Пути сохранения устойчивости геосистем
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Манько Снежана Григорьевна

Конспект и презентация урока "Пути сохранения устойчивости геосистем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_sohraneniya_ustoychivosti.pptx345.84 КБ
Файл puti_sohraneniya_ustoychivosti.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пути сохранения устойчивости географических систем

Слайд 2

У стойчивость - способность природных систем сохранять и восстанавливать свою структуру и функции при влиянии внешних воздействий связана с устойчивостью и характеризуется способностью отражать не только влияние современных факторов, но и хранить свойства прошлого. Хранителями памяти оказываются компоненты ландшафта (биота, почва). Память ландшафта

Слайд 3

ООПТ - это участки суши и водоемов, на которых полностью исключено или ограничено хозяйственное использование природного ландшафта в целом или отдельных его компонентов. Баргузинский заповедник Астраханский заповедник Забайкальский национальный парк

Слайд 4

Это определенная территория, представляющая собой совокупность крупных и мелких ООПТ, соединенных между собой экологическими коридорами, выполняет природоохранную функцию, направлен на поддержание устойчивости и обеспечивает гармонию между интенсивно используемыми землями и заповедными ландшафтами. Экологический каркас территории

Слайд 5

Параграфы 33-35 Подготовиться к контрольной работе Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Тема: «Пути сохранения устойчивости географических систем»

Класс: 8 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: 1) изучить и усвоить понятия «память ландшафта», «ООПТ», «экологический каркас территории», познакомиться с  устойчивостью и изменчивостью геосистем;

2) Развивать мышление, способность анализировать, приводить примеры, продолжить развивать умения самостоятельной работы;

3) Воспитывать в учащихся осознание ценности живой природы, формирование потребности в её сохранении, ценить красоту живой природы.

Оборудование: Компьютер, медиапроектор, учебник, тетради.

Ход урока

1. Организационный этап

- Здравствуйте ребята (учащиеся приветствуют учителя, садятся).

2. Изучение нового материала

Тема сегодняшнего нашего урока «Пути сохранения устойчивости географических систем». Запишите тему в тетрадь (тема на доске).

- Ответьте на вопрос, под влиянием каких факторов изменяется природный ландшафт?

- Двумя важными свойствами геосистем являются изменчивость и устойчивость.

- Какие изменения происходят с природными системами в течение суток, года? (какие карты вам потребуются для ответа?)

- Изменчивость может проявляться в ритмичности. Явления в природе могут быть: периодическими и циклическими.

  • Приведите примеры периодических изменений? (смена дня и ночи, смена времен года)
  • Приведите примеры циклических изменений геосистем? (колебание климата, наступление и отступление ледников)

Ритмичность проявляется в атмосферных процессах, когда изменяются температура, осадки, атмосферное давление, направление ветра. Ей подчиняется и гидросфера колебаниями водности рек, уровней озер. Она причина наступления моря на сушу и отступления морей, развития биологических процессов.

По продолжительность различают ритмы: суточные, годовые, внутривековые, многовековые, сверхвековые (десятки и сотни тысячелетий).

Самыми продолжительными являются геологические ритмы, проявившиеся в тектонических циклах: каледонском, герцинском, мезозойском и альпийском.

- Все эти изменения влияют на ландшафт.

Изменения могут быть обратимыми и необратимыми. При обратимых изменениях сохраняются фундаментальные свойства геосистемы и надежда на её восстановление.

При необратимых изменениях происходит безвозвратная утрата геосистемой своих фундаментальных признаков (зарастание озера и превращение его в болото).

- Следующее свойство геосистемы – устойчивость. Она рассматривается, как способность природных систем сохранять и восстанавливать свою структуру и функции при влиянии внешних воздействий (Давайте запишем это понятие).

Иначе говоря, устойчивым называется такое состояние системы, к которому она сама возвращается, будучи выведена из него внешними силами.

 - Устойчивость в природно-антропогенных системах состоит в её способности, испытывая внешние воздействия, выполнять свою социально-экономическую функцию.

- В саморазвивающихся природных геосистемах  устойчивость поддерживается путем саморегуляции.

-В природно-антропогенных системах большая роль принадлежит управлению, основанных на научных знаниях, при котором соизмеряется и регулируется сила внешнего воздействия на геосистему с её возможностями противостоять этим нагрузкам.

- Но в настоящее время, когда антропогенное воздействие на природу превышает порог её устойчивости, геосистемы переходят в неустойчивое состояние.

- Подумайте и ответьте, что помогает природному ландшафту устоять в ответ на антропогенное воздействие?

- Устойчивость геосистемы зависит не только от внешнего воздействия, но и от способности природного ландшафта к саморегуляции и восстановлению.

- Как вы думаете, устойчивость геосистем подлежит широтной зональности? (да, с увеличением биологической продуктивности ландшафтов с севера на юг России сопровождается увеличением устойчивости геосистем).

- Ребята, как вы думаете, что такое память ландшафта?

Память ландшафта связана с устойчивостью и характеризуется способностью отражать не только влияние современных факторов, но и хранить свойства прошлого (Запишем понятие). Хранителями памяти оказываются компоненты ландшафта (биота, почва).

Примером памяти ландшафта может служить уникальность природы северного склона центрального Кавказа, где особенность заключается в отсутствии отчетливо выраженного лесного пояса: степи там сразу переходят сразу в горные луга. Доказано, что безлесие - это наследие былой обстановки. В прошлом эта территория подвергалась оледенению, и там произрастала характерная травянистая растительность, она-то после изменения климата и не дала внедриться лесам.

- В современном мире человек осваивает всё большие территории, на которые усиливается антропогенная нагрузка. Это несет опасность не только для природы, но и для человека – снижается комфортность среды, увеличивается экологическая опасность, ухудшается здоровье.

Для того чтобы сохранить устойчивость и стабильность геосистем, нужно не только переводить предприятия на экологически безопасные технологии. Необходимо также часть территории исключить из хозяйственного использования и создавать ООПТ.

- ООПТ - это участки суши и водоемов, на которых полностью исключено или ограничено хозяйственное использование природного ландшафта в целом или отдельных его компонентов (запишем понятие в тетрадь).

- В нашей стране сложились различные формы ООПТ, откройте учебник на странице 211 таблица 20.Они соответствуют принятым категориям международного Союза охраны природы.

- Заповедники отличаются наиболее строгим режимом охраны природы, который подразумевает полный запрет хозяйственной деятельности на данной территории ради сохранения природных ландшафтов в нетронутом виде.

Первые заповедники в нашей стране были основаны в начале 20 веке – это Баргузинский заповедник в Бурятии, Астраханский в низовьях Волги и Жигулевский в Самарской области.

Национальные парки – занимают крупные природные территории с особой экологической, исторической, эстетической ценностью, которые могут использоваться для организованного туризма и отдыха (Прибайкальский и Забайкальский национальные парки).

Заказники – участки территорий и акваторий, где постоянно или временно запрещается использование отдельных видов растений и животных. Наиболее распространены охотничьи заказники, где регулируется охота на промысловых животных.

Посмотрите на рис 183 на странице 212, какое множество ООПТ на территории России.

- Памятники природы – наиболее многочисленная и многообразная группа ООПТ. Это природные объекты, имеющие научное, исторические и культурно-просветительское  значение.

- На территории всех видов ООПТ, курортов, ботанических садов устанавливается режим особой охраны.

На основе ООПТ формируется экологический каркас территории, выполняющий природоохранную функцию.

- Откройте страницу 213, прочитайте абзац и сформулируйте понятие экологический каркас территории.

Экологический каркас территории – это определенная территория, представляющая собой совокупность крупных и мелких ООПТ, соединенных между собой экологическими коридорами, выполняет природоохранную функцию, направлен на поддержание устойчивости и обеспечивает гармонию между интенсивно используемыми землями и заповедными ландшафтами.

Экологические коридоры сохраняют условия для миграций животных и способствуют объединению всех резерватов.

Создание экологического каркаса способствует равновесию во взаимоотношениях общества и природы, обеспечивает гармонию между интенсивно используемыми землями и заповедными ландшафтами.

- Теперь мы с вами посмотрим индивидуальные работы, подготовленные дома вами. (3 выступления – презентации о национальных парках и памятнике природы «Буготакские сопки».

- Молодцы, ребята, очень интересные презентации.

3. Контроль знаний

- В чем состоит изменчивость геосистемы?

- Что такое устойчивость геосистемы? От чего она зависит?

- Каковы основные пути сохранения устойчивости ГС? ( изучение ГС и создание ООПТ, рациональное природопользование, восстановление и охрана окруж.среды).

- Что общего и какие существуют различия между разными ООПТ?

- Почему почву называют памятью ландшафта?

- Зачем нужен экологический каркас территории? Назовите его основные элементы? Функции?

- Какие ООПТ есть в вашей местности?

4. Домашнее задание

Параграфы 33-35, подготовиться к контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путь к сохранению здоровья. Учет индивидуально - типологических особенностей учащихся в процессе обучения

Специальные приемы работы со слабыми и сильными учениками помогают добиваться лучших результатов при обучении детей.Для этого следует соблюдать определенные правила по отношению к учащимся.Существуют ...

Квалификационная работа "Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста учащегося"

Может служить помощью начинающим учителям математики. Содержит мои исследования и наработки....

«Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике как путь личностного роста ученика»

В работе раскрываются вопросы по формированию познавательного интереса на уроках информатики....

Пути сохранения биологического разнообразия

Презентация может быть использована для уроков биологии и экологии в 7 , 11 классах....

Внеурочное занятие «Листая мужества страницы» как средство формирования и сохранения устойчивой исторической памяти студентов

Изучение событий  Великой Отечественной войны позволяет сформировать гражданскую позицию современной молодежи,  через личностное восприятие событий военного периода. Статья отражает сценарий...

Презентация к уроку биологии в 7 классе на тему "Сохранение биоразнообразия - основа устойчивости биосферы"

В презентации представлена информация об исчезнувших видах фауны, учтен региональный компонент....

Презентация на тему "Пути сохранения устойчивости геосистем"

Презентация на тему "Пути сохранения устойчивости геосистем"...