Диагностика уровня достижения учащимися планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности в рамках внеурочной деятельности (Из опыта работы)
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Шарко Мария Игоревна

В статье представлен опыт работы по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС ООО в аспекте диагностики метапредметных результатов образовательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика уровня достижения учащимися планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности в рамках внеурочной деятельности

(Из опыта работы)

        Одной из актуальных задач реализации ФГОС ООО является определение способов оценки уровня достижения планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности. В отличие от приёмов контроля уровня достижения предметных результатов, которые широко представлены в педагогической литературе – работах А.Т.  Арсирия, Г.М. Дмитриевой, Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой, Л.В.  Мищенковой и др. (в рамках внеурочной деятельности это могут использоваться  викторины, конкурсы, кроссворды и т.п.), диагностические материалы для определения  уровня сформированности универсальных учебных действий (далее – УУД)  недостаточно разработаны в методике обучения и воспитания школьников. Поэтому при реализации программ внеурочной деятельности ФГОС ООО перед учителем встает проблема – как выявить степень эффективности своей работы по формированию УУД. Цель данной статьи – представить опыт работы по диагностике уровня достижения планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности.

В 2015-2016 уч.году в двух группах пятиклассников реализовывалась программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык». Диагностика уровня достижения учащимися планируемых метапредметных результатов образования осуществлялась посредством группового творческого проекта – создание и инсценировка лингвистической сказки. Творческий групповой проект выполнял не только диагностическую, но и формирующую функции. При этом подготовка группового творческого проекта проходила в несколько этапов, кратко охарактеризуем их, чтобы создать общее представление о процессе формирования УУД, которые подлежали итоговой оценке.

На подготовительном этапе учащимся было предложено, работая в малых  группах, заполнить анкету (образец анкеты представлен в Приложении 1), что позволило выявить исходный уровень знаний пятиклассников, акцентировать их внимание на отдельных аспектах проектной деятельности. Затем в ходе обсуждения осуществлялась коррекция знаний школьников о творческом проекте, были определены гипотеза, цель, задачи, актуальность, предмет и объект, адресат проекта, составлен план предстоящей деятельности, подготовлены материалы для оценки её результативности.

Далее, используя карты В.Я. Проппа, школьники на занятии сочинили лингвистическую сказку. Следует отметить, что ранее пятиклассники имели опыт анализа лингвистической сказки, однако сами авторами текста этого жанра не выступали, это объясняет определённые недостатки созданных текстов (сценарии обеих групп представлены в Приложении 2).

Одним из наиболее продолжительных этапов стал этап подготовки презентации проекта – инсценирование лингвистической сказки.

Перед выступлением пятиклассниками были проведены анкеты для учащихся 3-4  классов, являвшихся адресатами творческого проекта, чтобы выявить исходный уровень знаний зрителей (образцы анкет представлены в Приложении 3). После выступления вновь было проведено анкетирование, направленное на определение эффективности творческого проекта (образцы анкет представлены в Приложении 4). Отметим, что пятиклассники самостоятельно предложили форму анкетирования,  вопросы анкет были ими отобраны в ходе обсуждения, учителем было подсказано провести работу по выявлению исходного уровня знаний адресата проектов, необходимость целостной проверки гипотезы (не только что узнали ученики начальной школы – вопросы 1-4 анкеты 2 Приложения 4, но и какое отношение вызвала форма представления учебного материала – вопросы 5-6 анкеты 2 Приложения 4).

На заключительном занятии внеурочной деятельности была организована рефлексия (Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза, достигнута ли поставленная цель? Благодаря чему? Что помешало? Удовлетворены ли собственным вкладом? Кого из одноклассников хотели бы отметить? Что следует учесть на будущее? Какие пожелания себе и одноклассникам могли бы высказать? и др.), школьники по предложенной учителем схеме (Приложение 5) обработали анкеты учащихся начальной школы, в ходе беседы дали оценку общей работе (Приложение 6), заполнили столбец самооценки в Таблице оценки индивидуального вклада в групповой проект (Приложение 7). Данная таблица подготовлена учителем, ряд формулировок критериев вызвал вопросы уточняющего характера у пятиклассников, как и предполагалось в рамках работы с  «зоной ближайшего развития» учащихся. Затем учителем была дана оценка индивидуальному вкладу участников проектной деятельности – заполнен и прокомментирован соответствующий столбец Таблицы оценки индивидуального вклада в групповой проект. При этом следует отметить, что оценки, данные учащимися и учителем, совпали, что свидетельствует не только о достаточно высоком уровне сформированности соответствующих УУД (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения), так и об эффективности предложенной диагностики.

Таким образом, для диагностики уровня сформированности метапредметных результатов использовался комплекс педагогических методов и приемов, основными из которых стали: наблюдение, рефлексия, самооценка, «недописанный тезис», анкетирование.

К достоинствам предлагаемого способа диагностики уровня сформированности УУД можно отнести следующее: корреляция самооценки учащихся и оценки учителем позволяет, на наш взгляд, придать объективность наблюдению и способствует бесконфликтному принятию итоговой оценки школьниками; предъявление и пояснение чётко разграниченных критериев для оценки личного вклада повышает осознанность пятиклассников относительно личностного смысла учения, даёт возможность акцентировать деятельностную составляющую образовательного процесса; не только контролирующая, но и обучающая функции групповой проектной деятельности; использование «недописанного тезиса» направлено не только на выявление эмоциональной оценки учащимися выполненной работы, но и на коррекцию последующего учебного сотрудничества.

Существенными недостатками приведённого способа оценки уровня достижения планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности являются:  недостаточная универсальность представленных в Приложении 7 критериев для оценки (сохраняя деление на личностные результаты, регулятивные УУД, познавательные УУД,  коммуникативные УУД, необходимо конкретизировать критерии в каждом конкретном случае); значительные временные затраты на подготовку, реализацию и оценку проектной деятельности.

Подводя итог, отметим, что предложенный вариант оценки уровня достижения планируемых метапредметных результатов имеет как положительные стороны, так и недостатки; его возникновение обусловлено противоречием между необходимостью определить эффективность  профессиональной педагогической деятельности в аспекте реализации требований ФГОС ООО и отсутствием универсальных диагностических методик.

Приложение 1. Анкета для пятиклассников на подготовительном этапе

  1. Творческий проект – это:

А) выступление;

Б) текст;

В) свой вариант.

  1. Определите последовательность действий  при подготовке творческого проекта

Определить способ измерения эффективности проекта

Написать сказку (сценарий)

Выбрать тему

Определить актуальность, гипотезу, предмет и объект, адресата  творческого проекта

Отрепетировать

Подготовить декорации, костюмы, музыкальное сопровождение

Определить эффективность проекта

Написать текст проекта

Защитить / представить проект

  1. Составьте план действий по подготовке выступления.

Приложение 2. (Сценарий сказки группы 1)

Однажды в королевстве Морфемики

Все на сцене, строятся по порядку

Голос за сценой: Её величество королева Морфемика.

М.: Мои дорогие подданные, все ли пришли?

Представляются:

Приставка. Я приставка – значимая часть слова, стою перед корнем, служу для образования новых слов.

Корень.  К Вашим услугам, корень –  главная часть слова, содержу лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс. Я  –  значимая часть слова, стою после корня, служу для образования новых слов и некоторых форм слов. Меня зовут суффикс.

Основа . Я часть слова, объединяю приставку, корень и суффиксы, кроме формообразующих.

Окончание (в стороне). Окончание. Я  крайне независимо, меняю формы слова, как хочу, а в некоторых словах вообще не появляюсь.

Морфемика. У меня для вас важная новость – моя мама королева Лингвистика – собирает своих детей на семейную встречу, поэтому я  вынуждена вас покинуть ненадолго.

Основа. О, горе нам!

Окончание. За главного останусь я.

Приставка. Почему это ты?

Корень. Не ссорьтесь. Самая важная часть слова – корень, поэтому я присмотрю за порядком.

М. Мои дорогие подданные, вы все очень важны, ведь вы составляете слова. Разве можно обойтись без кого-нибудь из вас? Живите дружно, свою работу выполняйте добросовестно.

(Королева уходит. Все склоняются)

Сцена 2. Ссора

Королева ошибок. (подкидывает медаль) «Самый главный»

Корень. Что это? Читает вслух «Самый главный». Это мне.

Приставка. Почему тебе? Я стою в слове первой, значит, я главнее.

Суффикс. Раньше стояла первой ты. Теперь я буду.

Основа. Ничего, что я вас всех объединяю? Это моя медаль.

Окончание. Вот именно! Вы все связаны, никакой свободы выбора. Поэтому главным буду я! Без меня вам место только в словаре, а чтобы общаться слова надо изменять, а это делаю я. Я главный!

А. Королева ошибок. Ой, кто это у нас?  Вы что драться собрались? Я знаю, как решить проблему! Чтобы никому не было обидно, медаль возьму я.

Протестуют

Королева ошибок. Суффикс, ты знаешь, как я тебя уважаю! Ты будешь первым в слове. Приставка – самая главная в слове. Основа, куда же без тебя? Ты  будешь подчеркиваться не снизу, а сверху. Окончание, ты можешь занимать любое место в слове, где хочешь. А лучше – вообще отдыхай!

Корень. Но это неправильно!

Приставка.  Это кто?

Суффикс. Понятия не имею. Видимо, мимо проходил. Так ты иди себе дальше.

А. Королева ошибок (кашлянула).

Вместе. (Преклонение, ухаживают, уходят)

Корень. Какое безобразие! Нет. Я этого так не оставлю – надо срочно звать королеву Морфемику.

Фея Грамотность. Так что же ты ждешь? В путь.

Корень. О, добрая фея, как ты вовремя!

Фея Грамотность. Я все знаю, не надо медлить. Дорога предстоит трудная и дальняя.

Сцена 3

Окончание. Ваше величество, Ваше величество. Корень пошел за Морфемикой. Надо его срочно остановить, а то беда будет.

Королева ошибок.  Догнать. Поймать, стереть в порошок.

Окончание. Я возглавлю погоню.

Приставка. А почему это ты? Я могу.

Основа. Не забывайтесь…

А. Королева ошибок. Опять ссоритесь?!  Всё приходится делать самой. За мной!

(путаются, мешают друг другу, в путь)

Сцена 4.

Корень и Фея подходят к воротам

Стража (словарь и учебник). Кто идёт? Вы знаете, что находитесь у ворот королевства словообразования?

Корень. Уважаемый словарь, нам очень надо пройти. Беда случилась, нужно найти королеву Морфемику.

Словарь. Кто ты?

Корень. Я корень.

Учебник. Докажи.

Корень. Я – (определение)

Словарь. Кто подтвердит?

Учебник. Позовём на помощь хозяйку однокоренных слов.

Хозяйка однокоренных слов. Здравствуйте, дорогие гости. Зачем звали? У меня такое беспокойное хозяйство  - нужно правильно составлять цепочки однокоренных слов, а то они так и стремятся перепутаться.

Королева ошибок и все подбегают к воротам

Королева ошибок. Вот он! Окружай, хватай, лови.

Хозяйка однокоренных слов. Никто никого хватать не будет.

Словарь. Кто вы?

Приставка. Я приставка. Где хочу, там стою, куда хочу – туда иду.

Суффикс. Я  самый главный в слове, я суффикс.

Основа. Вот еще, я важнее всех.

Учебник. Ничего не понимаю – все главные, все первые. Так не бывает.

Хозяйка однокоренных слов. Надо позвать короля Словообразование.

Король словообразование. Уже здесь. Как много у нас гостей. Зачем пожаловали?

Приставка. Корень ловим.

Основа. Совсем он, бедняга, занемог – придумывает что-то. Спасать его надо.

Корень. Не верь им. Это они приболели – свои места в слове забыли…

Королева ошибок. Кого ты слушаешь? Он один, а нас много, не можем же мы все ошибаться.

Король словообразование. Разберемся.

Хозяйка однокоренных слов. Хорошо-хорошо, всех спасем, всем поможем. Но  сначала вам надо выполнить задание: постройте словообразовательную цепочку

Королева ошибок. Это еще что за зверь такой – словообразовательная цепочка. Не слышала про такую.

Словообразование. По-моему с тобой всё ясно. Схватить. В темницу её.

Хозяйка однокоренных слов.  Вот однокоренные слова (грамотность – грамотный - грамота), постройте словообразовательную цепочку.

Ссорятся, ставят, переставляют

Словообразование. С вами все понятно.  Вот и нашлись заболевшие, инфекция высокомерия и вражды вас поразила. В темницу их.

(уводят)

Корень. Уважаемая хозяйка однокоренных слов, я помогу тебе. В словообразовании надо найти ближайшее слово по составу, а первым, как правило, будет самое простое слово, где меньше всего морфем.

Корень. (маркером выделять) Самое простое слово – грамота (в переводе с греческого означает «умение читать и писать», еще раньше был корень -грамм- , что в переводе с греческого значит – черта, буква, графический знак. Но это было давно.

Первым поставим слово «грамота».

Потом добавили суффикс –Н-, получилось – грамотный,

А уже потом присоединили суффикс -ость-, так возникло слово грамотность.

Хозяйка однокоренных слов. Всё правильно.

Словообразование. Браво. Добро пожаловать. Корень, ты почётный гость королевства Словообразования.

Корень. Ваше величество, мне срочно надо найти Морфемику, Вашу сестру.

Словообразование. Это нетрудно. Пойдём.

Сцена 6.

Словарь. Ваше величество, поймали.

Учебник. Пытался через забор перелезть

Словообразование. Кто ты, незваный гость?

Окончание. Я окончание…

Словообразование. Окончанию в королевстве Словообразование делать нечего.

Хозяйка однокоренных слов. Правильно, окончание нужно для изменения формы слова, новые слова оно не образует.

Словообразование. Разве ты не знаешь, правила надо соблюдать!

Окончание. Я сам себе правило.

Хозяйка однокоренных слов. Куда же вы (однокоренным словам)? Ваше величество, он все слова распугал! Собирай их теперь. (вдогонку)

Словообразование. Да ты буйный. Выгнать его за ворота и не пускать.

Окончание. Не надо. Что я один в королевстве Морфемики  делать буду?! Я не хочу один… (уводят)

Сцена 7

В темнице.

Приставка. Ай –ай –ай, беда какая!

Основа. На свободу! На волю хочу!

Суффикс. Выпустите нас.

Приставка. Это все она виновата (на Королеву ошибок)

А. Королева ошибок. Я? Сами виноваты. Все главными быть захотели, сами моими подданными стали. Правила вам не нравятся – вот ошибками и стали.

Основа. А ведь она права. И чем мне плохо было… Снизу подчеркивалась – всех крепче держала.

Приставка. А мне так хорошо было – в начале слова стояла

Суффикс. Вы видели, видели? Слова два «грамотный, грамотность», а всё я образовал. Ну и что, что после корня стоял, но ведь какой молодец!

Словообразование. Что ж, вижу, что корень был прав – все они морфемы нужные и важные, только ошиблись.

Хозяйка однокоренных слов. Ваше величество, с кем не бывает. Главное ведь ошибку исправить и больше не допускать.

Словообразование. Не уверен, что снова не попадут они под власть Королевы ошибок…

Приставка. Никогда.

Основа. Я исправилась

Суффикс. Мы за правила.

Приставка. Как там наш корень? Сердится на нас, наверное?

Основа. А окончание? Как без нас? Ему, бедняжке, и так трудно было – в конце слова стоять, форму только успевай изменять, чтобы словосочетания  и предложения получались.

Суффикс. Как много каждый из нас делал. А поодиночке – ничего, и слова и не составить.

Хозяйка однокоренных слов. Видишь, они исправились.

Король Словообразование.  Хорошо. Поверю вам и сестре Морфемике ничего не скажу. Но только смотрите – ссориться начнете, все узнаю, накажу.

Приставка. Мы больше не будем.

Основа. О, добрый король.

Суффикс. Ура! Всё будет как прежде.

Корень. Пойдемте скорее, скоро Королева Морфемика вернется, и окончание совсем загрустило – некем командовать (уходят)

Словообразование. Фея, где ты?

Фея. Я здесь, Ваше величество.

Словообразование. Присмотри за ними. Когда морфемы шумят, то и в Словообразовании не спокойно. Два королевства хранишь.

Фея. Конечно, не зря моё имя Правило.

Хозяйка однокоренных слов.  На тебя вся надежда.

Сцена 8

(суетятся, готовятся к встрече: поправляют себя, трон выносят, друг друга ищут, строятся)

Голос за сценой: Её величество королева Морфемика.

М.: Мои дорогие подданные, все ли пришли?

Представляются:

Приставка. Я приставка – значимая часть слова, стою перед корнем, служу для образования новых слов.

Корень.  К Вашим услугам, корень – главная часть слова, содержу лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс. Я  –  значимая часть слова, стою после корня, служу для образования новых слов и некоторых форм слов.

Основа. Я часть слова, объединяю приставку, корень и суффиксы, кроме формообразующих.

Окончание (в стороне). Окончание – изменяемая часть слова, служу для образования форм слова.

Морфемика. Всё ли спокойно в нашем Королевстве?

Хором. Да, Ваше величество. Правила мы соблюдаем, свою роль играем, работаем дружно.

Морфемика. Как хорошо дома, когда все ладно да складно.

Голос за сценой: сказка ложь, да в ней намёк.

Хором. Добрым молодцам и красным девицам урок:

- ты все  морфемы знай;

- их верно в слове выделяй;

- дружно работай;

- правила соблюдай!

Приложение 2. (Сценарий сказки группы 2)

Прямая речь, давай дружить!

Господа актеры:

Максим – Максим

Учебник  - Рома

Слова автора (СА, Са) – Даша

Точка – Марина

Запятая – Эльмира

Восклицательный и вопросительный знак – Надя

Прямая речь (ПР) – Арина        

Тире – Кирилл

Кавычки  (К1, К2)– Полина и Камилла

Сцена 1.

Из-за кулис летит тетрадь, из-за других выходят герои (перепутанные)

СА. Сколько можно!

К 2. Это невыносимо.

Тире. Так с нами поступать нельзя.

Точка. Максим совсем нас не любит.

Запятая. Он нас даже не знает.

Восклицательный знак. Так больше продолжаться не может. Надо что-то делать.

Вопросительный знак. Делать? Что делать?

К 1. Идея! Максиму обещали новый телефон, если он хорошо закончит четверть.

К2. А мы соберемся и уйдем. Пусть без нас попробует хорошо четверть закончить.

Все меняют места

Точка. В путь.

Запятая. Договорились.

Восклицательный знак. Он еще нас будет умолять вернуться!

Вопросительный знак. Как же без нас?

Тире.  Вот пусть он это и узнает.

ПР. Ищи нас теперь, Максим. Ты еще попросишь нас вернуться.

Сцена 2

М. Прощай, мой новенький телефон. Опять двойка. Во всём прямая речь виновата.

Учебник. Осмелюсь заметить: может быть, не прямая речь виновата, а то, что ты правило никак не выучишь?

М. Ты еще мне указывать будешь?

Учебник. Я не указываю, я учебник, поэтому учу. Работа у меня такая. Когда ты в последний раз правило учил? Не помнишь? И я не помню.

М.  Вообще, какая разница: большая буква – маленькая, кавычки ставить или нет, а запятая – вообще чудовище! И так ведь все понятно.

Учебник (качает головой).

М. Телефон хочется. Учебник, ты же учишь, вот и научи, что делать.

Учебник. Во-первых, правило выучить. Во-вторых, найти знаки препинания, прямую речь, слова автора и извиниться перед ними.

М. Правила потом выучу, и вообще некогда. А беглецов надо догнать и вернуть.

Учебник. Возьми меня с собой, я тебе пригожусь.

Сцена 3

(слова автора)

Слова автора. Он сказал. Тебе ответили. Кто-то спросил. Другой возмутился.

М. Я тебя знаю! Слова автора указывают на лицо, кому принадлежит прямая речь, то есть того, кто говорит.

Учебник. Браво! Моё общество идёт тебе на пользу.

С.а.  Не узнавая, продолжал размышлять вслух…

М. Точно. Слова автора. Так (СА) – в начале предложения, а вот так (Са) – после прямой речи.

СА. Он обиженно проговорил…

Са я обиженно проговорил….

М. Да ладно вам … тебе дуться. Пойдем со мной.

СА. Не согласился

Са. Возмутился

Учебник. Кажется, они серьёзно обижены. Надо извиниться. Расскажи, как слова автора важны. Докажи, что ты знаешь правило

М.

Слова автора важны,

Слова автора нужны.

Говорящего называют,

Интонацию и чувства

Его  уточняют.

Предложение с большой буквы открывают,

Слова автора прямой речью командуют.

После прямой речи подчиняются –

Со строчной  буквы начинаются.

СА Довольно улыбнулся

Са Но еще хмурился

М. Ребята, давайте хором прославим слова автора!

Са Мы довольны.

СА Решительно согласились

М. Тогда помогай – приведи двоеточие.

Сцена 4

(двоеточие)

Двоеточие.  Это я, это я! И галерея имени меня!

Селфи (картинки с парными предметами: глаза, солнце и его отражение в воде и т.п.)

Двоеточие. Как меня зовут?

СА. Ребята, а вы знаете, кто это?

Двоеточие. Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе. Три-четыре…

СА. Максиму надо помочь, он исправился. Я нашла тебя и пойду к Максиму, чтобы он опять не начудил.

Двоеточие. А я пойду искать наших друзей.

Сцена 5.

(Танец «Игра с лентами»)

Двоеточие. Вот вы где?!

К.1 Мы кто?

К 2. Мы где?

К1. Разве нас ты узнаёшь?

К2. По имени нас назовёшь?

Двоеточие. Вы эти, как их там… Помогите, что ли (обращается к залу)

К.1 и К 2. (путаются лентами)

Мы с сестричкою вдвоём

Очень дружно мы живем.

Друг без друга мы не можем,

Очень мы с сестрой похожи.

Всегда вместе, хоть не рядом.

Снизу речи начало обозначаем

Сверху речь прямую закрываем.

Двоеточие. Знаю! Вы кавычки. (Расставляет)

Двоеточие. Максим исправился!

К1. Не может быть!

К2. Да ты что?

Двоеточие. Я к Максиму, а вы ищите следующего

Сцена 6

(Прямая речь)

Графический ребус (координатная плоскость, прямая заключена в кавычки)

К1. Ты кто?

К2. Кто ты?

ПР. Не знаю, не помню.

К1. Может быть, у тебя документы есть?

ПР. Только фотография.

К2. Ребята, помогите.

К1. Что это? (Прямая)

К2. А кавычки зачем? (Речь)

ПР. Я вспомнила. Я прямая речь.

К1. Максим исправился.

К2. Он теперь правила учит. Мы к нему.

ПР. А я собирать остальных.

Сцена 7

(Восклицательный и вопросительный знаки)

Восклицательный знак. Я кричу, ору, ору!

          Я командовать хочу!

Вопросительный знак. Что? Зачем?

Куда? Откуда?

Почему? Зачем и как?

Я сейчас тебя спрошу

И вопрос я повторю.

Любопытный я такой,

С уважением, знак весь твой.

ПР. Ребята, вы узнали, кто это? Хотите мне помочь? Не надо. Я сама знаю, это восклицательный и вопросительный знак.

(Надя раскланивается)

ПР. Максим решил отличником стать.

Восклицательный знак.  Не верю!

Вопросительный знак. С чего вдруг?

ПР. Сама не знаю. Пойду разберусь. А ты ищи остальных.

Сцена 8

(Точка и запятая)

Выходят Точка в маске и Запятая в плаще

Вопросительный знак. Кто это у нас такой таинственный?

Точка.     С У по небу я летаю,

                С О конец фразы означаю

Точка. Ребята, кто я? (точка)

Запятая. А меня узнаете?

Запятая. Прерываю, выделяю, отделяю.

                 Точку в прямой речи заменяю

                 И кавычки составляю.

                 Это функция моя,

                 Знак ведь очень важный я!

Вопросительный знак.  Ребята, это … (запятая)

Сцена 9

М. Вот и все в сборе.

СА. Я негодую

К1. Опять?

ПР. Правило выучи!

Вопросительный знак. Нам кажется, пора уходить?

К.1. Что за человек!

К.2 Снова!

Учебник. Тише. Максим погорячился. Срочно  вспоминай, кого забыл!

М. Все на месте… хотя, если переставить, то… Я знаю, кого нет! А вы, ребята? (ответы)

Тире выходит

Тире. Да, это я. Но я от вас ухожу – мне места нет!

Учебник. Это так места нет, а если перестроить прямую речь, то без тебя никак нельзя!

Максим, Точно. Вот смотри. (Перестраивает  «П», - а.)

Все знаки аплодируют!

Максим. Телефон теперь точно мой!

Учебник. А всё потому, что ты, наконец, правило выучил.

Хором.

Будешь правила учить,

Будут все тебя хвалить.

Прямую речь ты тоже знай,

Знаки верно расставляй,

Нас почаще вспоминай.

Тот, кто слушал, молодец!

Вот и сказочке конец.

Приложение 3.

    Анкета № 1 (группа1)

1) Какие морфемы вы знаете? Напишите _________________________________________

2) Как они обозначаются? _____________________________________________________

3) Какие морфемы служат для образования новых слов?____________________________

4) Какая морфема содержит лексическое значение слова?____________________________

1) Какие знаки служат для выделения прямой речи? Напишите ______________________

2) Какой буквой обозначается прямая речь? ______________________________________

3) Что обозначает прямая речь? ________________________________________________

4)Правильна ли запись? Если нет, исправьте. А: «П». _____________________________

Приложение 4.

Анкета № 2 (группа 1)

1) Какие морфемы вы знаете? Напишите _________________________________________

2) Как они обозначаются? _____________________________________________________

3) Какие морфемы служат для образования новых слов?____________________________

4) Какая морфема содержит лексическое значение слова?___________________________

5) Понравилось ли вам выступление? ___________________________________________

6) Было ли выступление полезно? ______________________________________________

 

Анкета № 2 (группа 2)

1) Какие знаки служат для выделения прямой речи? Напишите ____________________

2) Какой буквой обозначается прямая речь? ____________________________________

3) Что обозначает прямая речь? ______________________________________________

3)Правильна ли запись? Если нет, исправьте. А: «П». ___________________________

4) Понравилось ли вам выступление? _________________________________________

5) Было ли выступление полезно? ____________________________________________

Приложение 5. Схема обработки анкет, заполненных адресатами групповых творческих проектов

Анализ анкет № 1

Вопрос

Правильный ответ

Ошибочный ответ

Нет ответа

Анализ анкет № 2

Вопрос

Правильный ответ

Ошибочный ответ

Нет ответа

Понравилось:

Не понравилось:

Особое мнение:

Вывод:

Гипотеза (подтверждена, подтверждена частично, не подтверждена)   ________________.

Цель (достигнута, достигнута частично, не достигнута) ____________________________.

Приложение 6.  Оценка общего выступления

Критерии анализа видеозаписи:

  1. Лингвистическое содержание  
  2. Исполнительское мастерство:
  • знание текста;
  • звучание голоса;
  • артистизм;
  • взаимодействие в команде;
  • эмоциональное наполнение.
  1. Реквизит:
  • наличие;
  • качество;
  • уместность.

Шкала:

2 б – хорошо,

1 б. – есть недостатки;

0 б. – пока не удалось.

Максимум: 18 баллов

Приложение 7. Оценка личного  вклада в групповой проект

2 б – высокий уровень,

1 б. – достаточный уровень;

0 б. – пока не удалось.

Критерии

Оценка ученика

Оценка учителя

Самостоятельность и активность в приобретении знаний и решение проблем / личный вклад:

  • в  выбор темы;
  • написание текста,
  • подготовку роли (режиссура);
  • подготовку музыкального сопровождения и элементов костюмов, декораций.

Ответственное отношение к делу

Познавательные действия:

  • определять понятия (творческий проект, сценарий, гипотеза, цель, задачи, морфемы / прямая речь и др.),
  • использовать условные обозначения, составлять и применять схемы (карты В.Я. Проппа, обозначения морфем / прямой речи и др.),
  • применять алгоритм (при составлении и анализе анкет, при морфемном разборе / ставить знаки препинания при прямой речи)

Регулятивные действия:

  • определять гипотезу, цель, задачи, адресата проекта,
  • планировать работу,
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения 

Коммуникация

  • организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; 
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам

34 б. -  31 б – «отлично»;   30б. – 25 б. – «хорошо»     24 б. – 17б. – «удовлетворительно»

Итоговая оценка: __________________ / _______________________________

                                                                   учеником                                                                        учителем

Мне понравилось / было интересно _______________________________________________

Мне не понравилось / хотелось бы улучшить _______________________________________

Хочу пожелать себе ____________________________________________________________

Хочу посоветовать ребятам _____________________________________________________

Хочу пожелать учителю ________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В современной педагогике акцентируется внимание на формировании метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях в природе и взаимосвязях между ними, что дел...

Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.

Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...

Формы контроля метапредметных результатов учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Формы контроля метапредметных результатов учащихся в урочной и внеурочной деятельности. ...

Достижение метапредметных результатов через уроки музыки и внеурочную деятельность.

Внеурочная работа не развлекает школьника, а развивает и совершенствует его личность.В процессе работы ребята учатся общаться, самовыражаться, пробуют себя в различных видах деятельности....

Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»

Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...

Метапредметные результаты образовательной деятельности

приёмы и задания для развития разных видов УУД...

Презентация педагогического опыта: "ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

quot;Историю цивилизации можно выразить в шести словах:Чем больше знаешь, тем больше можешь".  Э. АбуОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО...