Рабочая программа (ФГОС) по географии для 5 и 6 классов по программе О.А. Климановой.
рабочая программа по географии (5, 6 класс) на тему

Долбнев Василий Викторович

Рабочие программы ФГОС по географии для 5 и 6 классов, составленные на основе авторской программы Климановой О.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_5-6_klassy_fgos.docx83.1 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГО «АЛЕКСАНДРОВСК – САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ,

САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ С. ВИАХТУ

Рецензент         

Зам.директора по УВР

______________________

Протокол от «___» ____________ 2016 г.

Утверждаю
Руководитель ОУ

_______ Новикова Г.А.
 _________________________
приказ № ______ от________

Рабочая программа по географии

5, 6 классы

II ступень, срок реализации 2016-2017г.

Составитель рабочей программы:

Долбнев Василий Викторович,

учитель биологии и географии, первая квалификационная категория

Виахту

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
  2. Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
  3. Рабочей программы. География. 5 – 9 классы / сост. С.В. Курчина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
  4. Учебника: География. Землеведение. 5 - 6 классы/ О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2015.

Общая характеристика курса географии

Актуальность. Современная география обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и другими подходами, поэтому лучше других наук подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды.

Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, экономических и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.

Целями изучения дисциплины являются:

- формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;

- формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;

- знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;

- развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».

Основные задачи:

-формирование географической картины мира и общей культуры;

- формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;

- осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

- воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

В рамках освоения данной дисциплины происходит реализация основных компонентов общего образования:

Социально-личностные компоненты:

- подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности и соответственно формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности;

- формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному»— индустриальному, историческому, культурологическому пространству;

- выработка у учащихся геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач;

- формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе, помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека;

- развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине мира как части общей научной картины мира;

- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов;

- понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины;

- знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и совершенствование комплексного, географического мышления и экологически грамотного

поведения — важных элементов общей культуры человека;

- формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности;

- освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах;

Общекультурные компоненты:

- формирование умений и навыков пользования разнообразными источниками информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем; умелого применения знаний и навыков в субъектно-объектной практической деятельности, в том числе природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в конкретном географическом пространстве, что помогает оценить местные проблемы на фоне и с учетом развития страны и мира, выбрать верную политическую, экономическую и экологическую ориентацию. Например, понимание проблем окружающей среды и знание сущности неблагоприятных и опасных явлений для цели личной безопасности и общества, для информирования населения об экологических проблемах. Именно знания и умения, приобретенные в школе, становятся базой развития географической компетентности представителей и руководителей исполнительной власти, принимающих решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о ресурсопользовании.

Предполагаемые результаты освоения учебного предмета (УУД)

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описания объектов;

- составлять простой и сложный план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- опытом участия в социально значимом труде;

- челостным мировоззрением;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

- основами экологической культуры.

Место курса географии в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 34 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 и 6 классов предусматривает обучение географии в объёме 34 часа в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев) рассчитано на 35 часов. Данная рабочая программа предусматривает 34 часа в год, 1 час в неделю.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Содержание тем учебного курса «География. Землеведение. 5 класс»

Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч)

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля - обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна - спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля - планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ (4 ч)

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить поглобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)

ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ (6 ч)

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самыхизвестныхгеографов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования Океана и внутренних частей материков.

Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения - источники географической информации.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «путь изваряг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- читать план местности и карту;

- производить простейшую съемку местности;

- работать с компасом, картой;

- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Раздел III. Как устроена наша планета (14 ч)

ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА (5 ч)

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА (3 ч)

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе

и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

ТЕМА 7. АТМОСФЕРА (3 ч)

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборовизмеряют значения разных элементов погоды?

ТЕМА 8. БИОСФЕРА (2 ч)

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету?

Что такое биосфера?

Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу?

Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы»,

«проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- обозначать на контурной карте географические объекты;

- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

- описывать погоду своей местности;

- вести простейшие наблюдения элементов погоды;

- вести полевой дневник.

Резервное время – 3 часа.

Практические работы

  1. Урок-практикум «Глобус как источник географической информации».
  2. Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации».
  3. Урок-практикум «Работа с коллекцией горных пород и минералов».
  4. Урок-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой».
  5. Урок-практикум. Экскурсия в природу.

Содержание тем учебного курса «География. Землеведение. 6 класс»

РАЗДЕЛ IV. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (3 ч)

Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?

Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?

Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?

РАЗДЕЛ V. ПУТЕШЕСТВИЯ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ (5 ч)

План местности.Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?

Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?

Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности.  Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.

Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?

Урок-практикум. Работа с картой. Практическая работа №3. Описание местоположения объекта на карте.  Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?

РАЗДЕЛ VI. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (17 ч)

ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ (2 ч)

Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?

Движение вод в Мировом океане.Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?

ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)

Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?

Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение?

Вулканы.Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана?  Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?

ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ (3 ч)

Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?

Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?

Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?

ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (6 ч)

Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?

Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?

Облака и атмосферные осадки.Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?

Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще

причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?

Урок-практикум.  Практическая работа №4.  Работа с климатическими картами.  Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.

Урок-практикум. Практическая работа №5.   Наблюдения за погодой. Составление календаря погоды.Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?

ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА — КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ (3 ч)

Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?

Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?

Подземные воды. Болота. Ледники.Как добыть воду из под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?

РАЗДЕЛ VII. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СРЕДА ЖИЗНИ (6 ч)

ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА (2 ч)

Закономерности распространения живых организмов на Земле.От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?

Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?

ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (3 ч)

Понятие о географической оболочке.Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?

Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?

Природные зоны Земли.Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?

ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)

Стихийные бедствия и человек.Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?

Резервное время – 4 часа.

Практические работы

  1. Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу.
  2. Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности.
  3. Урок-практикум. Практическая работа №3.Работа с картой.
  4. Урок-практикум.  Практическая работа №4. Работа с климатическими картами.
  5. Урок-практикум. Практическая работа №5. Наблюдения за погодой.

Тематическое планирование – 5 класс

(34 часа в год)

Распределение часов по разделам

№ раздела, темы

Наименование раздела и темы

Количество

часов

В том числе на практические работы

1.

Раздел I. Как устроен наш мир

10

1

Тема 1. Земля во Вселенной

6

Тема 2. Облик Земли

4

1

2.

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности

8

1

Тема 3. Изображение Земли.

2

Тема 4.История открытия и освоения Земли.

6

1

3.

Раздел III. Как устроена наша планета

16

3

Тема 5. Литосфера.

5

1

Тема 6. Гидросфера.

3

Тема 7. Атмосфера.

3

1

Тема 8. Биосфера.

2

1

Тема 9. Природа и человек.

3

Всего часов34

Тематическое планирование – 6 класс

(34 часа в год)

Распределение часов по разделам

№ раздела, темы

Наименование раздела и темы

Количество

часов

В том числе на практические работы

1.

Раздел IV. Земля во Вселенной

3

1

2.

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение

5

2

3.

Раздел VI. Природа Земли

18

2

Тема 10. Планета воды.

2

Тема 11. Внутреннее строение Земли.

3

Тема 12. Рельеф суши.

3

Тема 13. Атмосфера и климаты Земли.

6

2

Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли.

4

4.

Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни

8

Тема 15. Живая планета

2

Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности

3

Тема 17. Природа и человек

3

Всего часов                                                                                             34


Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Тема урока

Дата

Виды деятельности ученика

Планируемые

результаты обучения (УУД)

Раздел I. Как устроен наш мир – 10 часов.

Тема 1. Земля во Вселенной – 6 часов.

1.

Введение.

Работа с источниками информации: учебниками.

Просмотр презентации.

Предметные: Объяснять значение понятий "география".

Метапредметные: Работать с текстом.

Личностные: Привести свои примеры, доказывающие значение географии в современном мире.

2.

Представление об устройстве мира.

Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система".

Просмотр презентаций (видео).

Предметные: Объяснять значение понятий" геоцентрическая и гелиоцентрическая модель "

Метапредметные: Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами.

Познавательные: Сравнивать две модели устройства мира,

Личностные: Привести свои примеры, доказывающие вращение Земли вокруг Солнца. Поиск  информации об ученых, упомянутых в параграфе.

3.

Звёзды  и Галактики

Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью

Просмотр презентаций (видео), просмотр электронного приложения

Предметные: Объяснять значение слов "звезда", "Галактика"

Метапредметные: Работа с текстом, таблицами.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, ответственное отношение к учёбе.

4.

Солнечная система

Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система".

Просмотр презентаций (видео).

Предметные: Называть и показывать  планеты Солнечной системы, приводить примеры планет земной группы и планет - гигантов, объяснять значение "астероид", метеорит", "комета".

Метапредметные: Работа с текстом, таблицами, фото.

Регулятивные: Выдвижение версий на проблему "Почему Земля - обитаемая планета?" и " "Как человек исследует Солнеч. систему?"

Личностные: Развитие личностной

рефлексии.

5.

Луна-спутник Земли.

Нахождение дополнит.информации о Луне, информации: таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система".

Предметные: по результатам наблюдения за Луной находить и сформулировать зависимость  фазы Луны от освещения Солнцем.

Метапредметные

Регулятивные: самостоятельно обнаружить и сформировать вопросы к тексту параграфа (учебн.проблема стр.30 в.3)

Коммуникативные: продолжить обучение в  эвристической беседе.

6.

Земля-планета Солнечной системы.

Наблюдать теллурий или электрон.модель движений Земли. Работа с картами, схемами.

Предметные: выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли  вокруг оси. Составлять и анализировать схему "Географические следствия вращения Земли". Объяснять значение новых слов и выражений: северный полюс, южный полюс, экватор, северное и южное полушарие, ось вращения Земли, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия.

Метапредметные

Познавательные УУД: выявление причин и следствий простых явлений, решение практич. и познават. задач.

Тема 2. Облик Земли – 4 часа.

7.

Облик земного шара.

Работа с картами (нахождение океанов, материков, островов, полуостровов, архипелагов). Формулировка  значений ключевых слов

Предметные: объяснять значение  ключевых слов: "Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг". Показ географич. объектов на карте.

Метапредметные

Регулятивные:Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью (практ. зад-е стр.36).

8.

Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли.

Беседа с использованием различных

источников информации: учебника, электронного приложения,

атласа. Знакомство с моделью Земли-глобусом.

Предметные: называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом.

Метапредметные

Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте  параграфа (смысловое чтение).

Личностные:Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития  науки  и общественной практики.

9.

Параллели и меридианы. Градусная сеть.

Определение расстояний и направлений по глобусу. Находить и называть сходства и различия элементов градусной сети на глобусе и карте.

Предметные:показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы;   объяснять значение ключевых слов и выражений из параграфа

Метапредметные

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

10

Урок-практикум.

Глобус как источник географической информации.

Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки.

Определение расстояний и направлений по глобусу. Выполнение практических задач.

Предметные: Определение расстояний и направлений по глобусу.

Метапредметные

Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию

Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности – 8 часов.

Тема 3. Изображение Земли – 2 часа.

11

Способы изображения земной поверхности.

Знакомство с различными источниками информации-планами  местности, аэрофоснимками, космическими снимками.

Предметные: Использовать различные источники информации для поиска и извлечения  информации, необходимой для решения задач.

Метапредметные

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества.

12

История географической карты.

Научится работать с компасом, картой ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Предметные:классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории работать с компасом, картой ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Метапредметные: участвовать в совместной деятельности.

Личностные: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Тема 4. История открытия и освоения Земли – 6 часов.

13

Географические открытия древности.

Исследовать по картам маршруты путешественников, находить в интернете, энциклопедиях информацию о путешественниках.

Изучать по картам маршруты путешествий  разного времени и периодов; работать с записками, отчётами, дневниками.

Работа с текстом учебника: для выявления новых понятий, терминов и выражений,  умения объяснять значение их своими словами: "путь изваряг в греки", Великий   шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы.

Ознакомление с основными способами изучения Земли в прошлом и в настоящее   время и наиболее выдающимися результатами географических открытий и   путешествий; изучения по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов.

Предметные: Создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источниках географ.информации.

Называть: основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географ.открытий. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов.

Метапредметные

Личностные: Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям.

Познавательные:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления
  • выявлять причины и следствия простых явлений
  • составлять тезисы, различные виды планов
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск  информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Личностные:воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому

и настоящему многонационального народа России;

14

Географические открытия Средневековья

15

16.

17.

Великие географические открытия.

В поисках Южной Земли

Исследование океана и внутренних частей материков.

18.

Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации.

Изучать по картам маршруты путешествий  разного времени и периодов; работать с записками, отчётами, дневниками.

Предметные: Приводить  примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Метапредметные: Работать  с текстом и нетекстовыми компонентами.

Личностные: целостным мировоззрением.

Раздел III. Как устроена наша планета – 16 часов.

Тема 5. Литосфера – 5 часов.

19.

Внутреннее строение Земли

Формирование умений использовать и применять теоретические знания на практике.

Предметные: Объяснение ключ.слов: "земная кора", "литосфера", "мантия", "ядро". Описание модели строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать между собой.

Метапредметные

Личностные:Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития  науки  и общественной практики.

Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте  параграфа (смысловое чтение).

20.

Горные породы и их значение для человека

Работа с новыми понятиями и терминами (уметь объяснять своими словами) Характеристика методов  изучения земных недр и Мирового океана;.

Предметные:объяснениеключ.слов "литосфера,  горные породы, полезные ископаемые"

Метапредметные

Познавательные

анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления

• выявлять причины и следствия простых явлений

• составлять тезисы, различные виды планов

• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

Личностные: формирование ответственного отношенияк учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.(зад-е 5 стр.93)

21

Урок-практикум.

Изучение горных пород в ходе выполнения практической работы.

Личностные: формирование ответственного отношенияк учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.

Метапредметные

Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

22.

Рельеф и его значение для человека

Работа с новыми   понятиями  и термина ми (уметь объяснять своими словами. Умение узнавать и находить на картах  примеры основных форм рельефа суши и  дна океана

Предметные: Распознавать на физических картах различные  формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практич. задачи по определению на картах средней и абсолютной высот.

Метапредметные

Регулятивные: Работа по плану, сверять свои действия, и при  необходимости исправлять ошибки. Познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

23.

Основные формы рельефа

Умение узнавать и находить на картах  примеры основных форм рельефа суши и  дна океана

Тема 6. Гидросфера – 3 часа.

24

25.

Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части

Работа со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью находить отличительные особенности частей Мирового океана.

Предметные: знать и объяснять значение новых слов"гидросфера", "Мировой океан", "Мировой круговорот воды", "море", "залив", "пролив", "лиман".

Показ на карте частей Мирового океана.

Метапредметные

Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию морей, проливов.

26.

Гидросфера-кровеносная система Земли

Разнообразие поверхностных и подземных вод. Их роль в жизни человека

Предметные: Знать и объяснять значение ключ.слов "река, русло, исток, устье, приток, речная система, озёрные котловины, болота, ледники, подземные воды, водопроницаемые и водоупорные породы".

Метапредметные

Личностные: формирование основ экологической культуры, на примере значения и охраны пресных вод.

Тема 7. Атмосфера – 3 часа.

27

28

29.

Атмосфера Земли и её значение для человека.

Погода

Урок -практикум.

Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

Формирование практических навыков и умений:

- измерять (определять) темпера туру воздуха, атмосферное давление, направление    ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации; описывать погоду  своей местности.

Предметные: значение  ключ.слов" атмосфера, тропосфера, воздушные массы, погода, метеорология, синоптическая карта, термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер, анемометр"

Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологическими приборами.

Метапредметные

Коммуникативные:

Самостоятельно  организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные: формирование основ экологической культуры, на примере выяснения причин загрязнения  атмосфере в дополнительной литературе. Уметь вести простейшие наблюдения  элементов погоды.

Тема 8. Биосфера – 2 часа.

30.

Биосфера - живая оболочка Земли

Формирование умений работать с новыми терминами, приводить примеры взаимосвязи всех живых организмов на Земле, умение работать на экскурсии.

Предметные: значение новых слов: "биосфера, биологический круговорот, пищевая цепь, хищники, травоядные, реликт"

Метапредметные

Личностные: формирование основ экологической культуры, на примере доказательств на  утверждение "Человек-часть биосферы".

Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений.

31.

Урок - практикум.

Экскурсия  в природу.

Ознакомление со способами работы на местности. Сбор материалов для исследовательской работы.

Предметные: Выполнение заданий по предложенным типовым планам работы на местности.

Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру.

Тема 9. Природа и человек – 3 часа.

32.

Воздействие человека на природу.

Познакомить с Красной Книгой России, Сахалинской области.

Предметные: Прогнозировать  состояние окружающей среды. Личностные: формирование основ экологической культуры.

33.

Обобщающий урок по разделу «Как устроена наша планета».

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Личностные: Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий.

Метапредметные: умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

Предметные: продемонстрировать ЗУН по темам.

34.

Обобщающий урок за курс «Землеведения» в 5 классе.

Систематизировать и обобщать знания по темам курса географии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов.

Личностные: Знание основных принципов и правил отношения к живой и неживой природе.

Метапредметные: Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Предметные:Проверка ЗУН за курс 5 класса.

Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Тема урока

Дата

Виды деятельности ученика

Планируемые результаты обучения (УУД)

предметные

метапредметные

личностные

Раздел IV. Земля во Вселенной–3 часа.

1

Вращение Земли и его следствия.

Формирование представлений о естественных  процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

Выявлять и знать причины смены времён года, объяснять понятия: Северный и Южный полярный круг, Северный и Южный тропик, полярный день и полярная ночь.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Учебно-познавательный интерес к географии

2

Географические координаты.

Изучение особенностей различных методов определения географических координат. Формирование и коррекция

навыков и умений определения географических координат по карте.

Давать определение понятию географические координаты.

Называть методы определения географических координат. Знать правила работы с картой при определении географических координат точки.

 Умение работать с картой, глобусом.

Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний.

3

Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу.

Формирование практических навыков и умений определения координат точки по глобусу.

Уметь определять географические координаты по глобусу и карте.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение –5 часов.

4

План местности.

Формирование представлений о способах изображения земной поверхности.

Давать определение понятиям: план местности, аэрофотоснимок, виды масштаба. Объяснять что показывает масштаб, условные знаки, легенда плана.

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации

Понимание

важности умения читать карту, план местности.

5

Ориентирование по плану и на местности.

Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами

Давать определению понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним

Умение работать с измерительными приборами

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

6

Урок-практикум. Составление плана местности.

Формирование практических навыков составления плана местности.

Давать понятие определению: Полярная съёмка местности, маршрутная съёмка местности.

Умение работать с измерительными приборами.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

7

Многообразие карт.

Формирование навыков работы с разными видами карт.

Выделять существенные признаки и особенности географических карт по теме раздела. Объяснять особенности форм рельефа Земли по карте, свойства географической карты и плана местности,  Определять отличительные особенности изображений  земной поверхности.

Умение работать с различными видами карт.

Понимание роли и значения разных видов географических карт для человека.

8

Урок-практикум. Работа с картой.

Формирование практических навыков и умений работы с различными видами географических карт.

Выделять различия между географической картой и планом местности, географической картой и схемой. Объяснять какие сведения дают карты, план местности, схема. Легенда карты, плана местности, схемы.

Умение работать с различными видами карт, планом местности, умение применять на практике полученные знания при изучении других предметов.

Понимание роли и значения полученных знаний в жизни человека.

Раздел VI. Природа Земли – 18 часов.

Тема 10. Планеты воды – 2 часа.

9

Свойства вод Мирового океана.

Формирование представлений о свойствах вод мирового океана.

Объяснять свойства вод мирового океана. Определять причины и следствия различий вод мирового океана. Определять и показывать на карте различные по солёности моря и океаны. Описывать различия температуры вод мирового океана от экватора к полюсам.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли различий вод мирового океана в формировании знаний о Земле и их роль в жизни человека.

10

Движение вод в Мировом океане.

Формирование

представлений

о движении вод в мировом океане.

Выявлять причины и следствия образования волн, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать образования волн, течений, цунами.

Умение работать с различными источниками

информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание влияния океанических течений на природу приморских районов материков.

Тема 11. Внутреннее строение Земли – 3 часа.

11

Движение литосферных плит.

Формирование представлений о движениях земной коры.

Объяснять причины и следствия движения земной коры, а также влияние движений литосферных плит на развитие географических знаний. Определять и показывать на карте положение литосферных плит.

Объяснять, почему происходит движение земной коры.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание роли движения земной коры  в формировании знаний о Земле.

12

Землетрясения: причины и последствия.

Формирование

представлений о землетрясениях и их последствиях.

Объяснять причины и последствия землетрясений, влияние землетрясений на развитие географических знаний.

Определять причины и следствия землетрясений. Определять и показывать на карте сейсмические пояса. Составлять описания событий по теме урока.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание роли землетрясений в формировании знаний о Земле

13

Вулканы.

Формирование представлений о вулканах Земли.

Объяснять причины возникновения вулканов, влияние вулканов на развитие географических знаний. Определять причины и следствия вулканической деятельности. Определять и показывать на карте вулканические пояса Земли. Составлять описание видов вулканов.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте* структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Тема 12. Рельеф суши – 3 часа.

14

Изображение рельефа на планах местности и географических картах.

Формирование представлений об изображении рельефа на планах местности и географических картах.

Определять и показывать на карте высоты и глубины. Давать определение понятию «профиль местности, абсолютная высота, относительная высота, шкала высот и глубин, горизонталь».

Умение работать с различными источниками  информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли и значения географических знаний.

15

Горы.

Формирование представлений о причинах и следствиях процессов горообразования.

Объяснять причины и следствия горообразования. Определять причины и следствия процесса горообразования. Определять и наносить на карту основные горные системы Земли. Формулировать вывод о значении горообразования. Составлять описание природы гор. Объяснять, чем отличаются горные системы Земли.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли горообразования в формировании знаний о Земле

16

Равнины.

Формирование представлений о равнинах Земли.

Объяснять причины и следствия образования равнин, влияние знаний о равнинах на развитие географических знаний. Определять причины и следствия образования равнин. Определять и показывать на карте основные равнины Земли.

Наносить на контурную карту равнины, овраги, балки, возвышенности, низменности, плоскогорья.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли и значения полученных знаний  в жизни человека.

Тема 13. Атмосфера и климаты Земли – 6 часов.

17

Температура воздуха.

Формирование представлений о температуре воздуха.

Объяснять результаты температурных колебаний. Определять причины и следствия изменений температуры воздуха. Определять и показывать на карте тепловые пояса Земли.

Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли полученных знаний в жизни человека.

18

Атмосферное давление. Ветер.

Формирование представлений об атмосферном давлении и ветре.

Объяснять влияние атмосферного давления на развитие географических знаний. Определять причины и следствия атмосферного давления. Определять и показывать на карте области высокого и низкого атмосферного давления.Объяснять причины изменения атмосферного давления.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли полученных знаний в жизни человека.

19

Облака и атмосферные осадки.

Формирование представлений о роли атмосферных осадков в формировании географических знаний.

Объяснять причины и следствия атмосферных осадков. Определять причины и следствия атмосферных осадков. Определять и показывать на климатической карте области высоких и низких осадков. Формулировать вывод о роли атмосферных осадков в исследовании Земли.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму

Понимание роли полученных знаний в жизни человека.

20

Погода и климат.

Формирование представлений о роли  климата в формировании географических знаний.

Объяснять причины и следствия циркуляции атмосферы, влияние  знаний о климате на развитие географических знаний.  Объяснять понятия «пассаты, западные ветры, годовая амплитуда температур».

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный

Понимание роли полученных знаний в жизни человека.

21

Урок-практикум. Работа с климатическими картами.

Формирование практических навыков и умений работы с климатическими картами.

Определять климат районов Земли по климатическим картам. Составление среднесуточной температуры воздуха. Определение средней температуры июля и января по климатическим картам.

Умение работать с климатическими, температурными картами, картами осадков.

Понимание роли и значения географических знаний в жизни человека.

22

Урок-практикум. Наблюдение за погодой.

Формирование практических навыков и умений наблюдения за погодой.

Определять направление ветра, измерять температуру воздуха, определять среднюю температуру воздуха за сутки, определять облачность, определять атмосферное давление.

Умение работать с климатическими приборами: флюгер, барометр, термометр.

Понимание роли и значения географических знаний в жизни человека.

Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли – 4 часа.

23

Реки в природе и на географических картах.

Формирование представлений о гидросфере Земли.

Объяснять причины и следствия зависимости питания и режима реки  от климата местности где протекает река.

Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических свойств гидросферы Земли и её составных частей.

24

Озёра.

Формирование представлений о значении озёр в формировании животного и растительного мира.

Объяснять особенности взаимодействия озера и суши, значение озёр для природы и человека. Определять характер взаимного влияния озера и местности где оно расположено друг на друга. Обозначать на контурной карте различные виды озёр Земли.

Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Осознание роли гидросферы Земли для природы и человека

25

Подземные воды, болота, ледники.

Формирование представлений о специфических чертах природы подземных вод, болот, ледников.

Объяснять особенности взаимосвязи болот и подземных вод, ледников и климата. Определять специфику подземных вод и болот, ледников по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте ледники Земли.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Осознание роли гидросферы Земли для природы и человека

26

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМ

Объяснять особенности гидросферы Земли. Определять специфику внутренних вод по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Осознание роли гидросферы Земли для природы и человека

Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни – 8 часов.

Тема 15. Живая планета –2 часа.

27

Закономерности распространения живых организмов на Земле.

Формирование представлений о специфических чертах распространения жизни на земле.

Объяснять причины и факторы от которых зависит растительность.. Определять специфику типов растительного покрова на земном шаре. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Преобразовывать текстовую информацию в табличную

Понимание специфических черт природы Земли и их значение для человека.

28

Почва как особое природное тело.

Формирование представлений о специфических чертах почвы и горных пород. Виды почв. Формирование понятия – охрана почв.

Объяснять особенности типов почв. Определять специфику почв Земли по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте типы почв.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы Земли и их значение для человека.

Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности – 3 часа.

29

Понятие о географической оболочке.

Формирование представлений о специфических чертах географической оболочке Земли. Формирование понятий о взаимосвязи оболочек Земли.

Объяснять особенности географических оболочек Земли. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы Земли и их значение для человека.

30

Природные комплексы как части географической оболочки.

Формирование представлений о специфических чертах природных комплексов.

Объяснять особенности природных комплексов. Определять специфику природы по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы. Осознание причин уникальности природы Земли.

31

Природные зоны Земли.

Формирование представлений о специфических чертах природных зон.

Объяснять особенности природных зон. Определять специфику природных зон по тексту и картам. Называть и

показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы. Осознание причин уникальности природы Земли.

Тема 17. Природа и человек – 3 часа.

32

Стихийные бедствия и человек.

Формирование представлений о причинах и следствиях стихийных бедствий.

Объяснять особенности причин и следствий стихийных бедствий. Определять специфику стихийных бедствий. Называть и

показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы. Осознание причин уникальности природы Земли.

33

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами

Объяснять особенности природы и природных компонентов Земли. Определять специфику природы и природных комплексов по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы материков. Осознание причин уникальности природы Земли.

34

Итоговая контрольная по курсу «География. Землеведение».


Материально-техническое обеспечение

Основная литература

  1. География. Землеведение. 5 - 6 классы: учебник для общеобразоват. учреждений  / О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2015.

Дополнительная литература

5 класс

  1. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2014.
  2. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова - М.: Дрофа, 2015.
  3. География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
  4. Атлас. География. 5 класс.
  5. Контурные карты. География. 5 класс.

6 класс

  1. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2014.
  2. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова - М.: Дрофа, 2015.
  3. Атлас. География. 6 класс.
  4. Контурные карты. География. 6 класс.

Методическая литература для учителя

  1. Долгорукова С.В., Елисеева Л.Е. Уроки географии 6-9 класс с применением информационных технологий -  М.: Глобус. 2010.
  2. Евдокимов В.И.  География полный курс в географических диктантах -  М. Московский лицей. 2002.
  3. Нагорная И.И. Поурочные планы, география 6 класс -  Волгоград. Учитель. 2008.
  4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс -  М. Вако. 2008.
  5. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах -  СПб.: Виктория. 2009.

Оборудование и приборы

1. Гербарий для физической географии.

2. Глобусы.

3. Компасы.

4. Коллекция горных пород и минералов.

5. Комплект настенных  карт по курсу 6 класса.

6. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.

7. Комплект тематических таблиц по курсу 6 класса.

8.Электронные носители - 6-7 класс. Уроки географии Кирилла и Мефодия. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по татарскому языку для 3 класса по программе ФГОС

Рабочая программа по татарскому языку по программе Р.З.Хайдаровой...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 7 класса базовый уровень,  Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа ФГОС по географии 5-9 класс

Рабочая программа ФГОС  по географии 5-9 класс...

Рабочая программа учебного предмета «География», 5-9 классы(ФГОС).

Рабочая  программа учебного предмета «География», 5-9 классы. РПУП разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого прика...

Рабочая программа ФГОС по географии 5-кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА    По   географии...

Рабочая программа ФГОС по технологии для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии автора И.А.Сасовой. Программа рассчитана на 68 часов.

Цели программы:-формирование  представлений  о технологической культуре производства;- овладение специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения до...