Рабочая программа с к-т 5 класс "География. Начальный курс" (И.И. Баринова)
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Титова Инна Ивановна

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx77.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 348

Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета

Протокол от «16» июня 2016 г

№ 7

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ от «____» _________2016 г №_____

Директор ГБОУ СОШ № 348

Невского района Санкт-Петербурга

_________________В.Н. Васильева

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  географии

(предмет, курс)

класс 5

срок реализации программы 01.09.2016 – 25.05.2017

учитель Титова Инна Ивановна

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

Санкт-Петербург

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАПРАВЛЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:

  • формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;
  • знакомство с географической картой;
  • пробуждение интереса к естественным наукам;
  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

ДЛЯ УСПЕШНОГО ДОСТИЖЕНИЯ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  • знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА ДАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования»        
  2. Образовательная программа и учебный план ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год
  3. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

  • Учебник: География. Начальный курс. 5 класс: учебник / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 140с.
  • Атлас и контурные карты
  • информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 класс: Методическое пособие для учителей. М.: Дрофа, 2012
  2. Н.Е. Бургасова, С.В. Банников, В.А. Кошевой. География 5-6 класс. Программно-диагностический материал по курсу. Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2012. – 128с.
  3. Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс./Сост. Е.А. Жижина. – 2-е изд., перераб. – М.:ВАКО, 2013. – 112с.
  4. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 75 с.
  5. материалы на электронных носителях и  ИНТЕРНЕТ – ресурсы:

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Рабочая программа по географии для 5 класса к УМК И.И.Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс» (34 часов, 1 час в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала пятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Курса «География.  Начальный курс» систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

 В системе основного  общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного  знания.  Это позволяет формировать у учащихся:

  • целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 35 учебных недель, то на программу в 5 классе отводится 35 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии. Программой предусмотрено проведение: практических работ -7, из них оценочных -5.

ИНФОРМАЦИЯ О ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИМЕРНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ИЛИ АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ ПО ПРЕДМЕТУ И ОБОСНОВАНИЕ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

  1. Раздел «Как люди открывали и изучали Землю» сокращен с 5 часов до 4 часов из-за упразднения темы «Обобщение по разделу «Как люди открывали и изучали Землю», в связи с небольшим количеством часов в разделе.
  2. Раздел «Виды изображений поверхности Земли» расширена для изучения с 4 до 5 часов  в связи с более полным раскрытием  темы «План местности и географическая карта».

ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ ДОСТИЧЬ СЛЕДУЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
    культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной  жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
    осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
    экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
    договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • объяснять, для чего изучают географию;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать
    зависимости и закономерности;
  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • строить простые планы местности;
  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и про водить их простейшую классификацию;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе
    нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  • называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее
    выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • описывать представления древних людей о Вселенной;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;
  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
  • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
  • объяснять особенности строения рельефа суши;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять значение ключевых понятий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки отвечают требованиям, сформулированным в ФГОС, и проводятся ниже.   Предметные результаты изучения географии  в 5 классе:

научатся

  1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  2. анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  3. по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  5. в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
  6. составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  7. представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

называть и (или) показывать

  1. основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  1. форму и размеры Земли;
  2. показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;
  3. определение карты, градусной сети на глобусе и карте;
  4. основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;
  1. состав гидросферы, составные части Мирового океана, состав вод суши;
  2. состав атмосферы, погода, климат;
  1. меры по охране природы

определять (измерять)

  1. по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;

описывать/объяснять

  1. предмет изучения географии;
  2. основные этапы познания планеты;
  3. состав Солнечной системы, движение Земли вокруг Солнца
  1. понятия литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;
  2. погоду и климат своей местности;
  3. разнообразие распространения растений и животных на Земле;

находить

  1.  в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
  2. сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  3. адаптации к условиям проживания на определенной территории;
  4. самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 5 – го класса:

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Части света: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

 Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская, Великая Китайская, Великие равнины, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Анды, Альпы, Аппалачи, Гималаи, Кавказ, Кордильеры,  Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Места распространения гейзеров: о-ва Исландия, Новая Зеландия, п-ов Камчатка

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Курильские, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Коралловое, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Муррей, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

 Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЩАЮЩИХСЯ

Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.

Виды контроля:

  • вводный, текущий, тематический, итоговый, комплексный

Формы контроля:

  • стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.

Перечень контрольных работ и зачетов (по темам)

  1. Контрольная работа по разделу «Земля во Вселенной»
  1. Зачет  по теме «Что изучает география»
  2. Зачет  по разделу «Виды изображения поверхности Земли»
  3. Зачет по теме «Воздушная одежда Земли»
  4. Зачет по темам «Живая оболочка Земли» и «Почва – особое природное тело»

Содержание учебного предмета

Количество часов, отведенное на изучение предмета – 34,  (в году 34 учебные недели)

Раздел I. Что изучает география -  

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Раздел II. Как люди открывали землю -

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Пр.р.№1. Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло

Пр.р.№2. Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках

Раздел III. Земля во Вселенной -

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли -  Ю.А.Гагарин.

Раздел IV. Виды изображений поверхности земли -

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.

Пр.р.№3. Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу

Пр.р.№4. Самостоятельное построение простейшего плана

Раздел V. Природа земли -

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Пр.р.№5.  Научиться обозначать объекты на контурной карте

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Пр.р.№6. Научиться различать материки по контурам и особенностям природы

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Пр.р.№7. Научиться подписывать реки на контурной карте

Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Тематическое планирование

Тема (раздел)

Кол-во часов

Из них

Примечание (исследовательские работы, проекты)

практика

контроль

 (кол-во контрольных работ, зачетов)

I четверть

Раздел I . Что изучает география

5

1

Мир, в котором мы живем

1

Науки о природе

1

География – наука о Земле

1

Методы географических исследований

2

1

Раздел II. Как люди открывали Землю

4

2

Географические открытия древности и Средневековья

1

1

Важнейшие географические открытия

1

Открытия русских путешественников

1

1

II четверть

Открытия русских путешественников

1

1

Раздел III. Земля во Вселенной

9

1

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

Соседи Солнца

1

Планеты гиганты и маленький Плутон

1

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1

Мир звезд

1

III четверть

Уникальная планета – Земля

1

Современные исследования космоса

2

1

Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли

5

2

1

Стороны горизонта

1

Ориентирование

1

1

План местности и географическая карта

3

1

1

Раздел V. Природа Земли

11

3

2

1

Как возникла Земля

1

Внутреннее строение Земли

1

IV четверть

Землетрясения и вулканы

1

1

Путешествие по материкам

1

1

Вода на Земле

2

1

Воздушная одежда Земли

1

1

Живая оболочка Земли

1

Почва – особое природное тело

1

1

Человек и природа

2

1

Год

34

7

5

1


Поурочно-тематическое планирование

по географии в 5 классе

(34 часа, 1 ч в неделю)

И.И. Баринова, А.А. Плешанов, Н.И. Сонин «География. Начальный курс»

Тема урока

Кол-во часов

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Примечание

освоение предметных знаний

УУД

Раздел I. Что изучает география - 5 часов

1

Мир, в котором мы живем. §1

1

Вводный урок

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля

Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля

2

Науки о природе. §2

1

Урок общеметодической направленности

Научиться объяснять значение понятий тело и вещество

Коммуникативные: уметь отображать информацию в графической форме. Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь выделять сходство естественных наук

3

География - наука о Земле. §3

1

Урок общеметодической направленности

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию

Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Регулятивные: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

Познавательные: уметь выявлять различия двух частей географии

4

Методы географических исследований. §4

1

Урок «открытия» нового знания

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества

5

Контрольное тестирование по разделу «Что изучает география»

1

Урок обобщающего контроля

Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаний как компоненте научной картины мира

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Познавательные: уметь объяснять роль географии в изучении Земли

Раздел II. Как люди открывали Землю - 4 ч

6

Географические открытия древности и Средневековья. §5

1

Урок общеметодической направленности

Пр.р. №1

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Регулятивные: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тесте учебника). Познавательные: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества

7

Важнейшие географические открытия. §6

1

Урок «открытия» нового знания

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий

Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

Познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли

8-9

Открытия русских путешественников. §7 Стр. 35-37; §7 Стр. 37-40

2

Урок «открытия» нового знания

Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках

Коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель

Пр.р. №2

Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Познавательные: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири

РАЗДЕЛ III. Земля во Вселенной - 9 ч

Как древние люди представляли себе Вселенную. §8

Урок общеметодической направленности

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Познавательные: объяснять представления древних людей о Вселенной

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. §9

Урок общеметодической направленности

Научиться читать и понимать текст

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Соседи Солнца. §10

Урок общеметодической направленности

Научиться составлять характеристику планет по плану

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет

Планеты- гиганты и маленький Плутон. §11

Урок «открытия» нового знания

Научиться выделять признаки планет

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. §12

Урок «открытия» нового знания

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел

Мир звезд. §13

Урок «открытия» нового знания

Научиться находить на звездном небе созвездия

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба

Уникальная планета – Земля. §14

Урок «открытия» нового знания

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле

Современные исследования космоса. §15

Урок общеметодической направленности

Научиться составлять презентацию о космонавтах

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: изучить важнейшие события в освоении космоса

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Урок развивающего контроля

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа

Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли - 5 ч

Стороны горизонта. §16

Урок «открытия» нового знания

Научиться определять стороны горизонта

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта

Ориентирование. §17

Урок- практикум

Пр.р. №3

Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом

План местности. §18 Стр. 83-84

Урок- практикум

Научиться читать план местности с помощью условных знаков

Пр.р. №4

Самостоятельное построение простейшего плана

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные:

Сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков

Географическая карта. §18 Стр. 84-87

Урок- практикум

Научиться читать географическую карту с помощью условных знаков

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные:

Определять абсолютную высоту горных вершин и глубину впадин, выявлять различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Урок развивающего контроля

Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съемки местности

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. Познавательные: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности

Раздел V. Природа Земли - 11 ч

Как возникла Земля. §19

Урок «открытия» нового знания

Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли

Внутреннее строение Земли. §20

Урок общеметодической направленности

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек

Землетрясения и вулканы. §21

Урок общеметодической направленности

Пр.р. №5

Научиться обозначать объекты на контурной карте

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма

Путешествие по материкам. §22

Урок общеметодической направленности

Пр.р. №6

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь характеризовать природу шести материков Земли

Вода на Земле. §23 стр. 113-115

Урок общеметодической направленности

Пр.р. №7

Научиться подписывать реки на контурной карте

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов

Вода на Земле. §23 стр. 115-118

Урок общеметодической направленности

Научиться называть признаки изучаемых понятий

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь характеризовать воды суши

Воздушная одежда Земли. §24

Урок развивающего контроля

Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли»

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера - кухня погоды»

Живая оболочка Земли. §25

Урок «открытия» нового знания

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере

Почва - особое природное тело. §26

Урок «открытия» нового знания

Научиться определять тип почв по натуральным образцам

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных

Человек и природа. §27

Урок развивающего контроля

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

Урок обобщающего контроля

Научиться самодиагностике

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка.

Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.                  Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. не приступал к выполнению работы;

2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических работ по географии.         Отметка "5"

1.Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

2.Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

1.Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

2. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

1.Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).

2. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

1.Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.

2.Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                              

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!  

  Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России", 2 часа в неделю

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...

Рабочая программа по английскому языку в начальной школе по программе Биболетовой М.З.

Рабочая программа по английскому языку в начальной школе по программе Биболетовой М.З. с КТП по 2-4 классу....

Программа по географии 5 класс. Начальный курс. А.А. Летягин. ФГОС

Программа составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС).

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС). ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 5-6 КЛАССЫ. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Москва. « Дрофа» 2017 г .В соответствии с ФГОС основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА ЕНА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ГЕОГРАФИИ 5 - 9 КЛАССЫ.  АВТОРЫ И.И.БАРИНОВА, В.П.ДРОНОВ, И.В.ДУШИНА, Л.Е.САВЕЛЬЕВА. МОСКВА ...