Открытый урок «Обобщение по разделу «Развитие географических знаний о Земле»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Морозов Дмитрий Александрович

Данная технологическая карта представляет собой разработку интеллектуальной игры для кадетов 5-х классов на тему «Развитие географических знаний о Земле». Игра проводится на заключительном уроке раздела «Развитие географических знаний о Земле». Вопросы разного характера и уровня сложности позволяют преподавателю оценить знания обучающихся в рамках раздела. Игровая форма позволяет снять напряжение перед проверкой знаний и улучшить эмоциональный климат во взводе. Благодаря групповой форме работы у кадетов формируется чувство ответственности, умение отстаивать свою точку зрения, а также навыки работы в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус» МО РФ

Технологическая карта открытого урока по географии

5 класс

Тема урока «Обобщение по разделу «Развитие географических знаний о Земле»

Преподаватель Морозов Дмитрий Александрович

Аннотация: данная технологическая карта представляет собой разработку интеллектуальной игры для кадетов 5-х классов на тему «Развитие географических знаний о Земле». Игра проводится на заключительном уроке раздела «Развитие географических знаний о Земле». Вопросы разного характера и уровня сложности позволяют преподавателю оценить знания обучающихся в рамках раздела. Игровая форма позволяет снять напряжение перед проверкой знаний и улучшить эмоциональный климат во взводе. Благодаря групповой форме работы у кадетов формируется чувство ответственности, умение отстаивать свою точку зрения, а также навыки работы в коллективе.

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

     Образовательные:

  • повторить, закрепит, обобщить и систематизировать знания по разделу «Развитие географических знаний о Земле»
  • подготовиться к контрольной работе по разделу

Развивающие:

  • продолжить формирование навыков работы в группе;
  • продолжить развитие навыков самоанализа;
  • продолжить развитие умения находить нужную информацию в картах атласа;
  • расширять кругозор учащихся

    Воспитательная

  • формирование умения сотрудничать с другими, толерантного отношения друг к другу;
  • формировать чувство ответственности перед командой;
  • воспитывать умение аргументировать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других.

Тип урока: урок обобщения и контроля знаний с использованием ИКТ.                                                                                    

Технология: игровая, проблемно-поисковая, ИКТ-технология.

Форма организации работы учащихся: групповая.

Планируемые результаты:

   Предметные:

Знают и понимают роль выдающихся путешественников в изучении материков, полярных областей, океанов, различных географических объектов; определяют маршруты путешественников по картам; обобщают знания, полученные в данном разделе.

   Метапредметные:

Регулятивные: Самостоятельно определяют цель своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в познавательной деятельности. Осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач.  

Познавательные: Создают обобщения, устанавливают аналогии, устанавливают причинно-следственные связи. Определяют возможные источники необходимых сведений, производят поиск информации.

Коммуникативные: Осознанно используют речевые средства для предъявления результатов своей деятельности.

 Личностные:

Продолжают дальнейшее формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками, получают навык самоанализа.

Оборудование: атлас, технологическая карта, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал для каждой команды (карты-задания, бланки ответов).

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время (мин)

Задача этапа

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся и планируемый результат

 1)

Организационный

3

Взвод делится на 4 команды (примерно пять кадетов в каждой команде). Парты расставлены таким образом, чтобы дать командам возможность совещаться)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, приветствует кадет

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2) Целеполагание

1-2

Целеполагание

Итак, кадеты, как вы уже догадались, сегодня вы будете работать в группах. Как вы считаете, какая цель сегодняшнего урока, при этом напоминаю, что на прошлом занятии мы закончили изучать результаты наиболее выдающихся географических экспедиций.

Комментируя ответы, преподаватель провоцирует кадет на осознание цели урока, после того как  учащиеся их проговорят, подводит итог.

 - Товарищи кадеты, сегодня у нас будет не просто работа в группах, а настоящий интеллектуальный марафон в форме игры. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы запомнили материал последних уороков, а еще посмотреть, насколько хорошо вы умеете работать в команде.

Итак. Правила игры просты. Игра состоит из пяти раундов, в каждом из которых вы можете заработать баллы для своей команды. Ответы записываются в бланки ответов.

Отвечая на вопросы, выходят на определение целей урока (обобщить знания, подготовиться к контрольной работе, освежить в памяти материал последних уроков и т.п.)

3) Актуализация знаний

5

Разминка. Кроссворд.

6 вопросов, представленных в кроссворде (1 балл за каждый правильный ответ)

 - Первый этап игры, на котором вы можете набрать максимум 7 баллов – это разминка.

Предлагает ответить на вопросы, решая кроссворд

Отвечают на вопросы кроссворда

4) Обобщение знаний

30

Групповая работа, выполнение заданий.

Закрепить полученные знания  по теме.

Развитие навыков работы с различными источниками информации

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками, воспитание толерантного отношения между кадетами

Развитие умений работать с различными источниками информации

Раунд 1. «Командная игра». Представляет собой диктант с выбором верного утверждения. Максимум 10 баллов. По одному баллу за каждый правильный ответ.

Раунд 2. «Портрет».

Задача – по портрету/рисунку определить, какой великий путешественник показан на данном изображении. По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего 10 баллов.

Раунд 3. «Капитанский».

Задача капитана, встав спиной к экрану и выбрав себе помощника капитана, с его помощью определить изображение какого объекта изображено на слайде за его спиной. Задача помощника попытаться объяснить капитану, не используя однокоренные слова, какой объект изображен на слайде. Всего необходимо отгадать 3 объекта. Максимум баллов – 6. На всё отводится одна минута.

Раунд 4.«Экспедиционный».

Необходимо угадать экспедицию и руководителя по описанию за 1 минуту. (2 балла за правильный ответ)

Раунд 5. «Картографический»

Необходимо угадать путешествие по изображению его маршрута на карте за 1 минуту (2 балла за правильный ответ)

6. «Колумбов обмен»

Задача – определить по изображениям фрукты и овощи, которые попали в Европу из Америки после открытия последней Христофором Колумбом.

Раунд 1. «Командная игра».

- найдите среди раздаточного материала бланки ответов №1 и выберите капитана, который будет записывать в этот бланк ответы команды. Правила раунда. Вы внимательно слушаете утверждение. Которое я вам прочту. В том случае, если вы считаете его верным, необходимо напротив номера вопроса написать «да», если неверным – «нет». Всего 10 вопросов. Удачи!

(в конце раунда фронтальная проверка ответов)

Раунд 2. «Портрет».

- найдите среди раздаточного материала бланки ответов №2. Правила раунда просты. По изображению на слайде определить, какому известному путешественнику оно принадлежит.  Ответы вы записываете в поле напротив номера изображения. 2 балла за каждый угаданный портрет. Всего пять портретов. На каждый портрет дается 10 секунд. Удачи.

Раунд 3. «Капитанский»

- капитан команды выходит к экрану и встает к нему спиной. Теперь капитан выбирает себе помощника. Помощник, выходи к капитану и вставай к нему лицом. Твоя задача, постараться объяснить капитану, что изображено за его спиной, не используя однокоренные слова. Правильно угаданный капитаном объект принесет вам два балла.

(по окончании раунда подведение его итогов)

Раунд 4. «Экспедиционный»

 - найдите среди раздаточного материала бланк ответов номер 3. В этом раунде задача каждой из команд по описанию экспедиции на слайде определить, что это было за путешествие и кто его возглавлял. За правильный ответ вы получите 2 балла.

Раунд 5. «Картографический»

- перед вами на слайдах будут показаны маршруту известных экспедиций. Ваша задача с помощью карт в атласе на стр. 14-15 определить, маршрут какого путешествия изображен перед вами и записать ваш ответ в бланк ответов номер 3. На каждый маршрут отводится 1 минута, всего 3 маршрута и 2 балла за каждый верный ответ. Удачи!

Раунд 6. «Колумбов обмен»

- перед вами на слайде изображены несколько культурных растений, которые мы употребляем в пищу, но только часть из них оказалась в Европе относительно недавно – после открытия Америки Колумбом. Ваша задача – определить не только то, какие фрукты и овощи изображены на слайде, но записать в бланк ответов только те, которые были привезены в европу из Америку. За каждую угаданную культуру – 1 балл. Минус 1 балл за каждую неверно угаданную культуру.

Работая с презентацией, выполняют задания в картах-заданиях, выбирают капитана, представляющего результаты групповой работы и записывающего ответы в бланки ответов.

Получают навык работы с различными источниками информации.

Формируют речевую компетенцию и навык сотрудничества

Работают с атласом (продолжают формирование умения работать с различными источниками информации)

Работают в группе, формируют умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других

5) Рефлексия

5 минут

Самооценка, самоанализ деятельности

Анализ и самоанализ деятельности кадет на уроке

Итак, сегодня мы повторяли с вами материал темы «Развитие географических знаний о Земле, но для нас очень важно не только само повторение как таковое, но и ваше понимание того, как вы готовы к контрольной работе. Кадеты, у себя на партах вы видите карточки для рефлексии. В этих карточках напротив каждого блока знаний вы должны поставить галочку, которая соответствует вашим ощущениям после сегодняшнего урока.

Спасибо за урок!

Анализируют свою деятельность на уроке, получают навык самоанализа


ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Карточка рефлексии:

Все понятно

Знаю неплохо, но нужно еще повторить

Совсем не знаю

Географические термины

Даты важнейших географических открытий

Имена выдающихся путешественников и их вклад в развитие географии

2. Бланк ответов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие географических знаний о Земле Урок 3 . Практическая работа « Нанесение маршрутов путешествий Магеллана и Колумба, названий материков и океанов.

Форма урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с открытиями и исследованиями Земли в средние века.Задачи: 1. продолжить знакомить учащихся с историей изучения...

Развитие географических знаний о Земле

Тестовая проверочная работа для учащихся 6 классов...

Тест "Развитие географических знаний о Земле"

Тест состоит из трёх частей, по форме напоминает КИМ.На выполнение работы отводится 30минут....

Развитие географических знаний о Земле

Открытие Австралии и Антарктиды...

Развитие географических знаний о Земле. 6 кл.

Образовательный ресурс представляет собой интерактивный тест, основанный на работе макросов. По окончании работы с тестом автоматически выставляется отметка...

География. 5класс. (Внутренний входной мониторинг) Диагностическая работа по географии в 5 классе по теме: «Введение. Развитие географических знаний о Земле»

Спецификация теста.(Внутренний входной  мониторинг)1.     Назначение  диагностической  работы:  выявление  уровня  достижения планируемых  резуль...

Контрольная работа по географии в 5 классе по теме: «Развитие географических знаний о Земле».

                      Контрольная  работа по географии в  5 классе по теме "Развитие географических знаний о Земле". Контрольная...