Рабочие программы по географии по ФГОС
рабочая программа по географии на тему

Булгакова Елена Анатольевна

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_568ab.docx95.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАСЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24»

Приложение к основной
образовательной программе
МОУ «Каслинская СОШ № 24»
на 2016-2017 уч.год  утверждена
приказом № 01-152 от 04.09.2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ»
для основного общего образования
(5-9 класс)

Составитель:
Булгакова Е.А.
учитель географии

г.Касли
2016 г.

Планируемые результаты изучения курса:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отчеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учителю, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных копметенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. Развитее эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе и альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы решения действий в рамках предложенных условий и требований корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. Смысловое чтение;
  9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителе и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  10. Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  13. Формирования умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  14. Формирование представлений об особенностях деятельности людей освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии:

Выпускник научится:

 выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
 ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
 использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико- ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
 проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
 различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
 использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
 различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
 использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
 описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
 различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
 устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
 объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
 приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
 различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
 оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
 использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
 различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
 оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
 объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
 оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
 использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико- ориентированных задач в контексте реальной жизни;
 различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
 использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
 находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
 различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
 использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
 объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
 сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
 сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
 уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
 описывать погоду своей местности;
 объяснять расовые отличия разных народов мира;
 давать характеристику рельефа своей местности;
 уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
 приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
 оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

 создавать простейшие географические карты различного содержания;
 моделировать географические объекты и явления;
 работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
 подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
 ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
 использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
 воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
 составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
 сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
 оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
 объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
 оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
 давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
 делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
 наносить на контурные карты основные формы рельефа;
 давать характеристику климата своей области (края, республики);
 показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
 выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;  оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
 объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
 выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;  обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
 выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
 объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
 оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Содержание учебного предмета, курса

География. Введение в географию.

(5 класс, 34 часа)

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.  

Практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.
  2. Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (6 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
  2. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий (13 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (3 часа)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, т.е. деятельностный подход, и все предложенные автором практические работы будут выполнены, в рабочую программу и КТП включены 7 практических работ.

Практические работы

  1. Организация наблюдений за погодой
  2. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
  4. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.
  5. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
  6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  7. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

География. Начальный курс

6 класс (34 часа)

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Содержание темы

Земля и Вселенная.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Практическая работа:  

Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта (5 часов)

Содержание темы

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.  Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Практические работы:

  1. Определение направлений и расстояний по карте.
  2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
  3. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера(7 часов)

Содержание темы:

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Практическая работа:

  1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Содержание темы:

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Практическая работа:

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Содержание темы:

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Содержание темы:

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Практическая работа:

  1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)

Содержание темы:

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Практическая  работа:

  1. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Практические работы:

  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.
  2. Определение направлений и расстояний по карте
  3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
  4. Составление простейшего плана местности.
  5. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
  6. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
  7. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
  8. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
  9.  Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

10.Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

География. Материки и океаны 

7 класс (68 часов).

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)

Содержание темы:

Материки и океаны. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними  формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические  пояса планеты.

Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)

Содержание темы:

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли.

Практические работы:

1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.

2. Определение типов климата по предложенным климатограммам.

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

Содержание темы:

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана.

Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты.

Особенности природы отдельных океанов Земли.

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)

Содержание темы:

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.  Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Практические работы:

  1. Описание природных зон Земли по географическим картам.

Тема 5.Человек – хозяин планеты (5 часов)

Содержание темы:

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная Красная книга. Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

Практическая работа:

  1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

Раздел 2. Материки планеты Земля (45 часа)

Тема 1. Африка — материк коротких теней (10 часов)

Содержание темы:

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы:

1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)

Содержание темы:

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Практическая работа:

Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Тема 3. Антарктида — холодное сердце (3 часа)

Содержание темы:

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса.

Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)

Содержание темы:

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы:

  1. Выявление с использованием карт атласа взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка.

Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)

Содержание темы:

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки.  Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население.  Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Практические работы:

  1. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Тема 6. Евразия  – музей природы (10 часов)

Содержание темы:

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы:

  1. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (2 часа)

Содержание темы:

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Практическая работа:

  1. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.

Практические работы:

1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.

2. Определение типов климата по предложенным климатограммам.

3. Описание природных зон Земли по географическим картам.

4. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

5. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

6. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

7. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

8. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

9. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

10. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

11. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.

География России 8-9 класс.

Часть 1. Природа России 8 класс (68 часов)

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (4 часа)

Содержание темы:

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Практическая работа:

  1. Чтение топографической карты. Построение профиля местности.

Тема 2. Россия на карте мира (4 часов)

Содержание темы:

Географическое положение России.  Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы.  Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.

Практические работы:

1. Характеристика географического положения России.

2. Определение поясного времени для разных объектов на территории России.

Тема 3.История изучения территории России (5 часов)

Содержание темы:

Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции  XVIII в.

Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути.

Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Практическая работа:

  1. Обозначение на контурной карте географических объектов,  открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.

Тема 4.Геологическое строение и рельеф (6 часов)

Содержание темы:

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Практические работы:

1. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.

2. Нанесение  на контурную карту основных форм рельефа страны.

Тема 5. Климат России (7 часов)

Содержание темы:

Факторы, определяющие климат России.  Солнечная радиация.  Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Практические работы:

1.Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

2.Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.

3. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

Тема 6. Гидрография России (8 часов)

Содержание темы:

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России.

Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек.  Озёра. Виды озер и их распространение по территории России.  Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды.  Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.

Практические работы:

1. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

2. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

Тема 7. Почвы России (3 часа)

Содержание темы:

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их  свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Тема 8. Растительный и животный мир России (3 часа)

Содержание темы:

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.  

Практическая работа:

  1. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

Тема 9. Природные зоны России (7 часов)

Содержание темы:

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.

Практическая работа:

  1. Составление  описания одной из природных зон России по плану.

Тема 10. Крупные природные районы России (20 часов)

Содержание темы:

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Крым – «жемчужина Европы». Особенности географического положения региона. Равнинная, горная и прибрежная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Геологическое строение и полезные ископаемые Крыма. Особенности климата региона. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Полоса субтропиков. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Крыма.

Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
География Челябинской области:

Физико-географическое положение, территория, границы.  Специфика географического положения (на границе частей света). Изменение географического положения во времени и пространстве. Особенности современного положения. Геологическое строение, рельеф. Особенности рельефа. Антропогенные изменения рельефа. Рельеф своей местности и его изменения в процессе хозяйственной деятельности человека.

 Полезные ископаемые области. Выявление запасов полезных ископаемых наземными и аэрокосмическими методами исследования. Экологические и экономические приёмы охраны недр области.

 Климат и климатообразующие факторы области. Климатообразующие факторы: радиационный режим, циркуляция атмосферы, подстилающая поверхность. Характеристика основных метеоэлементов (атмосферное давление, ветер, температура воздуха, испарение, атмосферные осадки, снежный покров). Сезоны года. Основные типы климата. Влияние климатических условий на образ жизни, здоровье, хозяйственную деятельность населения, в том числе своей местности.

Неблагоприятные и опасные климатические явления. Экологические проблемы охраны воздушного бассейна территории, в том числе своей местности.

 Внутренние воды и водные ресурсы Челябинской области. Специфика территории – многообразие гидрологических условий.

Влияние рек на природу, жизнь духовную культуру и хозяйственную деятельность населения края. Изменение рек в результате  строения водохранилищ. Пруды и хозяйственная деятельность человека.

Озёра. Их численность и типология.

Подземные воды, их значение использование. Перспективы освоения, необходимость охраны от загрязнения и истощения.

Экологические, экономические и социальные проблемы нарушения естественного режима водных систем, загрязнение вод. Значение и использование знаний о внутренних водах, водных ресурсах и проблемах их многоцелевого использования, в том числе в  своей местности.

 Основные типы почв и земельные ресурсы Челябинской области.  Почвы и земельные ресурсы. Разнообразие почв. Почвенно-земельные ресурсы края, их экономическая оценка. Проблемы рационального использования почвенных ресурсов и охрана.

 Животный и растительный мир Челябинской области.  Зональная растительность. Высотная зональность. Антропогенные комплексы. Высокая степень освоения лесной зоны, современные экологические  проблемы, пути рационального использования и охраны растительности. Животный мир Челябинской области. Особенности современной фауны.

Рациональное использование биологических ресурсов Челябинской области. Уникальные природные объекты. Экологическая обстановка и экологическое прогнозирование. Красная книга природы Челябинской области. Природно-территориальный комплекс своей местности. Природоохранная деятельность на территории Челябинской области.

Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Пояс гор  Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Практические работы:

Составление описания природного района по плану.

Заключение. Природа и человек (1часа).

Содержание темы:

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий. 

Практические работы:

1. Чтение топографической карты. Построение профиля местности.

2. Характеристика географического положения России.

3. Определение местного времени для разных пунктов России.

4. Обозначение на контурной карте географических объектов,  открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.

5. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.

6. Нанесение  на контурную карту основных форм рельефа страны.

7.Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

8. Анализ климатограмм, характерных для   различных типов климата России.

9. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

10. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

11. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

12. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

13. Составление  описания одной из природных зон России по плану.

14. Составление описания природного района по плану.

Часть II. Население и хозяйство России.

9 класс (68 часов)

Введение (1 час)

Содержание темы:

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.

Тема 1. Россия на карте (6 часов)

Содержание темы:

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.

2. Сравнение по статистическим показателям экономических районов (экономических зон, природно-хозяйственных районов).

Тема 2. Природа и человек (5 часов)

Содержание темы:

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Практическая работа:

  1. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.).

Тема 3. Население России (9 часов)

Содержание темы:

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России.

Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации.  Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты.        

Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.

Практические работы:

1. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.

2. Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.

Тема 4. Отрасли хозяйства России (19 часа)

Содержание темы:

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение.  Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт  и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Практические работы:

1. Описание отрасли по типовому плану.

2. Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности.

3. Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства.

4. Описание транспортного узла.

Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России (27 часов)

Содержание темы:

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной экономической зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.

Калининградская область — самая западная территория России.

Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

География Челябинской области:  Основные факторы формирования хозяйства Челябинской области: географические, исторические, экономические, политические. Общая характеристика хозяйства, вхождение в рынок. Объективная необходимость экономических реформ. Распространение интенсивных методов ведения хозяйства, частное предпринимательство.

География промышленности края. Топливная, Электроэнергетика. Крупные электростанции. Машиностроительный комплекс: машиностроение и металлообработка. Специализация машиностроения.
Лёгкая промышленность.
Химическая промышленность. Экологические проблемы: безопасные технологии, очистные сооружения.

Социальный комплекс. Сфера услуг.

Промышленность строительных материалов: производство цемента, шифера, кирпича, извести и т.д.

Агропромышленный комплекс (АПК). Сельское хозяйство основа АПК. Сельскохозяйственная специализация Челябинской области. Земледелие. Животноводство. Птицеводство. Проблема кормов. Сельскохозяйственные зоны.

Пищевая промышленность Челябинской области. Отрасли пищевой промышленности. Проблемы экологии.

Транспортный комплекс. Значение транспорта в жизни населения. Виды транспорта, их различия. Основные магистрали. Высокий грузооборот и проблемы нерациональных перевозок. Основные железнодорожные узлы, грузопотоки и пассажиропотоки.

Автомобильный транспорт, его значение во внутренних перевозках. Автомобильные дороги, их протяжённость, густота, степень обеспеченности ими территории Челябинской области. Проблемы совершенствования и повышения экологичности автотранспорта.

Авиационный транспорт. Проблемы его развития.
Трубопроводный транспорт. Прогноз развития.

Проблемы и перспективы развития Челябинской области. Территориальная организация экономики. Внутриотраслевая форма разделения труда. Инновационные и инвестиционные направления внешнеэкономической и межрегиональной хозяйственной деятельности.

Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Практические работы:

1. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию природно-хозяйственного региона.

2. Составление комплексного описания природно-хозяйственного региона по типовому плану (Западная Сибирь).

3. Сравнительная характеристика географического положения природно-хозяйственных регионов.

4. Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории природно-хозяйственного региона.

Заключение (1 час)

Содержание темы:

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.

Практические работы:

Определение по статистическим показателям место и роль России в мире.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.

2. Сравнение по статистическим показателям экономических районов (экономических зон, природно-хозяйственных районов).

3. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.).

4. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.

5. Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.

6. Описание отрасли по типовому плану.

7. Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности.

8. Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства.

9. Описание транспортного узла.

10. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию природно-хозяйственного региона.

11. Составление комплексного описания природно-хозяйственного региона по типовому плану (Западная Сибирь).

12. Сравнительная характеристика географического положения природно-хозяйственных регионов.

13. Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории природно-хозяйственного региона

14. Определение по статистическим показателям место и роль России в мире.

Тематическое планирование.

5 класс. 34 часа.

Раздел

Кол-во часов

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

 Наука география. Введение.

2

1 нед

Что такое география

1

2 нед

Методы

Географических

исследований.

ПР: Организация наблюдений за погодой

1

Земля и ее изображение

6

3 нед

От плоской Земли к земному шару.

1

4 нед

Форма, размеры и движение Земли.

1

5 нед

Глобус и карта.

1

6 нед

Географическая карта и план местности.

ПР: Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

1

7 нед

Ориентирование на местности.

ПР: Определение с помощью компаса сторон горизонта

1

8 нед

Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».

1

История географических открытий

13

9 нед

По следам путешественников каменного века

ПР: Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.

1

10 нед

Путешественники древности

1

11 нед

Путешествия морских народов.

1

12 нед

Первые европейцы на краю Азии.

1

13 нед

Хождение за три моря

1

14 нед

Морской путь в Индию

ПР: Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.

1

15 нед

Открытие Америки

1

16 нед

Первое Кругосветное плавание

ПР: Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.

1

17 нед

Открытие Южного материка

1

18 нед

Поиски Южной земли продолжаются

1

19 нед

Русские

путешественники

1

20 нед

Вокруг света под русским

Флагом

ПР: Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

1

21 нед

Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий».

1

Путешествие по планете Земля

10

22 нед

Мировой океан и его части

1

23 нед

Значение Мирового океана для природы и человека

1

24 нед

Путешествие по Евразии

ПР: Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

1

25 нед

Путешествие по Африке

1

26 нед

Путешествие по Северной

Америке

1

27 нед

Путешествие по Южной

Америке

1

28 нед

Путешествие по Австралии

1

29 нед

Путешествие по Антарктиде

1

30 нед

Урок Обобщения и контроля знаний по теме раздела

ПР: Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

1

31 нед

Урок коррекции знаний по теме раздела

1

Природа Земли

3

32 нед

Что такое природа

1

33 нед

Оболочки Земли.

1

34 нед

Урок обобщения и

Контроля по курсу 5 класса

1

Тематическое планирование.

6 класс. 34 часа.

Раздел

Кол-во часов

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

 Введение.Земля во Вселенной

5

1 нед

Введение. Земля и Вселенная.

1

2 нед

Система географических координат

ПР: Определение по карте географических координат различных географических объектов.

1

3 нед

Времена года

1

4 нед

Пояса освещённости

1

5 нед

Итоговый урок по теме «Земля как планета»

1

Географическая карта

5

6 нед

Географическая карта и её масштаб ПР: Определение направлений и расстояний по карте

1

7 нед

Виды условных знаков

ПР: Составление простейшего плана местности

1

8 нед

Ориентирование

ПР: Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

1

9 нед

Изображение рельефа на карте

1

10 нед

Итоговый урок по теме «Географическая  карта»

1

Литосфера

7

11 нед

Строение земного шара

1

12 нед

Виды горных пород

1

13 нед

Полезные ископаемые

1

14 нед

Движение земной коры

ПР: Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей

1

15 нед

Выветривание горных пород

1

16 нед

Рельеф суши и дна Мирового океана

1

17 нед

Итоговый урок по теме «Литосфера»

1

Атмосфера

8

18 нед

Строение атмосферы

1

19 нед

Температура воздуха

1

20 нед

Атмосферное давление

1

21 нед

Движение воздуха

ПР: Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды

1

22 нед

Вода в атмосфере

1

23 нед

Погода

1

24 нед

Климат

1

25 нед

Итоговый урок по теме «Атмосфера»

1

Гидросфера

4

26 нед

Единство гидросферы

1

27 нед

Воды суши: реки и озёра 

ПР: Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком

1

28 нед

Воды суши: подземные воды и природные льды

 ПР: Нанесение на контурную карту объектов гидросферы

1

29 нед

Итоговая контрольная работа по курсу «География: физическая география»

1

Биосфера

2

30 нед

Царства живой природы

1

31 нед

Биосфера и охрана природы

ПР: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности

1

Почва и геосфера

3

32 нед

Почва

1

33 нед

Природный комплекс. Природные зоны.

ПР: Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности

1

34 нед

Урок обобщения и контроля по курсу

1

Тематическое планирование.

8 класс. 68 часов.

Раздел

Кол-во часов

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

Географическая карта и источники географической информации

4

1 нед

Карта и ее математическая основа

1

1 нед

Топографическая карта

ПР: Чтение топографической карты. Построение профиля местности

1

2 нед

Космические и цифровые источники информации

1

2 нед

Урок Обобщения и контроля знаний по теме: Географическая карта и источники географической информации

1

Россия на карте мира

4

3 нед

Географическое положение России.

ПР: Характеристика географического положения России

1

3 нед

Природные условия и ресурсы

1

4 нед

Часовые пояса страны

ПР: Определение местного времени для разных пунктов России

1

4 нед

Повторение и обобщение темы «Россия на карте мира»

1

История изучения территории России  

5

5 нед

Русские землепроходцы XI-XVII веков.

1

5 нед

Географические открытия в России XVIII- XIX веков

1

6 нед

Географические исследования в ХХ вв.

ПР: Обозначение на контурной карте географических объектов,  открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев

1

6 нед

Роль географии в современном мире

1

7 нед

Повторение и обобщение темы «История изучения территории России»

1

Геологическое строение и рельеф

6

7 нед

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

1

8 нед

Тектоническое строение

1

8 нед

Общие черты рельефа России.

ПР: Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий

1

9 нед

ПР: Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны

1

9 нед

Литосфера и человек

1

10 нед

Обобщающий урок по теме «Геологическое строение и рельеф»

1

Климат России

7

10 нед

Климатообразующие факторы

1

11 нед

Распределение тепла и влаги по территории России

ПР: Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте

1

11 нед

Климаты России

ПР: Анализ климатограмм, характерных для   различных типов климата России

1

12 нед

Воздушные массы и атмосферные фронты

1

12 нед

Атмосферные вихри

1

13 нед

Атмосфера и человек ПР: Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте

1

13 нед

Обобщающий урок по теме « Климат России»

1

Гидрография России

8

14 нед

Моря, омывающие территорию России

ПР: Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России

1

14 нед

Характеристики реки

1

15 нед

Реки России

ПР: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования

1

15 нед

Озера и болота

1

16 нед

Природные льды

1

16 нед

Великое оледенение

1

17 нед

Гидросфера и человек

1

17 нед

Обобщающий урок по теме « Гидрография России»

1

Почвы России

3

18 нед

Формирование и свойства почвы

1

18 нед

Зональные типы почв

1

19 нед

Обобщающий урок по теме «Почвы России»

1

Растительный и животный мир России

3

19 нед

Растительный и животный мир России

1

20 нед

ПР: Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы

1

20 нед

Ресурсы растительного и животного мира.

1

Природные зоны России

7

21 нед

Природные комплексы России

1

21 нед

Природные комплексы Арктики и Субарктики

1

22 нед

Леса умеренного пояса

1

22 нед

Лесостепь, степь и полупустыня. Высотная поясность

1

23 нед

Природно-хозяйственные зоны

1

23 нед

ПР:  Составление описания одной из природных зон России по плану

1

24 нед

Обобщающий урок по теме «Природные зоны России »

1

Крупные природные районы России

20

24 нед

Природа арктических островов

1

25 нед

Восточно-Европейская  равнина. Рельеф и геологическое строение

1

25 нед

Восточно-Европейская  равнина.  Климат. Внутренние воды и природные зоны

1

26 нед

Кавказ.

1

26 нед

Крым.

1

27 нед

Урал.

ПР: Составление описания природного района по плану

1

27 нед

ФГП и рельеф Челябинской области

1

28 нед

Климат и климатообразующие факторы Чел.обл.

1

28 нед

Экологические проблемы охраны воздушного бассейна территории, в том числе своей местности.

1

29 нед

Внутренние воды и водные ресурсы Челябинской области.

1

29 нед

Основные типы почв и земельные ресурсы Челябинской области. 

1

30 нед

Животный и растительный мир Челябинской области.  

1

30 нед

Рациональное использование биологических ресурсов Челябинской области.

1

31 нед

Обобщающий урок по теме «Природные районы Европейской части России»

1

31 нед

Западно-Сибирская равнина. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

1

32 нед

 Средняя Сибирь.

1

32 нед

 Северо-Восток Сибири.

1

33 нед

Пояс гор Южной Сибири.

1

33 нед

Дальний Восток.

1

34 нед

Обобщающий урок по теме «Природные районы Азиатской части России»

1

 Заключение. Природа и человек

1

34 нед

Природа и человек.

Урок обобщения и контроля по курсу

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Рабочая программа по географии для 5–9 классов разработана к учебно-методическим комплексам линии издательства «Дрофа» к учебникам Бариновой И.И., Герасимовой Т.Т и др. Программа соо...