Страны Зарубежной Европы
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему

Стрельчик Светлана Александровна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strany_zarubezhnoy_evropy.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии

 в 11 классе по теме

 «Страны Зарубежной Европы»

Тема урока: Страны Зарубежной Европы

Класс 11

Тип урока: обобщения и систематизации изученного по теме «Зарубежная Европа»

Технологии: игровые, ИКТ

Цели: учить умению обобщать полученные знания, развивать творческие способности обучающихся

Задачи:

 1) Образовательные – проверить, обобщить и закрепить знания по теме (общая характеристика региона, географический рисунок расселения и хозяйства, субрегионы и страны).

2) Развивающие – развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации.

3) Воспитательные – формирование умений работать в группе.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, ПК, презентация к уроку, оценочные листы, атласы, контурные карты, бумага, карандаши, карточки с номерами (от 1 до 8), красные карточки. На доске плакаты с названиями стран: Норвегия, Великобритания, Испания, Ирландия, Швейцария, Польша, Франция, Венгрия – и т.д.

Ход урока

1.Организационный момент

 Вступительное слово учителя.

Зарубежная Европа (по отношению к странам СНГ) занимает территорию в 5,4 млн. км2 с населением немногим более 500 млн. человек. Здесь расположены около 40 суверенных государств. Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции.1 слайд

Итак, цель нашего урока – обобщить и закрепить знания по изученной теме. Участвуют в игре три команды.

2. Проведение игры

1 задание (оценивание 1 задания: за правильный ответ команда, первая поднявшая карточку, получает жетон.

вопросы задаются каждой команде)

Узнать страну по описанию, поднять соответствующую карточку с номером страны на плакате. Если описание не подходить ни к одному из стран, поднять красную карточку и объяснить свой выбор.

1) Эта страна опережает все страны Европы по запасам гидроэнергии. Занимает ведущие место в капиталистическом мире по выплавке алюминия, никеля, ферросплавов, кобальта. Больше значение для хозяйстве имеет открытие нефтегазового месторождения в море, омывающем ее берега. Здесь живут судостроители и мореходы, рыболовы и путешественники. (Норвегия) 2 слайд

2) Мягкий климат, горный воздух, озера с прозрачной водой и живописными берегами привлекают сюда массу туристов и спортсменов со всего мира. Станки, часы, медикаменты, витамины, шоколад, детское питание и лучшие сорта сыра – вот чем славится это государство. (Швейцария) 3 слайд

3) Это высокоразвитое индустриальное государство широко известно в современном мире своей банковской, страховой и другой коммерческой деятельностью. Страна расположена на самом обширном из европейских архипелагов. (Великобритания) 4 слайд

4) Одна из развитых стран Западной Европы, по европейским мерам богата разнообразными природными ресурсами, ее роль заметна в производстве и экспорте автомобилей, авиационно-ракетной технике, парфюмерно-косметической продукции, вина и сыра.(Франция) 5 слайд

5) Католическая страна  с однородным национальным составом, развитой угольной промышленностью и черной металлургией, имеет старый район текстильной промышленности, является крупным производителем ржи и картофеля. (Польша) 6 слайд

6) Лед и пламя! Эти слова подходят к данной стране. Более 10% территории покрыто льдами, а вулканов с гейзерами – как ни водной стране! Из земли бьет кипяток, а июльский день редко жарче +11 С. У этой «ледяной страны» отсутствуют сухопутные соседи. (Исландия) 7 слайд

7) Равнинная страна. Специализируется на производстве пшеницы, кукурузы, виноградарстве и садоводстве. Столицу разделяет на две части крупнейшая река Европы. (Югославия) 8 слайд

8) Островная страна (в прошлом страна массовой эмиграции), отличается мягким морским климатом, животноводческой специализацией сельского хозяйства, относится к наименее развитым странам ЕС. (Ирландия) 9 слайд

9) Наиболее урбанизированная страна Восточной Европы, с высоко развитым машиностроением, легкой промышленностью: обувь, стекло, бижутерия; интенсивным сельским хозяйством и преобладанием животноводства. (Чехия) 10 слайд

10) В этой стране нашел сое смерть профессор Мориарти, а вот Шерлок Холмс благополучно избежал гибели. У Рейхенбахского водопада они окончательно выяснили свои отношения. Ставший в наши дни памятником, Холмс задумчиво смотрит на бурный поток, в котором исчез преступник. Мориарти места не нашлось. (Великобритания)                              11 слайд

11) Страна с радиальной сетью дорог, сходящихся к столице, значительными различиями в сельскохозяйственной специализации северных и южных районов; имеет развитое машиностроение, атомную энергетику, легкую промышленность; восточная граница проходит по самому высокому в этой части света горному массиву  (Австрия)               12 слайд

12) Самая «длинная» страна Европы с развитым судостроением, гидроэнергетикой, рыболовством, одна из крупнейших в Европе производителей нефти. (Норвегия) 13 слайд

13) Какая это страна? Ее столица – крупнейший порт, имеет монархическую форму правления, развита добыча нефти и угля; хорошо развито машиностроение, на суше граничит лишь с одной страной. (Дания) 14 слайд

14) Страна давшая миру известных мореплавателей и путешественников, писателей и художников. Щедра земля этой страны: здесь зреют финики и виноград, маслины и апельсины, пшеница и табак, миндаль и лесной орех. Лицо страны – суда, автомобили химикаты, текстиль, обувь, вина, цитрусовые, цветные металлы, оливковое масло. Значительную прибыль дает иностранный туризм. (Греция) 15 слайд

15) Страна не имеет выхода к морю, столица – не самый крупный город страны; половина электроэнергии вырабатывается на ГЭС, развито точное машиностроение, тонкая химия, фармацевтика; поддерживает постоянный политический нейтралитет. (Швейцария) 16 слайд

16) Страна расположена вблизи полярного круга, в хозяйстве которой основной отраслью являются рыболовство и рыбопереработка. Геотермальные воды используются для отопления и парникового хозяйства. (Исландия) 17 слайд

17) Теократическая монархия. Функция этого государства – религиозная, сфера деятельности – весь мир, т.к. общее число верующих – католиков составляет 1 млрд. человек, а аппарат церковнослужителей насчитывает свыше 400 тыс. священников и более 1 млн. человек монашеских и полумонашеских орденов (Ватикан) 18 слайд

2  задание  (оценивание 2 задания: за правильный ответ команда, первая поднявшая карточку, получает жетон)

На доске группы стран: 19 слайд

  1. 1. Норвегия          2) 1. Германия          3) 1. Испания

2. Финляндия           2. Италия                   2. Германия

3. Швеция                 3. Испания                3. Италия

  1. 1. Италия              5) 1. Венгрия             6) 1. Германия

2. Греция                   2. Дания                     2. Австрия

3. Ирландия               3. Румыния                3. Чехия

  1. 1. Албания

2. Швейцария

3. Австрия

Выслушав утверждения, поднять номер той страны, которая, по вашему мнению, не относится к данному утверждению.

1. Я утверждаю, что все три страны находятся на одном полуострове и являются конституционными монархиями. (Поднять нужную цифру «2» т.к. Финляндия республика.)

2. Все три страны являются морскими державами средиземного моря (1 – Германия)

3. Все три страны входят в состав «большой восьмерки»

4. Все три страны являются полуостровными государствами (3 – Ирландия)

5. Столицы всех трех государств начинаются на букву «Б». (2 – Дания)

6. Через все эти страны протекает река Дунай. (1-Германия)

7. Все три страны не имеют выхода к морю. (1 – Албания)

3 Задание

Каждая команда получает листок с группами стран. Требуется определить принцип объединения в группу. Принципов может быть несколько, за это команды получают дополнительные жетоны. 20 слайд

  1. Румыния, Венгрия, Чехия, Албания.
  2. Франция, Великобритания, Германия, Италия.
  3. Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия.
  4. Швейцария, Венгрия, Словакия.
  5. Андорра, Лихтенштейн, Сан – Марино, Монако.

4 задание (оценивание 4 задания: за правильный ответ команда получает жетон).

Каждая команда задает заранее подготовленный вопрос соперникам. Другие команды должны отгадать, о какой стране идет речь.

Например:

  1. Находится монархия на севере Европы

И каждый год весною борется с потопом

Там самый крупный в мире порт,

Там жизнь кипит торговлей.

Одно-национальный там народ:

Он ас по рыбной ловле.

Имеет два названия великая страна,

Любимый цвет – оранжевый,

В хоккее не сильна.

И газа добывается много в шельфе моря,

Металлургия развита, народ не знает горя.

Готовят сыр, растят тюльпаны

И продают во все другие страны!

(Великобритания)

  1. На побережье океана расположилась страна,

Она не очень то огромна, но, в общем, тоже не мала

По уровню развития мы средней назовем,

Но все же к странам развитым ее мы отнесем.

Народа много там живет, все нации одной.

Что о религии сказать? Все католической.

Теперь вам скажем, чем страна вот эта занимается.

Во многом ей благодаря Европа одевается.

Едва ль не «швейной фабрикой» ее мы назовем,

И, что дать подсказочку, к столице перейдем.

В названии столицы присутствует зверек,

Пушистый, рыжий, хитрый, ну, поняли намек.

                                                                                                  (Португалия)

5 задание (оценивается полнота и точность характеристики, максимальный балл – 6)

Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико- географического положения одной из стран зарубежной Европы. (1. Норвегия, 2. Великобритания, 3. Португалия, 4. Польша) 21 слайд

План характеристики ЭГП страны:

  1. Положение по отношению к соседним странам.
  2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
  3. Положение по отношению к главным топливо сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
  4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
  5. Изменение ЭГП  во времени
  6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

6 задание (время на выполнение задания - 3 минуты, за каждый правильный ответ -1 балл)

Проведите классификацию городов – миллионеров Западной Европы по их ЭГП. Определите города, расположенные: 22 слайд

  1. на морских побережьях;
  2. в устьях рек;
  3. вдали от морей, но на судоходных реках;
  4. вдали от морей.

7 задание домашнее задание: составьте кроссворд  «Столицы стран Европы»

(максимальный балл 5)

8 задание

Каждая команда получает конверт с буквами, из которых надо сложить название страны. Жетон  получает та команда, которая сделает это быстрее.

9 задание

Каждая команда получает конверт с разрезанными на части контурами страны, из которых надо сложить контуры государства, назвать его столицу. Жетон получает та команда, которая сделает это быстрее.

10 задание Блицтурнир «Угадай страну» (оценивание Х задания: за правильный ответ команда получает жетон).

  1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега (Греция)
  2. «Молочная ферма» Европы
  3. «Стальное государство».
  4. Производитель почтовых марок, фешенебельный курорт, игровой рай.
  5. В 1990 г. эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс. кв. км, а население на 17 млн. человек
  6. Страна тюльпанов
  7. Страна – банкир
  8. Государство – теократическая монархия
  9. Страна непрерывно воюющая с морем
  10. Страна розового масла
  11. «Лесной цех» Европы
  12. Бывшая «мастерская мира»
  13. Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица – на острове
  14. В стране работает фирма «Кох-и-Нор», выпускающая 1 млн. карандашей в день
  15. Страна – родина паровозов и метрополитена.
  16. Страна 80 тыс. озер

Ответы

1. Греция                                              9. Нидерланды

2. Швейцария                                     10. Болгария

3. Люксембург                                    11.Финляндия

4. Монако                                            12. Великобритания

5. Германия                                         13. Дания

6. Нидерланды                                    14. Чехия

7. Швейцария                                      15. Великобритания

8. Ватикан                                            16. Финлядия

3. Подведение итогов игры.  Оценка работы всех учащихся.

1. Норвегия

2. Финляндия

3. Швеция

1.  Румыния, Венгрия, Чехия, Албания.

2. Франция, Великобритания, Германия, Италия.

3. Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия.

4. Швейцария, Венгрия, Словакия.

5.Андорра, Лихтенштейн, Сан–Марино, Монако


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговой урок по теме: "Страны Зарубежной Европы"

Некоторые уроки повторения и обобщения стараюсь проводить в форме игры...

Конспект урока по географии в 9 классе по разделу "Страны Зарубежной Европы".

Обобщение и систематизация знаний учащихся по пройденному материалу в коррекционной школе VIII вида. Знания о странах Зарубежной Европы помогают учащимся расширять их кругозор, воспитывать любознатель...

Международный информационно-исследовательский проект. «Общая характеристика стран Зарубежной Европы (на примере Франции)»

ФРАНЦИЯ•         Немного истории.•         Административные земли.•         Экон...

Урок географии в 11 классе "Страны Зарубежной Европы"

Задачи урока: проверить, обобщить и закрепить знания по теме (общая характеристика региона, географический рисунок расселения\ и хозяйства, субрегионы и страны)...

Зачетная работа по теме "Страны зарубежной Европы"

Зачетная работа по теме «Страны зарубежной Европы» для 11 класса к учебнику В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира». Работа проводится после завершения изучения данной темы и дае...

Виртуальное путешествие по странам Зарубежной Европы (Франция, Швеция)

Открытый урок географии в 10 классе в рамках недели географии в школе....