урок географии 10 класс по теме "Размещение населения"
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Павельева Юлия Николаевна

Формирование представлений о размещении населения мира, о формах расселения, о характерных особенностях городского и сельского населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_razmeshchenie_naseleniya.docx101.46 КБ

Предварительный просмотр:

Название предмета

География

Класс

10

УМК (название учебника, автор, год издания)

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. М.: Просвещение, 2011г.

Уровень обучения (базовый, углубленный профильный)

Базовый

Тема урока

Размещение населения. Формы расселения населения.  Городское и сельское население.  Практическая  работа № 6. Сравнительная оценка трудовых ресурсов, уровня и качества жизни населения стран и регионов мира.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы

На тему «География населения мира» отводится 8 уроков

Место урока в системе уроков по теме

4 урок

Цель урока

Формирование представлений о размещении населения мира, о формах расселения, о характерных особенностях городского и сельского населения.

Задачи урока

  1. Углубить представления учащихся об особенностях расселения населения; выявить особенности городского и сельского населения; выявить проблемы современных городов и пути их решения.
  2. Развивать умения анализировать различные источники географической информации, выделять ключевые моменты из текста и составлять опорный тезисный конспект.
  3. Воспитывать интерес к предмету, осознание значимости получаемых знаний.

Планируемые результаты

личностные результаты:

-  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;

- осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

- осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей

- -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной и других видов деятельности.

Метапредметные результаты обучения географии:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 Предметные результаты:

- сформируются основные понятия:  расселение, основные формы расселения, формы сельского расселения, урбанизация, город, мегаполис, городские агломерации.

- Учащиеся узнают об основных формах расселения, об особенностях сельских поселений, узнают, как делятся страны по уровню урбанизации, расширят представления о понятиях мегаполис и городская агломерация, выявят отрицательные и положительные стороны городов, проанализируют экологическую ситуацию городов.

Техническое обеспечение урока

Экран , ПК, слайдовая презентация

Дополнительное методическое и  дидактическое обеспечение урока

Содержание урока

  1. Организация урока
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Устный опрос
  1. Сообщение темы и целей урока
  1. Постановка проблемы

Проблемный вопрос: Два туриста , находящиеся в разных странах , беседуют по телефону. Один говорит: «Я нахожусь в замечательной стране, вокруг меня небоскребы, городу нет конца и края. Я не заметил, как из одного города приехал в другой».  Второй говорит: «В этой стране великолепно. Обширные пространства сменяются редкими небольшими городами со старинными типами постройки. Высотные дома нельзя назвать небоскребами». Как вы думаете,  чем отличаются эти страны и что это за страны? На эти вопросы вы ответите в конце урока.

  1. Изучение нового материала

- Ребята, посмотрите внимательно на карту плотности населения мира. В каких районах земли плотность населения выше, а какие районы практически не заселены?

- Какие факторы влияют на размещение населения? Что влечет людей в некоторые точки нашей планеты?

Исследуя, а затем осваивая и заселяя какую-либо территорию, люди формируют ту или иную систему населенных пунктов.

- Объясните, что такое расселение? (Расселение – это совокупность населенных пунктов на какой – либо территории, сложившаяся в результате  процесса ее освоения.)

- Каковы особенности  расселение населения по материку? Объясните на примере любого материка.

- Внимательно рассмотрите схему на СЛАЙДЕ 1.

- Как делится население мира по характеру расселения? (По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское.)

  Слово учителя:

- С развитием земледелия возникли первые сельские поселения. Сельских населенных пунктов насчитывается в мире 15–20 млн. Сельские поселения – населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений. К сельским поселениям относят населенные места (независимо от их людности), в которых жители заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, промысловой охотой, а также поселения, связанные с другими видами деятельности (обслуживание промышленности, транспорта, строительства), если они имеют малочисленное население и расположены в сельской местности.

- Как вы думаете, в каких странах количество сельских жителей больше? (в Китае и Индии, там же наибольшее количество деревень).

- Чем различаются сельские населенные пункты?    (Они различаются:

по величине; по форме; по специализации хозяйства). 

- Как вы думаете, где преобладает групповая (деревенская) формы сельского расселения:

( в России, Зарубежной Европе, Китае, Японии)

- Для каких стран характерна фермерская форма сельского поселения?  (наиболее распространена в США, Канаде, Австралии, Северной Европе.

- Назовите основные виды сельских поселений:

(Деревня.  Село.   Фазенда.  Ранчо. Ферма.  Поселки.  Аулы)

- Дома вы должны были из словаря выписать в тетрадь определения: деревня, село, фазенда, ранчо, ферма, поселок, аул?  

Деревня - русское название сельского населённого пункта с несколькими десятками домов. Большими обычно считаются деревни с 30 и более дворами.

Село - один из видов населённых пунктов России, а также Украины, Казахстана, Молдавии, Болгарии, относящихся к так называемым сельским населённым пунктам.

Фазенда – это крупное поместье в Бразилии, земледельческое или скотоводческое. На территории фазенды размещались: дом хозяина (часто с колоннами и открытыми большими балконами), церковь, постройки для рабов и др.

Ранчо – это один из наиболее распространённых методов ведения сельского хозяйства, получивший широкое распространение в странах Западного полушария в ходе колонизации Америки выходцами с европейского континента. В США и Канаде под ранчо обычно подразумевается любая ферма, расположенная в сельской местности. Так или иначе, основная экономическая специализация ранчо — скотоводство, в первую очередь крупный рогатый скот. Этим ранчо отличается от плантаций, основной специализацией которых является растениеводство (бананы, сахарный тростник, хлопок и т. д.).

Ферма — частное сельскохозяйственное предприятие, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции.

Посёлок - небольшой населённый пункт, расположенный недалеко от города, основного селения, возникший преимущественно выделением от основного населенного пункта (дачный посёлок, курортный посёлок), либо возникший вокруг железнодорожной станции, фабрики, завода и т.д. (рабочий посёлок: станционный посёлок, фабричный посёлок, посёлок золотодобытчиков и др.)

Аул – это традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт.

Задание 1.

- Откройте учебник на странице 79, пункт 4, познакомьтесь с текстом и составите в тетрадях схему «Формы сельского расселения»

(обучающиеся составляют схему в тетради).

- Что такое город?

Город – сравнительно крупный населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.

Слово учителя: Определение города в разных странах различно.  СЛАЙД 2. 

•        В Швеции, Дании, Финляндии городом считается поселение с числом жителей -  200 человек.

•        в США - свыше 2,5 тысяч человек,

•        в Индии - свыше 5 тысяч человек,

•        в России – от 12 тысяч человек,

•         Нидерландах - 20 тысяч человек,

•         Японии - 30 тысяч человек  

Задание 2.    

- Вспомните из курса географии 9 класса определение «урбанизации», что это такое?

- Как вы считаете, проходил процесс урбанизации за последние 50 лет? На стр. 75-78 прочтите и выделите этапы развития урбанизации:

- Когда начался и что характерно для первого этапа?  (Начальный этап - XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке).

- Чем характеризуется второй этап?  (Первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира)  

- Что характерно для вторая половины XX века? ( Для этого этапа характерно еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации , а также формирование мегалополисов .

Задание 3.

- На странице 74-75  учебника  выделите и запишите в тетрадях основные черты урбанизации и примеры проявления.                      

Черты урбанизации

1. Быстрые темпы роста городского населения

2. Концентрация населения преимущественно в больших городах

3. "Расползание" городов, расширение их территории

4.Развитие инфраструктуры и промышленности не успевает за ростом  населения города

5. Отрицательные черты:

- загрязнение атмосферы

- нехватка питьевой воды

- рост преступности

- усиление шумов

- транспортная проблема

- жилищная проблема

6.Удовлетворение в материальном и культурном плане

- Вспомните, что такое агломерация?

- Чем мегаполис отличается от агломерации?

(Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций. Крупнейшие мегалополисы расположены в США и Японии. Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь - центра союза аркадских городов. Возник в 370 г. до н.э.,  в результате слияния примерно 35 поселений) .

Задание 4.

- Проанализируйте рис. 17, стр. 76 учебника и определите:

- Регион мира, где сосредоточена большая часть городских агломераций?

- Какие страны, развитые или развивающие, лидируют по количеству агломераций?
- Рассмотрите рисунок 18 на стр. 76 и скажите, как подразделяются страны по уровню урбанизации. Приведите примеры стран.

СЛАЙД 3:

Высокоурбанизированные страны

Среднеурбанизированные страны

Слабоурбанизированные страны

Доля городского населения более 50%

Доля городского населения 20-50%

Доля городского населения менее 20%

Великобритания
Венесуэла
Кувейт
Швеция
Австралия
Япония

Алжир
Боливия
Нигерия
Индия
Заир
Египет

Чад
Эфиопия
Сомали
Нигер
Мали
Замбия

- Как изменяется экологическая ситуация в современных мегаполисах?

- Как изменилось качество жизни в городе Сочи, в связи с проведением  Олимпиады- 2014.

– Ближайший к нам город Бузулук, каковы ваши предложения по улучшению инфраструктуры города.

  1. Закрепление изученного  материала
  1. Практическая  работа № 6. Сравнительная оценка трудовых ресурсов, уровня и качества жизни населения стран и регионов мира.

Цель: оценивание  качества жизни населения стран мира, используя разные источники.

Оборудование: карты: «Типы воспроизодства населения», «Политическая карта мира», «Плотность населения», половозрастные пирамиды для разных типов воспроизводства, статистические данные.

Порядок выполнения работы.

1.  На основе анализа карт, текста учебника и статистических данных заполните таблицу

2.  Используя предложенные параметры для сравнения ,  оценить уровень и качество жизни в разных странах.

Страна

ВВП

Грамотность

Продолжительность жизни

Детская смертность

1.

США

2.

Дания

3.

Россия

4.

Египет

5.

Сомали

3.  На основе сравнения сделать вывод о влиянии уровня развития страны на отдельные показатели

  1. Итог урока
  1. Рефлексия

Итак, вспомните вопрос, который вам был задан в начале урока и ответьте на него : « Как вы думаете,  чем отличаются эти страны и что это за страны?»

Продолжите фразу:

- Я узнал….

- Эти знания мне необходимы ….

  1. Оценивание
  2. Домашнее задание: 
  1. Стр.: 74-81 читать .
  2. Проанализировать  воздействие урбанизации на окружающую среду и описать отрицательные и положительные стороны городов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса

Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....

Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс

Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...

Урок географии(ФГОС) по теме "Население"

Рассматриваем вопросы численности населения мира, темпы рождаемости, смертности, воспроизводства населения. Решаем задачи на определение естественной убыли населения. пытаемся прогнозировать демографи...

Урок географии в 11классе Тема: «Население и хозяйство США» Сравнительная характеристика двух регионов мира - штат Иллинойс (США) и Ростовская область (Россия)

  Данный урок  проводится в 11 классе, при изучении темы «Население и хозяйство США» по учебнику «Экономическая и социальная география мира», автор В.П. Максаковский. На изучение разд...

разработка урока география 10 кл. Миграции населения

разработка урока география 10 кл. Миграции населения...

Проектная деятельность на уроках географии по теме: "Коренное население Северной Америки"

Проектная деятельность на уроках географии по теме: "Коренное население Северной Америки"...

Урок географии по теме: "Италия. Население, культура, обычаи и традиции".

Открытый урок по теме: "Италия. Население, культура, обычаи и традиции"....