конспект урока "Редкие растения и животные Мордовии"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Кузярина Наталья Николаевна

«С чего начинается любовь к  Родине, к своей земле? С деревца, посаженного у вашего окна, первого рассвета, встречаемого на опушке леса, с тропинки к реке… Человек связан с природой тысячами невидимых, но прочных нитей, он не может существовать без нее. Природа – это не только сырье для промышленности, кладовая материальных благ общества, но и источник здоровья и радости, духовного богатства каждого человека». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx512.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8  классе по теме "Редкие растения и животные Мордовии"

Эпиграф к уроку:

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Берестов В.

3 слайд

Цель:

Познакомиться с разнообразием растительного и животного мира Республики Мордовия.

Выделить редкие виды растений и животных;

Задачи урока:

  1. Сформировать знания о категориях Красной книги;
  2. Воспитательные:  Формирование познавательной мотивации как черты личности школьника.  Воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.  Воспитание бережного отношения к природе и экологической культуры. Эстетическое воспитание посредством показа красоты природы родного края

Оборудование: карты  атласа  8 класса, текст учебника «География Мордовии» В.Н. Пресняков,  Географический атлас Республики Мордвия, проектор, компьютер, экран.

Ход урока

     Вступление учителя:    «С чего начинается любовь к  Родине, к своей земле? С деревца, посаженного у вашего окна, первого рассвета, встречаемого на опушке леса, с тропинки к реке… Человек связан с природой тысячами невидимых, но прочных нитей, он не может существовать без нее. Природа – это не только сырье для промышленности, кладовая материальных благ общества, но и источник здоровья и радости, духовного богатства каждого человека».

  Особую роль в природе играет растительный и животный мир.  Сегодня мы рассмотрим редкие виды растений и животных Мордовии.

4 слайд

1.Изучение нового материала. План урока

  • Характеристика типов  растительного и животного мира Мордовии.
  • Красная книга и её категории.
  • Редкие растения и животные Мордовии.
  • Меры по охране растений и животных.
  • Охраняемые природные территории.
  • Выводы урока.

2.Итоги и выводы урока.

Учитель: На эти вопросы мы будем искать ответы, используя текст учебника и дополнительный материал (опережающее задание).

   Вспомним:    Какие типы растительности мы изучили на территории Мордовии? (Заслушать ответы учащихся)

5 слайд:

1.Широколиственно-хвойные и сосновые редкотравные леса;

2.Широколиственные леса;

3.Берёзовые леса;

4.Кустарниковая степь;

5.Луговая степь;

6.Заливные луга;

7.Болотная растительность.

И соответствующие типам растительности  животный мир. 

5 слайд:

  • Животный мир лесов;
  • Животный мир луговых степей и лугов;
  • Животный мир водоемов.

7-14 слайды:   Далее нужно просмотреть слайды с типичными  ландшафтами Мордовии (музыка).

Многие растения и животные нуждаются в охране, поэтому познакомимся с Красной книгой  

Выступления  учеников

15 слайд: 

Первый ученик

Красная  книга  - это аннотированный перечень  редких и исчезающих видов растений, животных и грибов с указанием их современного былого распространения, численности и причин  ее сокращения,  уже принятых необходимых мер охраны.

     Картинки по запросу красная книга

16 слайд: 

Второй ученик

Чтоб сохранить красу родной Земли,

Чтобы сберечь растенья и цветы,

Все исчезающие виды

В книгу красную сейчас занесены.

                                    Там сон – трава и медуница,

                                    Прекрасная кувшинка, горицвет,

                                   Венерин башмачок и ландыш,

                                   Весны чудесной вестник – первоцвет.

Красная книга – книга тревоги.

Знай, все растения в ней – недотроги.

Рвать не нужно их, друзья!

17 слайд: 

Третий ученик расскажет о категориях книги и цветах бумаги, на которой они напечатаны.

  1. Исчезающие виды     напечатаны на красной бумаге.
  2. Сокращающиеся виды   на желтой бумаге.
  3. Редкие виды                 на белой бумаге.
  4. Малоизвестные   на серой бумаге.
  5. Восстановленные   на зеленой бумаге.

18 слайд: 

Учитель: Что такое редкие виды?

 Редкие виды характеризуются повышенной уязвимостью из-за того,  что популяции их в республике невелики; распространены они на ограниченной территории, либо на значительных территориях, но с очень низкой плотностью.

19-27 слайды:  Заслушать учащихся с опережающим заданием по энциклопедии редких растений Мордовии.

 29 слайд: 

Давай пройдёмся медленно по лугу

И "здравствуй" скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать

                                    С.Виргун.

30 слайд: 

 Учитель: Цветок, который мы не срываем, - единственный, никогда не теряющий своей красоты и аромата.  В.Гюго

31-39 слайды:  Доклады о редких животных Мордовии  

Учитель: Человек давно понял, что растения и животные наиболее заметно и сильно страдают от хозяйственной деятельности человека. Поэтому зарождение правил охраны окружающей среды происходило на ранних этапах человеческого общества. И одной из мер охраны являются охраняемые территории.

 Ученик: ОПТ являются самой эффективной мерой охраны природы, особенно охраны редких и исчезающих растений и животных. В России имеются 94 заповедника,17 биосферных,28 национальных парков, более 1000 заказников и др.

 В Мордовии имеются: один заповедник, один национальный парк, 13 заказников, 98 памятников природы

( Заслушать сообщения учащихся)

Мне на свете ни с чем не сравнить

Красоту соловьиного края.

Разве можно тебя не любить,

Заповедник, сторонка родная!

                             

Учитель:     Подведем итоги урока.  Выставление оценок.

43-45 слайд: 

Заключение:

      Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны ни бумаги, ни конференции, не заседания,  а реальная созидательная помощь - озеленить, очищать, отмывать, спасать…..

      Беречь и приумножать богатства нашей родной Земли - долг каждого. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, будет ли плескаться рыба в чистой воде рек и озёр, будет ли над нами синева неба.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Забота человека о растениях и животных"

Конспект занятия для 1-2 классов. Знакомство с воздушной, водной средой, сушей...

Конспект урока 10 класс "Методы селекции растений и животных"

Конспект раскрывает основные методы селекции растений и животных, которые использует человек для создания новых пород животных и сортов растений. Рассматриваются понятия: скрещивание близкородственное...

"Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. Использование человеком принципов организации растений и животных"(конспект урока биологии в 11 классе)

Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания биологии руководствуемся Федеральным перечнем учебников на 2015-16уч.г. УМК: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 1...

конспект урока в 3 классе по развитию речи на тему: "Растения и животные весной"

Тема: Растения и животные весной.Цель урока: познакомить обучающихся с признаками весны.Задачи:образовательные: Углубить и расширить знания о признаках весны, об изменениях в жизни растений и животных...

Конспект урока «Растения и животные Свердловской области»

Конспект интегрированного урока географии и биологии для обучающихся 5 класса....