Внеурочная деятельность
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Каплунова Юлия Александровна

        Курс «Родные просторы» введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности.

На  изучение  отведено  35 часов в год (1 час в неделю).

Актуальность внеурочной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования. Современные развивающие программы общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Данная программа актуальна тем, что позволяет дать целостное представление о природе, населении и хозяйстве республики.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. 

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

·                   Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

·                   Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

·                   Системность организации учебно-воспитательного процесса;

·                   Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы создать условия для развития географических знаний, умений, опыта, творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к своей республике.

Основными задачами являются

- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов и явлений;

- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы;

- формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту;

- развивать практические умения при работе с картой Адыгеи, планом местности для получения необходимой географической информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Родные просторы» составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

        Курс «Родные просторы» введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности.

На  изучение  отведено  35 часов в год (1 час в неделю).

Актуальность внеурочной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования. Современные развивающие программы общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Данная программа актуальна тем, что позволяет дать целостное представление о природе, населении и хозяйстве республики.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы создать условия для развития географических знаний, умений, опыта, творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к своей республике.

Основными задачами являются

- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов и явлений;

- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы;

- формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту;

- развивать практические умения при работе с картой Адыгеи, планом местности для получения необходимой географической информации.

Общая характеристика

Региональное географическое образование учащихся способствует пониманию природной среды как условия создания и развития материального производства, повышения благосостояния, сущности проблемы охраны природы Программа рассчитана на 35 учебных часа в 7 классе, из расчета 1 час в неделю.

Изучение ведётся по четырем разделам:

1. Физическая география Адыгеи – 14 часов

2. Экономическая география Адыгеи – 6 часов

3. Природа и экономика своего района  – 6 часов

4. Рельеф ст. Дондуковской. Экология станицы – 4 часа

5.Итоговые занятия- 5часов

В первом разделе – раскрываются основные природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, почва), взаимодействие между ними и охрана.

Во втором разделе – раскрываются природные и трудовые ресурсы региона, территориальная структура хозяйства, география важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, основ природопользования и охрана природы.

В третьем разделе – представлено комплексное изучение Гиагинского района, на территории которого мы проживаем (экономика, природные ресурсы, население)

В четвертом разделе – рассматривается природа, рельеф и экология своей станицы. В ходе занятий предусматриваются экскурсии. Цель которых поближе познакомить учащихся с окружающей средой, вызвать желание беречь и сохранять её природные ресурсы.

Занятия могут состоять из лекционного материала, практических классных работ, экскурсий, а также с использованием компьютеров и имеющихся на рынке готовых программных продуктов и электронных карт и атласов.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

- Иметь представления о состоянии географической науки своего региона, источниках географической информации, о компонентах природы и хозяйства, пространственной организации хозяйства и населения республики, района.

- Знать основные черты устройства земной поверхности своей местности.

- Уметь объяснять связи между компонентами природного комплекса, отраслями хозяйства региона, анализировать влияние природных условий на деятельность человека, оценивать место и роль республики (района) в территориальном разделении труда, ориентироваться на местности по картам республики.

- Понимать: суть экологических проблем; принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание внеурочной деятельности:

I  Физическая география Адыгеи(14ч)

Раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.

Географическое положение и границы. Площадь. Сравнение географического положения Адыгеи с географическим положением других республик. Географические координаты крайних точек. Тектоника, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые.

Основные тектонические структуры, время их возникновения. Особенности геологического строения. Горные породы и их возраст. Развитие форм рельефа. Карст, оползни, оврагообразование, эрозия, выветривание. Меры предупреждения этих явлений. Полезные ископаемые и их размещение по территории. Охрана недр.

Понятие о почве. Факторы почвообразования. Основные типы почв и их плодородие. Свойства, закономерности пространственного распространения почв. Охрана почв от ветровой и водной эрозии. Мелиорация почв.

Климат. Значение климата в природе и жизни человека. Исследование связи времен года и народных примет.

Внутренние воды и их хозяйственное значение. Основные речные системы, питание и водный режим рек. Реки как природные комплексы. Озера, их генезис и морфологические характеристики. Географическое распространение озер и их рациональное использование. 

Физико-географическое районирование Республики Адыгея в целях научного обоснования размещения промышленного, сельскохозяйственного производства и рационального использования природных ресурсов. Основные таксономические единицы. Область равнин и предгорий, горно-лесная область. Физико-географические районы. Природно-ресурсное районирование Адыгеи.

Взаимодействие природы и общества. Антропогенные изменения природных условий. Экологические и хозяйственно-экономические последствия загрязнения окружающей среды. Охрана природных ресурсов: вод, земель, недр, воздуха, растительности, животного мира. Охрана природных комплексов. Охраняемые природные объекты и территории. Памятники природы. Кавказский государственный биосферный заповедник. Заказники. Экологические проблемы и пути их решения. Основные правила поведения в природе. Формирование экологической культуры.

II  Экономическая география Адыгеи(6ч) Местное, поясное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. История географических исследований Адыгеи. 

Трудовые ресурсы. Размещение населения и трудовых ресурсов Адыгеи. Рынок труда и занятость населения.

Национальный состав населения. Районы компактного проживания различных народов. Быт и религия народов Адыгеи. Этнокультура.

Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, инфраструктура. Межотраслевые и межрайонные производственные связи. Инвестиционная деятельность.

Транспорт - материальная основа хозяйства и социальных связей. География транспорта: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, авиационный. Современное взаимодействие всех видов транспорта. Возможные варианты развития транспорта. Транспортные узлы.

Развитие сельского хозяйства Адыгеи и его тенденции. Формирование рыночных отношений. Приватизация предприятий и организация фермерских хозяйств.

 III  Природа и экономика своего района(6ч)

Географическое положение и границы. Площадь.  Основные типы почв и их плодородие.

Влияние природных ресурсов на хозяйственную деятельность жителей района.

Национальный состав населения района

Экологические проблемы и пути их решения.

Кавказский биосферный заповедник его цели и задачи.

IV  Рельеф станицы Дондуковской(5ч)

Изучение месторасположения станицы. Особенности рельефа. Влияние людей и  природных факторов на рельеф.

Составление топографической карты с нанесением  водоемов: озер, прудов, родников.

V Итоговые занятия(4ч)

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Карта республики Адыгея.

2. Атлас Адыгеи.

3. Компас.

4. Мультимедийный материал

5. Выход в интернет.

6. Газета «Советска Адыгея» - республиканская газета

7. Газета «Маяк» - районная газета

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Всего часов

Тема уроков

Дата план.

Дата факт.

I  Физическая география Адыгеи(14ч)

1

1

Физико-географическое положение, территории и границы.

2

1

Государственно административное устройство.

3

1

Геология родного края

4

1

Рельеф

5

1

Полезные ископаемые

6

1

Климат.

7

1

Значение климата в природе и жизни человека

8

1

Времена года и народные приметы

9

1

Внутренние воды и водные ресурсы.

10

1

Экскурсия на берег реки Фарс.

11

1

Почвы и земельные ресурсы. Рассмотреть на примере почв станицы. Экскурсия по окрестностям станицы.

12

1

Природные комплексы. Ландшафты.  

13

1

Физико-географическое районирование.

14

1

Охрана природных ресурсов республики

II  Экономическая география Адыгеи(6ч)

15

1

История формирования современной территории и населения Республики Адыгея.

16

1

Национальный состав населения.

17

1

Трудовые ресурсы.

18

1

 Ведущие отрасли промышленности.

19

1

Общая характеристика народного хозяйства. Территориальная организация народного хозяйства.

.

20

1

Перспективы развития Республики Адыгея.

III  Природа и экономика своего района(6ч)

21

1

Географическое положение. Природно-ресурсные факторы развития.

22

1

Природно-ресурсные факторы развития.

23

1

Народонаселение.

24

1

Хозяйство.

25

1

 Кавказский биосферный заповедник.

 

26

1

Охрана природной среды района

IV  Рельеф станицы Дондуковской(4ч)

27

1

Географическое положение станицы.

28

1

Природный рельеф.

29

1

Влияние людей на рельеф станицы.

30

1

Водные ресурсы станицы.

V Итоговые занятия(5ч)

31

1

Викторина «Наш край»

32

1

Подготовка проектов "Родные просторы"

33

1

Защита  проектов "Родные просторы"

34

1

Мои земляки в истории России

35

1

Подведение итогов по курсу Родные просторы 7 класс

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. География Республики Адыгея.  Бузаров А.Ш. и др.-Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений.-Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2001

2. Атлас Республики  Адыгея. Центр геоинформационных технологий Адыгейского государственного университета Майкоп, 2005

3. Геология Адыгеи. Волкодав И.Г. Адыгейский государственный университет, 2009

4. Минеральные ресурсы Адыгеи. Адыгейский государственный университет, 2009

5. Печатные издания газет: «Советская Адыгея», «Маяк» и др.

6. Интернет ресурсы:

lsit.adygnet.ru›index.php…Майкоп 

ru.wikipedia.org›wiki/Категория:География_Адыгеи

adygeya-republic.info›adygeya-geography/

otdih.nakubani.ru›Майкопский район›priroda

rudocs.exdat.com›docs/index-340746.html…

ru.wikipedia.org›wiki/Кавказский_заповедник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________________

Протокол № ___ от

«____»___________2015  г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ Деркачева Т.А.

«____»____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор  МБОУ СОШ № 9

__________ Черченко И.Н.

«___»_____________2015 г.

Рабочая программа

Внеурочной деятельности социального направления

"Родные просторы" 7 класс

Составитель:

Каплунова Юлия Александровна

2016-2017 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...