«Физико-географическое положение Африки» (здоровьесберегающие технологии)
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Дибирова Наталья Викторовна

ТЕМА УРОКА: Физико-географическое положение материка Африка

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ЦЕЛЬ УРОКА: выявить особенности географического положения материка Африка

ЗАДАЧИ УРОКА:

образовательная

-опираясь на знания учащихся о главных особенностях природы Земли, изучить физико-географическое положение Африки по плану;

-повторить материал об определении географических координат географических объектов  по карте;

-продолжить формирование у обучающихся умения анализировать карты и обосновывать принципы размещения географических объектов;

- продолжить формировать умение работать с контурными картами и фиксировать результаты исследований в таблицу

развивающая

способствовать развитию:

- умения давать характеристику ФГП материка

-навыков самостоятельной работы в парах;

-интереса к предмету

воспитательная

продолжить формирование у обучающихся:

-самостоятельности суждений;

-умения быстро и точно организовывать свой учебный труд;

-работать с атласом и контурной картой в условиях класса;

-работать коллективно;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_uroka_.docx16.67 КБ
Файл plan_uroka.docx28.45 КБ
Файл rabochaya_tetrad.docx25.64 КБ
Файл samoanaliz_uroka_.docx20.35 КБ
Файл titulnyy_list.docx12.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ УРОКА

УЧИТЕЛЬ: Дибирова Наталья Викторовна

СТАЖ: 22 года

ДИСЦИПЛИНА: география

КЛАСС: 7

КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ: 25   , мальчиков - 14 , девочек- 11;  5 обучающихся в классе со второй подготовительной группой здоровья, 4 страдают сколиозом,  у 5 проблемы со зрением;

ТЕМА УРОКА: Физико-географическое положение материка Африка

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ЦЕЛЬ УРОКА: выявить особенности географического положения материка Африка

ЗАДАЧИ УРОКА:

образовательная

-опираясь на знания учащихся о главных особенностях природы Земли, изучить физико-географическое положение Африки по плану;

-повторить материал об определении географических координат географических объектов  по карте;

-продолжить формирование у обучающихся умения анализировать карты и обосновывать принципы размещения географических объектов;

- продолжить формировать умение работать с контурными картами и фиксировать результаты исследований в таблицу

развивающая

способствовать развитию:

- умения давать характеристику ФГП материка

-навыков самостоятельной работы в парах;

-интереса к предмету

воспитательная

продолжить формирование у обучающихся:

-самостоятельности суждений;

-умения быстро и точно организовывать свой учебный труд;

-работать с атласом и контурной картой в условиях класса;

-работать коллективно;

ОСНОВНОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД: эвристическая беседа

ЧАСТНЫЕ МЕТОД организация работы обучающихся по типовым планам, картам атласа, контурным картам,объяснение, фронтальная беседа, наглядный метод, практическая работа

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: проектор, компьютер, экран, фрагмент музыки, видеофрагмент, контурные карты и атласы, физическая карта мира, таблица

ПЛАН УРОКА

1.Организационный момент.

2.Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление изученного материала.

5.Домашнее задание

6.Рефлексия.

В классе имеют оценку за четверть: «5» - 8 человек

                                                               «4» -7 человек

                                                               «3» - 10 человек

Успеваемость -100%,  качество -60%.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «ФИЗИКО-ГЕГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ                                                        МАТЕРИКА АФРИКА» (7 класс, география)

Цель урока: Выявить особенности географического положения материка Африка.

Задачи урока

образовательная

-опираясь на знания учащихся о главных особенностях природы Земли, изучить физико-географическое положение Африки по плану;

-повторить материал об определении географических координат географических объектов  по карте;

-продолжить формирование у обучающихся умения анализировать карты и обосновывать принципы размещения географических объектов;

- продолжить формировать умение работать с контурными картами и фиксировать результаты исследований в таблицу

развивающая

способствовать развитию:

- умения давать характеристику ФГП материка

-навыков самостоятельной работы в парах;

-интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении

-интереса к предмету

воспитательная

продолжить формирование у обучающихся:

-самостоятельности суждений;

-умения быстро и точно организовывать свой учебный труд;

-работать с атласом и контурной картой в условиях класса;

-работать коллективно;

-умения использовать ранее приобретенные ЗУН для получения  знаний и использования их в новой ситуации;

Оборудование: физическая карта мира,  атласы,  учебники, типовые планы, контурные карты, фонограмма «Звуки Африки»,  учебное электронное издание «География – 7»

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и проблемно-поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа, организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.

Деятельность учащихся: выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов, решение проблемы урока, ведение записи в рабочей тетради, работа на контурной карте.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: градусная сетка, определение географических координат (география); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: приобретение знаний об особенностях географического положения материка Африка, закрепление умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.

                           Ход   урока

  1. Организационный момент
  2. Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний.

На прошлом уроке мы закончили изучать тему «Главные особенности природы Земли». Сегодня  начинаем изучать новый большой раздел «Материки».

- Что такое материк?

-Сколько всего материков?

-Назовите  мне их? Покажите их у карты.

-ПРОБЛЕМА: Представьте, что вы путешественники. Каждая экспедиция отправляется на один из материков (распределить по рядам). По возвращении из экспедиции вы должны рассказать об особенностях природы этого материка.

-Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомиться, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы в парах.

-Таким образом, мы составили план (алгоритм) по которому мы будем изучать материки (план характеристики материка  на доске).

ПЛАН  ХАРАКТЕРИСТИКИ  МАТЕРИКА

1.Физико-географическое положение материка.

2.Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

3.Климат.

4.Внутренние воды.

5.Растительный и животный мир.

6.Население. Хозяйственная деятельность.

-Первый вопрос плана «ФИЗИГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА». Как вы думаете, что значит ФГП материка?

ФГП – это «адрес» географического объекта, по которому мы можем найти его Земле.

-Сегодня, мы с вами будем давать характеристику ФГП удивительного материка, который занимает особое положение среди других материков.

-Посмотрите видео  и скажите о каком материке идет речь?

МУЗЫКА  ВИДЕО «АФРИКА»

-Итак, тема нашего урока: «ФГП  МАТЕРИКА  АФРИКА» (записать на доске и в рабочих тетрадях)

  1. Изучение нового материала

-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этом удивительном материке?

ВИДЕО: МАТЕРИК АФРИКА, ИСТОРИЯ МАТЕРИКА,

УБРАТЬ ЗВУК И ПОСТАВИТЬ СЛАЙД ФГП АФРИКИ

-В конце нашего урока мы с вами должны будем ответить на вопрос: КАКОВЫ ЖЕ ОСОБЕННОСТИ  ФГП АФРИКИ?

ПРОБЛЕМА

-Мы уже сказали, что ФГП материка это его адрес. У нас тоже  у каждого есть свой адрес. Назовите мне свой адрес. Я не знаю такую улицу, объясни мне где она находится?

-ОН объяснял мне, где расположен его дом по  отношению к  известным  всем объектам или улицам. Как вы думаете, если описывать адрес материка, относительно каких географических объектов или линий  мы будем рассматривать его расположение?

ПОВЕСИТЬ ТАБЛИЦУ ФГП АФРИКИ НА ДОСКУ

  -Описание ФГП материка дается по плану, посмотрите, пожалуйста, на доску                                                     (таблица ФГП Африки), так же такой план есть у вас в учебнике на стр 311, откройте его..

Давайте опишем ФГП Африки по этому плану.

1 Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана. 

СЛАЙД ФГП АФРИКИ

           - Вспомните, где расположены эти линии на карте (показать у карты)

-А теперь откройте атласы «Физическую карту мира»  и  скажите какие из этих линий пересекают материк Африку и в какой его части?

-Скажите, на что будет влиять такое расположение материка?

2 Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах.

-Давайте вспомним, как расположены стороны горизонта на карте и поиграем в игру «Компас» ( руки вытянули перед собой и представили, что это стрелка компаса, и показали где на карте всегда расположен север, юг, запад, восток) физкультминутка

 -У каждого материка есть крайние точки, их называют мысами,  в Африке:

С- м. Бен-Секка (Рас-Энгела)

Ю – м. Игольный

З –  м. Альмади

В – м. Рас-Хафун

-Что такое географические координаты?

-Географическая широта бывает…?

-Географическая долгота бывает…?

- Найдите координаты крайних точек Африки  и запишите их в таблицу

 в ваших рабочих тетрадях, задание 2.

Протяженность материка, вы определите дома.

Кто справится с заданием, сядьте пожалуйста ровно, расправьте плечи и поднимите глаза на меня ,чтобы было понятно, что вы уже готовы. ОСАНКА.

Проверить задание.

3 В каких климатических поясах расположен материк?

-На какие два вида подразделяются все климатические пояса?

-Перечислите основные климатические пояса?

-Откройте карту «Природные зоны и климатические пояса Африки» стр 25, ответьте на 3 вопрос плана.

4 Определите, какие океаны,  моря, заливы, проливы и течения омывают материк?

СЛАЙД ФГП АФРИКИ

-Откройте «Физическую карту Африки» стр. 24 атласа и ответьте на этот вопрос.

-Показать их у карты.

-Откройте контурные карты  и подпишите объекты береговой линии.

В задании 4 рабочей тетради они у вас перечислены.

-Вы у меня уже долго сидите, давайте встанем и немного подвигаемся. Повторяем движения за мной  

     Физкультминутка

Я по Африке иду,

Замечаю на ходу,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф,

У него над головой

Пальмочка шумит листвой,

Но придется приседать,

Чтобы фиников набрать,

Мы прогулку завершим

И за парты поспешим.

5 Определите изрезанность береговой линии.

-А теперь давайте сделаем небольшую зарядку для глаз, пусть они у нас отдохнут. Посмотрите на карту, найдите Африку, попытайтесь мысленно, медленно глазами очертить контур материка.

-Ответьте на вопрос.

6 Как расположен материк относительно других материков?

Посмотрите на карту и ответьте на этот вопрос.

  1. Закрепление изученного материала.

1 А теперь давайте ответим на вопрос, который был задан в начале урока: В ЧЕМ ЖЕ ОСОБЕННОСТЬ ФГП АФРИКИ?

2 Давайте закрепим изученный материал и ответим на вопросы  ( физкультминутка, учитель дает в руки небольшой мячик ученику, он называет один географический объект из заданного вопроса и передает мяч следующему ученику)

-Перечислите крайние точки материка?

-Перечислите климатические пояса Африки?

-Чем пересекается Африка?

3 Выполните задание 6 в рабочих тетрадях, вписав пропущенные слова.

Проверить в парах. Критерии оценок на доске и в рабочих тетрадях.

     5.Домашнее задание

 Определить протяженность Африки, уметь описывать ФГП Африки по плану, задание 1, 3 в рабочих тетрадях.

6.Выставление оценок

Ребята, оцените свою работу на уроке и поставьте смайлик, который вы заслуживаете.

А теперь я оценю вашу работу:………(оценки за урок)

Физкультминутка: и пока я ходила по классу, я приклеила желтые листочки на спинки стульчиков тех детей, кому я ставлю за работу на уроке два ( дети смотрят на спинки своих стульчиков).Это была шутка  и еще одна физкультминутка . Двоек сегодня нет.

 Спасибо всем за работу. До свидания!!!



Предварительный просмотр:

              РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Тема урока: «ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ……………….»

ЗАДАНИЕ 1

Подпишите основные линии градусной сетки на глобусах и картах.

ЗАДАНИЕ 2

Найдите координаты крайних точек материка Африка.

Сторона

горизонта

Название географического объекта

Географическая

широта

Географическая

долгота

север

м. Бен-Секка (Рас-Энгела)

                         с. ш.

                        в. д.

юг

м. Игольный

                         ю. ш.

                        в. д.

запад

м. Альмади

                         с. ш.

                        з. д.

восток

м. Рас-Хафун

                         с. ш.

                        в. д.

ЗАДАНИЕ 3

В каких климатических поясах расположена Африка?

1.

2.

3.

4.

ЗАДАНИЕ 4

Подпишите на контурной карте Африки объекты береговой линии:

Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский, Баб-Эль-Мандебский

Каналы: Суэцкий 

Полуостров: Сомали

Острова: Мадагаскар

Заливы: Гвинейский залив

Моря: Красное, Средиземное

Океаны: Атлантический, Индийский

ЗАДАНИЕ5

Вставьте пропущенные слова:

1. Африка по середине пересекается …………………………………………..

2. Нулевой меридиан пересекает Африку с ……………………………………

3. Африку омывают океаны, их по количеству ………………………………..

4. С севера материк омывается ………………………………………………….

5. Восточной крайней точкой материка считается …………………………….

6. Дальше всех материков от Африки расположен …………………………….

7. Гвинейский залив расположен с ………………………………….. материка.

8. Самый большой остров близ берегов Африки……………………………….

ОЦЕНКА:

«5» - 7-8 заданий

«4» - 5-6 заданий

«3» - 3-4 задания

«2» - 2 и менее заданий



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ГЕОГРАФИИ

По теме: «Физико-географическое положение материка Африка»

Данный урок является девятнадцатым  уроком в курсе географии 7 класса и  первым по счету в разделе «Материки».Разработан с учетом поурочного планирования по учебнику В.А.Коринской, И.В.Душиной.

В 7 «А»  классе 25 обучающихся, 11 девочек и 14 мальчиков;  5 обучающихся в классе со второй подготовительной группой здоровья, 4 страдают сколиозом,  у 5 проблемы со зрением; оценку «5» по предмету имеют -  8, «4» - 7 , «3» - 10 обучающихся.

В целом класс относительно работоспособный, активный, со средней степенью мотивации обучения, поэтому урок строился с использованием различных методических задумок с целью активизации и поддержания интереса к предмету. Предусмотрена разнообразная деятельность учащихся.

Цель урока: Выявить особенности географического положения материка Африка.

Задачи урока

образовательная

-опираясь на знания учащихся о главных особенностях природы Земли,изучитьфизико-географическое положение Африки по плану;

-повторить материал об определении географических координат географических объектов  по карте;

-продолжить формирование у обучающихся умения анализировать карты и обосновывать принципы размещения географических объектов;

- продолжить формировать умение работать с контурными картами и фиксировать результаты исследований в таблицу

развивающая

способствовать развитию:

- умения давать характеристику ФГП материка

-навыков самостоятельной работы в парах;

-интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении

-интереса к предмету

воспитательная

продолжить формирование у обучающихся:

-самостоятельности суждений;

-умения быстро и точно организовывать свой учебный труд;

-работать с атласом и контурной картой в условиях класса;

-работать коллективно;

-умения использовать ранее приобретенные ЗУН для получения  знаний и использования их в новой ситуации;

Важную роль в достижении поставленных задач урока сыграли и выбранные методы, такие как:

  • наглядно-иллюстративный (работа с электронным приложением, плакатами, картами)
  • частично-поисковый (поиск ответа на поставленные вопросы);
  • репродуктивный (с элементами проблемного изложения);
  • эвристическая беседа (активизация познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока).

Тип урока: изучение нового материала.

При постановке целей выдержан принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных задач, цели урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей учащихся:

    -Достаточная сформированность мыслительной деятельности,

    -Умение концентрировать внимание

    -Средний и высокий уровень памяти учащихся (зрительной и слуховой) и др.

Содержание урока соответствовало теме и целям. Использованы фронтальная, индивидуальная и формы работы и работа в парах, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.

На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные, игровые. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

Главным этапом на уроке было обобщение и проверка знаний учащихся, с этой целью были применены различные виды контроля: устный, письменный, фронтальный, оценка практических умений.

Важным моментом, является то, что дети во время урока оценивали друг друга, а также свою работу на уроке.

Целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса  к изучению материала темы.

Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали игровые моменты, элементы занимательности.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Большое значение на уроке уделялось здоровьесберегающим технологиям: создание здорового психологического климата на уроке, географическая физкультпауза, игра и игровые моменты, гимнастика для глаз, забота при посадке школьников об осанке, совмещение обобщения изученного материала с физкультминуткой, разумное использование ТСО, музыкальное сопровождение, эмоциональные элементы внутри урока, шуточная рефлексия. Все это помогало снимать умственное и физическое напряжение у обучающихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.



Предварительный просмотр:

                                   ТИТУЛЬНЫЙ    ЛИСТ

Урок географии 7 класс «Физико-географическое положение Африки»  (здоровьесберегающие  технологии) МБОУСОШ № 7 города Сальска Ростовской области

Составитель - Дибирова Наталья Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 7 классе Физико-географическое положение Африки.

Конспект урока гоеграфии ФГП Африки содержит план характеристики материка и подробный план изучения географического положения материка Африка. Имеются задания, которые необходимо выполнить  на ин...

Физико - географическое положение Африки. Из истории исследования

Применяя наглядные пособия ученики лучше усваивают учебный материал...

Урок «Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка»

Это один из уроков в системе комплексного изучения материка. В связи с этим поставлены следующие цели:сформировать представление о физико-географическом положенииАвстралии;познакомить учащихся с...

Конспект урока для 7 класса по теме "Физико-географическое положение материка Африка"

Цель урока: 1. Сформировать у учащихся умения определять физико-географическое положение материка. Задачи урока: Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами. Развивать мыш...

Географическое положение России. Особенности физико –географического положения.

Урок по географии в 8 классе. Тема "Географическое положение России. Особеннгости физико-географического положения"....