Геологический музей
видеоурок по географии по теме

Ахметзянов Зефир Загидович

Геологические знания имеют важное мировоззренческое значение, как в системе интеллектуального развития личности, так и в повышении экологической безопасности общества. Взаимодействие музея и школы определяется тем, что в школьном музее обучение и воспитание ведется на основе подлинных памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.891    

Роль школьного геологического музея в преподавании географии

Ахметзянов Зефир Загидович, учитель географии МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ», 3307000075@edu.tatar.ru,  89179199582

Зарипова Анна Альбертовна, учитель химии МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ», 3307000184@edu.tatar.ru, 89170233112

Аннотация. Геологические знания имеют важное мировоззренческое значение, как в системе интеллектуального развития личности, так и в повышении экологической безопасности общества. Взаимодействие музея и школы определяется тем, что в школьном  музее обучение и воспитание ведется на основе подлинных памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Ключевые слова: геология, географическая оболочка, рельеф, минералогический состав, минеральный источник, палеонтологические образцы.

Abstract: Geological knowledge has important philosophical significance as in the intellectual development of the individual, and in improving the environmental safety of the public. The interaction of the museum and the school is determined by the fact that in the school museum education and training is based on the true monuments of natural history, material and spiritual culture.

Keywords: geology, geographic shell, relief, mineralogical composition, mineral spring, paleontological specimens.

Современный этап в развитии географического образования характеризуется ориентацией его содержания на формирование у школьников географической картины мира. В основе получаемой школьниками информации лежат знания о природных закономерностях функционирования географической оболочки. Для познания географической оболочки необходимо знать состав, свойства слагающих ее частей, изучить процессы, формирующие каждую из геосфер. В географическом образовании одной из основополагающей является геологическая составляющая. Ознакомление школьников с литогенной основой является важнейшей задачей для понимания закономерностей процессов и явлений, происходящих в географической оболочке.

Одним из важнейших условий формирования глубоких и всесторонних знаний о строении, составе литосферы, процессах, происходящих в ней, является геологический музей. Подлинность музейной информации придает полученным знаниям особую убедительность и достоверность. Школьные коллекции, используемые в учебном процессе, представляют собой набор минералов и горных пород, характеризующий состав литосферы, дающий представление о происхождении и использовании тех или иных компонентов литосферы. Это и палеонтологические образцы, дающие возможность изучить историю развития растительного и животного мира. С нашей точки зрения одним из важнейших средств  формирования глубоких и всесторонних знаний о вещественном составе, строении, истории развития земной коры являются экспозиции геологического музея[2:103-104].

Уже многие годы в нашей школе существует геологический музей, который был создан юными геологами. В геологический кружок объединяются школьники, которые в ходе массовой внеклассной работы по географии проявили интерес к этой науке,  руководителем кружка «Юный геолог» является учитель географии. Кружковые занятия имеют громадное преимущество перед уроками в том, что здесь предоставляется возможность прорабатывать любую тему, касающуюся геологии, глубоко и равностороннее. Это обусловливает и большие учебно-воспитательные возможности, высокую эффективность таких занятий со школьниками. На кружковых занятиях необходимо добиваться осознанного восприятия учащимися даже самых сложных понятий, формирования пространственного воображения и способности представить что-либо в движении и развитии. Особенно велика эффективность воспитывающей функции кружковых занятий. В коллективе сверстников с повышенным интересом к геологии каждый учащийся лучше использует потенциальные возможности всего коллектива, здесь полнее раскрываются внутренние резервы школьников в овладении теоретическими знаниями и практическими учениями. Основной задачей геологического кружка является изучение, как ближайших окрестностей, так и более или менее отдаленных мест. Это позволяет наглядно показать учащимся многое из того, о чем они узнали из учебников и рассказов учителя на уроке, или о чем им еще предстоит узнать из школьного курса географии. Современная геология - это целая система наук о Земле. Она изучает внутреннее и внешнее строение нашей планеты, в котором взаимодействуют литосфера, гидросфера, атмосфера и магнитосфера[3:26]. Особое внимание мы обращали на такие примечательные образования, как оползни, карстовые провалы, обрывы, выходы коренных пород. Оползень хорошо нанести на план, определить направление движения грунта, обозначить на плане образовавшиеся складки, разрывы почвенного покрова, выходы грунтовых вод. Внимательный осмотр места оползня помогает найти объяснение причин его возникновения. Изучение минералогического состава горных пород позволяет составить довольно полную картину геологического прошлого данной местности. Пестречинский район находится на Восточно-Европейской равнине, поэтому приходилось пользоваться случайными обнажениями пород на Бутырском карьере, обрывах, в выемках шоссейных дорог. Но и эти возможности позволяют судить о характерных чертах строения и состава поверхностных слоев земной коры в данной местности [1:102]. Собирали, в основном, только наиболее характерные образцы небольших размеров, откалывая нужные части. Каждый экземпляр заворачивали в бумагу, на которой записывали место находки и её название. Но если сразу же трудно определить породу, то лучше отложить эту работу до возвращения в школу, где с помощью справочников можно уточнить название и основные особенности образца. Во всех случаях надо более подробно описывать место и условия залегания данного образца. Это значит указать на плане место находки, записать среди каких пород находился образец. Такая работа позволит легко и быстро разобраться в нем по возвращении в школу и уверенно использовать собранные материалы. Особое внимание надо уделять полезным ископаемым. Ведь бурно развивающееся хозяйство страны нуждается все в большом количестве топлива, металла, строительных материалов. Особенно это важно для нашего Пестречинского района, т.к. район дотационный, было бы здорово, если обнаружили какое-либо месторождение полезных ископаемых. Поиск может увенчаться неожиданным успехом - обнаружить еще не известное никому месторождение любого полезного ископаемого. Большое внимание было уделено на нахождение минеральных источников, т.к. в Пестречинском районе очень много родников. Если предполагается, что найден минеральный источник, то надо обязательно его внимательно обследовать. Можно объяснить геоморфологическое и геологическое строение местности, в частности, по составу водоносных слоев можно судить о характере минерализации воды источника. Нами было установлено, что подземные источники около села Ленино-Кокушкино, Рыбхоз, Бутырки, Салкын-Чишма содержат много карбонатов. Но, к сожалению, минеральных источников не обнаружили. Также нами была изучена водная и ветровая эрозия. Подземные и надземные воды растворяют многие породы, в результате образуются пустоты и овраги. Членами геологического кружка был собран огромный материал по геологическому строению Пестречинского района, эти материалы были размещены в геологическом музее школы. Члены кружка составили карту полезных ископаемых района, описали геологическое строение и рельеф Пестречинского района.

Литература:

1. Музафаров, В. Г. Определитель минералов и горных пород: Пособие для 
педагогических и учительских институтов: Утверждено 
Министерством просвещения РСФСР /В. Г. Музафаров. -2-е изд.
перераб. -М. :Учпедгиз,1953. -175 с.

2. Нестеров Е.М. Погребе H.A., Сергеева С.П. Геологические памятники природы как объект изучения студентами и школьниками // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 1999- с. 103-109.
3.
Основы геологии : учебное пособие для учащихся по факультативному курсу : рек. М-вом просвещения СССР / В. Г. Музафаров.  - Москва : Просвещение, 1972. - 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Геологическая история и геологическое строение территории России

Презентация к урок географии в 8 классе по теме "Геоглогическое строение, рельеф и полезные ископаемые"....

Видеоролик к уроку "Геологическая история и геологическое строение территории России"

Видеоролик наглядно показывает как происходит формирование складчатых областей Земли....

7 класс. Тема 2 «ЧС геологического происхождения», урок 10 «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие».

Данная презентация иллюстрирует десятый урок ОБЖ в 7 классе  «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ В ГОРОД ШАХТЫ).

В данной работе дан обзор геологической экскурсии в город Шахты для изучения древней флоры карбона...

"Модель внеурочной деятельности-школьный геологический музей"

Геологические знания имеют важное мировоззренческое значение, как в системе интеллектуального развития личности, так и в повышении экологической безопасности общества. Взаимодействие музея и школы опр...

СИСТЕМА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В МУЗЕИ МОСКВЫ

СИСТЕМА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В МУЗЕИ МОСКВЫ...

31 ноября обучающиеся 6 «А» класса, в сопровождении классного руководителя и родителей, побывали в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского на обзорной экскурсии.

31 ноября обучающиеся 6 «А» класса, в сопровождении классного руководителя и родителей, побывали в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского на обзорной экскурсии....