Манящие дали Америки
план-конспект занятия по географии (7 класс) на тему

Саломатина Нина Анатольевна

Обобщающее повторение по теме: "Северная Америка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_manyashchie_dali_ameriki.doc690 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 7 классе

Учитель МБОУ «СОШ № 5», «Многопрофильная»

Саломатина Нина Анатольевна

Тема: «Манящие дали Америки»

Продолжительность: 40 минут

Технологии: ИКТ-технология,  проблемно-деятельностный подход, обучение в сотрудничестве.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.

Цели:

Образовательные:

- способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления;  

- обобщить и систематизировать знания путем создания условий для интеллектуального развития личности ребенка на уроке;

- развивать географическую культуру речи;  

  -способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока;

-оценить качество и определить уровень знаний и умений по теме: «Северная Америка»;

- усовершенствовать навык работы с компьютером и интерактивной доской;

-содействовать созданию условий для самостоятельной работы учащихся.

Развивающие:

-содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий;

-создать условия для развития логического мышления, грамотной письменной и устной речи;

- развивать познавательный интерес;

-содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Воспитательные:

-содействовать осознанию учащимися важности изучаемого предмета;

-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

-содействовать развитию у детей умений общаться;

- воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.

Задачи:

предметные: повторить,  систематизировать изученный материал по теме «Северная Америка»; проверить и закрепить умения и навыки  учащихся  при работе с контурной картой;  закрепить общеучебные умения: сравнивать, описывать, анализировать географические объекты; пробудить интерес к дальнейшему изучению Северной Америки, как самостоятельного материка;

межпредметные: передать необходимое содержание изученного материала по теме  «Северная Америка»  не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования;  учить  учащихся осознать важность изучения географии для понимания окружающего мира;

личностные: создать условия для развития  личностных качеств ученика;  развивать  умение точно, грамотно излагать свои мысли в  письменной и устной речи.  

Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер; мультимедийная презентация; академический школьный учебник «География. Страны и континенты. 7 класс». Под редакцией А.И. Алексеева, линии «Полярная звезда». Атлас «География материков и океанов, с комплектом контурных карт», мой тренажер. Магнитофон, латиноамериканская музыка, дерево, ленточки, сувениры. Раздаточный материал групповой, парной, индивидуальной работы, карточки настроения и листок самооценки.

Эпиграф к уроку                                                        Познания и странствия

неотделимы друг от друга.

К. Паустовский

Этапы  урока:

I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока (1 минута).

Цель: включение в  урок

(определить, что ожидают, проверить готовность учеников к уроку, наличие учебников, тетрадей, атласов, раздаточного материала).

II. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 минуты).

Цель:  создать мотивацию к учебной деятельности на уроке.

III. Актуализация знаний (5 минут).

Цель: развивать познавательный интерес к предмету географии, повторить географическую номенклатуру по Северной Америке.

IV. Обобщение и систематизация знаний (10 минут).

Цель: усовершенствовать навык работы с компьютером и интерактивной доской.

V. Минутка релаксации  (2 минуты).

 Цель: предупреждения переутомления.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации (8 минут).

Цель: способствует развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления;  

- помогает учащимся осознать ценность совместной деятельности;

-содействовует развитию у детей умений общаться.

VII. Контроль  и усвоения. Обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

(3 минуты).

Цель: оценить качество и определить уровень знаний и умений по теме: «Северная Америка».

VIII. Рефлексия (подведение итогов путешествия 5 минут).

 Цель: оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.

IX. Домашнее задание (2  минуты).

X. Заключение (2  минуты).

Ход урока

  1. Орг. момент. Постановка цели и задач урока.

Цель: включение в  урок (определить, что ожидают, проверить готовность учеников к уроку, учебники, тетради, атласы, раздаточный материал)

- Доброе утро, ребята! Садитесь.

С каким настроением вы сегодня пришли ко мне на урок? Слайд 2

 (показ карточек настроения: оранжевая  отличное, розовая не очень, зеленая плохое).

- Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

- Мы с вами изучили  один из северных материков.

Какой?

- Правильно, Северную Америку.

Молодцы!

 -Ребята, давайте попробуем сформулировать цели, которые мы сегодня должны достигнуть.  (Слайд 4,5) Сегодня мы встретились с вами на не совсем обычном уроке. Вы покажите, как вы научились работать с компьютером и как вы усвоили знания, полученные при изучении темы «Северная Америка»

     Главная цель нашего  обобщающего – повторительного урока:

обобщить и систематизировать материал по теме «Северная Америка».

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:  создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;

Вступительное слово учителя.

Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны и континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Мамина – Сибиряка, мы мечтаем о путешествиях.

Однако не всем удается стать путешественниками тем более в стенах школы. И тогда в наших сердцах с грустью отзывается стихи Р. Рождественского: (чтение стихотворения Крецу  Александром). Слайд 5

Цель: повторить географические объекты через литературные произведения.

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фиордам  все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Слово учителя: Ребята, назовите полный адрес нашего местоположения. (Солнечная система, планета Земля, материк Евразия, страна Россия, Уральский федеральный округ, ХМАО – Югра, город Пыть-Ях …)

        А давайте перенесемся в другую точку планеты...

(с помощью программы Google Hrome показываем город Пыть-Ях и затем отправляемся «виртуально» в Северную Америку).

Метод: активное вовлечение учеников  в образовательный процесс.

Итак, сегодня на уроке мы отправляемся в заочное путешествие, по Северной Америке, которое назовем: «Манящие дали Америки»,  вы будите проходить его по станциям. Возьмите тетрадь. Положите на  парту, возьмите ручку, запишите   в тетради  дату. Откройте атлас на стр.22. Слайд 6

Наше путешествие хотелось бы продолжить словами К. Паустовского,

                                                                     Познания и странствие,

неотделимы друг от друга Слайд 7

  1. Актуализация знаний.

Цель: развивать познавательный интерес к предмету географии, повторить географическую номенклатуру по Северной Америке.

(тихая музыка)

Северная Америка – это материк целиком расположенный в западном полушарии и из всех континентов дальше других простирается на север. По площади это третий материк Земли, имеющий множество географических объектов, об одном из которых нам расскажет Кырлан Вячеслав (сообщение-презентация о Миссисипи). Слайды  Спасибо, Слава! Присаживайся. Ребята, а  мы продолжим.

Напоминаю вам, что на столах у вас лежат листы самооценки, в которых вы будете проставлять сами себе баллы, после каждого прохождения станции.

Цель: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности

  1. Станция – разминка  «Мозговая атака». Слайд 8

Вопросы:

  1. Горы названые по имени индейского племени Аппалачей, некогда здесь обитавшего (Аппалачи).
  2. Группа озер в бассейне реки Святого Лаврентия состоит из озер: Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио.
  3. Залив носит имя английского мореплавателя, который открыл его в 1610 году при поисках Северо – Западного прохода (Гудзонов).
  4. Полуостров на западе Северной Америки (Калифорния).
  5. Река в Канаде (Маккензи).
  6. «Мы вас понимаем», - так ответили жители индейцы на вопрос европейцев: «Как называется эта земля?» (Юкатан). Молодцы!
  1. Обобщение и систематизация знаний

Цель: усовершенствовать навык работы с компьютером и интерактивной доской

2. Станция – индивидуальная «Охота за пятёрками».

Работа за компьютерами (электронный учебник)

1. Практическое задание: перенесите объекты береговой линии и рельефа на карту Северной Америки

 Инструкция по выполнению:  Материки     -  Северная Америка   -  практика     -  задание 1,2  (двое учащихся работает по интерактивной доске после выполнения задания, проверка). Слайд 9,10

  1. Тест  2-х уровней

  Тест 1 уровня с помощью, электронного приложения  к учебнику  Материки     - Северная Америка    -     тест

Тест 2-го уровня, традиционный:

  1. По площади Северная Америка занимает:
  1. 1-е место;
  2. 2-е место;
  3. (3-е место).
  1. Крайняя северная точка Северной Америки-это:
  1. (мыс Мерчисон);
  2. Мыс Марьято;
  3. Мыс Принца Уэльского.
  1. Название реки Миссисипи в переводе с языка индейцев означает:
  1. «жёлтая река»;
  2. «извилистая река»;
  3. («отец вод»).
  1. Подзолистые почвы характерны для зоны:
  1. тундры;
  2. (тайги);
  3. степей.
  1. Символ Сан-Франциско:
  1. Статуя Свободы;
  2. («Золотой мост»);
  3. Белый дом.

Фронтальная работа (оставшиеся ребята, вместе с учителем разгадывают Чайнворд) слайд 11

Цель: развивать познавательный интерес;

V.Минутка релаксации (под музыку). Слайд 12

 Цель: предупреждения переутомления 

Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь;

  • мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину. Не сутультесь! Позвоночник по возможности должен быть выправлен;
  • голова свободная, легкая;
  • плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие;
  • полная тишина в классе!

Сейчас всем надо отдохнуть, сбросить усталость, напряжение, а самое главное — постараться ни о чем не думать. Занятия должны продолжаться спокойно, интересно, без скуки и усталости. Все, что вы услышите и узнаете, вы воспримете по-новому, а самое главное — ваши глаза не устанут, не почувствуют напряжения.

Медленно приподнимите ладони рук и закройте глаза. Пальцы скрестите на середине лба, ладонями рук в виде маски прикройте закрытые глаза, не нажимая на них; слегка приоткройте глаза и создайте такое положение ладоней, чтобы внешний свет по возможности не проникал в глаза. Вновь мягко закройте веки и расслабьте их. Для удобства позы локти поставьте на парту.

Расслабьтесь и послушайте музыку (выполняется в течение 1 минуты).

Мягко, медленно уберите ладони с глаз и осторожно приоткройте глаза. Не смотрите на яркий свет. Оглянитесь по сторонам! Поморгайте. Почувствуйте мягкость в глазах, расслабление, повышение яркости, четкости окружающих предметов;

Запомните это ощущение расслабления!

Сохраните это чувство глаз до конца урока!

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. Станция – парная «Кто лучше знает и помнит?»

Цель: способствует развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления;  

- помогает учащимся осознать ценность совместной деятельности;

-содействует развитию у детей умений общаться;

Мы приплыли к проливу названий, но здесь быстрое течение. Корабль наш раскачался, пока наши ребята, выполняли индивидуальные задания, а мы с вами разгадывали чайнворд. Ребята, необходимо выполнить задание, для того чтобы восстановить равновесие:

Задание: на контурной карте разложите  элементы береговой линии

Северной Америки (ребята работают в парах на своих местах, двое учащихся у интерактивной доски). Слайд 14-16

Взаимопроверка (показать эти объекты на карте).

Кто выполнил все правильно - 5 баллов,

2 ошибки – 4 балла,

3 -4 ошибки – 3 балла,

меньше 3 – 2 балла.

  1. Ребята, следующая станция – Творческая «Вернисаж». Слайды 17-21.

Цель: воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие

  • Купи картину
  • Собери модель достопримечательности (д\з, собери модель достопримечательности Америки, Гайдуков Алексей)
  • Привезем сувенир (д\з)

Мы попали на выставку картин, которые можно купить. Приобрести сможете любую, если узнаете объект Северной Америки, который изображен на картине и расскажите кратко о нем. (6 баллов)

А) овцебык,

Б) секвойя,

Б) стойбище индейцев,

Г) торнадо.

VII. Контроль  усвоения. Обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: оценить качество и определить уровень знаний и умений по теме: «Северная Америка».

5. Станция самостоятельная - «Я могу» (один учащийся работает у интерактивной доски, остальные ребята за партой)

Задание 1. Вставь в тексте

пропущенные слова. Слайд22-23.

Самый крупный остров ЛАБРАДОР находится на востоке материка.

Материк расположен на СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКОЙ  платформе.

Горы КОРДИЛЬЕРЫ на западе и протянулись  с севера на юг.

Самый большой климатический пояс УМЕРЕННЫЙ.

Задание 2. Узнай страну

по её описанию. Слайд 24-27

  • включает материковую часть и архипелаг;
  • на флаге - кленовый лист;
  • природа этой страны имеет много общего с нашей страной;
  • крупнейший производитель пшеницы;
  • коренные жители – индейцы и эскимосы;
  • два государственных языка;
  • население сосредоточенно на юге страны.

  • Территория состоит из основной части, полуострова Аляски и Гавайских островов;
  • на флаге 50 звезд и 13 белых полос;
  • природа страны очень разнообразна;
  • коренные жители – индейцы и эскимосы, много негров;
  • крупнейший город – Нью-Йорк;
  • половина населения проживает на востоке страны.

VIII. Рефлексия (подведение итогов путешествия)

 Цель: оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

Я знала, все у нас получится,

Америку мы будем знать.

Всем орденосцам Врунгеля.

В журнал  поставлю «хорошо» и «пять».

Подсчет баллов по листам самооценки

(комментарий оценок).

Ребята достигли мы с вами цели, которые ставили в начале урока?

(ответы детей).

Что вам запомнилось на урок? Что понравилось?

Составление «Кластера». Коллективная работа.

Метод: раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося

- Ребята обычно в некоторых странах есть такая традиция оставлять что-то, чтобы сюда вернуться.

Я вам предлагаю на наше дерево повесить ленточку, чтобы ваши мечты сбылись,  и вас пленили, манящие дали Америки.

IX. Домашнее задание. Слайд 28.

Изготовить сувенир, который бы вы взяли с собой в Россию.

X. Заключение.  Слайд 29-30

Ребята наше путешествие подошло к завершению, давайте вернемся в Россию (с помощью программы Google Hrome показываем Северную Америку и затем возвращаемся «виртуально» в Россию)

И в заключении хотелось бы  сказать:

что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен

Стремитесь вы его познать!

Всем спасибо за урок!

Использованная литература:

  1. Академический школьный учебник «География. Страны и континенты 7 класс» под редакцией А.И. Алексеева, линии «Полярная звезда»;
  2. атлас «География материков и океанов, с комплектом контурных карт», мой тренажер;
  3. География, материки и океаны, народы и страны: под редакцией М.В. Постникова. Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты. 7 класс
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у Сальвадора Дали в Каталонии». Краткосрочный веб-квест по МХК для учащихся 9 класса по теме «Творчество Сальвадора Дали в истории и культуре Каталонии»

Целью веб-квеста - знакомство с историей и культурой Каталонии и творчеством великого каталонского художника Сальвадора Дали....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СПОПримерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060101 «Л

Примерная  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее ФГОС) по специальности  среднего профессионального о...

Библиографическое рандеву «За далью Даль» по Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.

Формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов...

"Дар Владимира Даля" (Сценарий праздника, посвященного В.И.Далю. )

Данные маиериалы содержат информацию о жизни В. Даля, примеры произведений малых жанров, которые помогут учителю в организации и проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе...

Библиотечный урок: "Открытых книг манящее звучание!"

Данное мероприятие, проведенное в сотрудничестве с работниками "Краснодарской краевой юношеской библиотеки им. И.Ф.Вараввы", не только расширяет кругозор и развивает творческие способности о...

Презентация-викторина "Слов даль открыл нам В.И. Даль (к 160-летию со дня издания Толкового словаря живого великорусского языка под редакцией В.И. Даля)"

В данной презенации представлен урок-викторина, посвящённый 160-летию со дня выхода первого издания "Толкового словаря живого великорусского языка" под редакцией В.И. Даля....