Урок по географии в 8 - ом классе МКОУ 8 вида на тему «Реки и озёра Южной Америки»
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Кузина Татьяна Петровна

       Данный урок является продолжением темы "Разнообразие  рельефа. Климат", на котором учащиеся в процессе путешествия должны самостоятельно изучить наличие водоёмов Южной Америки.Познакомиться с их особенностями. При подготовке  к уроку были учтены программные требования к знаниям и умениям учащихся.                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_urok1.doc236.5 КБ
Office presentation icon yuzhnaya_amerika.ppt2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное   специальное   (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями  здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида «Надежда»

Урок по географии в 8 - ом классе

на тему «Реки и озёра Южной Америки»              

Учитель географии: Кузина Т.П.

Март 2016г.

г.о. Коломна

Тема урока: «Реки и озера Южной Америки». 

Цель: с формировать у учащихся представление о внутренних водах Южной Америки;

 - познакомить их с новыми терминами и понятиями;

- продолжить формирование у учащихся умений работать с  географической картой.

  Задачи: 

Образовательная:    учить учащихся  анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить, формировать практические умения ,использовать наглядный материал как источник информации.

Коррекционно-развивающая :  развивать интеллектуальные способности учащихся, умение анализировать, сравнивать,  обогащать словарный запас.

Воспитывающая:  развивать познавательный интерес к предмету география ,через самостоятельную работу, прививать бережное отношение к природе.

Оборудование:  физическая карта полушарий, компьютер,  презентация.

Метод: словесный, частично-поисковый, наглядный, самостоятельный ,практический.

Форма урока : индивидуальная , групповая.

Тип урока: изучение новой темы. Урок – путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Объяснение нового материала.

IV. Закрепление нового материала.

V. Итог урока.

VI. Задание на дом стр.

Сообщение темы урока учителем. Слайд 1

II. Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Южной Америке, но прежде, чем отправиться в него, давайте, проверим , а готовы ли мы к нему?

  1. Какую поверхность имеет Южная Америка?
  2. Какая самая длинная горная цепь на материке?
  3. Покажите на карте самую большую низменность мира.
  4. Какие ещё низменности расположены на территории этого материка?
  5. Какие плоскогорья занимают большую площадь  на востоке материка?
  6. В каком климатическом поясе расположена большая часть материка?
  7. Каков климат на юге?
  8. Что можно сказать о климате в Андах?

II. Объяснение нового материала.

Мы видим, что вы хорошо подготовились к путешествии. Так вперёд.

Цель  нашего путешествия  – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, животным миром. Этот материк удивляет не только своим климатом, но и внутренними водными ресурсами. Вы узнаете много нового и интересного.

 Вот в путешествие по рекам мы  и отправимся с вами.

Слайд 2

Посмотрите на карту Южной Америки и вы увидите, что по её территории протекает много рек. С крупнейшими реками этого материка  мы и начнём наше знакомство.

Каждой группе дано задание, выполнив которо, вы узнаете много интересного и познакомите с тем что узнали всех нас.

(На выполнение работы даётся 15 минут)

Первая группа – река Амазонка.

( работа по заданию)

     Слайды 3-12

                 (сообщения уч-ся о реке,  пираруку,  пираньи )

Вы сказали, что вода в Амазонке  оранжево-жёлтая, а почему? А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке.

Вторя группа – река  Ориноко

С какой рекой нас познакомит вторая группа?

   . Слайды 14 -  15

                              Сообщение учащихся о реке и водопаде Анхель.

Мы продолжаем наше путешествие. Следующая наша остановка – какая река?

Река Парана

Слайд 16 – 19

                                              Сообщение учащихся о реке.

Мы сняли небольшой фильм об этом  водопаде. Сейчас мы его покажем.

( просмотр видеофильма)

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

 На этом наше путешествие не закончилось.

Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся:  Озёр на материке мало.

Учитель:  Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны, 
настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. У меня  таблица озёр дана на слайде.

Слайд – 20 таблица «Крупнейшие озёра».

 Я хочу обратить ваше внимание на самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице.
Учащиеся:  озеро Маракайбо.

Слайд 21

Учитель:  Верно, это озеро Маракайбо.                                                                             Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах.   Оно находится на севере Южной Америки.
А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет           
важную роль  в жизни людей этого материка.
Это  – озеро
Титикака.

 Слайд  –22 озеро

Название озера в переводе с индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного нагорья. По берегам озера живёт племя – уру.                                                                                                                    По мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора. Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь.                                                                                                                     Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения.

IV. Проверка усвоения материала:

  1. По какому материку мы совершали с вами путешествие?
  2. Что  интересного  мы  узнали, совершая путешествие по Южной Америки?
  3. Назовите крупные реки этого материка.
  4. К бассейну какого океаны они относятся?
  5. На каких реках имеются водопады?

В ваших файл-папках под табличками находятся листы с заданием. Это чайнворд. Из его результатов я узнаю, как  внимателен был каждый из вас на уроке.

Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда. На работу отводится 5  минут. Затем ребята сдают свои работы учителю.
По окончании работы учитель поочерёдно открывает ответы чайнворда уже с ответами на экране.

   V. Итог урока.

V Задание на дом (индивидуальное).
Использованная  литература:

1. Элькин Г.Н. «География материков и океанов», методическое пособие; СПб «Паритет», 2001.
2. Крылова О.В. Уроки географии, 7 класс. Москва «Просвещение», 1990.
3.Смирнова Н.П., Шибанова А.А. «По материкам и океанам». Москва «Просвещение», 1988.
4. Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. Учебник географии материков и океанов. Москва, - «Дрофа», 2000.

Приложение 1

Приложение 2

  

2.

3.

4.

7.

8.

9.

6.

1. Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка.

2. Великий, зелёный  и ужасный обитатель вод Амазонки.

3. Водопад на Гвианском плоскогорье, высотой 1054 метра.

4. Самая многоводная река мира.

5. Высокогорное озеро.

6. Очень, очень длинный и в воде живёт.

7. Маленькие, но очень прожорливые рыбки, чьим зубам можно позавидовать.

8. Водопад на юге Бразильского плоскогорья.

9. Одна из крупнейших рек Южной Америки.

Задание.

Река Амазонка.

Прочитай внимательно данный текст. Постарайся ответить на следующие вопросы.

1. Используя текс, заполни таблицу   (синий листок)

2. Что интересного узнал об этой         реке?

3. Какие животные и рыбы в ней обитают?

Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Амазонка рождается в Андах и несёт свои воды в Атлантический океан. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река питается за счёт  дождей.  В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.   А Амазонке вода оранжево-жёлтая, мутная. Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью.

 В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту  и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды.  Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг. Самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы. Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются. Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.                                                                  Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это крокодилы- кайманы. В этих же водах обитает самая большая змея в мире - удав анаконда.

Задание.

 Река Ориноко.

Прочитай внимательно данный текст. Постарайся ответить на следующие вопросы.

1. Используя текс, заполни таблицу   (синий листок)

2. Что интересного узнал об этой         реке

Река Ориноко берёт начало с  Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой.  Её длина 2740 км!  В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км. Впадает Ориноко в Атлантический океан.
С приходом  сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет.
В бассейне реки Ориноко, находится самый высокий водопад на Земле –
Анхель.                                                                                                             Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.                                  Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так  был открыт  знаменитый водопад.

Задание. 

Река Парана.

Прочитай внимательно данный текст. Постарайся ответить на следующие вопросы.

1. Используя текст, заполни таблицу   (синий листок)

2. Что интересного узнал об  этой         реке?

3. Какой водопад расположен на этой реке?

В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры.  Парана  берёт начало  с  Бразильского плоскогорья и течёт на юг, впадая в Атлантический океан.  Река  бывает  бурной в период дождей, резко мелеет  в сухой сезон. Река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. Особой известностью пользуется водопад Игуасу.

Водопад стал известен европейцам в середине 16 века.  Его открыл испанец  Альваро Гарсиа.                                                                                        

Заполни таблицу

Название реки

Исток

Устье

К бассейну какого океана относится

Длина реки

См. таблицу

Амазонка

Заполни таблицу

Название реки

Исток

Устье

К бассейну какого океана относится

Длина реки

См. таблицу

Ориноко

Заполни таблицу

Название реки

Исток

Устье

К бассейну какого океана относится

Длина реки

См. таблицу

Парана


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реки и озёра Южной Америки

Слайд 5

Дельфины - боту

Слайд 6

Самая крупная рыба Амазонки – пираруку.

Слайд 8

Самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи (пирайи).

Слайд 13

Река Ориноко

Слайд 14

Водопад Анхель

Слайд 15

Река Парана

Слайд 17

Водопад Игуасу

Слайд 20

Крупнейшие озера Название Площадь, км кв. Глубина, м Маракайбо 16300 250 Титикака 8300 304 Лагоа-Мирим 2965 ------- Поопо 2530 3

Слайд 21

Озеро Маракайбо

Слайд 22

Озеро Титикака

Слайд 26

Крупнейшие водопады Название Высота, м Местонахождение Анхель 1054 Венесуэла Кукенан 610 Венесуэла Рорайма 457 Гайана Игуасу (каскад) 72 Бразилия - Аргентина

Слайд 27

Крупнейшие реки Название Длина, км Площадь бассейна тыс.км кв. Притоки Амазонка 6437 7180 Мадейра, Журуа, Пурус, Риу-Негру, Токантинс-Арагуал, Какета Парана 4380 2663 Парагвай, Игуасу Мадейра 4100 1360 Арипуанан, Маморе Журуа 3280 224 Тарауака Пурус 3200 365 Пауни, Акри Токантинс 2850 770 Арагуая Ориноко 2730 1086 Апуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 6 классе с презентацией по теме: "Океаны и моря" в коррекционной школе VIII вида

Сформировать представление об океанах и морях, о грозных явлениях на море и в океане, рассказать о значении морей и океанов для хозяйственной деятельности человека. Воспитывать любовь к родному краю,с...

Конспект открытого урока по географии в 8 классе. Тема «Реки и озёра Евразии».

Урок направлен на расширение кругозора учащихся, а также на воспитание интереса к предмету....

Реки и озёра Северной Америки

Урок – усвоение новых знаний, разработан для учащихся коррекционной школы VIII вида.Проверка домашнего задания построена из трёх задач. Первые две задачи решаются при использовании физической карты и ...

Кроссворд "Реки и озёра Северной Америки"

Разгадать кроссворд по теме " Реки и озёра Северной Америки"...

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....

Конспект открытого урока по географии в 8 классепо теме «Реки и озёра Северной Америки».

Конспект открытого урока по географии в 8 классепо  теме «Реки и озёра Северной Америки»...