Доклад на тему "Эффективное использование проблемно-диалогической технологии на уроках географии"
статья по географии на тему

Если вы мне расскажите, я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,

а если вы вовлечете меня в дело, я буду это знать и запомню.

Жан Жак Руссо     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ira_doklad_27.11.2015.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО г.Энгельса

учителя географии МБОУ «СОШ № 42»

Федотовой И.И.

Эффективное использование проблемно-диалогической технологии

на уроках географии

Если вы мне расскажите, я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,

а если вы вовлечете меня в дело, я буду это знать и запомню.

Жан Жак Руссо        

Вхождение России в мировое образовательное пространство сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Прежние стандарты ставили перед школой задачу вооружить учеников знаниями, умениями, навыками; ФГОС поставили новую задачу – сформировать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умение организовать этот процесс. Эти требования невозможно реализовать без применения новых педагогических технологий. В процессе изучения курса школьники включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернетом. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна. Технология полно и последовательно реализована в развивающей Образовательной системе «Школа 2100».

 

Использование   проблемно-диалоговой  технологии  позволяет  обучающимся  вступать  во  взаимодействие  не  только  с  учителем,  но  и  с  другим  учеником,  работать  сообща,  при  этом  овладевая  разнообразными  речевыми  средствами  в  различных  ситуациях  общения.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Слово «диалогическое» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке, навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм;

2. отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт);

3. закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно;

4. неумение учителя быть хорошим слушателем (слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного).

Необходимыми условиями организации учебного диалога являются: а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.

Подготовка к проблемно-диалоговым урокам является для меня творческим процессом, в ходе которого я нахожусь в постоянном поиске наиболее эффективных методов и приёмов введения новых знаний.

Начинаю урок с постановки проблемы. Постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

На уроке открытия новых знаний я использую три наиболее эффективных метода постановки учебной проблемы:

  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с дальнейшей мотивацией на диалог
  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;

Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.

Рассмотрим эти методы подробнее.

Фрагмент урока географии в 9 классе по теме «Население России»

Учитель

Ученик

- Они живут в городах и сёлах.

- Трудятся в разных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве, производят материальные и духовные ценности.

- Кто они?

 

На доске записано предложение:

- Совокупность людей, населяющих территорию России,  называется…..

- Так какая сегодня тема  урока ?

Ученики слушают и отвечают.

- Люди.

- Население.

 

- Население России.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активизируют и, соответственно, развивают логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы  пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.         

Фрагмент урока географии в 6 классе по теме «Ориентирование»

Учитель

Ученик

- Тема сегодняшнего  урока  актуальна, её изучение играет большую роль в жизни человека. Когда-то погибали целые экспедиции, и наоборот знание и умение это делать помогали людям в трудную минуту.  

        

 Зачитывает текст:

- Ребята отправились в поход за грибами по незнакомой им местности. Чтобы не заблудиться, они взяли с собой компас, по которому определили, что их путь лежал на северо-восток.

 Возвращаясь домой, они обнаружили, что компас утерян.

- Какая проблема возникла у ребят?

        

- Какие умения они должны проявить?

- Умение находить стороны горизонта называется ориентированием.

- Как вы догадались тема сегодняшнего урока «Ориентирование на местности».

-  Слово «ориентироваться» происходит от латинского «ориенс» - восток, поэтому буквально это значит определить своё положение по отношению к востоку. Но главное направление для ориентирования – направление север – юг.

- Ориентироваться на местности можно разными способами. Откройте атласы на стр. 8-9 , назовите эти способы.

- Какие из этих способов вы предложили ребятам для возвращения домой?

Слушают

- В каком направлении идти домой.

- умение находить стороны горизонта без компаса.

- Рассматривают разные способы ориентирования, называют их.  

-  По кроне деревьев.

- По лишайнику на стволе дерева.

- По годичным кольцам спиленного дерева.

- По муравейнику.

- По Солнцу.

Сообщение темы с мотивирующим приемом - суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог - представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. На этапе поиска решения побуждаю  учеников выдвинуть и проверить гипотезы,  обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок. В ходе диалога использую  отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. Используется метод на любом этапе урока.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге, а также с помощью мотивирующего приёма помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию «открытию» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Современные возможности урока (компьютер и мультимедийный проектор) позволяют мне сделать их более интересными и запоминающимися. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов, проверки самостоятельной работы по эталону. Организация проблемных диалогов с использованием презентаций оживляет работу учащихся, позволяет в процесс открытия новых знаний включить практически каждого ребенка. Алгоритм подготовки учителя к проведению урока.

При проведении уроков по нашему курсу учителя очень часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. Материал темы достаточно обширен, поэтому его не удается «открыть» полностью вместе со  школьниками, используя технологию проблемного диалога. В результате не остается времени ни на этап самостоятельного применения знаний, ни на подведение итога. В основе этой проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все знания. Напротив, некоторые сложные положения проще объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний ученики «открывали» сами.

Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум).

Задача учащихся:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Мне кажется, современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок – это урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк.

Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельности должна быть связана с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Рефлексию на уроке организую различными способами:

  • через подведение итогов урока по вопросам  (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?);

Не  следует  думать,  что  организация  диалогового  обучения  ограничивается  лишь  созданием  раскованного  общения  с  учениками,  свободным  обменом  мнениями.  Учителю  необходимо  учитывать  ряд  организационных  моментов:

1. Организация  учебного  пространства  кабинета.  Традиционная  расстановка  парт  при  диалоговой  технологии  неуместна.  Обучающиеся  должны  общаться  лицом  к  лицу.  Поэтому  такая  форма  работы,  как  групповая,  является  наиболее  оптимальной.

2. Содержание  учебного  диалога.  Учитель  должен  продумать  тематику  диалога; формулировку  вопросов  и  заданий; материал  диалога,  который  должен  решать  задачи  урока; учет  временных  ограничений; состав  групп,  психологическую  атмосферу  в  группе,  так  как  каждый  участник  диалога  должен  стать  участником,  а  не  зрителем.  Сначала  научиться  вступать  в  диалог  с  собственным  «Я»,  затем  взаимодействовать  с  другими  («Я  и  другой»).

Для   учителя, диалог  на  уроке  —  это,  прежде  всего,  уникальный  способ  соприкоснуться  с  личными  проблемами  и  размышлениями  ученика.  Для  обучающихся  —  это  ощущение  и  понимание  равенства  со  своим  собеседником,  что  обозначает  не  равенство  в  знании,  а  равные  права  на  ответственность  за  постановку  и  решение  своего  вопроса.  Поэтому  диалогичность  —  совместный  поиск  истины,  форма  и  способ  отношений,  где  главное  не  воспроизведение  информации,  а  размышление,  обсуждение  проблемы,  причем  в  рамках  законов  речевого  поведения:  взаимоуважения,  взаимопонимания  и  сотворчества.

Таким  образом,  создаются условия, способствующие развитию универсальных учебных действий школьника, таких как:

  •  регулятивные (организовывать свою деятельность, решать проблемы);
  • познавательные (извлекать информацию, делать логические выводы);
  • коммуникативные (вести диалог, взаимодействовать с людьми);
  • личностные (давать нравственную оценку ситуации, осуществлять нравственный выбор). 

Я использую технологию  проблемно-диалогического обучения много лет и с полной уверенностью могу сказать, что она  является результативной. В ходе использования проблемно-диалогической технологии достигаю следующих предметных и метапредметных  результатов:

  • формирование прочных и глубоких знаний;
  • формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий;
  • приобретение навыков самостоятельной работы.

Подводя итог, хочется сказать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания, поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающей развитие каждого обучающегося, ключом к  успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным.

Литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2012 г.
  2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2010, 2009 г.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии"

Компьютеры и информационные технологии  – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знани...

Доклад на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Доклад на тему:"Использование информационно-комуникционных технологий на уроках математики" был заслушан на районных педагогических чтениях...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...