихоокеанский сейсмический пояс, Альпийско-Гималайский).

6.Почему, находясь на одной широте с материком Северная Америка, климат Евразии суровее? ( большая протяженность холодного Северного Ледовитого Океана, большая территория внутри континента, мало тёплых течений, горы Гималаи преграждают  путь тёплому воздуху с юга).

                  3. Изучение нового материала:

            Тема  урока по плану изучения материка   КАКАЯ????

Природные зоны.    Что мы называем природной зоной?

(  Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира).

- По карте природных зон определите, какие природные зоны есть на материке.

  1. Зона Арктических пустынь  ( морж, ластоногие тюлень, морской заяц – лахтак, кольчатая нерпа, белый медведь)
  2.   Зона тундры и лесотундры ( северный олень, полярный волк, полярная куропатка, овцебык, лемминг, сова,

большое разнообразие уток – гага, морянка, клоктун, шилохвость, растёт ягель, мох, лишайник, морошка)

  1. Зона тайги ( бурый медведь, волк, лось, благородный олень, соболь, белка, заяц, птица кедровка, бурундук, рысь, глухарь, косуля, лесная куница, рябчик, растительность : ель, сосна, пихта сибирская, кедровая сосна, сибирский кедр, лиственница)
  2. Зона смешанных и широколиственных  лесов ( рыжая лисица, кабан, глухарь, бурый медведь, лось, летучая мышь, лесная куница, сова, дятел, соловей, глухарь, зубр проживает в Беловежской пущи в Белоруссии, Польше, занесён в Красную книгу, уссурийский тигр на востоке материка, в Азии,  растительность:

берёза, карельская берёза у неё очень красивая древесина, цвета необыкновенные молочно-белая, нежно-розовая, жёлто-мраморная,  дуб, клён, липа, осина, бук).

5.Зона лесостепей и степей ( сайгак, суслик, сурок-байбак, хорь, дрофа, жаворонок, растёт – ковыль, травы мятлик и тонконог)

6.Зона  полупустынь и пустынь ( верблюд, дикий осёл - кулан, джейран, эфа- змея, ушастый ёж, жёлтый суслик, тушканчик, черепахи, барханная кошка, змеи,

 растёт : саксаул, верблюжья колючка, лишайниковая манна в пустынях Аравии, её употребляют в пищу, она переносится ветром на большие расстояния, отсюда и пошла легенда о «манне небесной»)

   7.Зона саванн и редколесий ( индийский слон, тигр в Индии и в Индонезии, кобра,  обезьяны гангский гавиал, индийская кобра,   растёт- тиковое дерево. Баньян- дерево фикус, имеет один ствол и воздушные корни, разрастается вширь до 5000кв.м, саловое дерево.

8.Зона жестколистных вечнозелёных  лесов и кустарников средиземноморье

 ( растёт:  земляничное дерево, пробковый дуб, лавр, мирт)

9.Зона переменно- влажных муссонных лесов ( гималайский медведь, слон, макаки,

растёт: магнолия, камелия, камфорное дерево, бамбук, камфорный лавр, древнейшее дерево возраст до 3000 тысяч лет -  ГИНКГО )

10. Зона  влажных экваториальных и тропических лесов ( носороги, орангутаны, птица –носорог,  дикий бык, гиббон,  долгопят -  родственник лемура, питон сетчатый

растёт: панданус, чайный куст,  раффлезия – растение паразит, не имеет ни корней, ни стеблей, есть листья и самый большой в мире цветок, в бутоне похож на капусту а в раскрытом виде достигает в диаметре 1 метр и 6 кг веса, имеет трупный запах).

11. Высотная поясность (  в Гималаях живет як,  в Тибете панда или бамбуковый медведь, снежный барс или ИРБИС, баран горный, пятнистый олень, горал, улар-птица,

растёт: лютик бахромчатый, в Гималаях на высоте 6400м, эдельвейс, женьшень (корень жизни).

Закрепление новой темы:

- Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?

Тундра и лесотундра, тайга, высотная поясность

- В каком климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на восток?

В субтропическом поясе, из-за влияния рельефа

- В какой природной зоне располагаются:

о. Калимантан         – влажные экваториальные леса

п-ов Индокитай         – саванны и редколесья, переменно-влажные леса

п-ов Аравийский         – полупустыни и пустыни

о. Исландия        – тундра и лесотундра

о. Врангеля         – арктическая пустыня

о. Крит                 – жестколистные вечнозелёные леса и кустарники

о. Сахалин                 – тайга

Работа по парам

Класс делится на группы, каждая группа получает текст и задания:

Заполнить пропуски:

Евразия  вытянута  с …на …  . Экватор  находится  по  отношению  к  материку  ….,  поэтому    Евразия    расположена во всех   климатических  поясах.  По  их количеству материк  занимает…. место    в мире  по  сравнению  с  другими материками.    Природные зоны на большей части материка вытянуты с …. на … .      В  умеренном  климатическом  поясе  лежат  несколько  природных зон …, …., …., ….., …., но наибольшую площадь среди них занимает … . Зоны  пустынь  и  полупустынь  расположены  в  нескольких  поясах….  .  В горах  смену  растительности  и животного мира  определяет …местности. Области высотной поясности в Евразии занимают …. территорию. Самое большое количество высотных поясов находится в горной системе …

Практическая работа.

Заполнить таблицу по атласу, учебнику, презентации.

Работу оформить в виде таблицы:

Природные зоны

Евразия

Северная

Америка

Черты сходства

и различия

1. Смешанные широколиственные леса.

2. Лесостепи

и  степи.

3. Пустыни и  полупустыни.

4. Переменно-влажные леса.

5.Жестколистные леса и  кустарники.

                       4. Итог урока.    

                       5. Д/з: §21-22;  В тетради нарисовать схему высотного пояса Альп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"

В 8 классе изучается курс географии "Природа России". Данный урок проводится после изучения общей характеристики природы. УМК: учебник И.И. Бариновой "География: природа России". Урок проводится в нет...

Проект: "Разнообразие растительного и животного мира родного края"

Проект может быть проведён с учениками с 5по9 классы коррекционных школ 8 вида и начальных классов общеобразовательных школ....

презентация к уроку экологии "Современное состояние растительного и животного мира"

В презентации раскрыта роль растительного и животного мира в жизни биосферы. Рассмотрены растения и животные, подлежащие охране на территории России и Республики Коми (региональный компонент). Показан...

Экскурсия "Описание растительного и животного мира, почв своей местности"

В памятке прописаны нормативная база, цели ии здачи, оборудование, маршрут, групповые и индивидуальные задания, формы отчета....

Презентация "Охрана растительного и животного мира в России"

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира" в курсе геограии в 8 классе...

Методическая разработка урока ""Особенности растительного и животного мира России". 8 класс"

В публикации представлен один из вариантов проведения урока по теме "Животный и растительный мир России" , в котором будет уделено  внимание изучению общих особенностей приспособления п...