Технологическая карта по теме "География в древности" (География. 5 класс)
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Волоскова Светлана Альфонсовна

Использована технология развития критического мышления, прием "Как ты думаешь"

Автор УМК: Лобжанидзе А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_geografiya_v_drevnosti.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: География в древности.

Тип: Открытие новых знаний.

Учитель: Волоскова С. А.

Автор УМК: Лобжанидзе А.А. 

Цель: Создать условия для знакомства учащихся с вкладом древних цивилизации в рождение географии, для расширения кругозора.

ТРКМ, приём «Как ты думаешь»

Планируемые результаты

Предметные:

Показывать по картам территории древних государств Востока.

Находить информацию о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока.

Метапредметные:

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью

географических карт.

Личностные:

Анализировать и обобщать, делать выводы.

Представлять информацию в разных формах

Ресурсы урока: Карточки-утверждения, игровые поля «Всегда-Иногда-Никогда», презентация «Представления о мире в древности», интерактивная презентация (для закрепления), иллюстрации с представлениями о мире в древности, карта мира, «визитные карточки» древних цивилизаций

Учебник, с. 14–15; Атлас, с. 12–13; Электронное приложение к учебнику. ТТ с. 4-5 (№ 3, 4) - тест, с.8 (№ 4) - текст.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Подготовительный этап

Организация пространства. Распределение уч-ся по группам (3 группы по 8-10 чел.).

Рассаживаются по группам до начала урока

Актуализация необходимых знаний

  1. Определение темы урока, целеполагание.

- Если выйти на открытое пространство, то перед собой мы увидим обширную плоскость. Что это? Мы то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее невозможно!!! А в древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее. Как называется линия, до которой невозможно дойти? А так ли на самом деле? Правда ли что за горизонтом чёрная дыра?

Давайте вместе попробуем составить план нашего урока. На какие вопросы мы сегодня должны ответить? Какие вопросы есть у вас?

  1. Организует беседу «Представления о мире в древности» с использованием иллюстраций (с использованием презентации).

- В чём общность и отличия данных представлений?

  1. Отмечают с помощью магнитов и «визитных карточек» на карте мира территории древних государств Востока, о которых пойдет разговор на уроке.

«Визитные карточки» - рисунки с изображением:

компас – Китай; пирамиды – Египет; Парфенон – Греция; Висячие сады Семирамиды - Междуречье.

Рассказывают о представлениях о мире в древних индусов, греков, древних славян и народов севера.

Отвечают на вопросы

По возможности показывают по карте территории древних цивилизаций (при затруднении пользуются помощью учителя).

Мотивация познавательной деятельности

Стадия вызова:

1. Объясняет принцип работы с использованием игрового поля «Никогда-Иногда-Всегда» (вариант приёма ТРКМ «Как ты думаешь») - 3 группы по 8-10 чел.(каждому – по 1 карточке):

- Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Как ты думаешь?»

  Перед вами игровое поле, разделенное на 3 части и карточки…

предлагает одному из участников перемешать карточки и раздать их  каждому члену группы;

• предлагает учащимся прочитать высказывание на карточке и, ни с кем не обсуждая, расположить карточку на соответствующем игровом поле;

• предлагает учащимся совместно  обсудить и согласовать  местоположение каждой карточки, убедить в неверном расположении и  при необходимости   переложить карточку;

• предлагает отложить спорные карточки за пределы игрового поля;

2. Контролирует временные рамки

1. Один человек из группы раздаёт всем, в т.ч. себе карточки рубашкой вверх.

Каждый индивидуально, прочитав утверждение, ни с кем не советуясь, кладет их текстом вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться.

2. Обсуждают и согласовывают в группе местоположение каждой карточки, при необходимости убеждают в ее неправильном расположении;

3. Перекладывают карточки;

4. Откладывают спорные карточки за пределы игрового поля;

5. Сообщают о готовности к дальнейшей работе с помощью сигнальной карточки (или поднятых рук).

6. Сообщают учителю результаты своей работы;

Организация познавательной деятельности

Стадия осмысления: Получение новой информации.

• предлагает  прочитать текст учебника (стр. 14-15)

Помогает, стимулирует учащихся к познанию.

Контролирует временные рамки;

Фиксирует на доску результаты работы групп.  

При необходимости помогает урегулировать спорные моменты

1. Индивидуально работают с источником информации (текстом).

стр. 14-15

2. Обсуждают каждое положение в группе местонахождение каждой карточки.

Один человек зачитывает карточку, все остальные согласовывают ее по месту нахождения на игровом поле.  Карточки либо остаются на своём месте, либо в соответствии с коллективным мнением и прочитанным текстом перекладываются на другое поле. «Спорную карту» можно убрать с поля.

3. Сообщают о готовности к дальнейшей работе с помощью сигнальной карточки (или поднятых рук).

4. Результат (только цифры) группы фиксируют на карточках мини-полях (они сдаются учителю) или в своих тетрадях.

Подведение итогов

1. Обсуждают результаты (совместно с уч-ся)

Сообщает ученикам правильную информацию.

Оценивает результаты работы каждой группы.

2. Организует первичную проверку знаний с использованием интерактивной презентации (5 вопросов, отвечают самостоятельно в тетради с последующей проверкой, открываются правильные ответы, выставляются отметки)

- Кто на все вопросы ответил верно? («5»)

- Кто на 4 вопроса ответил верно? («4»)

- Что узнали на уроке?

- Чему научились?

- Кто активно работал в группах?

- Что ещё хотели бы узнать?

Организует записи в тетради (по времени). ТТ с. 4-5 (№ 3, 4) - тест, с.8 (№ 4) - текст.

Сообщают учителю результаты своей работы;

Получают правильную информацию;

Совместно с учителем  обсуждают оставшиеся спорные вопросы;

Отвечают в тетради письменно на 5 вопросов.

Учащиеся обмениваются тетрадями и совершают взаимопроверку по эталону правильных ответов (по слайду), называют фамилии тех, кто ответил на 4-5 вопросов верно.

Записи в тетради (по времени):

Тур Хейердал (1914 - 2002) - норвежский путешественник, в ХХ в. на плоту «Кон-Тики» пересёк Тихий океан, а на папирусной лодке «Ра-2» - Атлантический океан для того, чтобы доказать, что и в древности люди могли совершать морские путешествия.

Домашнее задание

Обязательная часть: § 3, письменно ответить на вопросы к параграфу (с.15):

Интересующимся:

- Научиться показывать маршруты древних египтян и древних китайцев на физической карте мира и называть места их пребывания

Прочитать биографии исследователей (Электронное приложение к учебнику Подготовить карточки самооценки трёх цветов (каждая карточка - 1/4 формата А4: красный, желтый, зелёный.

1 ряд – вопрос № 1

2 ряд – вопрос № 2

3 ряд – вопрос № 3

Дополнительный материал: Электронное приложение к учебнику

Форма ТКУ разработана методистами ИД "Просвещение"

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда».Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Отрезок. Длина отрезка». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока.    Тема урока: Отрезок. Длина Отрезка.   Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.   Оборудование: д...

Тема урока Путешественники древности. География 5 класс ФГОС .

Тип урока – Урок комплексного применения полученных ранее знаний . Специфика урока состояла в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Урок опирался на знания, полученные учащимися ...

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...