Организация самостоятельных работ учащихся в процессе обучения географии
статья по географии на тему

Фазуллина Гульсина Миннахметовна

Статья на тему организации самостоятельных работ учащихся в процессе обучения географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация  самостоятельных работ учащихся в  процессе обучения географии

Фазуллина Г.М.

МБОУ «Нижнесуыксинская СОШ» Тукаевского района

Республики Татарстан e-mail 3916000074@tatar.mail.ru

Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному приобретению знаний обязательно предполагают включение школьников в самостоятельную работу. Если ученик не работает в процессе усвоения учебного материала, то он приобретает формальные знания, которые не сможет использовать в своей дальнейшей практической деятельности. Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий – раскрытию причинно- следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук.

Перед  самостоятельными работами ставится цель развить самостоятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, что в свою очередь способствует подготовке молодежи к жизни.

Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием успешного его усвоения является умение пользоваться различными источниками информации для получения географических знаний; картографическими, статическими, текстовыми. Именно в ходе выполнения системы самостоятельных работ учащиеся учатся работать с различными источниками географической информации, овладевают приемами учебной работы, необходимыми для подготовки к самостоятельной деятельности.

Виды самостоятельных работ по географии.

1. По содержанию и структуре курса географии, можно выделить по отдельным разделам и темам («Гидросфера», «Атмосфера», «Равнины суши», «Природные зоны Земли»).

2. По степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности выделяются три вида заданий:

1) задания рассчитанные на воспроизведение готовых знаний;

2) задания на применение знаний и умений по образцу сходной ситуации;

3) задания на применение  знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.

3. По дидактическим целям самостоятельные работы на уроке могут быть проведены как при изучении нового материала, так и при его закреплении и проверке знаний, т.е. на всех этапах обучения.

4. По источникам используемой географической информации выделяют следующие виды самостоятельных работ:

1) с картами;

2) учебником;

3) раздаточными наглядными пособиями;

4) статическим материалом;

5) дополнительной литературой.

Для работы с каждым источником знаний используется несколько разновидностей заданий, отражающих различные приемы работы учащихся. Примеры заданий самостоятельных работ по учебнику:

1) пересказ текста учебника по вопросам, в результате чего учащиеся усваивают готовые знания, а также логику изложения географического материала в учебнике;

2) составление плана текста параграфа, сначала простого, а затем развернутого, обучаются приемам работы с книгой;

3) заполнение таблиц на основе чтения текста учебника и его карт. Задание способствует закреплению ведущих понятий и формированию приема одновременной учебной работы с картой и учебником;

4) работа с климатическими диаграммами учебника по определению типа климата;

5) изучение  статических данных, анализ;

6) сравнение различных географических объектов (рельефа, рек., природных зон) на основе текста учебника. Подобные задания помогают как усвоению теоретических знаний, так и формированию приемов умственной деятельности;

7) составление схем, диаграмм на основе чтения текста учебника;

8) выписывание из текста причин географических явлений и следствий, обусловленных этими причинами, а также следствий-причин.

Особенно разнообразны задания по картам. К ним можно отнести, например, характеристику карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно-следственных связей, закономерностей. Более разнообразны задания по контурным картам. Выполнение различных заданий по картам является хорошей основой для формирования приемов умственной деятельности, так как оно требует анализа, синтеза, сравнения, обобщений, определения причинно-следственных связей, умения делать выводы.

Впервые в 6 классе учащиеся знакомятся с картами, поэтому очень важно научить их читать карты – видеть с их помощью географические объекты и явления, научить  школьников характеризовать карту и уметь пользоваться ею в качестве главного источника знаний. Например, в 6 классе при изучении темы «Горы», прежде чем дать задание для самостоятельного описания географического положения, одного из изучаемых гор по карте, необходимо на другом  примере раскрыть последовательность действия при описании. Обычно  самостоятельные работы проводятся по инструкции или по плану  характеристики предложенному педагогом, тогда у школьников  вырабатываются стереотипные ответы на привычные  вопросы. В связи с этим  необходимо  постепенное усложнение заданий и усиление самостоятельности учащихся. Для усвоения же учебного материала требуется многократное его повторение в разных сочетаниях.

Виды самостоятельных работ используемых  на уроках географии в 6 классе, при изучении начального курса физической географии. Раздел «Гидросфера». Примеры заданий самостоятельных работ по учебнику: тема «Что такое гидросфера» составление диаграммы «Состав воды Мирового океана»; темы «Мировой океан», «Озера»  заполнение таблицы на основе чтения текста учебника; тема «Волны в океане» составление схемы «Виды волн»; тема «Течения в океане» выписывание из текста причин географических явлений и следствий. Задания самостоятельной работы по картам: тема «Океаны и моря» составление характеристики географического положения морей по выбору; тема «Реки» описание рек по выбору, работа на контурной карте.

Самостоятельная работа на проверку знаний учащихся по теме «Горные системы России» (Географии России, 8 класс). Учащиеся получают задания с понятиями, географическими названиями и терминами; из всего многообразия им предлагается с помощью атласа и собственных знаний выбрать (по вариантам) то, что характеризует Урал и Кавказ, Кавказ и Алтай, и представить свою работу в виде таблицы.

Карточка с заданиями

  1. молодое горное сооружение альпийской складчатости;
  2. горы сформировались в эпохи байкальской и каледонской складчатости;
  3. находится между двумя полуостровами;
  4. самая высокая точка – Белуха;
  5. климат – резко континентальный;
  6. здесь часты землетрясения;
  7. самая высокая точка – гора Народная;
  8. здесь берут начало реки: Печора, Белая, Чусовая;
  9. занимает первое место по площади оледенения в России и тд.

Чтобы самостоятельные работы дали наибольшей эффект, могли охватить разнообразные стороны учебной деятельности школьников и способствовали развитию их познавательной самостоятельности, задания должны отвечать следующим требованиям:

  1. Отражать ведущие понятия, причинно-следственные связи, мировоззренческие идеи.
  2. Охватывать все компоненты знаний (факты, общие и единичные понятия, причинно-следственные связи и закономерности, вопросы взаимодействия природы и общества, приемы учебной работы, приемы умственной деятельности).
  3. Обеспечивать формирование умения работать с различными источниками знаний (картами, учебником, статическим материалом и т.п.).
  4. Способствовать развитию познавательных способностей, самостоятельности, творческого мышления учащихся.
  5. Вызывать у школьников интерес и занимать как можно меньше времени.
  6. Отражать этапы формирования знаний и умений, поскольку самостоятельная работа учащихся является неотъемлемой частью формирования понятий и приемов учебной работы.

 

Литература

  1. Коринская В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии материков. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Журнал «География в школе», 2000 год №1, стр. 80

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие работы учащихся к урокам географии

Презентация "Промышленность мира" 11 класс.Презентация "Малоотходная и безотходная технология" 10 класс.Презентация по профориентации "Геолог" 10 класс.Презентация "Путь из варяг в греки" 10" класс....

Самостоятельная работа учащихся на уроках географии

Презентация знакомит с задачами и функциями самостоятельной работы, видами, требованиями  и формами организации самостоятельной работы. Фото автора....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся в обучении географии

Здесь я поместила информацию о проектно-исследовательской деятельности учеников на уроках географии...

Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...

Развитие творческих способностей учащихся при обучении географии и технологии

Актуальность проблемы развития творческих способностей обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе кото...

Значение практических работ в процессе обучения географии

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии....

Развитие творческой деятельности учащихся в обучении географии через метод проектов

Ведущая роль  в формировании опыта творческой деятельности принадлежит методу проектов. Он позволяет  сделать  занятия  интересными, знания  глубокими. развивать  самосто...