"Численность населения Земли. Размещение населения"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Пацапнёва Олеся Андреевна

Технологическая карта урока+презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Пацапнёва Олеся Андреевна

Предмет: география

Класс 7

Тема урока «Численность населения Земли. Размещение населения»

Тип урока комбинированный: изучение нового материала в форме игры, с элементами исследования

Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенностей численности населения Земли и размещения населения, продолжить закрепления навыка работы в группе.

Задачи урока:

- рассмотреть особенности численности населения Земли и размещения населения.

- развивать исследовательские навыки учащихся, умения работы с таблицами, картами и схемами, решать задачи, анализировать информацию.

- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: взаимодействие в парах и умения работать с источниками информации, коммуникативных навыков и навыков исследовательской деятельности.

Формируемые учебные результаты и УУД

Планируемые результаты

Детализация результата

Метод/средство диагностики

Предметные результаты

- освоение/закрепление понятий: литосфера, ядро, мантия, земная кора материкового и океанического типа.

-  умение применять источники информации и создавать источники информации (работа с таблицами).

Наблюдение

Проверочная работа

Взаимопроверка

Вид УУД

Конкретное умение

Метод/средство диагностики

Личностные: формирование научного мировоззрения, повышение мотивации к изучению географии.

Коммуникативные УУД: умение взаимодействия в группе, формулировать мысль, вести диалог;

Познавательные УУД: сформулировать цель выполнения задания, учебной деятельности, урока с помощью учителя, сформировать навыки исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

Рефлексивные методики и оценка результата группы, наблюдение, оценка результатов учебной деятельности

Наблюдение за деятельностью учеников в процессе фронтальной и групповой работы

Самооценка «Место в оценочном поле»

Ресурсы:

- УМК: учебник: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А., География: материки, океаны, народы и страны, -М.: Дрофа, 2014, дополнительный материал

- информационный ресурс: атлас 7 класса, презентация, видеоматериалы http://interneturok.ru/geografy/7-klass/chelovek-na-planete-zemlya/razmeschenie-naseleniya-na-planete-zemlya, карта плотности населения.

- материально-технические ресурсы: компьютер, проектор, географические карты, раздаточный материал.

- технологические - технология работы в группе и технология исследовательской деятельности, технология развития критического мышления.

Этап урока

Деятельность учителя / содержание, метод, средство, прием, вопросы

Деятельность ученика / форма работы, используемые средства

Время*

Организационный

Приветствие. Организация работы в группах

Распределяются по группам

5 мин

Мотивационно-целевой (включение учащихся в активную деятельность)

Завершите предложения:

Изучение населения Земли важно, так как…

Это позволит решить проблемы…

Люди обычно живут там, где…

Если природные условия изменяются или происходят экологические бедствия, войны, то люди…

Работа с сайтом «Демоскоп» - счетчик населения (Сколько людей появится на Земле за время нашего урока?) http://countrymeters.info/ru

Работа с вводной частью п. 13 в учебнике.

Ответ на вопросы.

Дополнительный вопрос: где первоначально появились на Земле люди? Как они оказались на других материках?

Как называется процесс перемещения людей из одного места проживания в другое?

Ученики завершают предложения устно.

Ученики участвуют в формулировке целей урока. Цель урока учащиеся записывают в тетрадь.

Определение ответственного за работу с сайтом.

Отвечают на вопросы устно. Получают баллы за правильные ответы.

8 мин

Операционно-деятельностный  (игра с элементами исследования в парах)

Работаем с видеоматериалом (Размещение населения: http://interneturok.ru/geografy/7-klass/chelovek-na-planete-zemlya/razmeschenie-naseleniya-na-planete-zemlya) и иллюстрациями.

Сформулируйте, пожалуйста, вопросы, которые у вас появились после работы с видеоматериалами и иллюстрациями. Может быть, появились не только вопросы, но и высказывания? Что удивило, что изменило ваши представления о размещении населения и численности населения Земли?

Что вы знали до нашего урока?

Работа с презентацией.

Используется прием «Инсерт» технологии развития критического мышления.

Факты для размышления.

https://www.youtube.com/watch?v=12ekosYmPEw

В начале 2014 года на 47-й сессии Комиссии ООН по народонаселению и развитию в докладе генерального секретаря ООН Пан Ги Муна было заявлено, что численность населения Земли достигла 7,2 млрд человек.

Учёные из ООН и Вашингтонского университета утверждают, что население Земли к 2100 году составит 11 миллиардов человек.

Физкульминутка

Провести научное исследование и заполнить научные отчеты на основании заданий практикума.  Работа в парах. Выполнение заданий практикума (стр. 76) письменно в тетрадях.

Название отчета: «Исследование изменений численности и размещения населения Земли»

Учитель сопровождает работу в парах, помогает, объясняет, отвечает на трудные вопросы.

Обсуждение результатов работы.

Присуждение научных премий по результатам (в баллах и сувенирах).

Работа с видеоматериалом и иллюстрациями. Рассматривают, формулируют вопросы, отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу «Инсерт» в парах.

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Работа в парах. Выполнение заданий практикума (стр. 76) письменно в тетрадях.

Вы – научные сотрудники института демографических исследований Земли. Выполните научный отчет о результатах своих исследований.

Название отчета: «Исследование изменений численности и размещения населения Земли».

Обсуждение результатов работы. Ответы принимаются только при условии, что их дает пара участников.

20 мин

Контрольно-оценочный

(самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем)

Задание: придумать пять вопросов по теме, используя учебник (в парах), записать на лист заданий (разборчиво) и обменяться с другой парой, ответить на вопросы письменно и обменяться результатами для проверки.

Ученики придумывают вопросы и выполняют тест письменно в формах на бумаге, обмениваются заданиями и проводят взаимопроверку.

5 мин

Рефлексивный

Работа с сайтом «Демоскоп» - счетчик населения (Сколько людей появится на Земле за время нашего урока?) http://countrymeters.info/ru. Подведение итогов.

Учитель:

  1. выставляет отметки на основе полученных баллов, активности на уроке и мнений группы,
  2. задает домашнее задание: прочитать п. 13, придумать пять «тонких» вопросов (можно дать односложный ответ) и три «толстых» вопроса (требуют развернутого ответа) к тексту или иллюстрациям (использовать вопросы учебника нельзя) и попробовать дать ответы на них. При затруднениях использовать презентацию.
  3. Дополнительное задание (по желанию): найти видеоматериал или статистические данные о численности или размещении населения «и написать на него отзыв.

Подведение итогов работы со счетчиком населения.

Ученики участвуют в оценивании работы свой группы; записывают домашнее задание, участвуют в рефлексии:

Ученик на листочках пишет свое имя и приклеивает на доску в то место, которое соответствует его знаниям за урок:

Не все понял.

Почти все получилось.

Все понял.

Все получилось.

Ничего не понял.

Ничего не получилось.

Почти все понял.

Не все получилось.

4 мин

Организационный:

Учитель благодарит за урок и прощается. Уточняет, все ли поняли задание и предлагает индивидуальную помощь, т.к. материал был сложным.

Ученики отвечают, задают вопросы.

3 мин

*Указана общая продолжительность работы на этапе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Численность населения и размещение населения на Земле

Слайд 2

Семимиллиардный житель Земли, Петя Николаев появился на свет 31 октября 2011 г.

Слайд 3

1. Китай 1339,14398 2. Индия 1167,69948 3. США 306,742613 4. Индонезия 240,547792 5. Бразилия 198,965062 6. Пакистан 176,557161 7. Бангладеш 156,923809 8. Нигерия 149,476635 9. Россия 139,976698 10. Япония 127,095973 Наиболее населенные страны мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс

Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...

презентация к уроку "Численность населения Земли. Расы"

презентация содержит карты, таблицы, иллюстрации, необходимые при изучении данной темы...

Население Земли. Численность населения Земли. Размещение населения.

Технологическая карта урока. Численность населения Земли. Размещение населения.Коринская В.А., Душина И.В.,  Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. ....

Урок по географии в 7 классе "Численность населения Земли. Размещение населения"

Классический урок приобретения новых знаний с элементами исследования....

Презентация. Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты

Презентация. Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты...

Технологическая карта урока «Изменение численности населения мира. Воспроизводство населения»

Технологическая карта урока «Изменение численности населения мира. Воспроизводство населения»...