Урок географии в 8 классе "Рельеф России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Конспект урока географии в 8 классе по теме "Рельеф России". Составлен согласно требованиям ФГОС.

Учебник Дронова В.П., Бариновой И.И., Рома В.Я., Лобжанидзе А.А. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_8_klasse_relef_rossii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока географии
в соответствии с требованиями ФГОС

по теме

«Рельеф России»

Разработал  Ильмеников О.В.,

учитель географии МБОУ «Заволжская  СОШ»

г. Чебоксары Чувашской Республики


Тема урока:

"Рельеф России"

Тип урока:  открытие новых знаний.

Цели урока:

  1. Деятельностная: формулирование вывода об особенностях рельефа России;
  2. Предметно-дидактическая:  формирование представления об особенностях рельефа территории России.

Задачи урока:

  1. Познавательные:  повторить понятия "рельеф", "равнина", "плоскогорье", "гора" и классификацию форм рельефа; познакомиться с новыми понятиями "кряж", "плато", "хребет"; выяснить расположение крупнейших форм рельефа России и закономерности их расположения.
  2. Развивающие:  научиться находить на карте крупнейшие и крупные формы рельефа территории России;  научится давать общую характеристику рельефа России; развивать умение "читать" географическую карту, работать с текстовой и графической информацией; развивать умение работать в группе; развивать логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
  3. Воспитательные:  укрепление чувства патриотизма и чувства гордости за свою страну - самую большую в мире.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: знакомы с понятиями "кряж", "плато", "хребет"; различают понятия "плоскогорье" и  "низкие горы"; умеют находить на карте крупнейшие и крупные формы рельефа территории России; знают основные закономерности их расположения; дают общую характеристику рельефа России;
  2. Метапредметные:
  1. познавательные: умеют работать с текстом учебника, сравнивают географические объекты, делают выводы и обобщения об особенностях рельефа России, решают проблему направленности водостока северных рек;
  2. регулятивные:  составляют план характеристики крупнейших форм рельефа страны; оценивают себя;
  3. коммуникативные: работают в группах; формулируют устный ответ.
  1. Личностные: осознают размеры нашей страны, её большую протяженность с запада на восток, убеждаются в разнообразии её рельефа.

Методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства урока:  компьютер,  проектор,  экран, физическая карта России, изображения, учебник, атлас.

ХОД УРОКА.

I. Организационный  момент.

II. Проверка домашнего задания:  вопросы и задания на стр. 58 учебника.

III. Актуализация опорных знаний .

Тема сегодняшнего урока "Рельеф России".

Вспомним основные понятия:

  1. Что такое рельеф? (Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности)
  2. Какие формы рельефа различают исходя из их размеров? (Крупнейшие, крупные, средние и мелкие)
  3. Какие бывает равнины? (Низменности 0 – 100 м, возвышенности 200-500 м, плоскогорья – более 500 м)
  4. Как классифицируются горы? (Низкие – до 1000 м, средние – от 1000 до 2000 м, высокие – выше 2000 м)

На экран выводится фотографии Среднесибирского плоскогорья и гор Бырра́нга  или Урала (без указания названия объектов).


Вопрос.  Плоскогорьем называется равнина выше 500 м над уровнем моря, а низкой  - гора ниже 1000 м. Чем же тогда низкие гора отличается от плоскогорья?  (Горы в отличие от плоскогорий имеют сильную расчлененность).

        

IV. Изучение новой темы.

Проблема. Почему большинство рек  России относится к бассейну Северного Ледовитого океана?

Все дело в рельефе России. Он представляет собой наклоненный к северу амфитеатр.

Определение на экране:

"Амфитеатр - античная постройка для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенчато возвышаются ряды сидений. Самый знаменитый амфитеатр – древнеримский Колизей (рисунок на экране)".

Учитель называет и показывает на карте крупнейшие формы рельефа России: Русская (Восточно-Европейская) и Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье; горы  - Кавказ, Уральские, Алтай, Саяны, Становой хребет, Сихоте-Алинь.

Равнины занимают 70% территории России. Средняя высота территории России чуть более 400 м.

Всю территорию России принято делить на 2 больших района: с запада до Уральских гор – это Европейская Россия, восточнее Уральских гор – Азиатская Россия.

На экран выводится определения следующих понятий с рисунками:

Кряж — вытянутая возвышенность; возвышается над окружающими равнинами в виде гряды холмов и низких гор.

Плато́ — равнина с ровной или волнистой слабо расчленённой поверхностью, возвышающаяся отчётливыми уступами от соседних равнин.

Хребет – цепь гор, склоны которых пересекаются.

Далее класс делится на 6 групп, которые выбирают себе названия соответственно теме урока и полученных заданий. Задания для групповой работы:

I группа. Используя текст параграфа и атласы, составьте план и опишите географическое положение и особенности Русской равнины, назовите более мелкие формы рельефа в её составе (низменности, возвышенности, кряжи, плато) (Нужно назвать её площадь, минимальную, максимальную и среднюю высоты, назовите крупные реки и озера).

II группа. Используя текст параграфа и атласы, составьте план и опишите географическое положение  и особенности Кавказских  и Уральских гор.

III группа. Используя текст параграфа и атласы, составьте план и опишите географическое положение и особенности Западно-Сибирской равнины, назовите более мелкие формы рельефа в её составе (низменности, возвышенности, кряжи, плато) (Нужно назвать её площадь, минимальную, максимальную и среднюю высоты, назовите крупные реки и озера).

IV группа. Используя текст параграфа и атласы, составьте план и опишите географическое положение и особенности Среднесибирского плоскогорья, назовите более мелкие формы рельефа в её составе (низменности, возвышенности, кряжи, плато (Нужно назвать её площадь, минимальную, максимальную и среднюю высоты, назовите крупные реки и озера).

V группа. Используя атлас, назовите хребты, нагорья и горы Азиатской России (кроме Уральских гор), найдите 5 самых высоких точек.

VI группа. Используя атлас и текст параграфа, объясните расположение высоких гор России.

Дополнительные задания для групп (на экране):

I, III, IV группы – используя карту атласа, ответьте на вопрос "Где и почему проживает основная часть населения России?";

III, V, VI группы - используя карту атласа "Население", ответьте на вопрос "Какие горы самые обжитые и почему?"

Самооценка представителями групп выполненной работы.

V. Закрепление.

Викторина.

  1. Какая форма рельефа преобладает? Равнины или горы? (Равнины занимают более половины площади России)
  2. Где в России расположены равнины? (На западе и на севере)
  3. А где расположены горы? (На юге и на востоке)
  4. Какая самая высокая точка России? (г. Эльбрус)
  5. Самая низкая отметка России? (28 м – уровень Каспийского моря)
  6. В каком направлении идет общий уклон территории нашей страны (Общий уклон на север, т.к. реки текут на север).
  7. Горы на полуострове Таймыр (Бырранга).
  8. Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны).
  9. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточным Уралом» (Сихоте-Алинь).
  10.  Горы, разделяющие две крупные равнины России, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень» (Уральские).

Подведем итог. В 3-4 предложениях охарактеризуйте рельеф России, используя следующие слова: амфитеатр, 70%, запад и север, юг и восток, Русская равнина, Кавказ, Уральские, Становой хребет.

(Рельеф территории России представляет собой наклоненный к северу амфитеатр. Он состоит на 70% из равнин. Равнины расположены на западе и севере, горы - на востоке и юге. Крупнейшие формы рельефа: Русская (Восточно-Европейская) и Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье; горы  - Кавказ, Уральские, Алтай, Саяны, Становой хребет, Сихоте-Алинь).


VI. Итоги урока (подсчет количества баллов  и объявление оценок).

VII. Объявление домашнего задания (на экране и в электронном журнале):

Прочитать параграф 13, ответить на вопросы 1-5 в конце параграфа, на к/к отметьте крупные равнины, горы, их высочайшие вершины:

а) равнины:  Русская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность (-28 м), Северо-Сибирская низменность,  Валдайская возвышенность, Окско-Донская равнина, Приволжская возвышенность;

б) горы:  Кавказ (г. Эльбрус), Уральские (г. Народная), Алтай (г. Белуха), Саяны (Западный и Восточный), горы Бырранга;

хребты: Верхоянский, Черского, Сихоте-Алинь, Становой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии Тема: Климат России

Проверка знаний по теме Климат в России. Урок с использованием ИКТ...

урок географии "Черная металлургия России"

урок геогрфии с использоанием ИКТ...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Урок географии по теме "Россия на карте часовых поясов". 7-й класс

Формы проведения урока:·         повторение терминологии;·         практическая работа по определению разницы в поясном ...

Презентация к обобщающем уроку географии Природные зоны России для учащихся с ОВЗ

Презентация педставляет собой пример заданий для интерактивной доски для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Также можно использовать и на компьютере....

Урок географии «Численность населения России»

Рассматриваются основные демографические термины и понятия; причины , влияющие на численность населения страны; меры, предпринимаемые государством для решения демографических проблем...

Презентация к уроку географии. Визитная карточка России

Презентация к уроку географии. Визитная карточка России...