Главные вкладки

    Значение практических работ в процессе обучения географии
    статья по географии на тему

    Овчинникова Светлана Робертовна

    Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Значение практических работ в процессе обучения географии

    Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.

    Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, рассматривать различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.

    Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.

    Учащимся очень нравятся практические работы. Программа начального курса физической географии предусматривает работы по каждой теме.

    Например: Тема: “Основные формы рельефа Земли”.

    Цели работы:

    Изучить основные формы земной поверхности.

    Развить практические умения работать с картой.

    Оборудование: атлас, учебник.

    ХОД РАБОТЫ

    1. По картам атласа определите:

    а) горные системы: Уральские, Кавказские, Верхоянские, Гималаи, Кордильеры, Памир.

     б) вершины: пик Коммунизма, Джомолунгма (Эверест).

    2. Что свидетельствует о происходящих в настоящее время процессах горообразования?

    3. Пользуясь физической картой полушарий, приведите примеры низких, средневысотных и высоких гор.

    4. По каким признакам можно установить, что потухший вулкан раньше был действующим?

    5. Сделайте схематический рисунок горста, грабена.

    6. Заполните таблицу: “Различие гор по строению” (приведите примеры).

    Складчатые

    Глыбовые

    Складчато-глыбовые

    7. На каком материке расположены горы: Гималаи, Кордильеры, Уральские, Памир, Альпы, Анды, Атласские?

    Тема: “Гидросфера”.

    Цели работы:  Изучить строение гидросферы и ее частей.

    Развивать практические умения работать с картой, атласом, контурной картой.

    ХОД РАБОТЫ

    1. На контурной карте океанов подпишите:

    а) Материки: Евразия, Северная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка.

     б) Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический, Тихий.

     в) Моря: Черное Средиземное, Берингово, Карское, Балтийское, Красное, Карибское.

     г) Заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский.

     д) Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка.

     е) Острова: Гренландия, Мадагаскар, Сахалин, Исландия, Огненная Земля.

     ж) Полуострова: Камчатка, Индостан, Аравийский.

    2. Пользуясь физической картой полушарий, заполните таблицу:

    Море

    Океан, к которому относится море

    Окраинное или внутреннее

    Моря: Средиземное, Чукотское, Южно-Китайское, Мраморное, Азовское, Баренцево, Белое, Красное, Черное, Желтое, Японское, Балтийское, Аравийское, Карибское, Берингово.

    3. Заполните таблицу, используя названия предложенных островов и полуостровов:

    Острова: Новая Земля, Шри-Ланка, Исландия, Сахалин, Большие Зондские, Новая Гвинея, Мадагаскар, Гренландия, Антильские, Огненная Земля, Гавайские.

    Полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Сомали.

    Океаны

    Острова

    Полуострова

    Тихий

    Атлантический

    Индийский

    Северный Ледовитый

    Главную задачу школьного географического практикума сегодня я вижу в развитии широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных, социально – экономических и политических условиях современной жизни.

    Важным является также то, что обязательные требования к подготовке учащихся по предмету, выраженные в деятельностном подходе (называть, описывать, объяснять и т.д.) предполагают многократную тренировку учащихся, необходимую для лучшего усвоения практической части содержания курсов. В этой связи школьный географический практикум выполняет роль своеобразного географического тренажера.

    Такой оперативный контроль дает возможность держать в поле зрения всех учащихся и не допускать пробелов в их знаниях. Очень много дает учащимся анализ сделанных ими ошибок в процессе, которого становится очевидным недостаточность или несовершенство самостоятельной работы.

    При таком способе контроля все функции проверки знаний, умений и навыков осуществляется довольно полно и эффективно.

    Применение практических работ посильно всем и позволяет показать свои знания. Некоторым учащимся, у которых проблемы с монологической речью и слабо развито логическое мышление, очень трудно получить хорошие и отличные оценки за устные ответы (тогда как они хорошо усваивают теоретический материал). Применение системы практических работ позволяет им получать отличные, и хорошие оценки, что компенсирует их неудачи в устных ответах.

    Проанализировав географические знания учащихся, можно сделать вывод,  что системное использование практических работ позволяет глубже  усвоить  изучаемый материал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Деятельностный подход как условие достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии»

    Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной...

    ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме: «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии»

       Согласно закону Российской Федерации “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализац...

    Организация самостоятельных работ учащихся в процессе обучения географии

    Статья на тему организации самостоятельных работ учащихся в процессе обучения географии...

    Статья: «Значение использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»

    Данная статья посвящена актуальности использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ....

    Статья "Значение личностного фактора в процессе обучения"

    В статье рассмотрено использование метода повышения заинтересованности обучающихся в получении знаний. Описано проведение соцопроса среди обучающихся 7-11 классов и обсуждены его результаты. Теги: мот...

    Усиление практической направленности в процессе обучения физике

    Экспериментальные задачи обладают ценным свойством - их можно включить в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач: введения в тему урока, иллюстрации к объяснению, повторения и об...

    ФГОС и значение практических работ на уроках географии

    Статья содержит виды практических работ на уроках географии...