Урок географии в 6 классе по теме: "Путешествие по просторам Мирового океана"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Цыбрина Лариса Анатольевна

Подробная разработка конспекта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок83 КБ
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_6a_klasse_po_teme.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Эпиграф урока:

« Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны» (Жюль Верн). (знаменитый французский писатель)

Урок географии в 6А классе по теме «Путешествие по просторам Мирового океана»  в условиях введения ФГОС

ФИО педагога:   Цыбрина Л.А.

Предмет: география

 Класс:  6

Название и автор учебника: Дронов, Савельева «Землеведение»

Тема урока: Мировой океан и его части

Тип урока: комбинированный, открытие нового знания

Вид урока: урок- беседа

Метод обучения: диалогический

Программно-технические средства на уроке: ПК  с выходом в Интернет.

Цель урока: сформировать представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о Мировом океане, его составных частях (море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг).

Развивающие: способствовать развитию у учащихся:

общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна;

специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);

интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.

Воспитательные:  воспитывать на  уроке  чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины, уважения друг к другу.

Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, архипелаги, океаны, моря, заливы, проливы.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные результаты: умение  определять понятия, использовать  обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

  • Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
  • Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.
  • Регулятивные УУД -   высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать

Предметные результаты: 

Умение использовать  географическую карту как источник информации  о мировом океане и его составных частях. Развитие основных навыков и умений использования  физических карт для сбора информации  и ответов на вопросы. 

Ход урока.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада  приветствовать вас.

                              С  добрым утром начат день,

                                                     Первым делом гоним лень.

                                                     На уроке не зевать,

                                                    А работать и искать.

- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок  позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу.

Актуализация знаний.

Для того,  чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом.

Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (Гидросферу).

Прикрепляю понятие « Гидросфера» на доску.

Фронтальный опрос. Вопросы.

-Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот?

(гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу)

-Почему океан солёный, а испарившаяся вода поступает в облако уже пресная? (с поверхности океана испаряется только пресная вода, а растворённые в ней вещества остаются)

-Какой воды на Земле больше: солёной(97) или пресной (3 )?

-Почему не высыхают реки и не исчезают моря?

(На Земле происходит непрерывное движение воды-Мировой круговорот воды)

 Групповая работа:

1-ый Вариант работает со схемой «Состав гидросферы»

2-ой вариант - письменный  (тест) по теме «Гидросфера» 3 минуты

(песочные часы)

Работа со схемой «Состав гидросферы»  Напишите части гидросферы.

Гидросфера

Мировой океан

96,5%

Ледники

1,8%

Подземные воды

1,7%

Реки, озёра

0,01%

Океаны, моря

Тест « Гидросфера».

1 Водная оболочка Земли:

Г) Атмосфера

Д) Литосфера

Е) Гидросфера

Ж) Биосфера

2 Пресными водами гидросферы являются:

М) Воды Мирового океана.

Н) Внутренние воды суши.

3 Запасы пресных вод постоянно возобновляются благодаря:

Я) Круговороту воды в природе

Ю) Выветриванию

Ы) Океаническим течениям

4 Вода на суше может находиться в следующем состоянии:

К) Только в жидком

Л) В жидком и твёрдом.

5 К водам суши относятся:

Л) Реки, озёра.

М) реки, озёра, болота, ледники.

6 Вода гидросферы может находиться:

Г) Только в жидком состоянии.

Д) В жидком, твёрдом состоянии.

Е) В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.

7 Поставщиком пресной воды на суше является:

Ж) Ветер

З) Мировой океан

И) Осадки.

По завершении работы производится взаимоконтроль  ( ключ – слово «Земляне» снизу вверх, если читать).

Ключ: 1 гидросфера; 2 внутренние воды; 3 круговорот воды в природе; 4 в жидком и твёрдом; 5 реки, озёра, болота, ледники;6 в жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 7 Мировой океан.

Критерии оценок:  В-1:

                                  7 правильных ответов- «5»

         5-6 правильных ответов - «4»

                                   4 правильных ответа - «3»

                                   менее 4 – «2»

                                   В-2:

                                   5 правильных ответов- «5»

         4  правильных ответа  - «4»

                                   3 правильных ответа - «3»

                                   менее 3 – «2»

 Взаимопроверка. Оценивание. Сдача работ.

Мотивация

Предлагает учащимся прослушать фонограмму, на которой звучит шум прибоя, моря, океана.  Что вы услышали на фонограмме? Почему я включила именно это музыку? (дети комментируют и объясняют, что они слышат на фонограмме).

А может быть наша планета уникальна в том, что большая ее часть это вода?

Слайд 1:

Предлагаю  отправиться в путешествие   по нашей планете  с целью подтвердить или опровергнуть   это предположение.

(на слайде  стартующий  корабль)

     Путешественники  «Земляне»

6-а класса МБОУ «Шугаровская СОШ» отправляются в плавание.

Слайд 2, 3, 4 :

Ребята, посмотрите картины замечательного русского художника И.К.Айвазовского. Определите, что общего в этих картинах

Моря - это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока?

Слайд 5: (Путешествие по просторам Мирового океана)

Запишите в тетрадь дату – 30.11.15.  Тему урока.

Как вы считаете, какова цель нашего урока?

Слайд 6: (Цель: углубить и развить знания о Мировом  океане   и его составных частях, изучить Мировой океан и его части). 

Слайд 7:  « Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны» (Жюль Верн).

Формирование новых знаний.

Слайд 8: Площадь Земного шара 510 млн.кв.км,

Площадь суши – 149 млн.кв.км

Чему равна площадь Мирового океана?

Слайд 9: ( 361 млн. кв.км)

Найдите, где находится Мировой океан? (с. 28-29 атласа)

Дайте определение Мирового океана? (с.180 учебника)

 (Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось).

- Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя

 4 океана:

Слайд 10: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый - Южный океан).        

- Океаны – самые крупные части Мирового океана.

 Приготовили для работы стр. Атласа 28-29

Назовите океаны и покажите их на карте.

Сравните океаны по площади. (таб. Стр.учебника 181)

( Тихий океан- 179,7 млн.кв.км,

Атлантический -  93,4 млн.кв.км,

Индийский – 74,9 млн.кв.км,

Северный Ледовитый- 13,1 млн.кв.км)

(все океаны различны по площади)

Слайд 11: Определите, о какой части океана идет речь.  

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)

Найдите в учебнике на стр.182 определение моря

Слайд 12,13 : По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами)  и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.).

- Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся)

- Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово (его называют «море без берегов»,  границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета).

На картах название морей пишется полностью, без сокращений.

Слайды 14, 15, 16, 17 – Моря всех океанов

Слайд 18:

Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво. (Залив)

Слайд 19:

Найдите в учебнике на стр.183 определение залива  

Заливы могут быть разной формы, размеров и глубины. Самый большой – Бенгальский, а самый глубокий – Бискайский. На картах залив подписывается так: Бенгальский зал. (сокращенно)

Слайд 20:

Он ведет из моря в море
Не широк – всего верста
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота. (Пролив)

Верста – это тоже, что и километр, + 7 м.

Слайд 21:

- Найдите в учебнике на стр.183 определение пролива.

В далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив.

1.Найдите его на карте. Как подписан пролив? (Магелланов пр.)

2. Какие океаны соединяет данный пролив? (Атлантический и Тихий)

3. А какой материк и остров разделяет? Материк Южная Америка и остров Огненная Земля)

-Части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши- разделяются.

- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким.

- Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. он разделяет Африку и о. Мадагаскар.

Слайд 22:

Проведение физминутки.

     Игра «вода не вода»

Руки в стороны – если называю слово, означающее воду в различных её проявлениях, например, океан.

Руки вверх – если предмет (или явление) связаны  с водой, но сами водой не являются, например, полотенце.

Руки на поясе – если не связаны с водой.

 Лужа, дверь. снег, линейка, река, спасательный круг, водопад, пляж,  цунами, зонт, волна, корабль, роса, радуга, ручей,  водопровод, ветер,  рыба, родник, катер, канал, утка.

Слайд 23:

В Мировом океане находятся большие части суши: материки, острова, полуострова, архипелаги.

Слайд 24: Материки.

Назовите материки в порядке убывания:

Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади.

Слайд 25: На карте неподалёку от побережий материков вы заметите отдельные участки суши, со всех сторон окружённые водой,- острова.

Острова бывают разных размеров, но все они много раз меньше материков. Самый крупный остров на Земле - Гренландия расположен к северо-востоку от Северной Америки.

Острова по происхождению делятся на: материковые (Мадагаскар, Сахалин, Новая Земля, Великобритания); вулканические (Гавайские, Курильские); коралловые (Большой Барьерный риф).

Слайд 26:

В океане встречаются архипелаги. Что же такое?

Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга.

Слайд 27:

Полуострова – это выступающие части суши, с трёх сторон окружённые водой.

Самый большой полуостров на Земле – Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали. В России самый крупный и самый северный полуостров Таймыр.

Первичное закрепление.

Слайд 28:

Практическая работа с  картами.

Класс делится на группы. (Н а каждый стол ставится табличка с номером группы). Каждой группе дается индивидуальное задание.

1 группа: Найти с помощью атласа с.28-29 заливы. Выписать их в тетрадь. Представитель группы показывает у доски на карте.

2 группа: Найти с помощью атласа с.28-29 проливы.  Выписать их в тетрадь. Представитель группы показывает у доски на карте.

3 группа: Найти с помощью атласа с.28-29 3 внутренних моря и 3 окраинных.  Выписать их в тетрадь. Представитель группы показывает у доски на карте.

Помним, что если группа так решила, значит, она считает, что это правильно. Мнение группы для нас – закон. Уважаем всех! Время – 3 минуты.

(песочные часы)

Показ на карте учащимися объектов.

Слайд 29:

Д/З : п.43, на к/к нанести все части Мирового океана, выучить все термины и понятия.

Слайд 30: Устный географический диктант.

Слайд 31: Составление синквейна.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Слайд 32: 1. Океан

                   2. Голубой, безбрежный, великий

                   3. Бушует, пугает, удивляет

                   4. Наши океаны – загадочный мир

                   5. Тайна

Слайд 33:

Итог урока. 

Скоро прозвенит   звонок,

Пора заканчивать урок.

 Давайте подумаем: Что понравилось, что узнали нового, что не понравилось, где возникли трудности).

Вернемся к началу урока. Мы задавались вопросом.

А может быть наша планета уникальна в том, что большая ее часть это вода?

Докажите это.

Что для вас было важным на уроке? …….

Что было сложным на уроке? ……..

Что на уроке было интересным для Вас? ……..

По итогам выполненных работ в начале урока все получают отметки. Представители групп на этапе практической работы получают «5».

Слайд 34: Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Эпиграф урока:

« Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны» (Жюль Верн). (знаменитый французский писатель)

Урок географии в 6А классе по теме «Путешествие по просторам Мирового океана»  в условиях введения ФГОС

ФИО педагога:   Цыбрина Л.А.

Предмет: география

 Класс:  6

Название и автор учебника: Дронов, Савельева «Землеведение»

Тема урока: Мировой океан и его части

Тип урока: комбинированный, открытие нового знания

Вид урока: урок- беседа

Метод обучения: диалогический

Программно-технические средства на уроке: ПК  с выходом в Интернет.

Цель урока: сформировать представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о Мировом океане, его составных частях (море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг).

Развивающие: способствовать развитию у учащихся:

общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна;

специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);

интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.

Воспитательные:  воспитывать на  уроке  чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины, уважения друг к другу.

Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, архипелаги, океаны, моря, заливы, проливы.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные результаты: умение  определять понятия, использовать  обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

  • Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
  • Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.
  • Регулятивные УУД -   высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать

Предметные результаты: 

Умение использовать  географическую карту как источник информации  о мировом океане и его составных частях. Развитие основных навыков и умений использования  физических карт для сбора информации  и ответов на вопросы. 

Ход урока.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада  приветствовать вас.

                              С  добрым утром начат день,

                                                     Первым делом гоним лень.

                                                     На уроке не зевать,

                                                    А работать и искать.

- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок  позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу.

Актуализация знаний.

Для того,  чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом.

Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (Гидросферу).

Прикрепляю понятие « Гидросфера» на доску.

Фронтальный опрос. Вопросы.

-Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот?

(гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу)

-Почему океан солёный, а испарившаяся вода поступает в облако уже пресная? (с поверхности океана испаряется только пресная вода, а растворённые в ней вещества остаются)

-Какой воды на Земле больше: солёной(97) или пресной (3 )?

-Почему не высыхают реки и не исчезают моря?

(На Земле происходит непрерывное движение воды-Мировой круговорот воды)

 Групповая работа:

1-ый Вариант работает со схемой «Состав гидросферы»

2-ой вариант - письменный  (тест) по теме «Гидросфера» 3 минуты

(песочные часы)

Работа со схемой «Состав гидросферы»  Напишите части гидросферы.

Гидросфера

Мировой океан

96,5%

Ледники

1,8%

Подземные воды

1,7%

Реки, озёра

0,01%

Океаны, моря

Тест « Гидросфера».

1 Водная оболочка Земли:

Г) Атмосфера

Д) Литосфера

Е) Гидросфера

Ж) Биосфера

2 Пресными водами гидросферы являются:

М) Воды Мирового океана.

Н) Внутренние воды суши.

3 Запасы пресных вод постоянно возобновляются благодаря:

Я) Круговороту воды в природе

Ю) Выветриванию

Ы) Океаническим течениям

4 Вода на суше может находиться в следующем состоянии:

К) Только в жидком

Л) В жидком и твёрдом.

5 К водам суши относятся:

Л) Реки, озёра.

М) реки, озёра, болота, ледники.

6 Вода гидросферы может находиться:

Г) Только в жидком состоянии.

Д) В жидком, твёрдом состоянии.

Е) В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.

7 Поставщиком пресной воды на суше является:

Ж) Ветер

З) Мировой океан

И) Осадки.

По завершении работы производится взаимоконтроль  ( ключ – слово «Земляне» снизу вверх, если читать).

Ключ: 1 гидросфера; 2 внутренние воды; 3 круговорот воды в природе; 4 в жидком и твёрдом; 5 реки, озёра, болота, ледники;6 в жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 7 Мировой океан.

Критерии оценок:  В-1:

                                  7 правильных ответов- «5»

         5-6 правильных ответов - «4»

                                   4 правильных ответа - «3»

                                   менее 4 – «2»

                                   В-2:

                                   5 правильных ответов- «5»

         4  правильных ответа  - «4»

                                   3 правильных ответа - «3»

                                   менее 3 – «2»

 Взаимопроверка. Оценивание. Сдача работ.

Мотивация

Предлагает учащимся прослушать фонограмму, на которой звучит шум прибоя, моря, океана.  Что вы услышали на фонограмме? Почему я включила именно это музыку? (дети комментируют и объясняют, что они слышат на фонограмме).

А может быть наша планета уникальна в том, что большая ее часть это вода?

Слайд 1:

Предлагаю  отправиться в путешествие   по нашей планете  с целью подтвердить или опровергнуть   это предположение.

(на слайде  стартующий  корабль)

     Путешественники  «Земляне»

6-а класса МБОУ «Шугаровская СОШ» отправляются в плавание.

Слайд 2, 3, 4 :

Ребята, посмотрите картины замечательного русского художника И.К.Айвазовского. Определите, что общего в этих картинах

Моря - это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока?

Слайд 5: (Путешествие по просторам Мирового океана)

Запишите в тетрадь дату – 30.11.15.  Тему урока.

Как вы считаете, какова цель нашего урока?

Слайд 6: (Цель: углубить и развить знания о Мировом  океане   и его составных частях, изучить Мировой океан и его части). 

Слайд 7:  « Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны» (Жюль Верн).

Формирование новых знаний.

Слайд 8: Площадь Земного шара 510 млн.кв.км,

Площадь суши – 149 млн.кв.км

Чему равна площадь Мирового океана?

Слайд 9: ( 361 млн. кв.км)

Найдите, где находится Мировой океан? (с. 28-29 атласа)

Дайте определение Мирового океана? (с.180 учебника)

 (Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось).

- Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя

 4 океана:

Слайд 10: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый - Южный океан).        

- Океаны – самые крупные части Мирового океана.

 Приготовили для работы стр. Атласа 28-29

Назовите океаны и покажите их на карте.

Сравните океаны по площади. (таб. Стр.учебника 181)

( Тихий океан- 179,7 млн.кв.км,

Атлантический -  93,4 млн.кв.км,

Индийский – 74,9 млн.кв.км,

Северный Ледовитый- 13,1 млн.кв.км)

(все океаны различны по площади)

Слайд 11: Определите, о какой части океана идет речь.  

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)

Найдите в учебнике на стр.182 определение моря

Слайд 12,13 : По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами)  и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.).

- Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся)

- Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово (его называют «море без берегов»,  границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета).

На картах название морей пишется полностью, без сокращений.

Слайды 14, 15, 16, 17 – Моря всех океанов

Слайд 18:

Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво. (Залив)

Слайд 19:

Найдите в учебнике на стр.183 определение залива  

Заливы могут быть разной формы, размеров и глубины. Самый большой – Бенгальский, а самый глубокий – Бискайский. На картах залив подписывается так: Бенгальский зал. (сокращенно)

Слайд 20:

Он ведет из моря в море
Не широк – всего верста
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота. (Пролив)

Верста – это тоже, что и километр, + 7 м.

Слайд 21:

- Найдите в учебнике на стр.183 определение пролива.

В далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив.

1.Найдите его на карте. Как подписан пролив? (Магелланов пр.)

2. Какие океаны соединяет данный пролив? (Атлантический и Тихий)

3. А какой материк и остров разделяет? Материк Южная Америка и остров Огненная Земля)

-Части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши- разделяются.

- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким.

- Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. он разделяет Африку и о. Мадагаскар.

Слайд 22:

Проведение физминутки.

     Игра «вода не вода»

Руки в стороны – если называю слово, означающее воду в различных её проявлениях, например, океан.

Руки вверх – если предмет (или явление) связаны  с водой, но сами водой не являются, например, полотенце.

Руки на поясе – если не связаны с водой.

 Лужа, дверь. снег, линейка, река, спасательный круг, водопад, пляж,  цунами, зонт, волна, корабль, роса, радуга, ручей,  водопровод, ветер,  рыба, родник, катер, канал, утка.

Слайд 23:

В Мировом океане находятся большие части суши: материки, острова, полуострова, архипелаги.

Слайд 24: Материки.

Назовите материки в порядке убывания:

Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади.

Слайд 25: На карте неподалёку от побережий материков вы заметите отдельные участки суши, со всех сторон окружённые водой,- острова.

Острова бывают разных размеров, но все они много раз меньше материков. Самый крупный остров на Земле - Гренландия расположен к северо-востоку от Северной Америки.

Острова по происхождению делятся на: материковые (Мадагаскар, Сахалин, Новая Земля, Великобритания); вулканические (Гавайские, Курильские); коралловые (Большой Барьерный риф).

Слайд 26:

В океане встречаются архипелаги. Что же такое?

Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга.

Слайд 27:

Полуострова – это выступающие части суши, с трёх сторон окружённые водой.

Самый большой полуостров на Земле – Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали. В России самый крупный и самый северный полуостров Таймыр.

Первичное закрепление.

Слайд 28:

Практическая работа с  картами.

Класс делится на группы. (Н а каждый стол ставится табличка с номером группы). Каждой группе дается индивидуальное задание.

1 группа: Найти с помощью атласа с.28-29 заливы. Выписать их в тетрадь. Представитель группы показывает у доски на карте.

2 группа: Найти с помощью атласа с.28-29 проливы.  Выписать их в тетрадь. Представитель группы показывает у доски на карте.

3 группа: Найти с помощью атласа с.28-29 3 внутренних моря и 3 окраинных.  Выписать их в тетрадь. Представитель группы показывает у доски на карте.

Помним, что если группа так решила, значит, она считает, что это правильно. Мнение группы для нас – закон. Уважаем всех! Время – 3 минуты.

(песочные часы)

Показ на карте учащимися объектов.

Слайд 29:

Д/З : п.43, на к/к нанести все части Мирового океана, выучить все термины и понятия.

Слайд 30: Устный географический диктант.

Слайд 31: Составление синквейна.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Слайд 32: 1. Океан

                   2. Голубой, безбрежный, великий

                   3. Бушует, пугает, удивляет

                   4. Наши океаны – загадочный мир

                   5. Тайна

Слайд 33:

Итог урока. 

Скоро прозвенит   звонок,

Пора заканчивать урок.

 Давайте подумаем: Что понравилось, что узнали нового, что не понравилось, где возникли трудности).

Вернемся к началу урока. Мы задавались вопросом.

А может быть наша планета уникальна в том, что большая ее часть это вода?

Докажите это.

Что для вас было важным на уроке? …….

Что было сложным на уроке? ……..

Что на уроке было интересным для Вас? ……..

По итогам выполненных работ в начале урока все получают отметки. Представители групп на этапе практической работы получают «5».

Слайд 34: Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии с применением ИКТ.Тема:"Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки"

Звуковые файлы к уроку можно найти в разделе "аудиозапись" и презентация "Амазония" также размещена отдельно....

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Путешествие-способ познания мира"

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Путешествие-способ познания мира"...

Конспект урока в 9 классе по теме: « Путешествие в Париж ».

Представляю конспект урока по французскому языку в 9 классе по  теме"Путешествие в Париж". Целью урока является:повышение интереса к стране изучаемого языка,обобщение и усвоение знанийп...

Открытый урок в 10 классе по теме "Путешествия"

Урок-формирования лексических навыков говорения для подготовки учащихся к ЕГЭ...

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Открытый урок по географии 5 класс по теме "Путешествие по Евразии"

Урок составлен по учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, к разработке прилагается презентация и рабочий лист учащегося....