Рабочая программа по географии 10 класс 2016-2017 уч.г.
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Пискарева Галина Александровна

Рабочая программа по курсу "Социально-экономическая география мира" 10 класс учебник В.П. Максаковского 2014 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_geografiya.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

2016-2017 уч .год

                                                                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономическая и социальная география мира

под редакцией В.П. Максаковского, 68 часов

10 класс  

Одними из важнейших принципов, положенных в основу данного курса являются историзм, с помощью которого можно нарисовать социально-экономическую панораму мира в динамике,  и внутри- и межпредметная интеграция позволяющая учащимся использовать "наработанный" материал другими естественными и гуманитарными школьными дисциплинами.  А также принципы актуальности, системности и д.р.. Последовательность тем  диктуется  историко-географической  логикой. Курс открывается  темой "Природа и цивилизация",  в которой показаны основные этапы освоения планеты и изменение характера  взаимоотношений человека  и природной  среды.  Далее следует логичный переход к изучению темы "Природные ресурсы", а затем "Население". Далее следуют темы "Политическая карта мира" и "Мировое хозяйство". Обращение к мировому хозяйству символизирует единство и целостность современного мира, подчёркивает  необходимость  интеграции экономики в такое хозяйство. Тема "Региональная география" наиболее обширна. Главный вопрос в ней - изучение наиболее характерных особенностей отдельных регионов мире, являющихся продуктом естественной эволюции современного мира и учитывающее хозяйственно-культурные типы населения.  Завершается курс темой "Глобальные проблемы человечества", в которой даётся общее представление  об  этих  проблемах,  одни из которых порождены развитием экономики и избыточными нагрузками на природные системы, другие -  быстрым ростом населения миря,  третьи -кризисом духовной культуры и т.л.. В связи с особенностями содержания курса, связанного с внутри- и междисциплинарной интеграцией,  особенно важно Формирование умений у учащихся устанавливать межпредметные причинно-следственные связи с ранее пройденными курсами географии и истории.

ВВЕДЕНИЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. (3 ч)

Предмет изучения, цели и задачи социальной и экономической географии мира. Значение и необходимость, знаний в области социальной и экономической географии в жизни современного человека. Основные методы в изучении отдельных стран и регионов мира.

 Современная политическая карта мира как многовековой итог развития обществе. Особенности влияния различных исторических эпох на её Формирование. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мира, принципиальные различия между ними. Территория, население и власть как основные элементы государства. Сходства и различия государств. Многоликость стран современного мира. Их типология. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны мира. Территория государств и государственная граница. Международное право и запрещение нарушения границ другого государства. Монархия и республика как Форма правления. Унитарное и федеративное государства как форму государственного устройства. Международные организации. ООН как наиболее массовая и авторитетная международная организация в современном мире, её Функции и задачи. Понятие о политической географии.

МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. (4 ч)

Восхождение человечества к вершинам социально-экономического прогресса и использование им разнообразных природных ресурсов. Связь природных и экономических  ресурсов. Масштабы сырья, потребляемые современной промышленностью мира. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими различных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономическая оценка. Минеральные, земельные, лесные ресурсы. Ресурсы пресной воды и ресурсы Мирового океана: история освоения, особенности их распределения и использования. Основные проблемы в распределении и использовании различных видов ресурсов. Изменение роли  отдельных   ресурсов на протяжении истории развития человечества. Быстрое истощение природных ресурсов. Другие, нетрадиционные виды  ресурсов. Неудовлетворительное состояние существующей системы производительных сил. Мобилизация творческих сил человечества для преодоления кризиса цивилизации. Охрана и рациональное использование природных ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТА-1

 

НАСЕЛЕНИЕ МИРА (4 ч)

Важнейшие этапа демографической истории человечества. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Естественное движение населения, его воспроизводство. "Демографический взрыв", его причины и последствие Теория демографического перехода. Демографическая политика и её направленность в разных странах. Этнический и религиозный состав населения, мировые и национальные религии. Возрастной и половой состав населения. Половозрастная пирамида. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Неравномерность размещения населения по поверхности Земли. Характер и плотность расселения.

Связь образа жизни населения с местными условиями стран и регионов. Урбанизация, её особенности в развитых и развивавшихся странах. Крупнейшие города мира. Агломерации, мегаполисы. География международных миграций населения,  их причины. Социально-экономические условия  и продолжительность жизни населения в различных странах и регионах мира.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТА-1

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (2 ч)

Понятие о мировом хозяйстве как совокупности национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений. Состав мирового хозяйства. Международное разделение труда как высшая Форма географического разделения труда. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических Факторов. Научно-техническая революция (НТР) и размещение производительных сил. Особенности современного этапа НТР. Старые и новые факторы размещения производительных сил.

ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (8 ч)

Промышленность мира: значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи, географические особенности. Энергетика. Топливно-энергетический баланс мира и тенденции его изменения. Нефтегазовая и угольная промышленность. Электроэнергетика. Обрабатывающая промышленность мира: машиностроение, химическая промышленность мира. Металлургия. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государства. Основные промышленные очаги и центры. Сельское хозяйство: значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Аграрные отношения в странах различного типа. Земледелие. "Зелёная революция" и её сущность. Животноводство. Различия между странами в уровне развития сельского хозяйства. Основные мировые районы земледелия. Транспорт, его роль в развитии и размещении мирового хозяйства, в международном разделении труда. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные вилы транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, трубопроводный и воздушный транспорт), их географические особенности. Мировые экономические связи. Формы международных экономических связей. Важнейшие интеграционные союзы. Экономическая интеграция "Восток-Запад".

РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ (38 ч)

Современный мир сквозь призму индивидуальности слагающих его регионов. Страноведение  и региональная география историко-географические регионы (историко-культурные области) как наиболее подходящая основа для географического познания мира. Развитые страны. США, страны Западной Европы и Япония: соотношения в "треугольнике силы", "Новые индустриальные страны". Развивающиеся страны:  их сходства и различия. Корни отсталости. Типология развивающихся стран. Характеристика стран и регионов: Зарубежной Европы; США, Канады, Латинской Америки, Азии (Японии, Китая и Индии), Африки, Австралии и Океании. Их  историческая и социально-экономическая специфика.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ-3

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (9 ч)

Понятие глобальной проблемы, её признаки. Проблемы сохранения мира на Земле и ликвидация угрозы ядерной войны.  Экологические проблемы. Энергетическая и  сырьевая проблемы.  Демографическая и продовольственная проблемы.  Проблемы отсталости. Проблемы дефицита демократии, свободы, гуманизма и кризиса культуры1/ нравственности, семьи. Проблемы охраны здоровья. Проблема Мирового океана. Истоки этих и других проблем, их острота и взаимосвязь, географические особенности проявления и возможности решения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ГЕОГРАФИИ:

Учащиеся должны:

1. Знать и применять:

-основные понятия и термины экономической и социальной географии, необходимые для изучения курса.

2. Называть и (или) показывать:

-примеры стран разных типов государственного устройства;

-примеры стран разного уровня социально-экономического развития;

-примеры стран-участниц важнейших международных экономических и политических организаций;

-основные виды природных ресурсов;

-антропогенные изменения природы Земли (примеры), источники и виды загрязнения окружающей среды, меры по охране окружающей среды;

-страны, выделяющиеся  по запасем основных видов природных ресурсов;

-основные расы; крупнейшие народы мира. Наиболее распространенные языки и мировые религии, ареалы. Их распространения;

-крупнейшие по плошали и населению страны мира к их столицы;

-численность населения мира, основные черты размещения;

-примеры стран различных типов воспроизводства населения;

-соотношения городского и сельского населения мира, географические особенности процесса урбанизации;

-крупнейшие города и городские агломерации мире;

-состав мирового хозяйства и особенности его размещения в современную эпоху;

-факторы размещения основных отраслей хозяйства;

-примеры стран - крупнейших производителей основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

-важнейшие транспортные узлы и пути сообщения; государства на политической карте мира, страна СНГ.

3. Определять (измерять):

-показатели, характеризующие население и хозяйство.

4. Объяснять:

-особенности естественного и механического движения населения отдельных стран и регионов мира;

-особенности размещения населения мира и отельных регионов, связанные с историческими, природными и экономическими причинами;

-особенности урбанизации отдельных стран мира;

-особенности состава и структуры современного мирового хозяйства и хозяйств отдельных стран и регионов;

-особенности отдельных стран и регионов.

5. Прогнозировать:

-делать простейшие прогноза развития социально-экономических

явлений и процессов.

ПРАВИЛА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ:

Учитель оценивает умения и знания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, опираясь на следующие рекомендации:

1. Содержание и объём материала, подлежавшего проверке, определяется программой. при проверке усвоения материала
определяется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять её в знакомых и незнакомых ситуаоциях на практике.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по географии являются: письменная самостоятельная  работа,  практическая работа, письменное и устное тестирование, устный опрос.

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависят так же от наличия и характера погрешностей, попущенных учащимися.

4. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочёты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и умениями, указанными в программе. К недочётам относятся погрешности, свидетельствующие о неполном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочётами так же считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником знания или способа его выполнения (неаккуратная запись, небрежное оформление работы). Граница между недочётами и ошибками является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочёт.

5. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят как из теоретических, так и из практических вопросов и задач.

6. Оценка ответов учащихся при устном к письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок:

1-"плохо"

2-"неудовлетворительно"

3-"удовлетворительно"

4-"хорошо"

5-"отлично"

7. Учитель может повысить отметку учащегося за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которое свидетельствует о высоком географическом развитии учащегося- за решение более сложной географической задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенный учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

OЦEHKA УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАШИХСЯ

 Ответ оценивается отметкой "5", если ученик:

-полно раскрыл содержание материала, предусмотренное программой и учебником:

-изложил материал грамотным языком в определённой последовательности, точно используя географическую терминологию и символику;

-правильно выполнил чертежи, графики, рисунки, сопутствующие ответу;

-показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформулированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

-возможны один - два недочёта при освящении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой "4", если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку "5", но при этом имеет один из недостатков:

-в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие географического содержания ответа;

-допущены один - два недочёта при освящении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

-допущена ошибка или более двух недочётов при освящении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя;

Отметка "3" ставится в следующих случаях:

-неполно и непоследовательно раскрыто содержание материала, не показано общее понимание вопроса и

продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

-имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании географической терминологии, чертежах, схемах, в выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задании, но выполнил задание обязательного уровня сложности по данной теме;

-при задании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умении и навыков;

Отметка "2" ставится в следующих случаях:

-не раскрыто содержание учебного материала;

-обнаружено незнание и непонимание учеником большей и наиболее

важной части учебного материала;

-допущены ошибки в определении понятий, при использовании географической терминологии, в схемах, рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлении после нескольких наводящих вопросов учителя;

Отметка "1" ставится, если:

-ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Отметка "5" ставится, если:

-работа выполнена полностью:

-в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

-в решениях нет географических ошибок (возможны: одна неточность, описка, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка "4" ставится, если:

-работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

-допущены одна ошибка или два - три недочёта в выкладках, схемах, чертежах или графиках (ес:и эти силы Работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка "3" ставится, если:

-допущено более одной ошибки или более двух - трёх недочётов в выкладках, чертежах, схемах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка "2" ставится, если:

-допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка " 1" ставится, если:

-работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и Умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учебно-методическое обеспечение

1 Учебник 10класса « Социальная и экономическая география мира» , В.П. Максаковский, М, Просвещение, 2014 г.

2. Атлас по географии 10 класс. ОКФ, 2016

3.Социальная и экономическая география мира. Методическое пособие. В.П. Максаковский,2008 г.

4.Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. Н.Н. Суртаева, омск.2009 г.

5.ЦОР: География 6-10 класс 1С: Экономическая и социальная география мира 10 класс 1С;

6. Интерактивные карты по географии 1С; География в школе(регионы мира)

                                                                                                         Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Кол-во практических работ

Зачет

1.

Политическая карта мира

3

-

№1

2.

География мировых природных ресурсов

4

1

№1

3.

Население мира

4

1

№1

4.

НТР. География мирового хозяйства

2

-

№1

5.

География отраслей мирового хозяйства

8

№1(2ч), №2

6.

Зарубежная Европа

10

2

№2(2ч)

7.

Зарубежная Азия

10

2

№3

8.

Северная Америка

5

1

№3(2ч)

9.

Латинская Америка

4

-

№4

10.

Австралия и Океания

2

-

№4

11.

Африка

4

1

№4

12.

Глобальные проблемы современности

4

-

№4(2ч)

всего

60

8

4(8ч)

                                 

 Поурочное планирование

№ п/п 

Тема урока

Дата

Образовательные

задачи

Понятия

Навыки

Тип урока

Оборудов.

Современная политическая карта мира(3ч)

1

Введение. Содержание и строение курса

Познакомить учащихся с основными уровнями изучения страноведческой, региональной глобальной географии; структуры учебника методами географических исследований.

Экономическая и социальная география мира. Социология. 

 

Знать/понимать: 

основные географические    понятия    и 

термины

Уметь:

определять

распределение группировок по континентам

Беседа

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

2

Многообразие стран мира

Сформировать представление о разнообразии современного мира

Изменения на политической карте мира в новейшее время. 

Многообразие стран

современного мира и их основные группы. 

Знать: крупнейшие государства мира, страны с численностью более 100 млн. человек.

Уметь: классифицировать страны мира по площади, численности населения, уровню экономического развития

 лекция

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

3

Государственный строй стран мира. Политическая география

Дать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства Показать влияние международных отношений на политической карте мира

Государственный строй, 

формы правления и административно- 

территориального

устройства стран мира. 

Геополитика и политическая география. 

Международные организации. 

Роль и место России в 

современном мире. Политическая карта, политическая география, геополитика

Знать: понятия монархия, республика, унитарное и федеративное государства Знать: Изменения на политической карте мира (по сводкам новостей), термины: суверенные страны, ВВП, НИС, ключевые страны, «азиатские драконы».

Самостоятельная работа

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

                     

                     География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды(4ч)

4

Взаимодействие 

общества и природы. Ресурсообеспеченность стран мира

Сформировать понятия»географическая среда», «природопользование»,

« ресурсообеспеченность»

Основные виды природных ресурсов. 

Размещение природных 

ресурсов и масштабы их 

использования. 

Ресурсообеспеченность природными ресурсами. 

Особенности использования разных видов природных ресурсов. 

Рациональное и нерациональное природо- 

пользование. 

 

Знать особенности 

размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. 

Уметь

определять и 

сравнивать по разным источникам нформации географические тенденции развития природных, соци- 

ально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообес-печенность отдельных стран и регионов мира

 

 

 семинар

Политическая карта мира, карта природных ресурсов, учебник, атлас, к/к

5

География минеральных ресурсов мира

Сформировать представление об основных закономерностях размещения  мин. ресурсов и обеспеченности стран и регионов полезными исскопаемыми

Основные месторождения угля, нефти, газа, рудных и нерудных ресурсов

Знать: неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы.

Уметь определять ресурсообеспеченность стран мира

Практическая работа « Выявление ресурсообеспеченности мировыми природными ресурсами»

Политическая карта мира, карта природных ресурсов, учебник, атлас, к/к

6,7

География неминеральных ресурсов мира

Сформировать представление об основных закономерностях размещения  немин. ресурсов и обеспеченности стран и регионов мира

Основные регионы обеспеченности лесными, водными, земельными, рекреационными ресурсами и ресурсами Мирового океана

Знать: неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы.

Уметь определять ресурсообеспеченность стран мира

 практикум

Т2, §1

Население мира(4ч)

8

9.

Численность и движение  населения

Состав населения мира

Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения

Сформировать представление о половом, возрастном, религиозном   и этническиом  составе населения. ЭАН, Понятия «ЭАН», многонациональное государство, мировая религия»

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика.

 Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты.

Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран,

 Знать этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения,

 основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений 

 Лекция

 лекция

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

 Карты населения мира, учебник, атлас, к/к

10

Размещение и миграции населения

Сформировать знания об особенностях распределения населения

Расселение как процесс распределения населения по территории. Ареалы высокой плотности населения. Внешняя и внутренняя миграции География миграций

Знать: трудовые миграции, «утечка мозгов» плотность населения, ареалы.

 Практическая работа « Выявление по карте потоков современных миграций ми ра»

11

Урбанизация как всемирный процесс

Дать характеристику урбанизации как всемирного процесса

Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира  Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира

Города миллионеры, уровень урбанизации, геоурбанистика, субурбанизация

Оценивать и объяснять  уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

Знать крупнейшие агломерации мира .

Лекция

Политическая карта мира, населения мираучебник, атлас, к/к

Научно-техническая революция и мировое хозяйство(2ч)

12

НТР, мировое хозяйство и МГРТ

Сформировать понятие научно-технической революции, мирового хозяйства и МГРТ Показать взаимосвязь мирового хозяйства с достижениями научно-технической революции

Научно-техническая революция. Различия в уровнях эко- 

номического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и 

сельским хозяйством 

 

Знать основные черты НТР, центры мирового хозяйства. Дать представление о роли МГРТ в мире

Беседа

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

13

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

Дать характеристику 3 типов структуры   мирового хозяйства

Показать территориальные  структурные  различия мирового хозяйства между  двумя группами стран

 Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. воздействие НТР на отраслевую структуру. Основные модели мирового хозяйства. Понимать региональную политику

Политическая карта мира, Физическая карта мира, учебник, атлас, к/к

География отраслей Мирового хозяйства(8ч)

 14

География  промышленности. 

Топливная и горнодобывающая  

промышленность

Показать место промышленности в экономике мира

Рассмотреть ТЭП: рост производства и потребления, три этапа развития

 .География топливной и горнодобывающей промышленности 

 

Знать географические особенности отраслевой и территориальной с, размещения топливной и горнодобывающей  промышленности

 

Практическая работа

Политическая карта мира, Топливно-энергетическая карта, учебник, атлас, к/к

15

Электроэнергетика. Металлургия

Сформировать умения давать характеристику отрасли

Электроэнергетика в эпоху НТР. Электронизация. Комплексная автоматизация и информатизация. Металлургическая промышленность: типы ориентации

Знать и оценивать и объяснять уровень территориальной 

концентрации производства, степень 

природных, антропогенных и техногенных изменений 

отдельных территорий. 

Тест

Политическая карта мира, Топливно-энергетическая карта, учебник, атлас, к/к

16

Машиностроение, 

химическая, лесная 

и текстильная 

промышленности. Главные страны и 

районы 

Сформировать представление о развитии машиностроения мира. Главные центры машиностроения  мира. Сформировать представление о химической, лесной и текстильной промышленностях.

Отрасли машиностроения, факторы размещения. Страны-лидеры в различных отраслях машиностроения. Отрасли химической промышленности и факторы размещения для каждой отрасли химической промышленности. Отрасли легкой промышленности, факторы размещения, страны производители

Применять   разно- 

образные источники 

географической ин- 

формации для проведения     наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,   процессами   и явлениями,   их   изменениями  под 

влиянием    разнооб- 

разных факторов. 

Политическая карта мира, карта машиностроения мир, учебник, атлас, к/к

17, 18

Зачет №1

Тест, письменный контроль

19

География сельского хозяйства и  «Зеленая революция» 

Ознакомить учащихся с понятием «Зеленая революция», главными С/Х районами мира

Растениеводство, основные районы выращивания сельхозкультур. Животноводство.

Знать: факторы, определяющие и стимулирующие развитие сельского хозяйства.

Практическая работа

Политическая карта мира, карта сельского хозяйства мира, учебник, атлас, к/к

20

География транспорта

Сформировать представление о структуре транспорта мира: определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР

Сухопутный, водный, Воздушный транспорт. Основные страны производители и потребители транспортных средств. Влияние НТР на развитие транспорта География мирового 

транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. 

География внешней 

торговли. 

Знать основные направления изменения транспорта в эпоху НТР. Экологические виды транспорта (по сводкам новостей)

лекция

 лекция

Политическая карта мира, карта транспорта мира, учебник, атлас, к/к

21.

География нематериальной сферы

Сформировать представление о структуре размещении  нематериальной сферы мирового хозяйства

География отраслей нематериальной сферы Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. 

Знать отраслевой и региональный состав нематериальной сферы

лекция

22

Международные экономические отношения

Показать взаимосвязь мировой экономики и международных экономических отношений, роль внешней торговли

Виды международных 

экономических отношений. 

Россия в мировой 

Экономике. 

 

Знать единое  экономическое  пространство со свободным перемещением  товаров, услуг,  технологий , рабочей  силы

Тест

Политическая карта мира, атлас, к/к

23

Главные центры МХ, экономические интеграции и союзы

Обобщить знания по теме « география отраслей МХ». Сформировать представление о крупнейших экономических интеграциях мира

Региональные и отраслевые  группировки  международная экономическая       интеграция

Знать Региональные и отраслевые  группировки,   экономические       интеграции

практикум

Региональная характеристика мира(45ч)

Зарубежная Европа(10ч)

24

Региональная география. Историко-географические регионы мира

Сформировать представление о крупнейших историко-географических регионах мира

Крупнейшие историко-географические регионы мира. Их географическая специфика

Знать Крупнейшие историко-географические регионы мира

лекция

Политическая карта мира, атлас, к/к

25

ЭГП, природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы

Сформировать представление об особенностях ЭГП стран Европы, определить его значения для хозяйства региона

«Европейский полуостров» -  Евразия, Изрезанность береговой линии , теснейшая связь с морем. Малая величина территории региона

Знать: соседнее положение европейских стран, положение по отношению к главным сухопутным и морским путям

Практическая работа «Характеристика ЭГП одной из стран Зарубежной Европы»

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь

26

Население Зарубежной Европы

Выявить закономерности формирования населения Зарубежной Европы

Заселение региона. Формирование расового и этнического состава населения. Языки народов Европы и их география

Знать темпы роста численности населения. Пространственный рисунок размещения населения. Внутренние и внешние миграции

Самостоятельная работа

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь

27

 Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы

Раскрыть общие черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, интеграция экономики

Виды ресурсов и основные отрасли промышленности. Условия для интеграции

Знать оценку ЭГП Европы и его влияние на экономическое развитие региона

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь

28

Сельское хозяйство Зарубежной Европы

Сформировать представление о сельском хозяйстве Европы.

Типы сельского хозяйства, природные предпосылки для его развития, районы интенсивного производства

Знать особенности развития растениеводства и животноводства по североевропейскому типу, среднеевропейскому типу, южноевропейскому типу и восточноевропейскому типу

Практическая работа «Характеристика типов с/х стран Зарубежной Европы»

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь

29

Транспорт и туризм в Зарубежной Европе

Дать представление об уровне развития транспорта и туризма в Европе

Основные транспортные артерии Европы, виды транспорта, развитие экологически чистого транспорта. Основные туристические Центры в Зарубежной Европе, виды туризма.

Знать роль транспорта в Европе и основные туристические центры

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь

30

.Регионы Европы. Западная Европа. Общие особенности населения и хозяйства ФРГ

Сформировать  представление о  населении   и  хозяйства ФРГ

Природные ресурсы ФРГ, сельское хозяйство, транспорт, порты.

Знать благоприятные и  неблагоприятные  черты  ЭГП  ФРГ

Практическая работа к урокам 30-32 «ЭГХ одной из стран Европы»

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь

31

Субрегион  Южная и Восточная Европа.  Италия и Польша

Раскрыть особенности субрегиона Восточная Европа на примере Польши и Южной на примере италии

Природные ресурсы Польши и Италии, развитие сельского хозяйства, транспортных магистралей «Восток-Запад»

Знать благоприятные и  неблагоприятные  черты  ЭГП  Польши, Италии

Беседа

практикум

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь

32

Страны Северной Европы

Выявить социально-экономические особенности стран  субрегиона Европы

ЭГП стран, население, ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, внешние связи

Уметь сопоставлять данные, проводить анализ и сравнение уровня экономического развития изучаемых стран

Тест

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь

33

Европа –важнейший центр МХ

Дать представление об интеграционных процессах, выяснить их специфику

Международные организации и сообщества, военные группировки, региональные группировки, отраслевые группировки

Уметь объяснить целесообразность интеграции Европы и знать виды интеграции

Географический диктант

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь

34, 35

Зачет №2

Зачет. Тест

Северная Америка(5ч)

36

Состав, ЭГП и ПГП, природно-ресурсный потенциал  США

Сформировать представление об общих особенностях ЭГП и ПГП , природных ресурсах страны

ЭГП и ПГП, природные условия и ресурсы региона, экологические проблемы,

Знать черты ЭГП и ПГП, особенности  природных ресурсов

37

Население США

Сформировать представление об общих особенностях населения США, этапов формирования американской нации

Площадь территории США, форма правления США, форма территориально-государственного устройства США, Штаты США, особенности ЭГП США

Уметь сравнивать мегаполисы США, знать районы с большой плотностью населения, знать количество городов-миллионеров и процент городского населения.  

Политическая карта Северной Америки

38

 Ведущие отрасли  хозяйства США

Оценить природные условия и ресурсы, экологические ситуации, структуры и размещение хозяйства.

Особенности ЭГП. Оценка природных условий и ресурсов. Структура и размещения хозяйства. Важнейшие горнодобывающие районы США

Знать основные природные условия и ресурсы, структуру и размещение хозяйства

Практическая работа  

Политическая карта Северной Америки, атлас, к/к

39

Макрорайоны США

Сформировать представление о различных районах США

Промышленный Север, Тихоокеанские Штаты, Дальний запад и горные Штаты, Южные Штаты

Знать особенности развития промышленности и сельского хозяйства различных районов США

Тест

Политическая карта Северной Америки, атлас, к/к

40

Знакомство с Канадой. ЭГХ.

Показать какие отрасли Канады определяют ее место в Мировой экономике

Характеристика ЭГП, ПГП страны, хозяйственная оценка природных ресурсов

Знать экономику Канады, региональные различия и внешнеэкономические связи

 Практическая работа. «ЭГХ Канады»

Политическая карта Северной Америки, атлас, к/к

Латинская Америка(4ч)

53

Общая характеристика стран Латинской Америки

Показать социально- экономический уровень развития стран Латинской Америки

Территория, границы, ЭГП, государственный строй и большие внутренние различия стран Латинской Америки

Знать население, этнический состав, полезные ископаемые, промышленность, сельское хозяйство региона

Лекция

Политическая, Физическая карты Южной Америки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

54

Население Латинской Америки

Сформировать представление об общих особенностях населения Латинской Америки

Население и плотность населения, типы размещения, процесс урбанизации, форма государственного правления

Знать размещение, распределение языков и народов на территории Латинской Америки

Политическая, Физическая карты Южной Америки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

55

Хозяйство стран Латинской Америки

Дать представление о хозяйстве стран региона

Особенности развития экономики региона

Знать характеристику отраслей промышленности: традиционные отрасли, старые отрасли, новые отрасли и новейшие

Практическая работа

Политическая, Физическая карты Южной Америки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

56

Различие регионов Латинской Америки на примере Бразилии

Рассмотреть своеобразие Бразилии, как успешная страна региона

ЭГП и ПГП Бразилии, оценка природных ресурсов, экономика, население, культура, внешнеэкономические связи

Знать границы, природные ресурсы, направления развития экономики

Практическая работа

Политическая, Физическая карты Южной Америки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Зарубежная Азия(10ч)

41

ЭГП, природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии

Рассмотреть своеобразие азиатского региона, его состав и геополитическое положение, природно-ресурсный потенциал

ЭГП и ПГП, природные условия и ресурсы региона, экологические проблемы,

Знать состав Зарубежной Азии, особенности ЭГП регионов Азии, природные ресурсы,

Беседа

Политическая, Физическая карты Азии, атлас, к/к,

42

Население Зарубежной Азии

Сформировать представления о современных особенностях населения субрегиона в целом

 Демографическая ситуация.Формирование расового и этнического состава населения. Языки народов Азии и их география Размещение и урбанизация.

43

Хозяйство стран Зарубежной Азии

Сформировать представление об особенностях развития хозяйства регионов Азии

Классификация стран Азии по социально-экономическим показателям (развивающиеся и развитые). промышленность, сельское хозяйство

Знать промежуточные страны, новые индустриальные, бедные и отсталые, нефтедобывающие, страны «большой 8»

Практическая работа

Политическая, Физическая карты Азии, атлас, к/к, рабочая тетрадь

44

Региональные различия стран Азии

Расширить и углубить представления о крупнейших субрегионах Азии

Субрегионы Азии. Их экономико-географическая, историко-этнографическая специфика

 Уметь давать характеристику субрегионам Азии

Практикум

ПР.работа к урокам 45-50: презентация « ЭГХ одной из стран Азии»

Политическая, Физическая карты Азии, атлас, к/к, рабочая тетрад

45

Юго-Западная Азия

Охарактеризовать целостное представление о субрегионе

Экономико-географическая, историко-этнографическая специфика

Уметь давать  развернутую характеристику субрегиону

практикум

46

 Восточная Азия. Китай.

Охарактеризовать целостное представление о стране

Особенности населения Китая. Характерные черты урбанизации. Демографическая политика. ЭГП и его значение. Особенности новой экономической политике. Роль Китая в регионе и мире.

Знать проблемы народонаселения Китая,.ВВП Китая. Промышленные Центры.

Практическая работа

Политическая, Физическая карты Азии, атлас, к/к, рабочая тетрадь

47

Япония. Территория, границы, население. Хозяйство.

Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве страны Выявить особенности социально-экономического развития страны

ЭГП и состав территории. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени. Особенности населения. Демографическая политика. Государственный строй Оценка промышленного потенциала, «Японское чудо», факторы, способствующие его формированию, влияние ограниченности природного и трудового потенциала на экономическое развитие страны

Знать ЭГП, границы, государственное устройство, национальный состав,  вероисповедование, культура и традиции Японии промышленный потенциал, факторы экономического чуда и структуру экспорта и импорта страны

Практическая работа

Политическая, Физическая карты Японии, атлас, к/к, рабочая тетрадь

48

 Южная Азия. Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира

Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве страны

ЭГП и состав территории. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени. Особенности населения. Демографическая политика. Государственный строй. Политические, экономические и культурные связи России с Индией

Знать актуальные проблемы социально-экономического развития Индии. Природные районы, крупнейшие штаты и города Индии.

Политическая, Физическая карты Индии, атлас, к/к, рабочая тетрадь

49

Юго-Восточная Азия. Новые индустриальные страны Азии

Показать преимущества и недостатки модели нового индустриального развития

Новые индустриальные страны, волна индустриализации в Азии, выделение стран второй и третьей волн по хронологическим признакам.

Знать новые индустриальные страны (НИС), Внутренний валовой продукт стран НИС

Практическая работа «Характеристика одной из стран НИС»

Политическая, Физическая карты Азии, атлас, к/к, рабочая тетрадь

50

Центральная Азия.

Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве субрегиона

Экономико-географическая, историко-этнографическая специфика

Уметь давать  развернутую характеристику субрегиону

Проактикум

Политическая, Физическая карты Азии, атлас, к/к,

51. 52

Зачет №3

тест

Африка(4ч)

57

Африка.  История открытия и освоения европейцами Состав.  Население региона

Сформировать у учащихся представление  об истории открытия  и освоения  Африки  европейцами,   о  населении Африки

ЭГП  Африки. Этнолингвистический состав  населения  Африки.        Особенности формирования этносов на континенте

Знать ЭГП Африки, расселение языковых семей, формирование этносов, состав Организации Африканского Единства (ОАЕ).

Лекция

Политическая, Физическая карты Африки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

58-59

Природные ресурсы и хозяйство стран Африки

Выявить особенности хозяйства стран Африки. Положение региона в МГРТ

Отличительные черты колониальной структуры хозяйства. Меры по преодолению отсталости в экономике. Виды природных ресурсов.

Знать важнейшие горнопромышленные районы Африки. Трудовые ресурсы. Виды электростанций Африки

Практическая работа «Природные ресурсы Африки»

Политическая, Физическая карты Африки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т8, §1

60

Субрегионы Африки. Тропическая Африка

Сформировать представление  о субрегионах  Африки

Отличительные черты. Населения и хозяйства Региона

Знать важнейшие черты ЭГП, населения и хозяйства.

Практикум

Политическая, Физическая карты Африки, атлас, к/к,

61

ЮАР. Страна с двойной экономикой

Сформировать представление о ЮАР, как единственной на континенте экономически развитой стране

ЭГП, виды природных ресурсов, состав населения,  приоритет горнодобывающей промышленности – добыча золота, платины, алмазов, урановой руды

Знать политическую и социально-экономическую историю этой страны

Политическая, Физическая карты Африки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т8, §2

Австралия и Океания(2ч)

62-63

Австралия и Океания

Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве стран региона

ЭГП и состав территории. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени. Особенности населения. Демографическая политика. Государственный строй. Политические, экономические и культурные связи

Знать особенности ЭГП региона, устройство страны, специфика развития экономики. Животный и растительный мир.

Тест

Политическая, Физическая карты Австралии и Океании, атлас, к/к, рабочая тетрадь

64

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты

Выявить основные аспекты глобальных проблем человечества

Проблемы планетарного масштаба. Сущность проблемы, причины возникновения проблемы и пути решения

Уметь классифицировать глобальные проблемы, знать причины обострения проблем.

Беседа

Политическая карта мира, атлас, к/к

65

Обоснование глобальных проблем человечества

Показать возможность развития человечества при соблюдении определенных условий

Возрастание роли мировой политики и международных отношений, взаимосвязанность и масштабность мировых процессов в экономической, политической, социальной и культурной жизни, включение в международную жизнь и общение все больших масс населения – все это объективные предпосылки для появления глобальных, планетарных проблем.

Знать характеристику глобальных проблем. Уметь логически строить прогнозы, проекты, гипотезы решения проблем

Лекция, рефераты

Политическая карта мира, атлас, к/к

66

Глобальные катастрофы в мире

Показать виды катастроф и их последствия

Вид катастрофы; может быть локальной и глобальной. Локальная экологическая катастрофа приводит к гибели или серьёзному нарушению одной или более локальных экологических систем.

Глобальная экологическая катастрофа — гипотетическое происшествие, которое возможно в случае превышения допустимого предела неким внешним или внутренним воздействием (или серией воздействий) на глобальную экологическую систему — биосферу (например, «Ядерная зима»).

Знать примеры крупных экологических катастроф (взрыв на Чернобыльской АЭС, гибель Аральского моря, взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе)

Беседа

Политическая карта мира, атлас, к/к

67-68

Зачет №4

Тест, защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программы по географии ФГОС 2016-2017

Рабочая программы по географии ФГОС 2016-2017.  Учебник "География России. Население и хозяйство". Авторы учебника В.П. Дронов, В.Я. Ром...

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....