Технологическая карта "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Буянкова Лариса Николаевна

Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта. Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении памятника природы «Скважина д. Князево»

Ф.И. руководителя  Буянкова Л.Н.

Виды деятельности: урочная, внеурочная

Технология: проектирование, исследование

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Целевая установка: организовать деятельность учащихся по планированию и выполнению учебного исследования и учебного проекта, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; научить методам и приемам получения знаний: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; предоставить возможность осознания своей ответственности за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Задачи: 1. Определение мотива и цели деятельности учащимися.

2. Формулирование проблемы исследования, выдвижение гипотезы.

3. Проектирование деятельности: составление плана, сбор информации по проекту, выбор формы реализации проекта и его презентация.

Тип проекта: практико-ориентированный,  

(исследовательский характер)

Структурные

параметры

Этапы

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия (личностно-ориентированное обучение)

Планируемые мероприятия

Планируемые результаты

Сроки проведения

Фиксирование  результатов

Действия руководителя

Действия учащихся

1.Ценностно-ориентированный

Определение мотива и цели деятельности учащимися.

Организует деятельность по коллективному обсуждению, выделяет приоритетные ценности.

Обобщает, классифицирует основные направления выдвинутых идей в наглядной и доступной форме, раздает задания, является источником информации.

Высказывают идеи по реализации проекта, записывают на доске.

Осознают суть проблемы проводят актуальность будущего исследования.

Готовят оборудование для исследований.

Полевые мероприятия: работа на природном объекте: наблюдение, описание ГП, фотографирование.

Анкетирование.

Изучение специальной литературы.

Строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, производится планирование будущей деятельности.

Первая декада апреля 2016 г.

Дневник работы над проектом (для письменной фиксации этапа работы над проектом).

2. Конструктивный

Осуществление проектной деятельности.

Объединяет учащихся в группы; консультирует, готовит памятки, алгоритмы по организации самостоятельной работы, помогает учащимся выразить свои мысли, стимулирует поисковую деятельность.

Объединяются в отдельные группы или индивидуально осуществляют проектную деятельность, составляют план работы, сбор материалов, поиск литературы, выбирают форму реализации проекта.

Работа с литературой, ресурсами Интернета, опрос местных жителей.

Работа на объекте: наблюдение, измерение, расчеты.

Выбор формы реализации проекта и его оформление.

Вторая декада апреля- сентябрь 2016 г.

Дневник работы над проектом (для письменной фиксации этапа работы над проектом), реферат

3. Оценочно-рефлексивный

Самооценка деятельности учащихся

Стимулирует и консультирует учащихся.

Самооценка своих действий, корректируют проект, учитывая критические замечания руководителя, учащихся. Продумывают, что удалось, что не получилось.

Оформление проекта в выбранной форме и подготовка к презентации.

Презентация, реферат.

4. Презентативный

Оценка и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты.

Готовит экспертов, проектирует форму презентации, организует дискуссию по обсуждению проекта, организует самооценку учащихся.

Защищают проект в индивидуальной или коллективной форме, включаются в дискуссию; представляют результаты, выводы, описывают приемы, при помощи которых была получена информация, отстаивают свою позицию, обращают внимание на перспективы работы, оценивают свою деятельность: осознают собственные достижения и выявляют нерешенные вопросы.

Круглый стол, общественная экспертиза.

Защита проекта.

Первая декада октября 2016 г.

Итоговая оценка проекта.

Перспективы развития (Дальнейшее планирование проектно-исследовательской деятельности по данному объекту — создание паспорта ООПТ).

ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЕКТ

Процесс выработки новых знаний

Замысел, план

  1. Бесконечное движение вглубь
  2. Свободно, не регламентировано внешними установками
  3. Возможны "безумные идеи"
  4. Бескорыстный поиск истины
  5. Бесконечное движение вглубь
  1. Четкий план
  2. Реальные гипотезы и их проверка
  3. Ориентация на практику
  4. Заданы границы решения проблемы

Истинное творчество

Творчество по плану

Типы учебных проектов по географии

Выделим возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

• проекты освоения территорий;

• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.

• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 7 классах.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

Основные требования к использованию метода проекта:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • овладевает практическими умениями исследовательской работы:
  • собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня достижения учащимися планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности в рамках внеурочной деятельности (Из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС ООО в аспекте диагностики метапредметных результатов образовательной деятельности...

Презентация "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".

Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности (Памятника природы)....

Статья СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПОДДЕРЖКА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Переписываться со школьниками через электронную почту не самый подходящий вариант. Так уж вышло, что лучше всего для нас с ребятами подошла социальная сеть «Вконтакте». До сих пор в нашем обществе быт...

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...