Бинарный урок (география, МХК) «Крито-микенская культура» 7 класс
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему

Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории искусства. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации, а достижения искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох.

В ходе урока предполагается рассмотреть разные по образности и средствам выражения  культуры: минойской и ахейской, и определить их связь с географическим положением государств.

Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории искусства. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации, а достижения искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох.

В ходе урока предполагается рассмотреть разные по образности и средствам выражения  культуры: минойской и ахейской, и определить их связь с географическим положением государств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок  (география, МХК) «Крито-микенская культура»

7 класс

Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории искусства. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации, а достижения искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох.

В ходе урока предполагается рассмотреть разные по образности и средствам выражения  культуры: минойской и ахейской, и определить их связь с географическим положением государств.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о Крито-микенской художественной культуре, определить особенности и зависимость ее проявлений от географического положения центров.

Форма урока: комбинированная с элементами диалога и использованием иллюстративного материала.

Организация взаимодействия учителя и учащихся: эвристическое наблюдение, использование методов погружения в эпоху, образного видения, проблемного изложения материала.

Задачи урока:

Образовательные:

  • выявление взаимосвязи различных областей знаний;
  • приобретение опыта анализа произведений искусства, сравнения особенностей культур;
  • развитие понимания различий в ценностных ориентирах и мировосприятии людей в зависимости от сложившихся условий;
  • формирование познавательного интереса учеников, самостоятельности поиска знаний;

Развивающие

  • формирование
  • формирование умения анализировать произведения изобразительного искусства в контексте эпохи;
  • развитие художественного вкуса, памяти и воображения;
  • развитие мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение и сопоставление.
  • развитие логического мышления.

Воспитательные

  • формирование ценностных ориентиров;

Основные категории и понятия, изучаемые на уроке:  Кносский лабиринт царя Миноса на Крите, дворец царя Агамемнона в Микенах, греческие мифы, мегарон, толос.

Задание для учащихся на уроке:

Сопоставляя особенности  географического положения, рельефа и искусства двух основных центров крито-микенской культуры заполнить таблицу со сравнительной характеристикой соответствующих параметров. архитектурных сооружений, изобразительного искусства, различие которых объясняется глубоким различием в мироощущении критян и ахейцев.

Домашнее задание:

Сравнить крито-микенское искусство с художественной культурой ранее изученных цивилизаций.  

Изучаемые произведения:

Фрески Кносского дворца: «Дельфины», «Парижанка»; ритуальный сосуд «Бык», «Похищение Европы» роспись краснофигурной вазы.

Фрески Микенского дворца: «Микенянка», «Охота на кабана»;  «Львиные ворота» дворца царя Агамемнона, Золотая маска из Микен.

Оборудование урока

Компьютер, интерактивная доска.

На уроке используется презентация

Структурный план урока.

Организационная часть;

Постановка задачи исследования,  в том числе, предстоящего домашнего задания.

Изложение материала с проверкой домашнего задания и пройденного материала.

Проверка результатов заполнения таблицы и обсуждение.

Рефлексия.

Содержание урока

Слайд 1

Мы с вами продолжаем изучать художественную культуру такого далекого Древнего мира. И сегодня, переместившись из Азии в Европу, приступаем к изучению греческой цивилизации. Своеобразным связующим звеном между Востоком и Древней Грецией появилась культура, которая существовала в 3-2-м тысячелетии до н.э. на островах и побережьях Эгейских моря.

Слайд 2 (карта Греции) М.Ю.

Слайд 3

Предшественница античной культуры охватывает время двух древнейших цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории. Она зарождается примерно на рубеже III тыс. до н.э., когда на островах и побережье повсеместно распространяются бронзовые орудия труда.

Слайд 4 (схема)

Древнейшая культура на территории Греции получила название «Крито-микенской» по двум основным центрам: острову Крит и городу Микены. По-другому ее еще называют эгейской.

Как вы думаете, почему?

Пережив периоды подъема и упадка, крито-микенская культура просуществовала примерно до 1200г. до н.э. До нашего времени сохранились остатки стен сооружений и фресок, мраморные статуэтки, расписные сосуды.

С этой культурой связано множество мифов и легенд, которые долгое время являлись единственным источником информации о ней.

Да и само зарождение этой цивилизации связывают с одним их греческих мифов. Вспомните о чём он?

Слайд 5 (иллюстрация мифа)

Миф о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы. «Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса – родоначальника  критских царей».

Реальность мифов и легенд доказали археологические открытия на рубеже XIX – XX вв., который стали возможны благодаря достижениям развивающейся науки. Два выдающихся археолога стояли у истоков изучения крито-микенской цивилизации.

Можете ли вы назвать их имена?

Слайд 6

Это Артур Эванс и Генрих Шлиман.

Слайд 7 (Эванс Крит)

Название самой цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901г. начал рискованные раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией.

Слайд 8 (Крит) М.Ю.

Остров Крит расположен почти на ровном удалении от Европы, Азии и Африки; имеет длину около 250 км и ширину от 12 до 57 км. Он разделен перешейками на 3 части: центральную, восточную и западную.

Он был древнейшим очагом цивилизации в Европе. По своему географическому положению этот гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет как бы естественный форпост европейского материка, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой.

Кносс - древний город на острове Крит, расположен около столицы острова города Ираклион, на северном берегу, в 4 км от моря, в древности с двумя гаванями.

Слайд 9

Возникшая на одном из самых оживленных перекрестков древнего Средиземноморья минойская культура испытала на себе влияние древнейших цивилизаций Ближнего Востока. Название «минойская» (соответственно минойцы — народ, населявший Крит в древности) было введено в науку А. Эвансом, который образовал его от имени мифического царя Крита Миноса.

В 18 в до н.э. эпицентром критской культуры становится город Кносс. Обнаруженный в ходе раскопок дворец Миноса и стал основным источником информации о ней.

На Крите вся жизнь  была сосредоточена вокруг дворцов, которые состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, но воспринимаемых как единый архитектурный ансамбль.

Слайд 10 

Кносский дворец был отделен от города крепостной стеной. Его лабиринт – многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами. Его декор в виде бычьих рогов, найденные ритуальные сосуды в виде головы быка и часто встречающееся изображение этого животного на фресках отражали еще один греческий миф.

Какой?

Слайд 11

Миф быке Миноса – Минотавре.

Слайд 12 (фасад дворца)

Дворец состоял из несколько этажей, которые были связаны лестничными переходами, поддерживаемыми колоннами. В центре находился большой открытый двор, вокруг него – дворцовые помещения, которые имели различное назначение. Одни из них использовались как жилые комнаты, другие предназначались для парадных приемов и религиозных церемоний. Некоторые помещения отводились под кладовые, где стояли огромные пифосы для хранения продуктов. В нижних этажах размещались склады оружия, кухни. Специально выделялись помещения для мастерских и для прислуги.

Слайд 13

Освещался кносский дворец с помощью световых колодцев, пронизывающих все здание сверху донизу. При этом свет ярко освещал одни помещения, оставляя другие в полной темноте.

Слайд 14

Опорой сооружения служили необычные расширяющиеся кверху колонны.

Как называется такая конструкция в архитектуре?

Из круглой и квадратной плит постепенно формируется вершина колонны для поддержания перекрытий.

Как называется данная верхняя часть колонны?

Слайд 15

В некоторых дворцовых помещениях сохранились фрески.  Сюжеты фресок чрезвычайно разнообразны: сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры. Постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом.В "тронном" зале на стенах изображены грифоны - мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой.

Слайд 16

Необычайно реалистичны пейзажи и изображения животных. Особенно часто в критской живописи встречаются морские мотивы.

Слайд 17

А одним из самых ярких образов критского искусства стала роспись «Парижанка», названная так археологами за яркость и красоту.

Какие особенности росписей вы можете выделить?

Одновременным изображением в профиль и анфас, они похожи на египетские.

Больше встречается изображение окружающего мира и обычной жизни.

Выделяется яркая цветовая гамма красок этих росписей.

Слайд 18

Ккритские художники были замечательными мастерами искусства чеканки и резьбы по камню. Большой славой пользовались и изделия из бронзы и золота, очень ценились глиняные вазы. Керамические сосуды здесь покрывалась либо растительными росписями, либо изображениями морских даров. На Крите даже была изобретена особая краска с металлическим блеском, которая делала стенки сосудов водонепроницаемыми.

Таким образом минойцы создавали самобытную архитектуру, владели искусством фрески и мозаики, были замечательными ювелирами и мастерами резьбы по камню, изготавливали великолепную керамику.

Но в середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения были разрушены, многие навсегда покинуты обитателями и забыты на целые тысячелетия. С этого времени начинается упадок критской культуры, а основной культурный центр Эгейского бассейна перемещается на материк.

Слайд 19 (Шлиман, Микены)

Микенцы, которые стали прямыми предками будущих эллинов (греков) пришли на территорию греции приблизительно в III тыс. до н.э. и вскоре власть их распространилась на весь Эгейский мир. Они проникли на многие острова, а после катастрофы захватили также и Кносс - столицу минойского царства. Микенцы долго жили бок о бок с минойцами,   широко пользовались услугами одаренных критских мастеров и начале микенская культура испытала на себе сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Некоторые божества и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, отдельные виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо были заимствованы с Крита.  

Слайд 20 (карта материковой Греции) М.Ю.

Одновременно  с культурой Крита  на материке, в Микенах и Тиринфе развивалась микенская культура. Микены расположены на Пелопоннесе, на полпути между Коринфом и Аргосом. Микенский холм был заселён с начала III тысячелетия. Благодаря удобному положению в центре небольшой, но плодородной равнины, наличию водного источника - Персей и, наконец, недоступности холма для противника поселение постепенно расширялось.

Слайд 21

Художественная культура этого региона имела много общего с критской, но и отличалась от нее суровостью и мощью, что наиболее ярко проявилось в монументальной архитектуре. На крутых Скалистых холмах возводились дворцы и поселения, впоследствии получившие название "акрополя" ("верхний город"). Здесь все было подчинено задачам обороны от врагов Микенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой настоящие твердыни. Здесь, в так называемой цитадели, селились правители города, жрецы и верховная знать. Простой же люд жил в «нижнем» городе, располагавшемся у подножия холма.

Слайд 22

Микены были царством Агамемнона, возглавившего военный поход.

Какой миф связан с этим походом?

Слайд 23

В Микенах находился "Дворец Агамемнона". На вершине холма обнаружены его остатки. ниже на склоне частично сохранились остатки домов, а также монументальные львиные ворота с самым древним геральдическим символов Европы.

Слайд 24

Микенские дворцы имели регулярную планировку и закрытый характер, были просты и строги. Дворцовое здание представляет собой вытянутое в длину сооружение, помещения которого группировались вокруг мегарона – большого зала с очагом посередине. Здесь проходили все важнейшие действа - праздники, военные советы, советы вождей, проводились религиозные обряды.

Слайд 25

Из огромных, грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота - до 18-20 м. Древним грекам казалось, что эти сооружения могли возвести легендарные одноглазые великаны-циклопы. Ученые назвали такую кладку «циклопической».

Кто такие циклопы?

Слайд 26

Из больших камней складывали и узкие арочные проходы, городские ворота, как и во многих других городах Древнего мира, охраняли животные - львы.

Какие существа считались хранителями в других культурах?

Слайд 27

Стены дворцов Микен, также как и дворцов Крита, покрывали многочисленные росписи. Суровая скупая архитектура обуславливала характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней. Сама тематика воплощала основное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев.

Слайд 28

Распространенным сооружением в микенской архитектуре были гробницы. Под большим холмом в крепости обнаружена царская гробница с круглым внутренним помещением. Такую конструкцию сегодня называют «толосом».

Как называется такая форма перекрытия?

Слайд 29

Найденные погребальные маски  передавали индивидуальные черты суровых и властных ахейских владык. Здесь также заметны

Слайд 30

И в расписной керамике чаще встречается военная тематика. Помимо нее распространение получает простой орнамент.

Определение орнамента.

Слайд 31

Заключение.

В середине XII века до н.э. микенская держава была сметена нашествием воинственных племен дорийцев. Но богатое наследие эгейской цивилизации осталось в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, в появившихся позже мифических произведениях античных авторов.

Выводы

Географическое положение оказало влияние на разницу двух культур. Островное положение критской цивилизации не требовало оборонительного характера архитектуры, а в росписях использовались морские мотивы. Микенская культура, наоборот, носила военный характер. В архитектуре преобладали крепостные сооружения, а в живописи – трагические темы. Несмотря н а схожесть. динамичная линия критского искусства противопоставлена застывшим формам  микенского. Живописность, подвижность, эфемерность минойских образов сменилась жестокостью, статичностью, приземленностью микенских.

Обобщение

Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце 12 века до н.э. означало закат крито-микенской цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой выросла античная культура. Обитатели материковой Греции – эллины – стали преемниками  и довели до совершенства культурное наследство предшественников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс

Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс...

Бинарный урок география-математика "Байкал" 8 класс

Урок был проведен в рамках районного семинара....

Бинарный урок (география+биология) "Значение воды на Земле"

15.04.2014г. в рамках методической недели проводили бинарный урок....

Бинарный урок география и биология Тихий океан и его обитатели" коррекционная школа 8 класс

                                              Бинарный урок география и б...

Урок географии по теме: "Италия. Население, культура, обычаи и традиции".

Открытый урок по теме: "Италия. Население, культура, обычаи и традиции"....

Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня»

Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня» на материале регионального компонента на котором:1.Повторим тему 6 класса по географии «Атмосфера».2.По математике: за...

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...