Статья: «Значение использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»
статья по информатике и икт на тему

Данная статья посвящена актуальности использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Значение  использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.

Использование ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ обеспечивает реализацию следующих задач и возможностей:

  • формирование положительной мотивации за счет использования средств, привлекающих внимание;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • наиболее продуктивное использование времени на уроке;
  • наглядное представление тех явлений, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
  • контроль за реакцией учащихся, возможность вовремя отреагировать на изменяющуюся ситуацию.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала, материала к внеклассным мероприятиям является создание мультимедийных презентаций. Применение презентаций  для обучения детей с ОВЗ, достаточно актуально, так как это помогает  учесть психо-физические особенности детей, уровень их эмоционального развития.

Использование мультимедийных презентаций в образовательной и воспитательной деятельности способствует:

  • повышению эффективности усвоения учебного материала детьми с ОВЗ;
  • повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
  • активизации и развитию психических функций, тонкой моторики рук;
  • формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
  • созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
  • наиболее успешной·адаптации детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Для достижения наибольшей эффективности можно использовать мультимедийные презентации на разных этапах урока:

  • в начале урока -  для актуализации темы (создание проблемной ситуации, с помощью вопросов по изучаемой теме);
  • как сопровождение объяснения учителя (используется презентации и ее элементы, это могут быть схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
  • как информационно-обучающее пособие;
  • в конце урока - для контроля усвоения учебного материала детьми.

Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. При создании презентации рекомендуется сначала выстроить в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбить его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, важно продумать, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен своевременно появиться на экране.

Особое внимание на уроках с применением компьютерной техники уделяться здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение  технических, санитарно-гигиенических требований к урокам  (проведение динамических пауз, зарядки для глаз, использование компьютерных программ-тренажёров для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка).

Применением ИКТ на уроках –  это мощный стимул в воспитании детей с ОВЗ. При этом  появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.

Использование ИКТ в образовательной и воспитательной деятельности в настоящее время не только очень актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ возрастает заинтересованность детей с ОВЗ в проектах, конкурсах.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов учащихся, расширить кругозор детей, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Список литературы

  1. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга»
  2. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
  3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3
  4. Мохаммад Н.В. доклад «ИКТ в образовательном процессе» (http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html)
  5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001
  6. http://www.maaam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-korekcionoi-logopedicheskoi-rabote.html
  7. http://skshiizb.dagschool.com/stranichka_zamdirektora_po_ikt.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности профилактики девиантного поведения детей и подростков в процессе обучения и воспитания

О работе гимназической социально-психологической службы. Поводы для обращения в СПС. Основные задачи службы. Рекомендации учителям по выявлению, сопровождению и правильному общению с проблемными детьм...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАН...

Взаимодействие родителей и школы в процессе обучения и воспитания детей с гуо

Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ОВЗ. С усилением этой тенденции остро встает вопрос о создании эффективной и квалифицированной помощи данной кат...

Статья «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...