Проблемы АПК в России.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Князева Елена Николаевна

Проблемы АПК в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_9_klass_po_teme.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_9_klass_po_teme.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                        СЦЕНАРИЙ УРОКА 9 КЛАСС ПО ТЕМЕ: «АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ»

Класс:   9 «а»  

Учитель:  Князева Елена Николаевна 

Предмет:  География России: население и хозяйство 

Тип урока:  Ознакомление с новым материалом   

Цель урока: Формирование знаний об агропромышленном комплексе России 

Задачи:

 Образовательная – изучить состав АПК, его основных звеньев. Определить значение и роль АПК в экономике России.

 Развивающая – описание учащимися состава АПК, выявление особенностей отраслей. Выделение проблем в каждом звене АПК, определение путей решения этих проблем. Установление причинно-следственных связей.

  Воспитательная – осознание  учащимися значения АПК в развитии экономики страны.

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения:  наглядный, практический, проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Средства обучения:  наглядные( компьютерная презентация через мультимедийный проектор); словесные ( беседа, сообщение ); практические ( решение проблемы)

                         

                           Друзья мои! Я очень рада!

                           Войти в приветливый ваш класс

                           И для меня уже награда

                           Вниманье ваших умных глаз.

                          Я знаю, в классе каждый гений,

                          Но без труда талант не впрок,

                          Скрестите шпаги ваших мнений –

                          Мы вместе сочиним урок.

                          Мои соавторы и судьи,

                          Оценкой вас не накажу

                          За странный слог не обессудьте,

                          А дальше прозой я скажу:

Уч-ль:  На этом уроке мы продолжим знакомство с межотраслевыми комплексами.

              Какие МОК мы уже изучили?

Уч –к:  Машиностроительный, ТЭК, химико-лесной, ВПК, металлургический

Уч-ль: Ребята, на слайде вы видите определение, догадайтесь, какой будет тема урока?

Уч-к:    Агропромышленный комплекс

Уч-ль:  Совершенно верно! Запишите тему урока в тетрадь.

             Сегодня на уроке изучим особенности АПК, рассмотрим взаимосвязи,                                                                                                                                                                                                                           значение, обсудим проблемы и предложим варианты их решения. Исходя из целей урока, создайте учебные задачи.

Уч-к:  1 Состав АПК, 2 Значение 3 Проблемы 4 Пути их решения.

Уч-ль:  А что такое АПК? Какие ассоциации возникают с этим словом?

Уч-к:  Растения, животные, климат, почва …

Уч-ль: АПК- занимает особое место в жизни государства, т.к. обеспечивает население страны продовольствием. Развитие АПК влияет на уровень народного благосостояния, поскольку его продукция составляет 80% товаров народного потребления.

А сейчас работаем с текстом учебника с.161 и выписываем состав АПК.

       Сравним схему на слайде проектора и в ваших тетрадях.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей, как обеспечение страны продовольствием. Сельскому хозяйству необходима техника, удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений, лучшие породы скота, комбикорма и т.д. Поэтому АПК состоит из трёх звеньев.

      Сейчас на экране мы видим отрасли, которые

 относятся к различным звеньям АПК. Распределите эти отрасли по звеньям.

Уч-к: К отраслям 1-го звена отнесём – сельскохозяйственное машиностроение, основную химию, селекцию, мелиорацию, науку, строительство.

Уч-к: К отраслям 2-го звена – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.

Уч-к:  К 3-му звену – торговлю, сахарную промышленность, пищевую, лёгкую.

Уч-ль:  Молодцы! ( за выполнение схемы учащиеся получают оценку). Ребята в классе подготовили сообщения о каждом звене АПК.

Уч-к 1: Отрасли 1-го звена обеспечивают техникой, способствуют механизации с/х и повышению его эффективности. Поэтому на данном этапе от работы этого звена зависят успехи всего комплекса… Но для отраслей этого звена характерен ряд проблем:

1 Часть машин быстро выходит из строя из-за плохой эксплуатации и хранения.

2 Отрасли не полностью обеспечивают своей продукцией АПК.

3 При производстве техники не учитываются различия в природных условиях районов.

4 Не хватает удобрений.

 Уч-ль:  Проблемы озвучены, используя текст учебника с.163, предложите пути решения этих проблем.

Уч-к:  Необходима механизация и автоматизация труда; учитывать природную специализацию района для выращивания определённых культур; увеличить количество высокопродуктивных пород скота и сортов с/х культур; внедрение научных разработок для создания специализированных машин.

Уч-ль: По карте атласа « машиностроение», найти центры с/х машиностроения

Уч-к:   Ростов-на-Дону, Таганрог, Казань, Омск, Курган…

Уч-ль: По карте атласа «химическая промышленность», найти центры производства минеральных удобрений.

Уч-к:  Апатиты, Череповец, Соликамск, Березняки, Воскресенск, Новокузнецк…

Уч-ль: Хорошо, выяснили роль отраслей 1-го звена, перейдём ко 2-му

Уч-к:  Основу АПК составляет с/х. Ведущими отраслями являются растениеводство и животноводство. Отрасли имеют свои особенности: сезонность; зависимость от природных условий; земля – средство и предмет труда.

Наша страна располагает огромной территорией, где большую часть занимают леса, тундра, заболоченные земли, высокогорья. Доля земель, используемых в с/х, составляет лишь 13% территории. Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство. Основной хлебный злак – пшеница, на втором месте – ячмень, на третьем – овёс. В составе животноводства выделяют главные и второстепенные отрасли. К главным относят - скотоводство, овцеводство и свиноводство. К второстепенным – оленеводство, верблюдоводство, коневодство и птицеводство.

Уч-ль: Работая с текстом учебника с.164-166 выявите проблемы отраслей 2-го звена.

Уч-к:   Низкое качество земель; непродуманная мелиорация; низкая заработная плата работников; большие потери при уборке и хранении; трудоёмкие отрасли…

Уч-ль: Ребята, предложите пути решения этих проблем

Уч-к:   Поддерживать своего производителя; создать материальную заинтересованность тружеников в результатах своего труда; государственная поддержка фермерства; комплексная мелиорация…

Уч-ль:  Хорошо, а сейчас познакомимся с отраслями 3-го звена.

Уч-к:  3-е звено составляет пищевая, лёгкая промышленность… Пищевая промышленность производит продукты питания, тесно связана с с/х. Встречается повсюду, где постоянно проживают люди. Продукция лёгкой промышленности влияет на уровень жизни людей, удовлетворяет их материальные потребности. Уровень развития лёгкой промышленности в России недостаточен, это относится к качеству выпускаемых товаров. Для этих отраслей характерен ряд проблем: продукция некоторых отраслей скоропортящаяся, трудоёмкие отрасли, устаревшее оборудование, низкое качество товара, импортная продукция создаёт конкуренцию продукции отечественных предприятий, низкая квалификация кадров, часть предприятий закрыта или работает не на полную мощность.

Уч-ль:   В учебнике с.174-175 выберите пути решения обозначенных проблем.

Уч-к:   Создание современных перерабатывающих цехов непосредственно на селе; замена устаревшего оборудования; ликвидация ручного труда; выпуск высококачественных товаров соответствующих моде, возрасту; поддерживать отечественного производителя…

Уч-ль:  Рассмотрите слайд состав АПК. Что обозначают красные стрелки появившиеся на слайде?

Уч-к:    Между отраслями существует взаимосвязь.

Уч-ль:   А чтобы доказать это проследим путь продукции «Уренское молоко» к нашему столу.

Также существуют взаимосвязи АПК с другими МОК.

Сейчас объединимся в группы по 4 человека и предлагаем взаимосвязи:

1 гр. – с машиностроительным

2 гр. – с топливно-энергетическим

3 гр. – с химико-лесным

4 гр. – с металлургическим

Молодцы! Мы закончили характеристику отраслей АПК.  

Рассмотрим карту. Равномерно ли размещены отрасли АПК по территории России?

Уч-к: Отрасли АПК размещены неравномерно, это связано с влиянием природных условий и выражается в зональной специализации, т.е. каждой природной соответствует свой набор основных выращиваемых с/х культур и разводимых пород животных.

Уч-ль: А сейчас проверим опережающее задание: собрать сведения о с/х профессиях и распределить среди учеников в классе.

 Уч-ки: Председатель колхоза – отвечает за ведение хозяйства

              Экономист – за экономное ведение хозяйства, перечисление заработной платы

              Инженер – за технику

              Механик – за исправную работу любой техники

              Ветврач – за здоровье животных

              Зоотехник – уход за животными

              Кассир – за приход-расход денег

            Комбайнёр – за исправность своего комбайна и за уборку урожая

            Тракторист – перевозит, прессует сено

            Агроном – отвечает за самые важные процессы в колхозе

            Шофёр – возит рабочих, обед на поля

            Заправщик – следит за приходом и расходом горюче-смазочных материалов

Уч-ль:  Благодаря Вашему труду, вашей ответственности, вашим знаниям и опыту мы выращиваем различные культуры. Прежде чем хлеб попадает к нам на стол, нужно ещё изрядно попотеть, внести удобрения, ядохимикаты, убрать урожай, очистить от вороха и обмолотить зерно, получить муку, из муки тесто, из теста – хлебобулочные изделия.

Мало зёрнышко – и грамм не весит. А вырастить его – нужны огромные силы, знания и опыт.

В качестве закрепления ответим на ряд вопросов:

- Какой комплекс изучили?

- Его состав?

- Назвать ведущие отрасли АПК?

- В чём проявляется зависимость АПК от природных условий?

- Какова главная особенность размещения предприятий производящих продукты питания?

- Чем отличается сельское хозяйство от промышленного производства?

Очень хорошо! Сейчас я предлагаю вернуться в начало урока к нашим задачам и выяснить, насколько изучен, и понятен материал урока. На ваших столах лежат индивидуальные листы самооценки, в которых прописаны задачи урока. Против каждого пункта 1,2,3, необходимо поставить «+» или «- «, т.е. усвоили вы материал или нет. В пункте 4 – нужное подчеркнуть; в пункте 5 – поставить себе оценку по степени освоенности материала на уроке ( если 1 -, то ставим 4; если 2-, то ставим 3; если одни плюсы – ставим 5)

А сейчас поднимите руку те, кто получил – 5; 4; 3; 2;

Молодцы! Нам всем виден результат урока.

А сейчас переходим к домашнему заданию.

На следующий урок: с.161-168; группе ребят: 1)оценить потребление продуктов в своей семье, сделать вывод о сбалансированности рациона и подготовить меню рационального питания с учётом географических условий, различных подходов к здоровому полноценному питанию, с учётом медицинских норм, личных и семейных предпочтений.

2) сделать прогноз, как может измениться потребление продуктов питания в нашей стране к 2015 году ( свой прогноз аргументируйте).

                                  Урока время истекло

                                  Я вам ребята благодарна,

                                  За то, что встретили тепло,

                                  И поработали ударно!

Спасибо! До свидания!                   

               

         

 



Предварительный просмотр:

                        СЦЕНАРИЙ УРОКА 9 КЛАСС ПО ТЕМЕ: «АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ»

Класс:   9 «а»  

Учитель:  Князева Елена Николаевна 

Предмет:  География России: население и хозяйство 

Тип урока:  Ознакомление с новым материалом   

Цель урока: Формирование знаний об агропромышленном комплексе России 

Задачи:

 Образовательная – изучить состав АПК, его основных звеньев. Определить значение и роль АПК в экономике России.

 Развивающая – описание учащимися состава АПК, выявление особенностей отраслей. Выделение проблем в каждом звене АПК, определение путей решения этих проблем. Установление причинно-следственных связей.

  Воспитательная – осознание  учащимися значения АПК в развитии экономики страны.

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения:  наглядный, практический, проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Средства обучения:  наглядные( компьютерная презентация через мультимедийный проектор); словесные ( беседа, сообщение ); практические ( решение проблемы)

                         

                           Друзья мои! Я очень рада!

                           Войти в приветливый ваш класс

                           И для меня уже награда

                           Вниманье ваших умных глаз.

                          Я знаю, в классе каждый гений,

                          Но без труда талант не впрок,

                          Скрестите шпаги ваших мнений –

                          Мы вместе сочиним урок.

                          Мои соавторы и судьи,

                          Оценкой вас не накажу

                          За странный слог не обессудьте,

                          А дальше прозой я скажу:

Уч-ль:  На этом уроке мы продолжим знакомство с межотраслевыми комплексами.

              Какие МОК мы уже изучили?

Уч –к:  Машиностроительный, ТЭК, химико-лесной, ВПК, металлургический

Уч-ль: Ребята, на слайде вы видите определение, догадайтесь, какой будет тема урока?

Уч-к:    Агропромышленный комплекс

Уч-ль:  Совершенно верно! Запишите тему урока в тетрадь.

             Сегодня на уроке изучим особенности АПК, рассмотрим взаимосвязи,                                                                                                                                                                                                                           значение, обсудим проблемы и предложим варианты их решения. Исходя из целей урока, создайте учебные задачи.

Уч-к:  1 Состав АПК, 2 Значение 3 Проблемы 4 Пути их решения.

Уч-ль:  А что такое АПК? Какие ассоциации возникают с этим словом?

Уч-к:  Растения, животные, климат, почва …

Уч-ль: АПК- занимает особое место в жизни государства, т.к. обеспечивает население страны продовольствием. Развитие АПК влияет на уровень народного благосостояния, поскольку его продукция составляет 80% товаров народного потребления.

А сейчас работаем с текстом учебника с.161 и выписываем состав АПК.

       Сравним схему на слайде проектора и в ваших тетрадях.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей, как обеспечение страны продовольствием. Сельскому хозяйству необходима техника, удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений, лучшие породы скота, комбикорма и т.д. Поэтому АПК состоит из трёх звеньев.

      Сейчас на экране мы видим отрасли, которые

 относятся к различным звеньям АПК. Распределите эти отрасли по звеньям.

Уч-к: К отраслям 1-го звена отнесём – сельскохозяйственное машиностроение, основную химию, селекцию, мелиорацию, науку, строительство.

Уч-к: К отраслям 2-го звена – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.

Уч-к:  К 3-му звену – торговлю, сахарную промышленность, пищевую, лёгкую.

Уч-ль:  Молодцы! ( за выполнение схемы учащиеся получают оценку). Ребята в классе подготовили сообщения о каждом звене АПК.

Уч-к 1: Отрасли 1-го звена обеспечивают техникой, способствуют механизации с/х и повышению его эффективности. Поэтому на данном этапе от работы этого звена зависят успехи всего комплекса… Но для отраслей этого звена характерен ряд проблем:

1 Часть машин быстро выходит из строя из-за плохой эксплуатации и хранения.

2 Отрасли не полностью обеспечивают своей продукцией АПК.

3 При производстве техники не учитываются различия в природных условиях районов.

4 Не хватает удобрений.

 Уч-ль:  Проблемы озвучены, используя текст учебника с.163, предложите пути решения этих проблем.

Уч-к:  Необходима механизация и автоматизация труда; учитывать природную специализацию района для выращивания определённых культур; увеличить количество высокопродуктивных пород скота и сортов с/х культур; внедрение научных разработок для создания специализированных машин.

Уч-ль: По карте атласа « машиностроение», найти центры с/х машиностроения

Уч-к:   Ростов-на-Дону, Таганрог, Казань, Омск, Курган…

Уч-ль: По карте атласа «химическая промышленность», найти центры производства минеральных удобрений.

Уч-к:  Апатиты, Череповец, Соликамск, Березняки, Воскресенск, Новокузнецк…

Уч-ль: Хорошо, выяснили роль отраслей 1-го звена, перейдём ко 2-му

Уч-к:  Основу АПК составляет с/х. Ведущими отраслями являются растениеводство и животноводство. Отрасли имеют свои особенности: сезонность; зависимость от природных условий; земля – средство и предмет труда.

Наша страна располагает огромной территорией, где большую часть занимают леса, тундра, заболоченные земли, высокогорья. Доля земель, используемых в с/х, составляет лишь 13% территории. Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство. Основной хлебный злак – пшеница, на втором месте – ячмень, на третьем – овёс. В составе животноводства выделяют главные и второстепенные отрасли. К главным относят - скотоводство, овцеводство и свиноводство. К второстепенным – оленеводство, верблюдоводство, коневодство и птицеводство.

Уч-ль: Работая с текстом учебника с.164-166 выявите проблемы отраслей 2-го звена.

Уч-к:   Низкое качество земель; непродуманная мелиорация; низкая заработная плата работников; большие потери при уборке и хранении; трудоёмкие отрасли…

Уч-ль: Ребята, предложите пути решения этих проблем

Уч-к:   Поддерживать своего производителя; создать материальную заинтересованность тружеников в результатах своего труда; государственная поддержка фермерства; комплексная мелиорация…

Уч-ль:  Хорошо, а сейчас познакомимся с отраслями 3-го звена.

Уч-к:  3-е звено составляет пищевая, лёгкая промышленность… Пищевая промышленность производит продукты питания, тесно связана с с/х. Встречается повсюду, где постоянно проживают люди. Продукция лёгкой промышленности влияет на уровень жизни людей, удовлетворяет их материальные потребности. Уровень развития лёгкой промышленности в России недостаточен, это относится к качеству выпускаемых товаров. Для этих отраслей характерен ряд проблем: продукция некоторых отраслей скоропортящаяся, трудоёмкие отрасли, устаревшее оборудование, низкое качество товара, импортная продукция создаёт конкуренцию продукции отечественных предприятий, низкая квалификация кадров, часть предприятий закрыта или работает не на полную мощность.

Уч-ль:   В учебнике с.174-175 выберите пути решения обозначенных проблем.

Уч-к:   Создание современных перерабатывающих цехов непосредственно на селе; замена устаревшего оборудования; ликвидация ручного труда; выпуск высококачественных товаров соответствующих моде, возрасту; поддерживать отечественного производителя…

Уч-ль:  Рассмотрите слайд состав АПК. Что обозначают красные стрелки появившиеся на слайде?

Уч-к:    Между отраслями существует взаимосвязь.

Уч-ль:   А чтобы доказать это проследим путь продукции «Уренское молоко» к нашему столу.

Также существуют взаимосвязи АПК с другими МОК.

Сейчас объединимся в группы по 4 человека и предлагаем взаимосвязи:

1 гр. – с машиностроительным

2 гр. – с топливно-энергетическим

3 гр. – с химико-лесным

4 гр. – с металлургическим

Молодцы! Мы закончили характеристику отраслей АПК.  

Рассмотрим карту. Равномерно ли размещены отрасли АПК по территории России?

Уч-к: Отрасли АПК размещены неравномерно, это связано с влиянием природных условий и выражается в зональной специализации, т.е. каждой природной соответствует свой набор основных выращиваемых с/х культур и разводимых пород животных.

Уч-ль: А сейчас проверим опережающее задание: собрать сведения о с/х профессиях и распределить среди учеников в классе.

 Уч-ки: Председатель колхоза – отвечает за ведение хозяйства

              Экономист – за экономное ведение хозяйства, перечисление заработной платы

              Инженер – за технику

              Механик – за исправную работу любой техники

              Ветврач – за здоровье животных

              Зоотехник – уход за животными

              Кассир – за приход-расход денег

            Комбайнёр – за исправность своего комбайна и за уборку урожая

            Тракторист – перевозит, прессует сено

            Агроном – отвечает за самые важные процессы в колхозе

            Шофёр – возит рабочих, обед на поля

            Заправщик – следит за приходом и расходом горюче-смазочных материалов

Уч-ль:  Благодаря Вашему труду, вашей ответственности, вашим знаниям и опыту мы выращиваем различные культуры. Прежде чем хлеб попадает к нам на стол, нужно ещё изрядно попотеть, внести удобрения, ядохимикаты, убрать урожай, очистить от вороха и обмолотить зерно, получить муку, из муки тесто, из теста – хлебобулочные изделия.

Мало зёрнышко – и грамм не весит. А вырастить его – нужны огромные силы, знания и опыт.

В качестве закрепления ответим на ряд вопросов:

- Какой комплекс изучили?

- Его состав?

- Назвать ведущие отрасли АПК?

- В чём проявляется зависимость АПК от природных условий?

- Какова главная особенность размещения предприятий производящих продукты питания?

- Чем отличается сельское хозяйство от промышленного производства?

Очень хорошо! Сейчас я предлагаю вернуться в начало урока к нашим задачам и выяснить, насколько изучен, и понятен материал урока. На ваших столах лежат индивидуальные листы самооценки, в которых прописаны задачи урока. Против каждого пункта 1,2,3, необходимо поставить «+» или «- «, т.е. усвоили вы материал или нет. В пункте 4 – нужное подчеркнуть; в пункте 5 – поставить себе оценку по степени освоенности материала на уроке ( если 1 -, то ставим 4; если 2-, то ставим 3; если одни плюсы – ставим 5)

А сейчас поднимите руку те, кто получил – 5; 4; 3; 2;

Молодцы! Нам всем виден результат урока.

А сейчас переходим к домашнему заданию.

На следующий урок: с.161-168; группе ребят: 1)оценить потребление продуктов в своей семье, сделать вывод о сбалансированности рациона и подготовить меню рационального питания с учётом географических условий, различных подходов к здоровому полноценному питанию, с учётом медицинских норм, личных и семейных предпочтений.

2) сделать прогноз, как может измениться потребление продуктов питания в нашей стране к 2017 году ( свой прогноз аргументируйте).

                                  Урока время истекло

                                  Я вам ребята благодарна,

                                  За то, что встретили тепло,

                                  И поработали ударно!

Спасибо! До свидания!                   

               

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как решить проблемы курса "Природа России" (География, 8 класс)

Кажется, как это должно быть интересно - изучать свою страну. Но, практика показывает, что далеко не всякий курс географии интересен для восприятия и вызывает интерес у школьников. Одна из причин - мн...

урок "Проблемы развития современной России"

Урок посвящен эпохе правления Б.Н.Ельцина и В.В.Путина....

Конспект урока по географии 9 класс по теме:"Проблемы современного хозяйства России"

конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями к уроку....

Открытый урок на немецком и английском языках по теме "Проблемы молодежи в России и Германии"

Проектная технология в обучении иностранному языку (педагогические технологии на основе ЭОР)...

Статья "«Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС в РТ».

Статья о реализации ФГОС в рамках преподования предмета история России....

конспект интегрированного урока биологии и географии на тему "Экологические проблемы Европейского Севера России"

В рамках проводимой мной методической работы на тему "Реализация межпредметного содержания экологического образования через систему интегрированных уроков" представляю Вашеу вниманию конспек...

Проблемы информатизации школ России

Владение информационными техноло­гиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффек­тивно владеющий технологиями и информацией,...