Внеурочное занятие «Листая мужества страницы» как средство формирования и сохранения устойчивой исторической памяти студентов
статья по истории (11 класс) по теме

Емельяненко Ирина Борисовна

Изучение событий  Великой Отечественной войны позволяет сформировать гражданскую позицию современной молодежи,  через личностное восприятие событий военного периода. Статья отражает сценарий внеурочного занятия, нацеленного на формирование и сохранение устойчивой исторической памяти обучающихся, на основе  освещения конкретных судеб близких людей и членов семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеурочное занятие по истории45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие «Листая мужества страницы» как средство  формирования и сохранения  устойчивой исторической памяти студентов  

 Емельяненко Ирина Борисовна,

преподаватель общественных дисциплин

ОГАПОУ «Староосколький  педагогический  колледж»

г. Старый Оскол

Для нас, граждан Российской Федерации,  память о Великой Отечественной войне является опорой национального самосознания, ценностным  символом, способствующим   единению и мобилизации моральных сил народа в противовес  политики экстремизма и подстрекательства, политики «двойных стандартов», распространяемых сегодня в современном мире.  К сожалению, все чаще в  средствах массовой информации некоторых европейских государств сознательно переставляются акценты в оценках, возбуждаются отрицательные эмоции в отношении страны и армии – победительницы, фабрикуется их негативный образ, внедряемый в массовое сознание современного поколения Европы. При этом не упоминается тот факт, что  советский народ спас европейские народы от человеконенавистнической стратегии Гитлера, нацеленной на уничтожение целых государств и народов, спас ценой двадцати миллионов жизней, ценой колоссальных потерь! Не хотят помнить и то, что Советский Солдат, задыхаясь в дыму пожарищ, прорываясь сквозь свинцовый град пуль, оглохший от грохота снарядов, дошел до Берлина,  освобождая от фашизма народы  западной демократии, которые теперь пытаются ставить на одну доску агрессора и его жертву, гитлеровскую Германию и Советский Союз.

Какой будет историческая память наших детей,   чем она будет наполнена, какие формы приобретет – отвечать нам, представителям старшего поколения.    На современного педагога  возложена особая миссия,  донести до молодого поколения  историческую правду,  дать прочувствовать ее, подержать в руках и навсегда запечатлеть в своем сердце, в своей душе - то есть воспитать Гражданина и патриота.

Стало уже традицией, ежегодно 5 февраля, в день освобождения Старого Оскола,  проводить внеурочное мероприятие для студентов 1-х, 2-х курсов на тему «Листая мужества страницы».

Подготовка к занятию осуществляется практически с первых дней поступления  в педагогический колледж. Студенты - первокурсники включаются в пополнение страниц  Книги памяти. Основное содержание сообщений – воспоминания близких людей о событиях военного лихолетья.  
Сценарий  мероприятия включает  в себя три блока:

  1. блок: «Страницы истории»:

 Вступительное голос учителя звучит на фоне мелодии  Яна Френкеля «Журавли»: «Февраль 2015 года. Старый Оскол  живет обычным ритмом успешно развивающегося города, в школах идут уроки, спешат куда-то автомобили, тихим рокотом ворчат заводские станки, мерный стук колес на железнодорожном вокзале  извещает о прибытии утреннего поезда, а громкий плач новорожденных  оповещает о появлении  на свет…словом  город живет обычной мирной жизнью…НО…в феврале 1943 года чуть больше 70 лет назад, разрушенный, израненный, покрытый пожарищами город начинал дышать, дышать свободной от оков фашисткой оккупации, грудью. Сегодня на уроке мы с Вами пролистаем страницы  истории нашего города в  Великой Отечественной войне, каждая из них - пример героизма, мужества и несгибаемой стойкости русского народа».

Далее вниманию учащихся представляется литературно историческая композиция,  освещающая основные этапы освобождения Старого Оскола от немецко - фашистских захватчиков,  на основе видео и документальных источников.

  1. блок:  «Страницы памяти».

Этот этап посвящен ключевой идее занятия -  максимально раскрыть ужасы войны и величие человеческого подвига на основе сообщений студентов о судьбе своих близких людей в военный период. Безусловно, каждый рассказ уникален по своему содержанию и приобретает особую значимость, когда он звучит из уст потомков. Приведу некоторые выдержки из работ студентов:

Холтобина Виктория: « Мой дедушка – старший сержант Илья Холтобин, был призван в армию в 1940-ом году в морской флот. Службу нес в Риге на линкоре "Марат", который  защищал в период блокады Ленинграда, морские подступы к городу. На корабль было сброшено две бомбы, после чего его поставили на дно, перекрывая доступ немецким подлодкам, а с башен велись обстрелы до завершения блокады. Мой дед участвовал в обороне Литвы, Латвии и Эстонии.  Великая Отечественная война  закончилась для него  в Берлине». Рассказ студентки сопровождается презентацией, на слайдах которой помещены фото ее совсем молодого деда. Слушатели обращают внимание на удивительную схожесть взгляда ясных глаз дедушки и внучки.

 С трудом сдерживая волнение  повествование продолжает Чвирова Лилия:

«Моя бабушка Волоконская Эрна(Ольга) Яковлевна с1940 года была ребенком Великой Отечественной войны. Она была очень маленькая, но несколько историй запечатлелись в ее памяти навсегда. Был случай как они шли по улице и по дороге была рассыпана мука, сначала они легли на дорогу и начали ее слизывать ,потом бабушкина мама сняла платок и они начали собирать муку, чтобы отнести домой и накормить остальных детей»

Якунина Валентина представляет материал, который рассказывает о семейной реликвии : «Передо мной лежит пожелтевшая фотография сестры моей бабушки Александры Сергеевны Баркаловой. До Великой Отечественной войны Александра Сергеевна работала учителем русского языка и литературы в одной из школ небольшого провинциального города - Старый Оскол.  Война не терпит полутонов, она обнажает истинную человеческую сущность, выявляя на свет качества, о которых, в условиях обычной мирной жизни, человек бы только лишь бы предполагал. Родина была в беде, гнев и ненависть к врагу бушевали в сердце Александры. Она не могла смириться с тем, что отныне судьбу советских людей, судьбу ее Отчизны решали фашистские варвары. В голове упорным молоточком билась мысль: «Что делать? Если бороться, то как?». Героями не рождаются, ими становятся. В условиях оккупации, мужественная девушка вступила в подпольную организацию, Ясно отдавая себе отчет, она составляла текст листовок, в которых призывала граждан оказывать сопротивление врагу… Но нашлись предатели: её выдали. Александру вместе с маленьким ребёнком фашисты бросили в подвал. В течение нескольких дней и ночей ее жестоко пытали. Немецкий офицер, с холодными ледяными глазами озверевший от стойкости истекающей кровью девушки, отдал приказ убить грудного ребенка на глазах у матери. Но не было той силы, которая бы смогла вырвать дочь из материнских рук. Раздался новый приказ, немецкие солдаты набросились на Александру, отчаянно прижимающую малышку на руках. Фашисты в иступленной ярости искололи штыками мать и ребенка, а затем сбросили в шурф и ещё живых, дышащих засыпали землёй. Об этом страшной трагедии родные Александры Сергеевны узнали из письма её подруги, с которой они вместе жили и работали». Свое эмоциональное  выступление Валентина завершает словами: «Во мне течет частичка ее крови, это определило выбор моей профессии - учитель. Я хочу  научить детей простой истине - ужасы войны не должны повториться вновь. Дети приходят в этот мир для долгой счастливой жизни, для того чтобы жизнь на нашей  красивой голубой планете продолжалась вновь и вновь. Чтобы продолжалась незримая, но такая важная связь многих поколений».  

  1. блок:  «Страницы правды и совести».

Эта страница посвящена дискуссионному разговору между студентами по проблеме фальсификаций в освещении западными историками событий Великой Отечественной войны.

В итоге хочется подчеркнуть, что молодые люди, прочувствовавшие тему Великой  войны, самостоятельно открывшие в этом героическом периоде свои большие и маленькие истории,  отчетливо понимают  истинную картину событий. Они не позволят задурманить свои головы искажениями о роли советской армии в Победе  над фашисткой Германией. Хочется верить, что наша молодежь еще долгие годы будет, с бьющемся от волнения сердцем смотреть на звезды победного салюта и с ликованием кричать «Ура!».  А  значит они, как истинные граждане и патриоты  России  никогда не допустят войны и насилия на своей земле.

Список литературы:

  1. Белухин Д.А. Основы личностно – ориентированной педагогики. – М.: Тодек, 1996. – 318 с. 
  2.  Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. дис. . д-ра пед. наук/ – Ставрополь, 1997. – 351 с. 
  3.  Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Ин-т профессионального образования Минобразования России, 1995. – 336 с. 
  4.  Блонский П.П. Гражданское или человеческое воспитание? Свободное воспитпние и свободная школа. – 1918. – №4. – С. 79–92. 
  5. Болотина Т.В. Гражданское образование: методология, содержание и методы обучения. – М.: Академия повыш. квалиф. и переподготовки работников образования, 2002.– 166 с. 
  6. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика. – 1995. – №4.–С. 29-36. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти

Данная статья представлена на международной конференции "Наука и образование в XXI веке"....

Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти

Статья отражает практический взгляд на развитие исторической памяти....

Исторический КВН "Листая прошлого страницы..."

Тарихи квн,тарих битләренә сәяхат...

Внеурочное занятие "Страницы фронтовой тетради"

Литературно-музыкальная коспозиция на военную тематику...

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная статья имеет цель представить практический опыт по формированию исторической памяти у школьников в рамках внеурочной работы в музее, развернутом на базе образовательного учреждения МБОУ Паршико...

Открытое занятие "Одна из страниц истории села Большой Куяш" по внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Материал может быть полезен для учителей по внеурочной деятельности....

Внеурочное занятие с использованием ресурсов исторического парка г. Тюмень по роману Алексея Иванова "Тобол. Много званых"

В ходе мероприятия через знакомство с историческими персонажами романа Алексея Иванова «Тобол. Много званых» показывается связь между событиями мира, страны, Сибири XVII - XVIII веков и су...