презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии"
презентация к уроку по географии на тему

Струкова Юлия Николаевна

Презентация к аттестации учителей географии "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии". УУД логического типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_strukova.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Струкова Юлия Николаевна муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов» учитель географии Разуму свойственно размышлять, сознавать, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему», выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и концы». (Ж. Фабр)

Слайд 2

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии

Слайд 3

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия: Методологической и теоретической основой исследования послужили: - концепция формирования и развития универсальных учебных действий: А.Г. Асмолов , Г.В. Бурменская , И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина , С.В. Молчанов и др.; - идеи формирования логического мышления А.Д.Гетмановой . - идеи реализации деятельностного подхода в методике обучения географии Л.С. Выготского , П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. - идеи формирования УУД в школьном географическом образовании Е.А Беловоловой , А.А Лобжанидзе и т.д Методические условия: Подбор специальных заданий по географии направленных на развитие логического мышления учащихся изучение методических рекомендаций по развитию логического мышления А.Д.Гетмановой , Я. А Коменского, В.А Сухомлинского, К.Д Ушинского Учет психолого-педагогических и возрастных особенностей учеников Организационно-педагогические условия: представление своего опыта на ШМО учителей предметов естественнонаучного цикла, публикация в электронном СМИ « Инфоурок »

Слайд 4

Актуальность опыта Особое внимание в ФГОС акцентируется на формировании универсальных учебных действий, достижении личностных и метапредметных результатов, что определяет специфику деятельности обучающегося, в ходе которой он должен не только узнать что-либо, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения . Возникновение проблемы Желаемый результат в соответствии с требованием стандарта Объективный анализ педагогической практики Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова Традиционная установка «на передачу» от учителя к ученику необходимого запаса знаний становится не эффективным освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета Проблемы современной школы - недостаточное теоретическое осмысление и методическое обеспечение при формировании познавательных учебных действий учащихся на уроках географии, что порождает противоречия между уровнем педагогической теории и актуальными потребностями практики на научно-методическом уровне Как учить?

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования ФГОС Программа Приемы развития УУД «Логика не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы... Логика должна стоять в преддверии всех наук» К.Д Ушинский

Слайд 6

Цель: создание условий для формирования познавательных универсальных учебных действий логического типа. Задачи: Определить связи универсальных познавательных учебных действий с предметным (географическим) содержанием -выявить методические условия формирования познавательных УУД учащихся в процессе обучения географии - Разработать систему заданий, направленных на формирование познавательных учебных действий логического типа при изучении географии

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея Настоящее – это следствие прошлого и причина будущего. Случайными кажутся события, причины которых мы не знаем. ( Демокрит )

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Рассмотрение и отбор тем школьной географии с позиции возможности использования методических приемов ,направленных на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи. Определить место приемов по формированию причинно-следственных связей в учебном процессе Разработка системы заданий , направленных на формирований познавательных универсальных учебных действий

Слайд 9

Модель системы универсальных учебных действий СИСТЕМА УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Познавательные УУД - действия знаково-символические (информационные) - действия логические (интеллектуальные ) - действия постановки и решения проблем - исследовательские действия Регулятивные УУД

Слайд 10

Рассмотрение и отбор тем школьной географии с позиции возможности использования методических приемов ,направленных на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Начальный курс География. Страны и континенты География. Россия География. Современный мир .

Слайд 11

Организация деятельности учащихся на уроках с использованием приемов по формированию умений устанавливать причинно-следственных связей. Место приемов в учебном процессе. Задания можно использовать на разных этапах урок а Этап мотивационно-ориентировочный Проверка домашнего задания Активизации внимания учащихся Этап операционно-исполнительский Изучение нового материала Практические работы Этап рефлексивно-оценочный Закрепление изученного материала Домашние задания Причинно-следственные связи

Слайд 12

Виды причинно-следственных связей Простые причина -> следствие Вращение Земли вокруг своей оси -> смена дня и ночи Сложные (Эффект домино) П --------С1 --------- С2 ---------С3 ---------С4 ----------- Сn гибель лесов из-за роста потребления электроэнергии, что ведет к увеличению мощности тепловых электростанций, возрастанию добычи и количества сжигаемого на электростанциях угля, а соответственно и увеличению выбросов серы в атмосферу, взаимодействию выбрасываемых трубами газов с кислородом воздуха, образованию капель серной кислоты, переносу аэрозолей, выпадению кислотных дождей и повышению кислотности почв, на которых растут деревья .

Слайд 13

Методические приемы формирования познавательных УУД в обучении географии Приемы работы с учебником: -составление логико-структурных схем Постановка вопросов Приведение доказательств из текста Приемы работы с географической картой: -приведение доказательств - Сопоставление карт Приемы работы с реальными географическими объектами: Полевой практикум экскурсия Приемы работы со статистическими материалами: Группировка Составление таблиц

Слайд 14

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Новизна опыта Предлагаемый подход формирования познавательных универсальных учебных действий логического типа на основе деятельностного метода, обеспечивает создание уникальной образовательной среды, провоцирующей учащихся на появление вопросов и желание найти ответы, что в полной мере соответствует идеологии системно – деятельностного подхода. Педагогический опыт показывает Освоение умения определять причинно-следственные связи позволяет решать проблемные задачи, отвечать на проблемные вопросы, строить логические умозаключения, а в целом развивает мыслительную деятельность учащихся. Практическая значимость Созданный методический материал, может быть использован в практике учителями в образовательных учреждения. Предложенный каталог обеспечивает возможность выбора конкретных видов заданий в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их интересами и уровнем развития.

Слайд 15

Результативность профессиональной педагогической деятельности. Планируемые результаты. теоретические знания по предмету география, умение применять знания в учебной деятельности. Овладение познавательными универсальными учебными действиями логического типа, включая способность устанавливать причинно-следственные связи. Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности Предметные результаты: Метапредметные результаты: Личностные результаты:

Слайд 16

«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты» Индивидуальная диагностика степени сформированности процессов мышления Диагностика степени сформированности познавательных УУД логического типа

Слайд 17

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Слайд 18

Литература Душина И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей/ И.В. Душина , В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя.-М .: ООО «Издательство Астрель »: ООО «Издательство АСТ», 2002. Беловолова , Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 кл .: метод. пособие / Е. А. Беловолова . – М.: Вентана-Граф , 2013. – 224 с. Справочник учителя географии/ авт.-сост. А.Д.Ступникова [ и др. ] .- Волгоград: Учитель, 2013. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова . – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика преподавания географии. М.: Просвещение. 2006 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011

Слайд 19

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Материал включает в себя текст к выступлению....

Формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий на уроках географии

В данной работе  представлены  основные способы формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках географии:умение давать определения понятиям,умение классифицировать,умен...

"Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии"

Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигн...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии (статья)

Сегодня мы являемся свидетелями перехода от «школы объяснения» к  «школе развития». Школа должна развивать познавательные и творческие возможности учеников, способствовать формированию базовых ко...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.

1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

" Формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках географии"

" Формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках географии"...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска....