урок географии по теме "Вулканы"
план-конспект урока по географии на тему

урок географии 6 класс по теме" Путешествие по вулканам".Изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_puteshestvie-_vulkany.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие  "Вулканы".  (слайд № 1)

Цели: расширить и углубить знания о вулканах и их строении, выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников;

развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе.

Оборудование: мультимедийное оборудование,  презентационный материал, атласы, технологическая карта урока., карта полушарий, картина Брюллова «Последний день Помпеи»( на доске).

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер.

планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

- иметь представление о географии размещения районов вулканизма на карте мира

- научиться отыскивать на карте определенные объекты;

- развивать умения работать с учебными текстами и картами.

Ход урока

Ι. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в глубины литосферы.  

Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

- Но перед тем, как отправиться в путешествие, я зачитаю вам небольшой отрывок из  воспоминаний А.М.Горького, 28 декабря 1908 года  он находился в Итальянском городе Мессина и был свидетелем одного из явлений природы. Какое явление природы описал в своем отрывке Горький, вы ответите после прослушивания.

«В пять часов двадцать минут земля вздрогнула; её первая судорога длилась почти десять секунд: треск и скрип оконных рам, дверных колод, звон стекла, грохот падающих лестниц разбудили спящих: люди вскочили, ощущая всем телом эти подземные толчки…

 Качались стены, срываясь падали потолки, посуда, зеркала, изгибался пол, мебель тряслась, двигаясь по комнате, опрокидывались шкафы, подпрыгивали столы. Земля тихо гудела, стонала, горбилась под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины - как будто в глубине проснулся и ворчал дремавший червь, - слепой он полз там, в темноте, изгибаются его мускулы и рвут кору земли, сбрасывая с неё здания на людей и животных.

Подземный гул, грохот камней, визг дерева заглушают вопли о помощи, крики безумия, стоны раненых…

 Люди и камни смешиваются в кучи, и всё чаще, всё сильнее дрожат дома, церкви. Их режет под основание какая – то невидимая коса - ничто не может устоять под её гигантскими взмахами... »

- И так какое природное явление описал А.М. Горький в своих воспоминаниях.

-Вспомните шкалу определения силы землетрясения, и попробуйте определить баллы этого землетрясения.

-Какие ключевые слова из описания помогли вам сделать данный выбор.

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

        Землетрясения нередко являются сопутствующими природными явлениями перед началом грозного и величественного явления – извержения вулкана. Слайд1.

Постараемся разобраться в причинах возникновения этого грозного явления природы.

Сообщение темы и целей урока.( слайд1).

Дети,  у каждого из вас на парте лежит технологическая карточка урока, с которой вы будете работать по ходу изучения новой темы. Запишите в нее тему урока:  

1. Представление древних людей о вулканах.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?

- Давайте послушаем Тюкову Ульяну и узнаем, откуда к нам пришло название этого природного явления (приложение 1)   Слайд № 4

2. Как образуются вулканы?

Слайд № 5

В верхней части мантии есть вещество которое находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется  магма-  расплавленного вещества мантии, насыщенного газами. Под давлением магма поднимается вверх по трещинам в земной коре. Это явление получило название магматизм. 

Различают внутренний и внешний магматизм.

Слайд № 6

   При внутреннем  магматизме магма не достигает земной поверхности и застывает в трещинах земной коры. Если это происходит близко к поверхности земли, то образуются невысокие горы-лакколиты, которые еще называют "несостоявщимися" вулканами . Примером лакколитов является гора Аю-Даг в Крыму.

Внешний магматизм называют   вулканизм.

- Что же такое вулканы?

Слайд № 7

Вулканы - это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.  записать в  технологическую карту (задание 1).

3. Строение вулкана. Слайд № 8

Рассмотрим схему "Строение вулкана".  (задание 2)

 Под давление  расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется  жерло вулкана.

На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер.

 Кратер – вершина вулкана .Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы,  водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.

Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву.  Если в лаве присутствует много железа, то она красного оттенка.

Застывшая лава образует конусы вулкана.

Слайд № 9

 Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.

 

  А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого грозного природного явления.

 (опыт)

4. Немые свидетели вулканической деятельности.

   Извержение вулкана всегда поражает грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим  последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить  об извержении вулкана Везувий в Италии,  уничтожившего города Помпеи, Геркуланум и Стабию.

Слайд №10-11. Самсоненко Таня подготовила интересную информацию о трагической судьбе этих античных городов, картина Брюллова «Последний день Помпеи».

 Слайд №12

  Шли годы.. На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад…

ФИЗМИНУТКА слайд 13

Мы вулканы изучали
И немножечко устали
И поэтому вот тут
Просто надо отдохнуть
Встали из-за парт все дружно
Нам вулкан представить нужно
Мы на кратер посмотрели
Всю подошву рассмотрели
Левый склон и правый склон
До чего вулкан силен
Покружили головой
Не пора ли нам домой
Потянулись вверх друзья
Пробежались, но слегка
Развернулись все кругом
И работать мы начнем

5. Типы вулканов. (задание 3)   Слайд № 14

По своей активности вулканы  делятся на 3 группы: )

 Работа с  учебником (§19, п.3. стр.50 прочитать по рядам)  Начальный курс географии автор Т.П. Герасимова) По ходу работы с информационным текстом и дополнительной информации учителя составляется опорная схема – конспект

Вулканы

Действующие

           Потухшие

                 Уснувшие

вулканы,

извергавшиеся

на памяти

человечества

не извергавшиеся

на памяти

человечества

слайд.15

те, которые

потухли,

вдруг начинают

действовать

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры  в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы  есть на всех материках, кроме Австралии.

Слайд № 16. Это вулканы Ключевская Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии - 4750м ) и др.

Есть вулканы, об   извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это  потухшие вулканы. К ним относятся влк. Килиманджаро в Африке,  влк. Эльбрус в горной системе Кавказ.

Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например,  в районе Тихоокеанического огненного кольца.     Слайд № 17

-  Вулканы образуются не только на суше,  но и на на дне океанов. Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше.

Проблема!

Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке?

Решение :

Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных  плит т.е. в зоне разломов.

Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова. слайд 18

6. Вулканолог – опасная профессия.  Слайд № 19

Изучением вулканов занимаются  люди, чья профессия является одной из опасных в мире - вулканологи. Одним из представителей этой профессии был  польский вулканолог и писатель Тазиев. Он написал множество книг и  снял несколько фильмов.

Чтобы вы смогли представить трудность профессии вулканолога.  

7. Горячие источники и гейзеры.

   В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники.

Слайд № 20-21

 Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами

-Чем же объяснить эту загадку природы? Сообщение Коваль Кати

Долина гейзеров на Камчатке.   Слайд № 22

Самый большой камчатский гейзер – Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3 м и высотой 40- 50 м. Он фонтанирует каждые 5- 6 часов.  Вода гейзера –минеральная, в ней содержатся  соли различных веществ. )

8.Значение вулканов в жизни человека

- Ребята скажите, а для чего  изучают вулканы?

-  для  предсказания  извержений;

- для изучения внутреннего строения Земли;

 - узнать об образовании полезных ископаемых.

Вывод: Но главная задача – спасти людей.

а) оповещение населения;

б) эвакуация (до 10 км – самая опасная зона, до 20 км – средней опасности зона, более 20 км – менее опасная зона)

Вулканы это добро или зло?

Почему люди не оставляют этих мест?

- плодородные почвы;

- пепел вулканов является дополнительным удобрением для почв.

  Вулкан – это «окно в глубины Земли». Изучение вулканов дают возможность открыть тайну образования полезных ископаемых.

ΙV. Закрепление изученного материала.

1.Что такое вулканы? Найди пару.( технологическая карта зад.№4.).

2.На какие группы они делятся по активности?

 3.Практическая работа : Пользуясь физической картой полушарий  атлас стр.14-15  давайте  сейчас найдём вулканы Везувий, Ключевская Сопка, Казбек, Эльбрус., Фудзияма. Найдите их в атласе.

-  Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены*. ( кто первый  найдет отметить у доски красным магнитом).

V.Домашнее задание. Слайд № 23

  1. Изучить материал учебника стр. 49 -52. вопрос 3.

 Практическая работа: определить по координатам вулканы и нанести на контурную карту стр.4-5 атлас.

-  * влк. Везувий  Название объектов пишут вдоль параллелей.

Подведение итогов урока. -  Путешествие  на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали  и закончили одно из предложений.

 рефлексия:

Сегодня на уроке мне…

Меня особенно  удивило  то, что…

Было бы хорошо, если бы…

Мне не понравилось…

Оценки за урок.

Приложение 1  

   Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов.  

   В Тирренском море  есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым,  ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы  древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.

Приложение 2

   Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия.  Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э.  Весь ужас этой природной  катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова "Последний день Помпеи".

 Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров.

Технологическая карта урока

Тема урока: __________________________.

1.Вулкан ______________________________________________________________.

2.Подписать "Строение вулкана"

3. Заполните схему

                                                                   

   

                             

                   

4. "Найдите пару"

                     

Д/З. Нанесите

     Д/З.На контурную карту нанести вулканы * влк. Килиманджаро ,Везувий, Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма, Казбек,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...