Представление педагогического опыта Ершовой Е.И., учителя географии МОУ "СОШ №40" г.о.Саранск.
статья по географии на тему

Ершова Елена Ивановна

Обоснованы актуальность и перспективность опыта, условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. теориетическая база опыта, технология опыта, анализ результативности, трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного опыта

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы просто обязаны применять современные средства обучения и новейшие методики. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Система образования в рамках реализации ФГОС нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудах философов, педагогов.            

Активизация познавательной деятельности на уроках вызывает у учащихся интеллектуальное напряжение, ставит их в ситуацию, которая вынуждала  учащихся самостоятельно искать ответ и решение, обосновывать, делать выводы, вызывать интерес   к предмету. Проблемные ситуации , активизация познавательного интереса через игры и другие формы работы сами по возникнуть не могут, а создаются учителем, поэтому я попыталась освоить приёмы и методы работы по данной теме, чтобы в полной мере использовать различные формы личностно-ориентированного обучения для активизации познавательной активности учащихся на уроках.

    С этой целью я использую различные методы проведения уроков географии, на которых делаю акцент на активизацию познавательной деятельности, активно используя разные виды работы с учебником.

           Я считаю, что одним из приоритетных направлений современной школы является усиление развивающей функции всего учебного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм и методов обучения в соответствии с новыми целями и задачами. Активизация познавательной деятельности на уроках географии позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

- связь с современностью;

- проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;

- систематически контроль за развитием умений и навыков самостоятельной работы путём устных и письменных дифференцирующих задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой, отслеживая ход решения географической проблемы.

           Проблема активизации познавательной деятельности очень актуальна именно сегодня, так как способствует решению основной задачи, поставленной перед школой: «Обучение школьников овладевать знаниями и умениями самостоятельным путём».

           Активизацию познавательной деятельности учитель реализует через работу с учебником на уроке и во внеурочное время. Специфика географии, как предмета заключается в том, что учебники часто могут содержать большой объем материала. Кроме этого в настоящее время объём информации в различных источниках (энциклопедии, интернет, ресурсы), значительная роль отводятся  учебнику- важному источнику информации. Современные учебники географии предназначены не только для передачи научных знаний школьнику, но главное, они должны формировать умения и навыки самостоятельного умственного труда, способствовать развитию эмоционально – ценностной сферы личности учащегося.

   Наряду с живым словом учителя, учебник географии признаётся главным средством обучения. Однако исследования психологов, методистов, а также результаты экспериментов показывают, что в практике школы возможности учебника используется недостаточно полно. Школьники не всегда могут самостоятельно выделить главную мысль текста, не умеют четко и лаконично отвечать на вопросы, кратко пересказать текст, часто затрудняются в составлении плана. Не любят и не умеют работать с учебником. Поэтому в этих условиях проблема активизации познавательной деятельности на уроках географии, обучения приёмам работы с учебником остаётся актуальной и имеет огромную практическую значимость.

Условия  формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

   Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.           На определённом этапе своей работы мне стало понятно, что активная и творческая личность сама по себе не рождается, а появляется только в результате воспитательных воздействий. Работая с детьми, я обнаружила, что решающим условием развития самостоятельности мышления является приобретение новых знаний путём решения проблем, развивающих задач и использование учителем различных игровых ситуаций.

  Новизна предусматривает:

-изменение подходов к преподаванию географии в рамках образовательного учреждения;

-изменение статуса учебника как главной фигуры УВП, делающего заказ на обучение;

-ориентацию учителя на индивидуальные потребности учащихся;

-ориентацию продвижения ученика по личностным и поведенческим параметрам;

-ориентацию учителя на стандарт как конечных ориентир обучения, путь к которому индивидуален;

-выявление индивидуальных возможностей и интересов учащегося;

-контроль, тестирование предлагают помощь учащимся в выявлении интересов и склонностей учащихся в дальнейшем обучении;

-максимальное включение ребёнка во все формы активности, расширение его реального опыта по выбранному предмету.

   Формирование ведущей идеи опыта  моей образовательной модели состоит идея о том, что эффективная технология обучения, а именно работа на уроках географии с учебником, позволяет раскрыть потенциал каждого ученика на счет создания благоприятных условий для полноценной самореализации личности. На уроках используются различные приёмы обучения, а именно работа с текстом, анализ схем, иллюстраций, в результате чего учебники начинают ощущать себя не только объектами, но и субъектами учебно-воспитательного процесса. Это повышает интерес к учебе.

   Для достижения высокого современного качества образования в процессе развития личности выдвигаю принцип сотрудничества ученика и учителя. Принцип сотрудничества- это целое гуманистическое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущие приёмы педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника. Педагогика сотрудничества наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.

   Таким образом, можно сделать вывод, что через организацию работы с учебником реализуется концептуальная идея сотрудничества и представляя развивающуюся, динамично функционирующую, целостную педагогическую систему, изучаю и обобщаю опыт использования принципов и концептуальных идей педагогики  сотрудничества на практике.

   Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов географии.

   Новизна и своеобразие опыта также заключается в использовании технологии развивающего обучения в синтезе с активными методами обучения посредством учебника, формируя положительные достижения эффективных результатов обучения географии.

                                           Теоретическая база опыта.

Опыт базируется на концепции модернизации Российского образования .

Были проанализированы и обобщены:

-общие педагогические проблемы дидактики (Ю.В. Бабанский);

-общие методические проблемы (В.П. Максаковский, В.В. Сиротин);

-проблемы общего развития учащихся (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер);

-проблемы познавательной деятельности и познавательного интереса (Г.П. Щукина, И.Я. Лернер);

           Теоретическая база опыта основана на подходах ряда ученых и авторов, работающих над вопросами организации обучения географии посредством учебника: В.В. Давыдов, А.А.Вострикова и др. Также теоретическая база представлена педагогами- новаторами И.П. Волковым, И.П. Ивановым и др.; педагогами – практиками Е.В. Бондаревской, Н.Б. Крыловой и другими учителями щкол.

           Я согласна с авторами теории в том, что организуя деятельность школьников в системе работы с учебником, меняется форма общения учителя с учениками. Обучение становится предметом активных действий школьника, причём не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающихся, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это позволяет осуществлять цели развивающего обучения. Меня заинтересовала проблема работы с учебником, так как она создаёт условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. В системе средств обучении географии учебник является наиболее важным средством, так как играет  главную роль в обучении. Учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены глубина и объём, а также содержаться материалы и указания для выполнения практических работ, самостоятельных работ. Источником знаний является не только текстовый, но и иллюстративный материал. На уроках используются картосхемы, приведены в учебнике. Также на уроках учителя и учащиеся работают с таблицами. Они систематизируют статистические данные.

   В теории я разработала систему заданий и вопросов к анализу наглядных средств учебников:

  1. Задания и вопросы для последовательного построения выводов;
  2. Задания и вопросы, предлагающие простое считывание фактов;
  3. Задание на сравнение;
  4. Задание на выявления закономерностей и установление прямых и обратных связей;
  5. Задание на установление причинно-следственных связей;
  6. Задание на составление описаний географических объектов;
  7. Задание на  обобщение;
  8. Задание на определение понятий.

   

   Также в наличии теоретической базы разработаны указания над текстом учебника.

  Они состоят из шести различных пунктов.

1.Читая текст книги, необходимо выяснить все непонятные указания над текстом слова и выражения.

2.Географические названия, встречающиеся в тексте учебника необходимо запоминать, соответствующие объекты обязательно находить на карте, указывая местонахождение нового объекта с ранее известными;

3.Цифровые показатели, встречающиеся в тексте, необходимо осмыслить, понять их значение.

4.Статистические таблицы и диаграммы необходимо внимательно читать и разбирать, вскрывая их основную суть.

5.Все, что прочитал в учебнике, уметь подробно рассказать, а основные положения и выводы следует кратко формулировать и записывать в тетрадь – это облегчает более глубокое и прочное усвоение курса.

6.Для того, чтобы проверить, насколько основательно изучен пройденный материал, необходимо пользоваться контрольными вопросами.

Важная роль при работе с учебником принадлежит учителю. Из опыта можно привести в пример ряд рекомендаций о роли учителя в обучении работы с книгой.

Во-первых,  дать разъяснение новых для учеников терминов и вообще малопонятных  слов и выражений учебника;

Во-вторых, научить сознательно читать статистические таблицы, встречающиеся в экономико-географических работах, и прежде всего хорошо понимать значение каждого из более важных экономико - статистических показателей;

В-третьих,  научить пользоваться экономико- географической картой, для чего прежде всего надо хорошо понимать значение всех выражений, встречающихся в легенде этих карт;

В-четвёртых, знать и понимать черты и признаки, входящие в экономико- географическую характеристику страны и района, потому что самое главное – это уметь сочетать эти черты в цельный образ.

   Итак, учебник- это средство обучения,  являющееся связующим звеном в системе средств обучения, где наряду с ним широко используются справочники, словари, сборники задач и упражнений.

   Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения и организации работы с учебником становится предметом активных действий школьника, причём не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом- все это позволяет осуществить цели развивающего обучения.

   В своей работе я также использую опят учителей-практиков : Медведев А.В., Г.П. Соломонович, работающих в этом направлении. Практической базой для формирования опыта стали работы учителей географии Н.Н. Скатовой, Е.К. Серебрековой, И.А. Борецкой. Их работы- элемент серьёзного научного исследования, которые позволили мне значительно расширить свою научно-теоретическую базу по данному вопросу. Опираясь на опыт этих педагогов ,  в условиях модернизации современного географического образования, первостепенной задачей обучения является формирование всесторонне развитой личности. Именно она способствует выявлению и развитию творческой самореализации учащихся. На собственном опыте убедилась, что его система сосредоточена на том, чтобы дети учились творчески, активно добывали знания, приобретали умения слушать и слышать, осмысленно относились к работе и активно использовали полученные знания.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Идея опыта заключается в создании условий для развития активизации познавательной деятельности каждого ученика, основанных на применение технологии развивающего обучения в синтезе с различными методами обучения, в том числе и активной работы с текстом учебника, анализом таблиц, схем и рисунков.

   При работе над проблемой активизация познавательной деятельности на уроках географии я пришла к выводу, что в ней присутствует не одна идея, а система идей. Вот некоторые из них:

-идея учения без принуждения, основанная на достижениях успеха, на переживании радости познания мира, на подлинном интересе;

-идея сотрудничества педагога и школьника на основе взаимоуважения;

-идея свободного выбора;

-идея максимальной помощи ученику в познании и самоутверждении

-идея развития познавательной активности учащихся на основе создания на уроках творческой обстановки с привлечением метода проблемного обучения пут1м использования проблемных вопросов, задач, индивидуальных самостоятельных работ, групповых дискуссий, тестирований, опорных таблиц, схем, дополнительной информации, наглядных средств обучения, практических, лабораторных работ, опытов, демонстраций, творческих задач, ИКТ. В своей педагогической деятельности я опираюсь на субъективный опыт учащихся, на формирование единства знаний и умений, сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе. Что приводит к : привитию интереса к географии, активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, формированию прочных знаний с учетом индивидуальных, психологических особенностей учащихся, развитию умения использовать знания при решении задач и вопросов;

-идея развития познавательной активности учащихся  во время внеурочной работы: опыт работы в школе показал, что в развитии интереса нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведения истоков только к содержательной стороне материала приводит лишь к заинтересованности на уроках. При формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит внеурочной работе. Внеурочная  работа углубляет и расширяет знания учащихся, полученных на уроке, повышает интерес к предмету. Эти занятия помогают лучше узнать способности своих учеников, выявить среди них одарённых, проявляющих интерес к географии. В то же время внеурочная работа не должна отвлекать внимание учеников от основного содержания учебной программы, поэтому необходима тесная связь учебно- воспитательной работы на уроках, и на внеурочной работе.

                                  Оптимальность и эффективность средств

Ключевые вопросы оптимизации изложены Бабанским Ю.К., актуальны и в современной школе. В настоящее время они приобретают особую значимость.

   Оптимальный- это не наилучший вообще, т.е.  не идеальный, процесс обучения.

Оптимум- это  не простая середина между максимумом и минимумом. Оптимальный- это наилучший для имеющихся сегодня условий, для реальных возможностей учеников и учителя в данный момент, с точки зрения определённых критериев. Причём такие критерии в каждом случае определяются конкретно, и с расчётом возможностей учеников и учителей они постепенно усложняются.

   Оптимизация обучения предлагают обязательное изучения реальных учебных возможностей школьников.

   Критерии оптимизации:

1.Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности.

2.Соблюдение учениками и учителями установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.

          На современном этапе процесс обучения оптимизируют по его результатам и затратам времени. Оптимизация указывает учителю кратчайшие, менее трудоёмкие пути достижений более высоких учебно- воспитательных результатов. Оптимизация предполагает, что учитель при подготовке к каждому уроку будет опираться на закономерности и принципы обучения и творчески выбирать наилучший вариант изучения новой темы, не допуская шаблона при построении уроков, находя самое лучшее сочетание приёмов, методов для данной ситуации.

   Способы оптимизации:

  1. Обоснование соответствия содержания задачам обучения, с выделенными в содержании урока главного, существенного.
  2. Выбор наиболее удачной структуры урока: последовательности опроса, изучения нового, закрепления домашнего задания.
  3. Выбор учителем наиболее рациональных методов и средств обучения,  использование современных технологий в обучении.
  4. Индивидуальный подход к  ученикам, который предполагает оптимальное сочетание общеклассных,  групповых и индивидуальных форм обучения.
  5. Реализация межпредметных связей.
  6. Создание благоприятных морально-психологических и учебно-материальных условий.
  7. Анализ результатов обучения и затрат времени того или иного метода, приёма, формы обучения, технологии, а в умении найти им наилучшее, наиболее рациональное место в учебном процессе.  

   Процесс оптимизации должен идти одновременно с учётом двух критериев- результативности и затратам времени на достижение цели.

   Ждать немедленно высокого результата на первых этапах оптимизации не следует. Темпы нарастания эффективности обучения зависят от стиля учебной деятельности учителя и учащихся.

   Эффективный процесс обучения не может быть построен лишь на основе методов передачи информации, её запоминания , воспроизведения.

Образовательные технологии позволяют реализовать задачи современного географического образования и воспитания. Развивающее обучение, осуществляемое с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний в учебной деятельности.

   Работая над проблемой активизация познавательной деятельности на уроках географии, как жуе было сказано выше , Елена Ивановна уделяет большое внимание разнообразным формам работы с учебником. Большое внимание уделяется и в творческой работе с учебником географии.

   Учебник является наиболее важным средством обучения, раскрывающим основы наук. В нем определены объем и глубина знаний, а также содержание умений и навыков. Учебник- главное средство обучения- тесно связан с другими пособиями и имеет ряд принципиально отличительных особенностей . Содержание учебника во многом определяет содержание других средств обучения.

   Учебник постоянно находится в распоряжении каждого школьника, и они могут с ним работать и в классе, и дома, тогда как другие пособия применяются главным образом в классе.

   Ни одно их средств обучения не материализует учебный материал в полном и всеохватывающем объеме, как учебник. В отличие от него другие пособия, например картины, таблицы, фильмы, диапозитивны  и т.д., раскрывают один или несколько вопросов программы. При этом они могут детализировать, дополнять, эмоционально окрашивать материал, но охватить все содержание не могут.

   Материал учебника географии, кроме текста, включает иллюстрации, схемы, диаграммы и т.д. Поэтому учебник можно назвать комплексным средством обучения. Благодаря именно этой особенности, он является главным в учебном процессе, как для учителя, так и для учащихся .Задача географического образования в школе состоит не только в том,  чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях географии, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник географии.  

                    Как правило, учебник используется для закрепления и повторения материала дома. Но работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.

Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий.

В настоящее  время большую помощь в подобной работе оказывают издающиеся рабочие тетради с печатной основой, которые предлагают большой выбор заданий для работы с учебником географии.

Зоны совместного творчества учителя  и учащихся безграничны – изменение и преобразование окружающих условий и сложившегося образа жизни, создание художественных ценностей, материальных продуктов, изобретательская и конструкторская деятельность, познавательная деятельность ученика и обучающая деятельность учителя.  Диапазон творчества так же велик – от решения задач по применению знаний на практике до самостоятельного добывания и конструирования знаний.

Составление вопросов. Что может быть проще, чем задавать вопросы? Однако на самом деле это требует от учеников вполне определенных усилий. Тем более что их вопросы не должны дублировать вопросы, приведенные в параграфах учебника.

Вопросы на уроках Елены Ивановны носят произвольный характер или начинаются определенным образом. Например : «Докажите, что…»; «Объясните, почему…»; «Какой вывод можно сделать из…». Важно объяснить ученикам, что оценивается не столько количество (его можно ограничить),э сколько качество вопросов и плюс умение самим отвечать на них.

Проверку данного вида работы проводят несколькими способами:

  1. Выборочно или у всего класса в тетрадях;

2   Заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других учеников;

3) Организовать работу в парах: ученики задают вопросы друг другу свои вопросы и отвечают на них, делают необходимые комментарии и оценивают ответы;

4)Организовать работу  внутри групп (как в парах);

5)Организовать работу между группами.

Последние три способа наиболее интересны и полезны, особенно для детей: их слышат, они случают и самостоятельно дают оценки. Все результаты передают учителю, который оставляет за собой право при необходимости их корректировать.

Интересно отметить, что при составлении вопросов многие ученики обращают внимание на такую информацию в учебники, которой учитель зачастую по инерции не придаёт значения.

Составление рассказов с географическими ошибками, которые надо заметить и исправить, вызывает у ребят особый интерес. Однако данная работа довольна сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли. Хороший текст должен иметь выраженный сюжет, быть оригинальным и занимательным – лучше всего в форме приключенческого рассказа или рассказа о путешествиях. Выполнение таких заданий способствует развитию речи и творческих способностей. Ученики любят слушать такие тексты и с огромным удовольствием ищут «спрятанные» ошибки. Таким образом, на уроках использую игру « Лови ошибку». Объясняя материал, я сознательно допускаю ряд ошибок. Задача учащихся – найти их. Второй вариант подобного задания. Читается рассказ, в котором имеет место географическая неточность или ошибка. Третий вариант – предлагается работа, выполненная кем-то из школьников в которой имеются ошибки или недочёты. Таким образом, развивается внимание; расширяется не только кругозор учащихся, но и формируется умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

В качестве примера технологии развития критического мышления назову один из приёмов работы на уроке – «Переадресация». Родившийся у школьника в процессе  учебной деятельности вопрос оставляю без ответа и «переадресую» его автору.

Другой плодотворный приём – столкновение различных точек зрения на одно и то же. Например. До сих пор у учёных нет единого мнения на происхождении жизни на Земле. Познакомьтесь ( через сообщения своих одноклассников) с этими гипотезами и выскажите свою точку зрения. Аргументация обязательна. В ходе обсуждения, дискуссии по заявленной проблеме учащийся открывает свои способности; в этой ситуации выявляются лидеры. Создаётся ситуация успеха, а она, как известно, закрепляется на всю жизнь.

Составление текстов с пропущенными словами не составляет большого труда. Такое задание можно давать на первых этапах  обучения, а затем оставлять его для слабоуспевающих, которым не под силу выполнение более сложных заданий, типа составления текстов с ошибками.

Составление рассказов по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного в учебнике текста и представляют, по сути, сжатое изложение.

На первом этапе опорные слова предлагаются в той последовательности, в которой они должны быть упомянуты в рассказе. Затем работа усложняется: слова даются без определённой последовательности  или вносятся «лишние», которые не могут быть использованы в тексте. Эти варианты требуют большей внимательности и сообразительности. В любом случае ученику предлагается озаглавить рассказ и объяснить, на какой вопрос он отвечает, какой вопрос к нему можно задать и т.д.

Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: слабым ученикам можно давать простое задание, сильным – сложное. Составление рассказов по заданным словам можно также применять и при повторении материала. В этом случае предлагается составить рассказ, вспомнив опорные слова без помощи учителя и не используя учебник.

Тесты – наиболее распространенный вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается разработать тесты применительно к конкретному параграфу или разделу.  Разумеется, такую работу можно предлагать только в том случае, если ученики уже имеют понятие об общих принципах организации и различных видах текстов – вопрос и несколько вариантов; перечень верных и неверных утверждений; обозначенные буквами и цифрами понятия и определения, которые нужно привести в соответствие и т. П. Кроме того, предъявляемые к хорошим тестам – четкая и однозначная формулировка вопросов (или утверждений), предполагающая наличие точных и правильных ответов. При каждом задании оговаривается минимальное и максимальное количество вопросов или утверждений, которые надо придумать в каждом конкретном случае.

Иногда ребята делают очень интересные работы, которые могут быть использованы в дальнейшим для индивидуального опроса.

Вид работы, всегда вызывающий особый интерес, - составление кроссвордов.

Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого вида задание способствует росту мастерства, интереса к предмету и качество заданий, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.

Как правило, кроссворды составляются дома после изучения какой-либо темы. Они могут быть тематическими, включающие любые вопросы, связанные с темой, или терминологическими, в которых используются только термины данной темы. Как и в других случаях, необходимо оговаривать определённые требования:

1)Четкая, а по возможности оригинальная постановка вопросов;

2)Аккуратность выполнения;

3)Наличие ответов на отдельном листке.

Все сделанные работы оцениваются, а из лучших оформляется выставка или они используются при проведении различных внеклассных мероприятий по географии.

Творческие задания выполняются с удовольствием и интересом, особенно если нет ограничений в выборе: каждый берется за то, что ему нравится и что в его силах. Хорошо выполненная работа – маленькая победа в процессе познания, повышения самооценки, веры в свои силы и в стремлении учиться.

Различные формы работы с учебниками позволяют выработать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания. Важно помнить, что, предлагая разные по сложности задания, нельзя явно выделять «слабых» и «сильных» учеников, необходимо тактично предлагать выполнение индивидуальных работ. А ещё лучше предложить выбор – каждый ребенок сам определит свои силы, а если по какой-то личной причине не справиться с заданием, не надо упрекать его за неправильный выбор – он сам всё поймет.

Предложенные формы работы с учебником и навыки, полученные при этом, могут быть использованы на различных типах уроков и как элементы игр, а также могут применяться при развивающем обучении.

Работая над проблемой активизации познавательной деятельности на уроках географии, Елена Ивановна не ограничивается только работой с учебником, но использует и другие формы работы.

Так, например, основой этих форм работы является проблемная ситуация, сущность которой заключается в разрешении диалектического противоречия между наличием уровня знаний и умений ученика и появившимися новыми потребностями, для разрешения которых ещё недостаточно знает. Последнее побуждает ученика знать больше, заинтересовывает его предметом деятельности. При использование учителем данных форм личностно – ориентированного обучения он высвобождается от непрерывного изложения материала, имеет возможность следить за ходом доказательств, может вовремя прийти на помощь отстающим. Это в свою очередь предупреждает быструю утомляемость учащихся, имеющую место при использовании традиционного обучения, мобилизирует внимание ребят. Многие тексты учебников, а так же вопросы к ним не будят мысль учащихся. Например, «Как ведут себя насекомые летом?», « Каких птиц называют перелетными?», «Как изменяется погода зимой?», «Из каких частей состоит компас?», «Что такое атмосфера?» и т. д. Такие вопросы предполагают единственный ответ. При ответе на них не требуется особо думать, «шевелить мозгами», а единственное что требуется, вспомнить прочитанное и пересказать его точно. А ведь мы знаем, что интерес пробуждается с помощью тайны. При использовании поисковых, развивающих, коммуникативных, личностно-ориентированных технологий можно построить учебный материал, как дорогу через таинственный мир . Раскрытие одной тайны приводит к другой и одновременно даёт в руки инструменты, позволяющие обращаться с тайнами по-свойски.

Проанализировав специальную литературу по проблеме одаренных детей «Хуторской А.В., Шумакова Н.Б., Богоявленская Д.Б.»  и понаблюдав за своими учениками, я выделила для себя наиболее важные и характерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужили мне опорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально  одаренными учениками.

  • Они очень любознательны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
  • Они способны прослеживать причинно-следственные связи,  делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
  • Талантливые дети с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут , когда им навязывают готовый ответ.
  • Одаренный ребенок способен длительное время ( до нескольких часов) концентрировать своё внимание на одном деле, он буквально погружается в своё занятие, если оно ему интересно.
  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока ещё «не по зубам», и в решении некоторых из них добиваются успеха.

Эти особенности помогают учащимся во время проектной деятельности, что требует большой затраты времени, помогают при подготовке к олимпиаде, а также для более глубокого усвоения материала.

Эффективная организация работы учащихся и высокий уровень результатов достигается в том случае, если учитель будет уделять внимание особенностям одаренных детей и использовать индивидуальный подход в обучении.

Проблема одаренности – это проблема личности. Если ребенок отличается от сверстников богатством своих эмоциональных состояний, неуправляемостью, повышенной любознательностью, неусидчивостью и бунтарством, независимостью поведения, честолюбием и усиленной потребностью в самовыражении, на него необходимо обратить внимание.

Эффективность урока – это степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учётом  оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств, и времени.

Новая профессиональная компетенция учителя – переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию.

Значимым в деятельности Елены Ивановны становится умелое сочетание лучших методов традиционного  обучения с инновационными подходами: «от трансляции знаний к интерактивному обучению, созданию новой учебной среды, которая предоставит ученику роль активного участника в созидании новых знаний».

Цель обучения: целостность личности ученика, т. е. наиболее полное развитие заложенных возможностей, её интеллектуально-нравственной свободы.

Моя главная педагогическая задача – обучение учащихся, способных применять свои знания в изменившихся условиях и способных обучаться самостоятельно на протяжении всей своей жизни.

Чтобы урок стал эффективным целеполагание должно быть не только у учителя, но и у учащихся – принцип практической значимости.

Эффективность обучения оценивается исходя из уровня успешности учащегося. Для будущей своей успешности учащиеся должны научиться ориентироваться в больших объемах информации, анализировать её, принимать решения, осваивать новые области знаний. Учебный успех каждого ученика понимаю не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей.

Принципы: сотрудничество обучающихся и учителя, эффективность стратегии преподавателя, которая целесообразна, творческий подход, наличие алгоритма соответственно своей педагогической компетенции.

Методы: активные (основаны на коммуникациях) и интерактивные (стимулируют познавательный процесс, разнообразят процесс обучения, раскрепощают личность, проявляют творческую активность, помогают установить психологический контакт между учителем и учеником).

Различными технологиями, приемами и методами, поднимаю уровень учащихся, что становится трамплином на их пути к успеху.

Новые технологии:

Благодаря игровой технологии, активизирую и задействую в работе на уроке весь класс, осуществляю эмоциональный подъем настроения, усиливаю мотивацию учащихся к изучению. Внутри группы совместную деятельность учащихся организую по двум моделям: взаимодействующей и последовательной. В рамках взаимодействующей модели все участники игры одновременно принимают участие в решение поставленной перед ними задачи. Пример такого взаимодействия  игры «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», «Гео - КВН». Подготовка к нему состоит в составлении кроссворда по теме, вопросов команде-сопернице, оформление ребусов, лабиринтов. При этом желательно пользоваться не только текстом учебник, но и дополнительной литературой. Ответственность за результат работы распространяется на всех членов команды.

Другая модель совместной игровой деятельности школьников – последовательная. Совместная деятельность учащихся осуществляется по принципу конвейера или эстафеты. Конвейер пердусматривает непрерывность процесса: каждый игрок выполняет определённое действие и передаёт продукт своей деятельности другому участнику игры. К такому типу можно отнести следующие, проводимые мною на уроках игры:

«Пойми меня». На основе устного или письменного описания предлагается определить название животного  или растения, а затем описать этот организм другому участнику игры без повтора предыдущей информации.

Информационно – коммуникативные технологии создают деятельностный подход при изучении учебного материала, значительно экономят время на уроке, повышают уровень наглядности в ходе обучения, оживляют учебный процесс. Учащиеся 10-11 классов, разделившись на творческие группы, готовят презентации к семинарам по различным темам.

Современные технологии требуют нового подхода и в оценке достижений школьников. Поэтому традиционную отметочную систему оценивая учебных достижений в баллах сочетаю с современными методами оценивания учебных достижений. На второй ступени обучения использую накопительную оценку. Руководствуюсь  при этом двумя правилами: если оценивать, то знания, а не незнания; главное при оценивании – увидеть и подчеркнуть успех ребенка, его рост относительно самого себя.

Формы уроков: коллективные, групповые, индивидуальные.

На уроках необходимо создать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Здесь речь идёт об индивидуальном подходе в обучении. Для этого требуется создание образовательной среды, включающей в себя:

  • Организацию и разработку учебного материала разного содержания, вида и формы;
  • Использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий;
  • Создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию познавательной деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой работе, и привлечь их к занятиям на факультативах.

Потребности являются истоком для возникновения мотивов деятельности. В литературе описано много способов мотивации. По своей сути это ситуации, которые создают у учеников интерес и предполагают разработку ими своих образовательных продуктов: вопросов, идей, версий, решений проблем, составления прогнозов и т.п.

Чтобы отвечать этим индивидуальным запросам учитель должен практически существовать в режиме эксперимента в любой момент урока, т.е. быть постоянно свободным для выбора наиболее оптимального и эффективного способа действия (вышедшему после болезни ученику обеспечить самостоятельную проработку пропущенного материала; заменить задание другому, который в данный момент не может справиться с тем, которое вы ему только что предложили; предложить интересное задание третьему, который вообще не настроен сегодня работать).

Как правило, в общеобразовательной школе высокомотивированных, а тем более одарённых учеников не так много, поэтому работая над повышением уровня мотивации большинства, Елена Ивановна старается создать оптимальные условия для развития первых в соответствии с их уровнем и запросом.

В начальном курсе изучения географии, как правило, цели высокомотивированных и одарённых учеников направлены на изучение предмета в объёме, предлагаемом учителем в соответствии с программой и интересами учащихся. В старших классах, в 10-11, реже в 9-м, когда происходит самоопределение с выбором будущей профессии, их можно разделить на две группы: первые определились с выбором географии как предмета, с которым будет связана будущая профессия или необходимо сдавать ЦТ по предмету, другие – готовы изучать предмет в числе всех остальных предметов на высоком уровне (эта особенность присуща одарённым детям). К сожалению первых не так много, так как география сегодня не востребована га должном уровне и мало ВУЗов, для поступления в которые необходимо централизованное тестирование (ЦТ) по географии. К этим ученикам необходим особый подход к обучению и объёму информации на уроках и факультативных занятиях. Для учеников второй группы тоже важно создать оптимальные условия для развития их знаний и умений, отвечающих их потребностям, давая возможность им совершенствоваться. На мой взгляд, вопросы оптимизации учебного процесса на данном этапе обучения приобретают ещё более важное значение.

Один из путей оптимизации – реализация межпредметных связей, что позволяет устранить дублирование в изучении материала, экономит время и создаёт благоприятные условия общеучебных умений и навыков учащихся, позволяет повышать эффективность практической направленности географии, а в целом снижает перегруженность школьников.

По широте межпредметных связей география превосходит большинство других учебных предметов в школе, так как стоит на стыке естественных и гуманитарных дисциплин и представляет собой симбиоз знаний различных наук. Обращение к знаниям по физике, химии, математике. Биологии, истории, литературе помогает более глубоко раскрыть многие вопросы географической науки. Например, установление продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности, пользование масштабом, измерения на карте и на местности, глазомерная съёмка плана местности невозможны без математических расчётов. Процессы нагревания, выпадения осадков, давления атмосферы, понятия веса и плотности требуют знания физики. Взаимосвязи компонентов в пределах природных зон: почвы, растительный и животный мир становятся понятней с использованием знаний по биологии.

Анализ учебных программ по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов помогает спланировать межпредметные связи и тем самым избежать излишних повторов, разных подходов к объяснению одних и тех же явлений, законов, фактов и примеров, а также содействует формированию у учащихся навыков работы с учебной, научной и популярной литературой, частичной разгрузке учащихся.

Моя система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.

В своей педагогической практике я активно использую нестандартные уроки. Важную роль стараюсь отвести содержанию предлагаемого материала. При подготовке и проведении таких уроков ученикам предоставляется возможность проявить творчество, инициативу, самостоятельность. Использую самые разные их виды: урок – исследование,  урок - игра,  урок – путешествие,  урок – семинар,  урок – конференция, урок – беседа, урок – лекция, урок – дискуссия.

Урокам – путешествиям отвожу особую роль, так как география без путешествий – не география. Каждый ребёнок мечтатель, фантазёр, читая книги Ж.Верна представляет манящий тайнами неизвестный берег, мир дальних стран зовёт за собой, а сердце с грустью отзываются на строки Р. Рождественского: « Я жалею о том, что не увидел лица все Земли…». Такие уроки помогают ребёнку расширить свои познания, совершая заочные путешествия по разным уголкам Земли.

Урок-семинар предполагает  изложение учебного материала таким образом, чтобы ученики могли выявить проблему и найти способы её решения. Для участников семинара ставятся задачи:

  • Организовать информационное обеспечение вопросов семинара путём индивидуальной подготовки и активного участия каждого учащегося.
  • Учиться воспринимать новую информацию, делиться своими знаниями, уверенно отстаивать свою позицию.

Реализация задач позволяет ученика приобрести новые знания, участвуя в дискуссии учиться отстаивать свою позицию.

Урок – исследование может проводиться с выдвижением гипотезы. Например:

  1. Формулируем гипотезу:

«На побережьях, вблизи которых проходит тёплое течение, выпадают осадки и располагается более пышная растительность; там, где проходят холодные течения, - сухо и пустынно».

  1. Доказываем гипотезу:

Находим подтверждениям. Используем атласы с тематическими картами Африки – климатической и картой природных зон, а также анализируем текст учебника под руководством учителя. На западном побережье Африки, где проходят холодные течения ( в Северном полушарии – Канарское, в Южном – Бенгальское) расположены пустыни Сахара и Намиб. На восточном побережье Африки, вдоль которого проходит тёплое Мозамбикское течение, - саванны. В тропических широтах северного полушария Африка омывается не океаном, а почти замкнутым Красным морем. Убеждаемся, что в исследуемом случае наша гипотеза «работает».

Доказываем всеобщий характер нашей гипотезы. Анализируя с помощью карт подобные районы на других материках.

Гипотеза подтверждается примерами на картах Северной и южной Америки, Австралии, Евразии.

Проведение нестандартных уроков значительно расширяет кругозор учащихся, развивает навыки исследовательской работы, способствует развитию критического мышления.

Своеобразной форой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии.

Школьная олимпиада призвана выявить тех, кто проявляет интерес к изучению географии, с которыми будет проводиться работа и дальнейший отбор для участия в последующих этапах республиканской олимпиады.

На последующих этапах олимпиады (районная, городская, республиканская)

Предлагаются задания направленные на проверку степени информированности учащихся по географии, уровень их интеллектуального развития, самостоятельного комбинирования знаний и известных способов деятельности в изменённой и принципиально новой ситуации.

Анализ результативности

На протяжении нескольких учебных лет педагогическая деятельность Ершовой Е.И. имеет позитивную динамику учебных достижений учащихся. Опыт работы по теме «Активизация познавательной деятельности на уроках географии» дает положительные результаты. Применяя разнообразные формы и методы на уроках, добиваюсь высоких результатов качества знаний учащихся и 100% успеваемости. Результаты мониторинга качества знаний за последние 5 лет показывают, что качество знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии, в среднем составляет более 70%.

Целенаправленная работа по активизации познавательной деятельности, логики и анализа позволяет не только облегчить усвоение нового материала, но и формировать уучащихся представления о географических закономерностях, устойчивых причинно – следственных связях.

Использование различных технологий обучения, а также постоянная активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии привело к положительной динамике качества знаний учащихся.

Динамика успеваемости учащихся

2011 - 2012

Учитель Ершова Е.И.

класс

Кол-во чел.

«5»

«4»

«3»

«2»

Ср.балл

%кач.

%усп.

География

24

13

5

6

-

4.3

75

100

24

9

11

4

-

4.2

83

100

27

7

13

7

-

4

73

100

29

9

15

5

-

4

83

100

31

5

18

8

-

3.9

74

100

28

9

16

3

-

4.2

89

100

30

9

16

5

-

4.1

83

100

27

9

14

4

-

4.2

85

100

23

9

12

2

-

4.3

91

100

итого

243

79

120

44

-

     4,1

82

100

Динамика успеваемости учащихся

2012-2013

Учитель Ершова Е.И.

класс

Кол-во чел.

«5»

«4»

«3»

«2»

Ср.балл

%кач.

%усп.

 

География

24

4

10

10

-

3,8

58

100

24

3

9

12

-

3,5

50

100

24

12

6

6

-

4,3

75

100

24

10

10

4

-

4,2

83

100

27

5

14

8

-

4

70

100

29

7

17

5

-

4

83

100

31

6

17

8

-

3,9

74

100

10а

25

8

10

7

-

4

72

100

10б

19

7

7

5

-

4,1

74

100

10в

20

9

6

5

-

4,2

75

100

итого

247

71

106

70

-

4

71

100

Динамика успеваемости учащихся

2013-2014

Учитель Ершова Е.И.

класс

Кол-во чел.

«5»

«4»

«3»

«2»

Ср.балл

%кач.

%усп.

 

География

25

5

9

11

-

3,8

56

100

27

6

8

13

-

3,7

52

100

32

13

10

9

-

4,1

72

100

24

11

9

4

-

4,3

83

100

24

6

13

5

-

4,5

79

10а

25

8

15

2

-

4,2

92

100

10б

24

7

14

3

-

4,2

88

100

11а

25

9

9

7

-

3,9

72

100

11б

19

8

6

5

-

4,2

74

100

11в

20

7

9

4

-

4,2

80

100

итого

247

80

104

63

-

4,1

75

100

Динамика успеваемости учащихся

2014-2015

Учитель Ершова Е.И.

класс

Кол-во чел.

«5»

«4»

«3»

«2»

Ср.балл

%кач.

%усп.

 

География

25

5

15

5

-

4

80

100

25

  7

14

4

-

4.1

84

100

25

13

12

-

4.5

100

100

26

3

11

12

-

3.6

53

100

25

11

11

3

-

4.3

88

100

32

5

24

3

-

4.0

90

100

24

6

8

10

-

3.8

58

100

26

2

14

10

-

3.6

61

100

26

7

10

9

-

3.9

65

100

29

8

17

4

-

4.1

86

100

11а

24

9

9

6

4.1

  75

100

11б

23

8

14

1

-

4.3

   95

100

итого

84

159

67

4

78

100

Динамика успеваемости учащихся

2015-2016

Учитель Ершова Е.И.

класс

Кол-во чел.

«5»

«4»

«3»

«2»

Ср.балл

%кач.

%усп.

 

География

 5а

30

16

14

-

-

4,5

100

100

27

17

8

2

-

4,6

93

100

27

12

14

1

-

4,4

96

100

25

1

20

4

-

3,9

84

100

20

1

15

4

-

3,9

80

100

25

3

16

6

-

3,9

76

100

27

4

14

9

-

3,8

67

100

25

10

13

2

-

4,3

92

100

25

3

11

11

-

3,7

56

100

27

5

14

8

-

3,9

70

100

32

4

22

6

-

3,9

81

100

24

6

10

8

-

3,9

67

100

25

2

12

11

-

3,6

56

100

10а

20

7

12

1

-

4,2

95

100

итого

359

91

195

73

-

4

80

100

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам

Учебный год

Олимпиады, конкурсы.

Фамилия, имя, отчество

Участие, победы

2014

Муниципальный тур олимпиады по географии

Сайгушева Анастасия, 9 класс

Призёр

2013

XVI Всероссийская олимпиада по школьному краеведению в г.Москве

Севкаева Гузалия, 10 класс

Призёр

2013

Городская олимпиада по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края»

Севкаева Гузалия, 9 класс

1 место

2013

Республиканская олимпиада по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края»

Севкаева Гузалия

1 место

2014

Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ «Интеллектуальное будущее Мордовии»

Севкаева Гузалия, 10 класс

2 место

2014

Межрегиональная научно-практическая конференция по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу»

Севкаева Гузалия

Грамота

2014

Конкурс научно-исследовательских работ «Школьники города – науке 21 века»

Севкаева Гузалия

9 класс

Грамота

2014

«3 Региональная интернет-олимпиада по географии»

Альмяшева Регина

10 класс

2 место

2014

«3 Региональная интернет-олимпиада по географии»

Челышева Ирина

10 класс

2 место

2014

«3 Региональная интернет-олимпиада по географии»

Скороходова Валерия

11 класс

2 место

2014

«Республиканская олимпиада по композиции в дизайне среды»

Ковалёва Полина

10 класс

1 место

2014

«Всероссийская дистанционная олимпиада по географии «Продлёнка»

Мухреев Максим

9 класс

1 место

2014

«Всероссийская дистанционная олимпиада по географии «Продлёнка»

Шапошникова Алла

7 класс

2 место

2015

«Всероссийская дистанционная олимпиада по географии «Продлёнка»

Сайгушева Настя

7 класс

2 место

2014

«Всероссийская дистанционная олимпиада по географии «Продлёнка»

Ионова Регина

9 класс

1 место

2014

«Всероссийская дистанционная олимпиада по географии «Продлёнка»

Киселева Лена

9 класс

3 место

2014

«Всероссийская дистанционная олимпиада по географии «Продлёнка»

Андреева Ирина

10 класс

3 место

2014

«Всероссийская дистанционная олимпиада по географии «Продлёнка»

Пакшина Наташа

10 класс

2 место

2014

«Всероссийская дистанционная олимпиада по географии «Продлёнка»

Измалкина Марина

 10 класс

2 место

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

 В своей профессиональной деятельности иногда встречаюсь с некоторыми трудностями:

 библиотека недостаточно обеспечена нужной новой дополнительной литературой, не всегда имею возможность приобрести новейшее методическое пособие.

И все же, несмотря на все трудности, приоритетным направлением в образовательном процессе будет применение различных, в том числе и информационных технологий. Потому что они способствует формированию у учащихся системных знаний в области географии и в то же время развитию умения ориентироваться в информационной среде.

Адресные рекомендации по использовании опыта.

Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приёмы работы с учащимися

http://www.eiershova.edurm.ru

http://www.numi.ru

http:/www.numi.ru/20157 –личный сайт

http://numi.ru/fullview.php?id=27965 - Методическое пособие. Использование учебника как средство обучения в преподавании географии

http://numi.ru/fullview.php?id=26899 - Ветер. Разработка урока географии в 6 классе

http://www.proshkolu.ru/user/eielena/file/2359937/

http://www.proshkolu.ru/user/eielena/file/2360000/раб.прогр.природа России

http://www.proshkolu.ru/user/eielena/file/2360021/клим.пояса Южной Америки

http://www.schoolrm.ru 

http://ershova3119.wix.com/geograf

http://www.eiershova.edurm.ru (личный сайт)

http://www.eiershova.edurm.ru (личный сайт)

Открытые уроки

1.Разработка урока «Мировые природные ресурсы»,10 класс;

2.Разработка урока «Атмосферное давление», 6 класс;

Моя страница

3.Характеристика-представление учителя географии МОУ «СОШ№40» Ершовой Е.И;

4.Мои грамоты;

Мой класс

5.Анализ воспитательной работы за 2010-2011 уч. год;

6.Психолого-педагогическая характеристика 9 «А» класса;

7.Фото;

Портфолио

8.Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя;

9.Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта;

Внеклассные мероприятия

10.Беседа по экологии «Охрана леса и лесных растений», мероприятие для учащихся начальных классов, провели учащиеся 8-х классов;

11.Географическая игра «Звёздный час»;

12.Краеведческая викторина «Знаешь ли ты природу Мордовии?»;

13.Викторина в форме капитал-шоу «Поле чудес» на тему: «Города и населённые пункты Мордовии»;

Проверочные работы

14.Контрольный опрос по теме «Америка (Англо- Америка, Латинская Америка)», 11 класс;

15.Контрольный опрос по теме «Африка», 11 класс;

Практические работы

16.Практическая работа «Решение задач на определение поясного времени», 8 класс;

17.Практическая работа «Определение суммарной радиации», 8 класс;

Выступления

18.Выступление на заседании МО по теме «Нормы выполнения домашнего задания».

http://www.numi.ru

http:/www.numi.ru/20157 –личный сайт

http://numi.ru/fullview.php?id=27965 

19.Методическое пособие. Использование учебника как средство обучения в преподавании географии

http://numi.ru/fullview.php?id=26899 –

20.Ветер. Разработка урока географии в 6 классе

http://www.schoolrm.ru 

Молодым специалистам

21.Урок-исследование по теме «Австралия», 7 класс;

Открытые уроки

22.Открытый урок по теме: «Транспортный комплекс», 9 класс;

Интерактивные уроки

23.Открытый урок с использованием ИКТ по теме: «Ветер», 6 класс;

Внеклассные мероприятия

24.Географический КВН, мероприятие для 7 класса;

Из опыта работы

25.Проверочная работа для учащихся 8 класса по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»;

26.Тестовая работа по теме: «Гидросфера», 6 класс.

http://www.proshkolu.ru/user/eielena/file/2359937/

27. http://www.proshkolu.ru/user/eielena/file/2360000/  Рабочая программа по курсу «Природа России»,  8 класс.

http://www.proshkolu.ru/user/eielena/file/2360021/  

28. Разработка урока «Климатические пояса Южной Америки» 7 класс.

29.Электронный сборник методических материалов  «Преподавание географии на современном этапе» (из опыта работы учителей географии образовательных учреждений РМ», МРИО, Саранск,2011.-разработка урока по теме: «Ветер». Под ред.Ганичевой С.В.

30.Электронный сборник тестовых материалов «100 вопросов по краеведению», Кроссворды по теме «Природа Мордовии»(из опыта работы учителей географии образовательных учреждений РМ) под ред. Ганичевой С.В.

http://numi.ru/docs/2015/05/14/1431582003.doc - разработка урока Вода на Земле,5 класс,ФГОС.

http://www.proshkolu.ru/user/eielena/file/5636781 - презентация «Вода на Земле»,5 класс,ФГОС.(19.05.15г.)

http://www.proshkolu.ru/user/eielena/file/6001129/-выступление по теме: «Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС»., 19.01.16г.

http://www.proshkolu.ru/user/eielena/file/6038046/Открытый урок по теме: «Природные зоны Австралии». 18.02.16г.

http://www.proshkolu.ru/user/eielena/file/6118142/- проверочная работа по теме «Виды изображения поверхности Земли» ФГОС, 5 класс. Составила Ершова Е.И. 18.04.16г.

http://www.proshkolu.ru/user/eielena/file/6212645/-Публичное представление собственного педагогического опыта; 11.09.16г.

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2016/09/19/harakteristika-predstavle  (характеристика-представление, (19.09.2016г.)

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2016/09/19/predstavlenie-pedagogicheskogo-opyta-ershovoy-e-i-uchitelyanie (Публ.предст.собств.опыта),19.09.2016г.                   

                                                 

Тема урока: « Вода на Земле» 5 класс ,ФГОС

План

  1. Роль воды в жизни Земли
  2. Свойства и состояние гидросферы
  3. Круговорот воды в природе

4.Распределение воды на Земле        

Тип урока: изучение нового материала

1-ый организационный момент  

Учитель:  Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

                   Настройтесь и раскрепоститесь.

                    Урок начнем мы, как всегда,

                   С вопроса: « Все готовы?»

Ученики: Да!

Учитель:  Мы изучаем оболочки Земли. На предыдущем уроке изучали литосферу, а что будем изучать сегодня, давайте определим вместе.

Отгадывание загадок (слайд 2)

- Много меня - пропал бы мир,

Мало меня – пропал бы мир.

- Книзу летит капельками,

А кверху – невидимкою.

- Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

( Вода)

Учитель:  А сейчас послушайте аудиозапись и попробуйте определить, что это такое?

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, о чем пойдет речь, о какой оболочке Земли?

Правильно, о воде, тема урока: Слайд « Вода на Земле».

А как вы думаете, почему нам нужно изучить эту тему?

        Сегодня мы с вами проведем небольшое исследование, поэтому предлагаю всем активно работать на уроке, тем более, что знания, которые мы сегодня получим, нам пригодятся и в 6-ом и в 7-ом, и в 8-ом классах, так как сегодняшнюю тему мы будем и в дальнейшем изучать и углублять свои знания по данной теме.

Записать в тетрадь число и тему.

         Учитель:  Вода – самый удивительный ресурс на Земле. Известно, что из всех планет  Солнечной системы вода имеется только на нашей планете. Благодаря воде возникла жизнь на Земле.

А что вы хотели  бы узнать о воде?

- В каком состоянии может находиться вода?

- Как вода попадает на сушу? Откуда?

- Какой воды больше на Земле, соленной или пресной?

Цель: выявить роль воды в жизни Земли; сформулировать понятие «гидросфера», определить свойства воды; научиться описывать круговорот воды в природе.                         

         1.Роль воды в жизни Земли

        Учитель: Мы встречаемся с водой каждый день. А как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Учитель слушает ответы учащихся.

Слайд «Вода, нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь»

Слайд «Вода повсюду» ( сл. 18, 19, 20)

Слайд « Как используется пресная вода человеком»

Вода необходима для всего живого. Нет живого существа, если нет воды.

        Учитель: Мы говорим, что воду использует человек  практически везде, это – незаменимый ресурс. Как вы думаете, в связи с этим возникает ли какая-нибудь  проблема, или в будущем может возникнуть какая-то проблема?

        Проблемный вопрос: Много ли воды на нашей планете? Хватит ли ее всем нам?

Поднимите руку те, кто считает, что воды мало, а теперь то, кто считает, что воды много.

- Правы те, кто считает, что воды много. Из космоса наша Земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте. Это потому что значительную часть поверхности планеты занимают водные пространства. Голубым цветом изображены моря, океан, реки нашей планеты.

Слайд « Много ли воды на Земле»

Слайд « ¾ воды, ¼ суши»

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Как вы думаете, какой смысл я вкладываю в эти слова?

        Учитель: Вы знаете, что вода бывает пресная и соленная.  Морская вода – соленная и непригодная для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.

        Послушаем стихотворение, которое приготовил Карсакин Саша.

А вы внимательно послушайте, и сделаете вывод , что хотел сказать автор Б. Заходер в стихотворении « Течет река?»

О чем это стихотворение? Почему в реке исчезла вдруг вода? О чем напоминает каждому это стихотворение?

А вывод такой! Не расходуйте воду напрасно! Берегите этот незаменимый природный ресурс. Кран закрывайте!

Бережно воду расходуй из крана!

Помни! Капля воды – это жизнь!

Таким отношением ты, горожанин,

Кому-то далекому жизнь сохранишь!

Слайд « стих, если руки…»  

                                                  2.Состояния и свойства гидросферы.

Учитель: Итак, давайте определим, что такое гидросфера. Дадим определение этому понятию. Откроем параграф 23, стр. 113, п.1. и прочитаем. Запомним определение.

А что мы знаем о воде?  Какая она? Давайте определим основные свойства воды.

Проведем небольшое исследование  и опыт.

У вас на партах стакан с водой.

Ответьте  на вопросы:

  • Какая вода (прозрачная или нет)?
  • Имеет ли чистая вода запах? (нет)
  • А по цвету она какая? (бесцветная)
  • А если перелить воду из одного стакана в другой, то какие свойства мы заметим? ( вода течет – текучесть)
  • А если бросим кусочек сахара , что мы  заметим? ( сахар растворится)

Подведем итоги из нашего исследования. Скажите, какая вода по цвету, вкусу, запаху…

Слайд «Свойства воды»

Учитель: А теперь давайте попробуйте ответить на вопрос,  в каком же состоянии может находиться вода?

 

Небольшой опыт

Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла.

Куда исчезает вода?  ( Испарилась) -  Если, например, вы забудете выключить чайник, вода испарится ( водяной пар)

А если мы ведро воды вынесем зимой на мороз, что произойдет? (превратится в лед) – лед, снег – твердое состояние.

Рис. №134, стр. 113 в учебнике

Слайд «Три состояния воды»

А теперь на эту тему отгадаем загадки

Слайды « Загадки»

Вывод по вопросу « свойства и состояния воды»

Физкультминутка

В связи с тем, что с водой связаны неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия. Проекты:

 Атяшкина С.  « Наводнения»

Погосян М. « Засуха»

3. Круговорот воды в природе

А сейчас посмотрим небольшую сценку, которую для нас приготовили учащиеся нашего класса и попробуем отгадать, о чем же пойдет у нас речь дальше на уроке? Какой вопрос можем задать, посмотрев данную сценку?

Откуда приходит вода в дома, в воздух, в еду?

Откуда же приходит вода на сушу? (из мирового океана)

Подумайте над вопросом, почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идет речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)

Учитель: А сейчас, ребята, мы посмотрим небольшой видеофильм про «круговорот воды в природе». Вы внимательно смотрите, так как затем вы должны будете составить мини-проект, т.е. схему «круговорота воды в природе».

Видеофильм

Учитель: Вы посмотрели видеофильм, снятый в игровой форме. А сейчас, используя материал, который сейчас посмотрели, а также вопросы, данные на стр.113 (зачитать вопросы), попробуйте составить схему «круговорота воды в природе» и защитить ее, т.е. объяснить, что и как, почему вы так сделали? Попробуйте совершить путешествие с капелькой воды.

Учитель обращает внимание на то, что текста по данному вопросу в учебнике нет.

Учащиеся отвечают, затем учитель открывает слайд «круговорот воды в природе» и предлагает учащимся сравнить, так ли у них получилось.

4. Распределение воды на Земле.

А теперь ребята, давайте проведем небольшую исследовательскую работу, определим, что же все-таки входит в состав гидросферы, и как распределены воды на Земле?

На этот вопрос вы ответите, работая с учебником, рис.137, а также пунктами 2 и 3 на стр.115. Вы получите карточки, и работая в группе, вписываете ответы.

1-ый ряд – задание на опр-е «распределение воды на Земле»

Карточка №1

Используя рис.137 стр.114, заполните схему: «Распределение воды на Земле»

Распределение воды на Земле (внесите проценты)

        

Мировой океан –                Подземные        Ледники 2%           Реки, озера,

Более 96%                            воды 2%                                            болота 0,02%

Карточка №2

Используя стр.115 п.2, определите: На какие отдельные океаны делится мировой океан. Заполните схему.

        

         Тихий                     Атлантический         Индийский                   С.Л.О.

Карточка №3

Проанализировав стр.115 п.3 «Воды и суши», определите, что относится к водам суши и заполните схему. (порядок не имеет значения)

Воды суши

                       

        Реки            Озера     Болота    Ледники    Подземные       Айсберги

          воды

Карточка №4

Проанализировав стр.118 п.4 «Вода в атмосфере» определите, в каком виде вода содержится в атмосфере. (Заполните схему)

Вода в атмосфере

                    Водяной пар              Капельки воды         Кристаллики льда

Закрепление

Скажите, что мы узнали сегодня на уроке?

А теперь давайте попробуем ответить на некоторые вопросы, посмотрим, как вы поняли новую тему.

  1. Что такое гидросфера?
  2. Какими свойствами обладает вода?
  3. В каком состоянии может находиться вода?
  4. Вернемся к проблемному вопросу урока: Много ли воды на земле?
  5. Как вы думаете, почему вода никогда не заканчивается?
  6. Сосредоточена основная часть воды?

Рефлексия

На партах лежат листочки, обведите на нем свою руку. Теперь поставим оценки.

  1. Мизинец –  5, если поняли, что такое гидросфера.  
  2. Безымянный – 5, если можете объяснить роль воды в жизни Земли.
  3. Средний – 5, если можете объяснить процесс круговорота воды в природе
  4. (За разные виды деятельности)

Большой – за работу с текстом и рисунками учебника

  1. 5, если знаете свойства воды.

Что понравилось на уроке?

Учитель: У вас на партах лежат листочки с нарисованными капельками воды. Предлагаю, если вам урок понравился, закрасьте капельку в голубой цвет. В зеленый цвет, если не все понравилось на уроке.

На доске нарисованы волны, пожалуйста, прикрепите на листочки свои капельки на волны, посмотри, что получится.

Оценки

Похвалить детей

Д/з: §23, пересказ

http://www.proshkolu.ru/user/eielena/file/6212645/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта учителя географии Балашовой Е.В.

laquo;Развитие интереса и познавательной деятельности учащихся к урокам географии»....

Публичное представление инновационного педагогического опыта Алькановой Галины Александровны, учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск

Публичное представление инновационного педагогического опыта Алькановой Галины Александровны, учителя русского языка и литературы     МОУ «Лицей № 31» городского округа Сара...