Водяной пар в атмосфере.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Аршиева Мадина Матвеевна

Влага в воздухе, туман, облака, осадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата  ________        

Технологическая карта урока географии в 6 классе 

Тема

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

П/р «Наблюдение за облаками»

Тип урока

комбинированный.

Цели урока

- сформировать понятие «насыщенный» и «ненасыщенный воздух», «абсолютная и относительная влажность воздуха», «туман» , «облака» и раскрыть процесс их образования, «осадки»;

 -  выявить количество водяного пара в воздухе, температуры воздуха и подстилающей поверхности.

- научиться проводить наблюдение за облаками.

Планируемые результаты

Когнитивный компонент урока: абсолютная и относительная влажность воздуха, облака; атмосферные осадки.

Деятельностный компонент урока: определять виды облаков, наблюдать за облаками, давать их описание.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать значение облачности, осадков для жизни и хозяйственной деятельности людей; раскрывать влияние природных явлений на творчество людей.

Осн. понятия

Влага в воздухе, туман, облака, осадки.

Ресурсы:

ЭОР – презентация «Вода в атмосфере», учебник, тетрадь, таблица.

Орг. прост-ва

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создает положительную  мотивацию

Настрой на работу.

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос.

Назовите причины образования ветра. Как образуются бризы? Что такое муссон? Расскажите о его формировании.

Что называют атмосферой? Из каких слоев она состоит?

По таблице вычислить годовую амплитуду и среднюю температуру воздуха:

Отвечают на вопросы

мес

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

Ср t

амп

t

-19

-17

-11

0

+10

+16

+19

+16

+10

+2

0

-9

II. Актуализация

знаний. Формулирование темы урока, постановка цели.

Дежурному предлагается вытереть доску, смоченной в воде тряпкой.

-Чтобы смочить тряпку, нам потребовалось не менее 10гр воды. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Куда делась вода?

1. Объясните, что происходит с водой в атмосфере.

2. Выберите правильные утверждения:

- Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара может в нём содержаться.

- Степень насыщенности водяным паром показывает абсолютная влажность воздуха.

- Прибор для измерения влажности воздуха называется гигрометром.

- Самое большое количество осадков выпадает в Черрапунджи. - - Определение влажности воздуха имеет значение не только для определения погоды, но и для проведения технических мероприятий, при хранении музейных экспонатов (книг, картин), лечении многих болезней, орошении полей.

- Количество осадков на земной поверхности называется облачностью.

- Для чего человеку нужны знания об относительной и абсолютной влажности? А где вам могут понадобиться эти знания?

Отвечают на вопросы, закрепляя изученное.

III. Изучение нового

Анализ рисунка 79 стр 121

в учебнике.

— Посмотрите в окно на небо, вы видите облака. Многие из вас любят смотреть на них. Облака нередко принимают причудливую форму. Вот, например, какие ассоциации вызвали облака у русского поэта Виталия Туникова:

Облака белым пухом летели,
Покоряя небесный простор.
Сквозь туманы, снега и метели,
Мчась туда, где сердечный костёр.

Облака - душ небесных обитель,
Пролетая над нашим окном,
Как воздушный, безмолвный наш зритель,
Дарят чувства, азарт и задор.

И как душ исцеляющий мастер,
Клеят, красят, латают их новь,
Они дарят Надежду на Счастье,
Веру в то, что придёт к нам Любовь.

А какие мысли возникают у вас, когда вы смотрите на облака?

Затем учащиеся читают в учебнике, что такое облака и как они образуются.

Облака имеют разную форму и свойства.

Наиболее распространены перистые, кучевые и слоистые облака. Кроме этих трёх основных форм облаков, различают комбинированные формы: перисто-слоистые, перисто-кучевые, слоисто-дождевые и т. д. Учащиеся вместе с учителем анализируют атлас и  рис. 99 учебника и делают вывод, что главная причина образования облаков — охлаждение воздуха, насыщенного водяным паром. Облака — источники осадков на Земле Учитель предлагает сгруппировать осадки и записать в тетрадь собственную классификацию видов осадков в зависимости от сезона года (осадки тёплого времени года, осадки холодного времени года); в зависимости от того, в каком виде — твёрдом или жидком — они выпадают.

Запись в тетрадь определений «Абсолютная влажность» воздуха, «Относительная  влажность» воздуха, «Насыщенный воздух» , «Ненасыщенный воздух»

Учащиеся выясняют, что такое облачность. Она выполняет роль одеяла Земли, ослабляя нагревание её поверхности днём и препятствуя понижению температуры ночью. Больше всего облачных дней в полярных областях и на экваторе, а меньше всего — над пустынями. Облачность определяют на глаз, в баллах. Если облачность 0 баллов — небо безоблачно, если 5 баллов — облаками закрыто полнеба, если 10 баллов — небо полностью закрыто облаками.

Самостоятельная работа с учебником стр 122 , рис 80, 81.

В учебнике учащиеся читают, что такое атмосферные осадки, в каких единицах они измеряются. Они уже имеют представление о разных видах осадков, и систематизируют их по признакам: выпадающие из облаков, выделяющиеся из воздуха, насыщенного паром.

Групповая работа с картой атласа

Учащиеся по карте определяют те места в России, в мире, где выпадает наибольшее количество осадков и где их выпадает очень мало, анализируют рис. 82 стр. 124 учебника

IV. Физминутка.

Проводит физминутку.

Выполняют упражнения.

V.

Виды осадков:

Твердые (гололед, снег, иней, град)

Жидкие (дождь, роса)

- Как вы думаете, от чего зависит количество осадков?

- Зная причины образования осадков, можете вы предположить, в каких районах нашей республики бывают особенно сильные туманы? Отчего они образуются?

Схематическая запись видов осадков.

Учащиеся выясняют, какое количество осадков выпадает в их местности.

VI. Закрепление  нового

В заключение урока учитель подводит итоги и просит детей сделать  обобщение, о количестве выпадающих осадков

 

(зависит от географического положения местности и от её положения относительно морей и океанов)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Проводит  беседу по  вопросам: достигнуты  ли  цели; пригодятся  ли  полученные  знания; каким  образом  можно  узнать  непонятное  и  т.д.

Я доволен своей работой, потому что……

Мне бы хотелось…..

Лучше всех поработал…..

VIII. Д/з.

§ 29 ,ответить на вопр. 2—4, выполнить зад. 1, 5, 6, провести наблюдение за облаками и облачностью.

Записывают д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.

Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...

Открытый урок по географии в 6 классе по теме "Водяной пар в атмосфере. Облака"

Урок ориентирован на формирование новых знаний, умений, навыков. Учитывая возрастные особенности учащихся, а также содержание учебного материала, были поставленыцели урока:1.Образовательные:Науч...

Водяной пар в атмосфере.

Тема "Водяной пар в атмосере" достаточно сложна для восприятия учащимися в 6 классе. Презентация позволяет сформировать понятия о насыщенном и ненасыщенном воздухе, абсолютной и относительной влажност...

Разработка урока по теме "Водяной пар в атмосфере. Облака"

Данный материал содержит разработку урока, презентацию и методические материалы. Урок включает элементы кейс-технологии....

Методические материалы для урока "Водяной пар в атмосфере. Облака"

Данный материал используется при проведении урока по теме "Водяной пар в атмосфере. Облака" в качестве раздаточного (для обучающихся) и справочного (для педагога)....

Конспект урока на тему: "Водяной пар в атмосфере. Облака"

Конспект урока по географии предназначен для обучащихся 6 класса...

«Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки» География. 6 класс.

Разработка урока с использованием технологии логических опорных сигналов....