Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику Дронова, Савельевой, Кузнецова. ФГОС.
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявленными администрацией данного образовательного учреждения - МОУ Нижнебузулинская СОШ.

Программа рассчитана на 68 часов, 34 рабочих недели.Подробно освещен раздел содержание, формирование УУД - предметных, метапредметных и личностных по каждому разделу и теме.

Также указаны все программные практические работы, направления проектно-исследовательской деятельности, требования к номенклатурному списку. Указана система оценивания, используемая литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа 8 география66.86 КБ

Предварительный просмотр:

       Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района

                                    Муниципальное общеобразовательное учреждение

                             «Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к

Утверждению МО

Учителей предметников

Протокол от

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора

По УВР

Пушкарева Н.С.

УТВЕРЖДЕНА

Директор:_________________

                  Н.А.Велиц

Приказ от

                                                                Рабочая программа

                                                       основного  общего образования

                                                        учебного предмета «География»

                                                       для 8 класса  на 2016 – 2017 годы

                                                                                                                                Составитель:

                                                                                                                     Петренко Любовь Ильинична

                                                                                                                     Учитель географии-биологии

                                                                                                                высшей    квалификационной  

                                                                                                                                       категории

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол от

                                                            С. Нижние Бузули

                                                                       2016г.

Пояснительная записка

- Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

- Федеральный государственный образовательный  стандарт основного  общего образования (утверждён приказом Министерства  образования и науки РФ от 17.12.10 №1897;

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования . М., «Просвещение», 2010;

-  «Положение о  структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (приказ от 31.08.2013г. №74)

- Рабочие программы. География.  В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы.  Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.,  «Просвещение» 2011г. Программа соответствует требованиям ФГОС.

-Учебник и программа для общеобразовательных  школ по разделу «География. Россия: природа, население, хозяйство»  для 8 класса. Авторы: доктор географических наук В.П.Дронов, кандидат Географических Наук Л.Е.Савельева.

Цели и задачи

Рабочая программа линии УМК «География. СФЕРЫ» (5-9 классы) для основной школы представлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.  

     География – единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного , так и естественно- научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как  гуманизация , социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.    

     Основная цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.  

 Задачами изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Главная цель курса «География России» — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Цель курса 8 класса: создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных ресурсов.

Задачи:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России, о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Содержание   курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. эти умения ведет к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.

Общая характеристика учебного предмета

Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание примерной программы по географии для основной школы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. Согласно рабочей программе для линии УМК «География. Сферы» в 8 классах изучаются разделы «Географическое пространство России», «Природа России», «Население России». География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно- научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания, математики, физики

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Сфера. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения- 280, из них по 35 ч ( 1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч ( 2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.   Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения географии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю

- Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Общее число учебных часов за год - 70ч (2 ч в неделю)

Содержание учебного курса

-Наименование разделов учебного предмета и характеристика основных содержательных линий.

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности.

Раздел 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ — 7 ч

Границы России. Государственная территория и государственные границы России. Морские и сухопутные границы. Воздушное пространство. Территориальные воды. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Соседи России.

Размеры территории России. Часовые пояса. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения. Часовые пояса на территории нашей страны. Поясное, декретное, летнее время.

Географическое положение России. Виды и особенности. Сравнение физико-географического положения России с положением других государств. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны.

 Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.

Освоение и изучение территории России. Формирование, освоение территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. История изучения территории России. Современные географические исследования.

Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.

Административно-территориальное устройство России. Функции административно-территориального деления. Россия — федеративное государство. Разнообразие субъектов федерации. Административно-территориальное устройство России. Федеральные округа.

Раздел  2. ПРИРОДА РОССИИ — 42 ч

Природные условия и ресурсы. Понятия о природных условиях и природных ресурсах. Классификации природных ресурсов.

Рельеф и недра. Геологическое летосчисление. Этапы формирования земной коры на территории России. Современное тектоническое строение, его связь с рельефом.

Особенности размещения равнин и гор в России. Основные внутренние и внешние процессы формирования рельефа. Тектонические движения, районы проявления землетрясений и вулканизма.

Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее оледенение и ледниковые формы рельефа.

Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Стихийные природные явления в земной коре и на ее поверхности, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение земной коры и рельефа в результате человеческой деятельности. Рациональное использование и охрана ресурсов недр.

Климат. Географическое положение и климат. Климатообразующие факторы на территории России: географическая широта, близость морей и океанов, циркуляция воздушных масс. Свойства подстилающей поверхности, особенности рельефа, их воздействие на климат.

Солнечная радиация: распределение, воздействие на климат. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Распределение температур, осадков и увлажнения на территории России.

Климатические пояса и типы климатов России. Комфортность климатических условий. Адаптация людей к различным типам климата, его влияние на хозяйственную деятельность людей.

Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Охрана воздушного бассейна.

Внутренние воды и моря. Воды России как составная часть мировой гидросферы.

Моря разных океанов, омывающие побережья России. Особенности природы морей, их хозяйственное использование.

Воды суши, их виды и запасы на территории России. Основные речные бассейны и системы. Бассейны стока рек. Влияние рельефа и климата на сток, характер течения и режим рек. Крупнейшие озера и водохранилища, их происхождение и размещение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, ее распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.

Обеспеченность водными ресурсами: неравномерность распределения, рост потребления, загрязнение. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Опасные природные явления, связанные с гидросферой, их предупреждение. Ресурсы морей, проблемы их использования.

Растительный и животный мир. Российская часть биосферы. Особенности и разнообразие растительного и животного мира России. Зональные и незональные факторы размещения. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Охрана растительного и животного мира.

Почвы. Роль почвы в природе. Состав и свойства почв, факторы почвообразования. Основные типы почв страны, их особенности и размещение. Почвенные ресурсы России. Эрозия, мелиорация земель, рациональное использование и охрана почв.

Природно-хозяйственные зоны России. Разнообразие природных территориальных комплексов. Природные районы и природные зоны. Преобразование природных зон в природно-хозяйственные. Взаимосвязь и взаимообусловленность природных компонентов, расселения населения и основных видов хозяйственной деятельности в природно-хозяйственных зонах: арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей, экологические проблемы. Горные области: характер высотной поясности, население, особенности освоения. Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории.

Раздел 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ — 10 ч

Численность населения. Динамика численности населения. Переписи населения. Геодемографическое положение России. Воспроизводство и механический прирост российского населения на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Прогнозы изменения численности населения России и демографические проблемы страны.

Половой и возрастной состав населения страны. Соотношение мужчин и женщин. Продолжительность жизни россиян. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида, причины ее своеобразия в России.

Народы, языки и религии России. Многонациональность — важнейший фактор формирования и развития России. Национальный и языковой состав России. Наиболее многонациональные районы России. Русский язык — язык межнационального общения. География основных религий.

Расселение населения. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Средняя плотность населения страны. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера. Городское и сельское население. Городские поселения. Размещение городов по территории, их функции. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения, их различия.

Миграции населения. Миграции, их типы и причины возникновения. Основные направления миграций на разных этапах развития страны. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.

- Планируемые результаты к каждому разделу учебной программы

Раздел 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ

Предметные

Знать:  что изучает география России,. Роль географической информации в решении эконом-

Экологических  проблем; государственное устройство, территорию России,соседей России, место России в мире,- адм-террит. устройство России

Уметь:  - показывать границы России, сопредельные государства.показывать на карте регионы России

Метапредметные самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

• работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

Раздел  2. ПРИРОДА РОССИИ

Предметные 

Учащиеся должны знать:- классификацию прир. Ресурсов,-геологическое летоисчисление, основные тектонические структуры, черты рельефа России, взаимосвязь его с полезными ископаемыми;

-развитие форм рельефа, движение земной коры, области современного горообразования, оледенение;

- изменение рельефа человеком, влияние рельефа и литосферы на др. компоненты природы

-уметь:- объяснять зависимости расположения крупных форм рельефа и полезных ископаемых.

Учащиеся должны знать:-климатообразующие факторы на территории страны: солнечную

 радиацию, циркуляцию атмосферы, типы воздушных масс; синоптическую карту, прогнозы погоды, методы изучения клима-тических явлений; распределение тепла и влаги, клим. пояса и типы климата, влияние человека на климат  и климата на человека;  что такое агроклиматические ресурсы.

-уметь: определять по картам распределение тепла и влаги, особенности распределения по сезонам, работать с синоптической картой, составлять прогноз погоды, оценивать климатические показатели для регионов страны.

Должны знать: -виды вод суши и главные речные системы, их роль в освоении территории.

-другие виды вод, их роль в природе  и хозяйстве; опасные явления, связанные с водами, водные ресурсы.

-уметь: -составлять характеристику реки с помощью карт, объяснять размещение вод в зависимости от пртродных компонентов, оценивать обеспеченность водными ресурсами

Учащиеся должны знать:-образование почв, их типы, распространение;почвенные ресурсы, изменение почв, рациональное использование.

уметь: выявлять условия почвообразования,  оценивать их плодородие; анализировать почвенную карту.

Учащиеся должны знать: формирование ПК, изменение ПК под влиянием человека;

взаимообусловленность компонентов ПЗ; харак-ку ПЗ, из ресурсов, экологические проблемы,

заповедники. -биологические ресурсы, меры по их охране, биомир своего региона.

уметь:  составлять прогноз изменений в результате хоздеятельности,

- объяснять принципы выделения крупных прир-х регионов, выделение внутри их

 более мелких ПК.

  • читать карту растительности
  • Учащиеся должны знать: Принципы широтной зональность. Взаимосвязь компонентов ПЗ

уметь: составлять прогноз изменений в результате  хоздеятельности человека;

знать основы ФГ районирования;

уметь выделять ФГ районы с помощью карт; 

Метапредметные 

• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

• работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

• планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

• в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

• самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

• уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

• давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

• осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

• обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

• преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

• самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

• уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

• в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Раздел 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ 

Предметные

 Знать: - рост населения, изменения соотношения  городского и сельского населения,  развитие

населенных пунктов;   объяснять различия в приросте населения в разных регионах, темпах роста

 и уровне урбанизации; направления миграции, образование и развитие форм расселения;

- называть и показывать размещение народов ,распространение языков, религий.

Метапредметные • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

• использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

• использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

• в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

• давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

• осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

• обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Система оценки достижения планируемых результатов

Стартовая диагностика.

Проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний и уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты, приёмы технологии развития критического мышления.

Тематические контрольные работы по классам.

Текущий контроль. В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение практической работы.  Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.

Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита проекта или исследовательской работы.

В 7-9 классах контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде решения географических задач, решения кроссвордов, ребусов.

Критерия оценивания

По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «5».

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно

и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в

основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах

поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
  • оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Перечень географических объектов (номенклатура) для 8-го класса

После изучения географии в 8 классе учащиеся должны знать и уметь показывать на карте:

- пограничные с Россией государства (на суше): Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР;

- моря, омывающие Россию: Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское;

- острова: Земля Франца-Иосифа, Врангеля, Северная Земля, Новосибирские, Новая Земля, Колгуев, Курильские, Сахалин;

- полуострова: Кольский, Канин Нос, Ямал, Гыданский, Таймыр, Чукотский, Камчатка;

- горы: Кавказ, Урал, Алтай, Западный Саян и Восточный Саян, Бырранга, Верхоянский хребет, хребет Черского, хребет Джугджур, Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Хибины, Срединный хребет, Становое нагорье, Алданское нагорье, Патомское нагорье, Чукотское нагорье, Яблоновый хребет, Витимское плоскогорье, Северные Увалы, Тиман-ский кряж;

- равнины, плоскогорья: Русская (Восточно-Европейская) и Западно-Сибирская равнины, Прикаспийская низменность, Ишимская равнина, Барабинская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Северо-Сибирская и Колымская низменности;

- возвышенности:        Среднерусская, Приволжская, Валдайская, Смоленско-Московская;

- бассейны полезных ископаемых: нефтегазоносных — Западная Сибирь (Уренгой, Медвежье, Сургут, Нижневартовск, Тюмень), Урал (Ишимбай, Уфа), Поволжье; каменноугольных — Печорский, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский; рудных — КМА (Курская магнитная аномалия), Урал (Магнитная, Благодать, Высокая, Медногорск, Карабаш, Сибай), Алтай, Норильск, Дальний Восток; фосфатных — Кольский полуостров;

- реки: Волга, Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Амур, Колыма, Индигирка, Яна, Вилюй, Витим, Иртыш, Печора, Дон;

- озера: Байкал, Онежское, Ладожское, Каспийское (море), Селигер, Ханка;

- крупные природные регионы: Русская (Восточно-Европейская) равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

- Перечень лабораторных и практических

Географическое пространство России.

  1. Определение времени, действующего в разных городах России.
  2. Характеристика географического положения России, США и Канады.
  3. Анализ административно-территориального деления России.

Природа России.

Рельеф и недра.

  1. Выявление связи между строением земной коры и размещением полезных ископаемых.

Климат.

  1. Составление макета климатической карты.
  2. Оценка климата района России.

Внутренние воды.

7.Определение взаимосвязи рельефа, климата и вод суши.

8.Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны.

9. Оценка обеспеченности водными ресурсами территории страны.

Почвы.

10. Характеристика почвенных ресурсов своей местности.

Природно-хозяйственные зоны.

11. Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон.

12.Определение особо охраняемых природных территорий своего района.

Население России.

13. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.

14. Характеристика особенностей движения населения России.

Использование резерва времени

Резерв времени – 9 часов. Из них 3 часа использованы в теме Население, « часа на Подведение и обобщение итогов года, сдачу зачета по знаниям номенклатуры, 2 часа на тему Географическое пространство России и 2 часа в теме Природа России.

Направление проектной и учебно-исследовательской деятельности

кл

направление

предмет

название

сроки

8

экологическое

География

Исчезающие растения и животные нашей местности

март

8

информационное

география

Историко-географические факторы в гербовых символах городов и районов нашей местности.

май

8

Экологическое

География

Минералы нашего района

январь

8

экологическое

география

Животный мир моего края

апрель

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

- Печатные пособия

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

1.«Рассказы о почве» Польский И.И. М.,Просвещение -90

2. «Живая Арктика». Успенский Е.Н. М.,Мысль -90

3.«Н.М.Пржевальский»,  Юсов С.М. М., Просвещение -93

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

1.Методическое пособие по географии России. Дронов, Игнатьев, Фролова

8-9кл.М.,Просвещение-96.

2.Самостоятельные и практические работы по физической географии Баринова М.,Просвещение-91

3.Современный урок географии8 кл. М.,Школа-Пресс -04

4.География. Природа России.8 кл. Волгоград, Учитель -05

- Электронные ресурсы

*http://ru.wikipedia.org/wiki

*http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

*http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

 

- экранно-звуковые пособия

Телевизор

DVD

 - средства ИКТ

Ноутбук

Мультимедиа

Подвесной экран

- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Химическая посуда для проведения демонстрационных опытов

Барометр

Термометр

Флюгер

Компас

 -демонстрационные пособия

Картины

Карты настенные

Таблицы

Планируемые результаты  обучения географии в 8 классе (требования к уровню подготовки):

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

• работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

• планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

• в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

• самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

• уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

• давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

• осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

• обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

• преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

• самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

• уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

• осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

• использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

• использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

• в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения

Важнейшие предметные результаты:

1) Географический взгляд на Землю: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

2) основополагающие знания о географическом положении и размерах материков и океанов, их площадное соотношение в Северном и Южном полушариях.

3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

7) начальные умения и навыки использования  географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику В.А. Коринской,И.В.Душиной, В.А.Щенева "География материков и океанов", 2 часа в неделю

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ ....

Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....

рабочая программа по географии 6 класс по учебнику Дронова

календарно-тематическое планирование на 2013 - 2014 учебный год по географии 6 класс...

Рабочая программа по географии 6 класс к УМК Дронова В.П , Савельевой Л.Е.

Рабочая программа по географии 6 класс к УМК Дронова В.П , Савельевой Л.Е. ...

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС).

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС). ...

Рабочая программа по географии 10 класс к учебнику Е.М. Домогацких по ФГОС СОО с УУД

Рабочая программа по географии 10 класс к учебнику Е.М. Домогацких по ФГОС СОО с УУД. КТП по географии 10 класс к учебнику Е.М. Домогацких по ФГОС СОО....