Урок по географии в 7 классе "Численность населения Земли. Размещение населения"
учебно-методический материал по географии (7 класс)

Соколова Ольга Васильевна

Классический урок приобретения новых знаний с элементами исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №8

УРОК ГЕОГРАФИИ

В 7 КЛАССЕ

Численность населения Земли.

Размещения населения

Учитель географии

Соколова О.В.

2020

Тип урока: урок приобретения новых знаний с элементами исследования.

Цель урока: сформировать представление о численности и размещении населения Земли.

Задачи образовательные:

- продолжить формирование географических знаний (об особенностях населения планеты).

Задачи развивающие:

- совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний;

- продолжать формирование умений работать с географическими картами, статистическими материалами;

- развивать монологическую речь.

Задачи воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, толерантности к другим народам;

- формировать умение работать в коллективе, развивать навыки самостоятельной активной деятельности учащихся.

Основные понятия: демография, естественный прирост, миграции, плотность населения.

 Технологии: проблемного, личностно-ориентированного  обучения; игровая; групповая; ИКТ.

Оборудование: учебники, атласы, мультимедийная установка (использование презентации), печатные материалы для индивидуальной и групповой работы.

Предполагаемые результаты:

Предметные результаты: показывать на картах предполагаемые пути расселения человека, ареалы  и страны с большой численностью и плотностью населения; объяснять причины неравномерности размещения населения.

Метапредметные результаты: находить в тексте учебника информацию по теме; анализировать текст учебника, графики, схемы, карты; делать выводы о причинах изучаемых событий.

Личностные результаты: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции, доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на уступки в разных ситуациях; выражать свое мнение, аргументировать и подтверждать фактами.

Познавательные УУД: Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия явлений.

Регулятивные УУД: Определять цель, проблему в деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.

Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Ход урока

Этапы урока; образовательные технологии

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент

Здоровье-сберегающая технология.

Приветствие класса, проверка готовности к уроку. Здравствуйте! Подравнялись, подтянулись и друг другу улыбнулись! Я рада вас видеть.

Проверяют готовность учебных пособий к уроку.

Отвечают, что на ней есть жизнь. 

Отвечают.

Участвуют в постановке целей.

Пытаются сформулировать тему.

Предлагают свои варианты.

Пытаются ответить: демография; демограф.

Высказываются, если знают,  гипотезы происхождения человека: космическая, божественная и научная – биологическая

Высказываются.

Анализируют рис стр 69 (и слайд на экране).

К слайду выходит один из учеников и показывает пути расселения человека.

Отвечают о, возможно, благоприятных условиях в Африке.

Отвечают о дальности Антарктиды и ее климате.

Отвечают, что в тот период суша была там, где сейчас вода (не было Красного моря, Берингова пролива)

Отвечают: т.к. людей становилось всё больше им нужно было больше еды, места, они заселяли и осваивали новые территории.


Отвечают: ученым помогли археологические находки.

Считают (можно использовать калькуляторы).

Анализируют рис в учебнике. 

Отвечают: население планеты стало быстро расти, начиная с середины 20в.

Отвечают: с развитием медицины и улучшением условий жизни людей.

Отвечают по памяти и используют таблицу.

Работают с картой в атласе. Кто-то выходит к карте на доске.

Пытаются ответить: от количества родившихся и умерших; от национальных особенностей, традиций, развития медицины, условий труда и жизни.

Работают в группах (берут карточки с заданием), считают, сравнивают.

Отвечают.

Пытаются ответить.

Работают с картой.

Пытаются ответить.

Вспоминают.

Участвуют в физкультминутке.

Отвечают (вспоминают тему «Группы карт»).

Анализируют легенду карты: цветом на карте показана плотность населения, кругами – города и городские агломерации, подписями – семьи и группы населения.

Отвечают, работая с картой:

- Южная и Ю-В Азия

(Индия, Китай, Бангладеш, Япония);

- Европа кроме севера;

- Атлантическое побережье США, Мексика;

- Юго-восточное и западное побережье Ю. Америки.

Австралия, Аравийский п-в, Монголия, Север Канады, север Африки, Азиатская часть России.

Отвечают: из-за благоприятный (или нет) климата, рельефа,  близости к морю, давности освоения, развития промышленности, сельского хозяйства.

Работают в группах (берут карточки с заданием), сравнивают, делают выводы:

- Население размещено неравномерно по поверхности Земли;

- Люди выбирают лучшие условия для проживания (наличие воды, равнинные территории, плодородные почвы, благоприятный климат)

- Горные, пустынные и холодные р-ны Земли заселены очень слабо или вовсе не заселены

2.Определение темы

Компьютерные (новые информационные технологии)

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

3. Проблемная ситуация.

Технология проблемного обучения

Мы живем на замечательной планете – Земля. Это самая уникальная из всех планет Солнечной системы. Чем же она уникальна? 

Но кроме растений и животных на земле живем мы – люди. Люди освоили все материки, живут в самых разных уголках планеты.
Я не случайно заговорила об этом. Послушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока.

Слайд 1

Мы все такие разные -

Такие непохожие.

Немного непонятные,

И капельку несхожие.

Но, всё-таки, прекрасные,

И, всё же, интересные.

Немножечко занятные,

И, где-то в душах, светлые.

Мы все такие разные -

Такие непохожие.

Жаль, что непостоянные,

И капельку несхожие...

О ком это стихотворение?

Вот и тема урока – о людях!

Мы начинаем изучать население нашей планеты. Как вы думаете, что о нем нужно узнать в первую очередь? Высказывайте именно ваше мнение.

У нас с вами цель – уточнить, какова численность и как  размещено население по планете.

Как же будет называться тема урока?

Слайд 2

А что кроме численности и размещения, вы бы хотели знать о людях планеты?

Помните, вы участвовали в одном из моих проектов? Вам уже тогда предлагали ответить на некоторые вопросы о населении нашей школы.

Мы с вами можем продолжить тот проект!

Перед вами сегодня много задач:  

- 1. Где появились первые люди?

- 2. Куда расселились?

- 3. Сколько людей на Земле?

- 4. Какие страны лидируют по численности населения?

- 5. На каком месте по численности населения в мире Россия?

- 6. Почему численность населения меняется,  что такое естественный прирост?

-7. Зачем и куда перемещаются люди?

- 8.  Как узнать о численности населения?

- 9. Где на земном шаре людей живет больше и меньше и почему; в чем измерить «густоту» расселения?            

- и много других интересных фактов!

Надеюсь, все эти проблемы мы решим и в конце урока вы сможете ответить на эти вопросы!

Есть целая наука о народонаселении. Кто знает ее название? Как будет называться ученый, занимающийся такими вопросами?

Перед каждым из вас на столах лежат необходимые для урока карточки с необходимой информацией, а главное – листы, заполнять которые вы будете постепенно по ходу урока. На них напечатаны главные проблемные вопросы урока; если вы поняли суть этой проблемы, смело ставьте напротив «+». Если пока не поняли – ставьте «-», но это не беда; тема новая, вы с ней еще дома поработаете, в случае необходимости мне вопросы зададите и всё, конечно же, поймете!

4. Поиск решения.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Компьютерные (новые информационные технологии)

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Компьютерные (новые информационные технологии)

Групповая технология

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Здоровье-сберегающая технология.

Игровая технология

Технология проблемного обучения

Компьютерные (новые информационные технологии)

Групповая технология

Но сначала, скажите, пожалуйста, какие гипотезы происхождения человека лично вам известны?

Версий появления человека много, но большинство ученых утверждают, что человек появился в процессе биологической эволюции.

1.А где появились первые люди? 

 Слайд 3

Откройте в учебнике стр 69 или смотрите на слайд.

Древняя родина человека – Южная и Восточная Африка.

Давайте проанализируем – куда со своей исторической родины переселялись древние люди.

Именно отсюда наши далекие предки расселились практически по всем материкам Земли.

Кто сможет показать и назвать пути расселения?


Как вы думаете:
Почему первые люди могли появиться именно в Африке? 
 

2. Как происходило расселение первобытного человека?

Первыми были заселены материки Африка и Евразия, затем древние люди проникли в С.и Ю. Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида. Почему? 

 Каким образом древние люди смогли переправиться на другие материки?

 

Зачем они расселялись со своих родных мест? 

Как ученые смогли определить пути перемещения древних людей? 

3.Итак, люди осваивали все новые территории, их становилось больше.

Ребята, надеюсь, вы и сами знаете - сколько сейчас на Земле живёт людей?

Сейчас на Земле проживает 7,8 млрд человек.

В настоящее время население каждую секунду увеличивается на 4 человека, каждую минуту увеличивается на 240 человек.

Слайд 4

Сколько людей появится на Земле за время нашего урока?  10800 чел. А сколько человек проживает в нашем городке? Примерно 2000. Так вот, за время урока на Земле появилось столько людей, сколько живет в 5 таких городках, как наш!

!!! Выключить экран.

Скажите, ребята, всегда ли так было?

А вот как это выглядит на графике. 

Откройте в учебнике рис на  стр 70 .

- Когда начался быстрый рост численности населения Земли?

- С чем это было связано?

 Учёные - демографы утверждают, что население Земли к 2050 году составит 9,5 млрд человек, т.е. численность населения будет неуклонно расти. Как ожидается, основной прирост населения до 2050 года придется на Африку.

4.А в каких же странах сейчас самая большая численность населения? Кто это помнит? Мы изучали!

Возьмите на столах таблицу «Крупнейшие страны мира по численности населения». Просмотрите её. Какие же страны лидируют?

Найдите эти страны на политической карте мира.

5.Какое место занимает наша страна?

6.Как вы думаете, почему меняется численность населения?

Изменение численности населения зависит от соотношения родившихся и умерших жителей. Эту разность между числом родившихся и числом умерших называют естественным приростом. 

!!! Включить экран!

Слайд 5

ЕП=Р-С

Давайте разделимся на группы и рассчитаем ЕП

1 группа: в мире за период с января по октябрь 2020г. Рождаемость составила 119, 6 млн чел, а смертность – 46, 6 млн чел. 73 млн чел

2 группа: ЕП в Нигерии. Рождаемость – 6,354 млн; смертность – 2, 091 млн. 4, 263 млн чел 

3 группа: ЕП в России. Рождаемость – 1, 79 млн; смертность – 1, 86 млн    -0, 07 млн чел (70 тыс) такая ситуация называется уже не прирост, а  убыль (или отрицательный ЕП).

Слайд 6

Сравните ваши результаты с результатами на экране.

!!! Выключить экран!

Величина естественного прироста оказывает влияние на возраст и продолжительность жизни. В странах с развитым хозяйством растет доля старших возрастов, происходит старение населения (страны Европы, США, Канада). В Японии средняя продолжительность жизни составляет 82 года. В развивающихся странах Африки много молодых возрастов, а средняя продолжительность жизни всего лишь  – примерно 53 года.

7. Как вы думаете, будут ли влиять на численность населения переселения людей?

Эти переселения называются миграции.

Почему люди куда-то переезжают?

Причины миграций различны: экономические, политические, религиозные. В Европу едут рабочие из стран Средиземноморья, в США – из Мексики.

Покажите эти маршруты на политической карте мира.

8.Численность населения определяют по переписям, которые теперь регулярно проводят во многих странах мира. Переписчики заполняют специальные переписные листы, по которым составляют характеристику населения.

В России 1-я перепись состоялась в 1897г., последняя была проведена в 2010, а ближайшая была запланирована с 1 по 31 октября 2020г.

Что спрашивают во время переписи, как вы думаете?

Я тоже, будучи студенткой, поучаствовала в переписи населения в 1989г.

Вспомните, что именно вас спрашивали участники того школьного проекта о демографических характеристиках нашего школьного населения?

Были в том проекте и шутливые вопросы, но он и интересного много выявил.

Давайте и мы пошутим, разомнемся!

Физкультминутка

а). Если я называю страну  с небольшой численностью населения – присесть, с большой – потянуться вверх.

1. Германия (присесть)

2. Индия (потянуться)

3. Китай (потянуться)

4. Бразилия (потянуться)

5.Австралия (присесть)

6.Монголия (присесть)

б). Если я называю «стареющую» страну – наклонить голову к груди, сжаться в «комочек»; с большим количеством молодых возрастов – расправить плечи, развести руки в стороны.

1. Япония (сжаться)

2. Нигерия (расправить плечи)

3. Конго (расправить плечи)

4. Италия (сжаться)

5. Болгария (сжаться)

6. Иран (расправить плечи)

Молодцы!

9.Ребята, а давайте ответим на наш следующий вопрос: где же конкретно живут на Земле люди?

Обратимся к карте «Плотность населения». 

Откройте эту карту в  атласе.

Как называется карта? По содержанию она общегеографическая или тематическая? По охвату территории? По масштабу?

Что на карте означает цвет, круги, подписи? 

На сегодняшнем уроке нас интересует только плотность.

Плотность населения – т.е. это среднее число жителей, приходящееся на квадратный километр территории. 

Попробуйте проанализировать карту:

- Какие территории заселены очень плотно? Каковы показатели плотности?

Какие территории заселены слабо?

Почему именно так?

 

!!!Включить экран!

Как определить плотность населения?

Для определения плотности населения нужно знать численность населения и площадь этой территории. И что сделать с этими показателями?

Слайд 7

Задание по группам:

1группа: Земли Н - 7 800 000 000 чел.              S -149 000 000 км2

52 чел/км2

2группа: Бангладеш Н - 171 118 000 чел.         S – 144 000 км

1188 чел/км2

3 группа: Россия  Н – 146 700 000 чел;                S -17 000 000 км2

8,6 чел/км2

Слайд 8

Сравните ваши результаты с результатами на экране.

Сделаем выводы по этой работе.

!!!Выключить экран!

III. Закрепление знаний.

Игровая технология

ΙV. Итог урока.

Рефлексия

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Ответили ли мы на вопросы, которые ставили в начале урока? Давайте коротко ответим на них, закрепим ваши знания в виде игры.

Положите перед собой карточку с игрой на закрепление. В ней уже готовые ответы, но вы не знаете, в каком порядке я буду задавать вопросы. Как только я задам вопрос, ищите ответ и напротив его ставьте ту букву, которую я назову. Если вы все верно расставите, в столбце из букв у вас сложится ключевое слово.

1.Где, по предположениям ученых, обитали первые люди? (Л)

2.Какова численность населения планеты в настоящее время? (Я)

3.Какова численность населения в России в настоящее время? (М)

4.Как рассчитать ЕП? (О)

5.Как называются переселения людей? (Е)

6.Как рассчитать плотность населения? (Д)

7.Один из «стареющих» регионов мира? (О)

8.Средняя плотность населения в мире? (!)

9.Средняя плотность населения в России? (Ц)

Посмотрите, насколько заполнены ваши карточки. Остались ли непонятные вопросы? Как вы оцените свою работу на уроке? Вы должны были ставить «+» или «-»  в 13-ти клетках карточки. Те, у кого оказалось не менее 10 плюсов, получают за урок «5»; у кого плюсов 7-9 - «4», у кого плюсов меньше, вы позанимаетесь еще дома, а на следующем уроке, надеюсь, ответите на «4» и «5». Поднимите руки, у кого же «5», «4»?

Играют, выстраивая по вертикали ключевую фразу «Я молодец!»

1.7 800 000 000

2.147 700 000

3.Западная Европа.

4.Восточная Африка.

5.Из числа родившихся вычесть число умерших за определенное время

6.Численность населения разделить на площадь территории.

7.Миграции.

8.8,6 чел/кв км

9.52 чел/кв км

Задание на дом

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

§12; устно вопросы 1, 2, 6 стр 72;

задание 5 - по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население России. Размещение населения России.

Организационная информацияТема урокаНаселение России. Размещение населения России.ПредметгеографияКласс9Автор урока (ФИО, должность) Федорова Ольга Петровна, учитель географииОбразовательно...

Презентация к уроку географии по теме "Население Земли" 6 класс

Презентация к обобщающему уроку географии по теме Население Земли" по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс"...

Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс

Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....

"Численность населения Земли. Размещение населения"

Технологическая карта урока+презентация...

Тест по географии по теме "Население Земли" 7 класс.

Тест составлен к предметной линии учебников "Полярная звезда", может быть использован для контроля знаний по теме:"Население Земли"....

урок географии 10 класс по теме "Размещение населения"

Формирование представлений о размещении населения мира, о формах расселения, о характерных особенностях городского и сельского населения....

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения»....