Главные вкладки

    Формирование экологической компетенции обучающихся средствами географии.
    статья по географии на тему

    Гуркина Марина Эдуардовна

    из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon geografiya.docseminar_18yanvarya.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    География – это арена, на которой проходит вся наша жизнь.

    Действительно, география окружает нас постоянно. Весь мир вокруг нас – это пособие по географии. Он удивительно красив и таит в себе много загадок. Но, к сожалению, сегодня,  в настоящий момент этот мир уязвим. Современная география – это наука уже далеко не описательная и даже не просто объяснительная, раскрывающая механизмы природы, населения и хозяйства стран и т.д., а наука объяснительно-прогнозирующая, призванная решать конкретные практические проблемы, которых накопилось так много на нашей замечательной планете – Земля. Одна из самых значимых глобальных проблем – экологическая.

     «Земля наш дом и дом всех живых существ. Сама Земля – живое существо» – Декларация Земли. Земля – дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы. Это положение главное, ибо осознание личности должно начинаться с понимания того, что Земля – это наш общий дом. Это мировоззрение можно благотворно развивать на современных уроках географии, обращая внимание на уязвимость географических оболочек, напоминая, что хозяйственная деятельность человека должна быть разумной, прививать ответственность за свои поступки и противопоставлять неограниченному материальному потреблению накопление духовных ценностей.

    Очень благотворным в плане воспитания экологической компетенции является курс экономической и социальной географии мира. Во-первых, через содержание материала, предусмотренного программой, можно легко осуществлять экологическое воспитание. В теме «Мировые природные ресурсы» рассматриваются не только классификации природных ресурсов, но и особенности их использования, рациональное и нерациональное природопользование.

    Аспекты природопользования:

    1. Изъятие природных ресурсов ведет к проблеме ресурсообеспеченности;

    2. Возврат отходов ведет к экологическим проблемам;

    Эмоционально и интересно проходит урок «История взаимоотношений между природой и обществом», в котором я ежегодно включаю литературную страничку, где ребята читают  и свои авторские стихи о природе

    Мама-природа,

    Однажды творец как-то создал природу.

    Дал ей заданье - цвести и снабжать.

    Создал болота, вулканы и воду.

     А величать стал всё это он «мать».

    Мама-природа за нас всех в ответе.

     Значит проста эта истина очень:

    Всё человечество - есть её дети,

    Много сыночков и тысячи дочек.

    Мама любила детишек, кормила.

     Солнышком грела, купала в реке.

     Рай из зелёных деревьев растила,

    Чтоб любоваться им по весне.

    Мама себя отдала без остатка,

     В сердце, надежду тихонько, храня.

    Что когда станет маме несладко,        

    Дети придут к ней, её защитят.        

    Но всё пошло совершенно иначе...        

    Дети у мамы стали лишь брать

    Воду и руды, и земли в придачу.        

    Мамино сердце стали топтать.        

    Мама терпела, от них пряча слёзы.

    Дети не знали, что было ей плохо.

    И вот в тишине, как ударили грозы,

     Мама озябла, буквально иссохла.

    Тут поняли дети, в чём были не правы.

    И на коленях шептали, любя:        

    «Нет ничего дороже, чем мама.
    Впредь обещаем:  мама – природа беречь мы тебя!»

    Кобзева А. 10кл

    Во-вторых, учащиеся 10-11 классов – это уже взрослые люди, выпускники, они имеют свою позицию, мнение, обладают к этому времени достаточными знаниями по другим дисциплинам, легко используют межпредметные связи, умеют анализировать, делать выводы, прогнозировать, видят мир таким, каков он есть. Школьники старших классов легко разбирают ситуации, любят уроки – ролевые игры, дискуссии.

    Регулярно, каждый год провожу урок – конференцию «Стихийные природные явления и техногенные катастрофы. Их влияние на жизнь людей и на состояние окружающей среды».

    За две недели до конференции начинаем подготовку. Избираем ведущих специалистов, это:

    «Представитель Липецкого регионального ведомства по географии стихийных явлений»;

    «Министр по мониторингу последствий техногенных катастроф»;

    «Зам. Министра МЧС России по борьбе с последствиями стихийных явлений и техногенных катастроф»;

    «Ведущий специалист центра медицинских катастроф».

    Специалисты сидят за столом, перед ними таблички (Ф.И.О., должность специалиста). Остальная аудитория – это сейсмологи, экологи, гидрологи, метеорологи и журналисты.

    Специалисты выступают с докладами по данной теме, после чего аудитория задаёт им вопросы, а журналисты берут интервью, затем отражают информацию в прессе. Уроки проходят очень интересно, часто с нестандартными ситуациями, дети любят играть роль взрослых деловых людей, часто неожиданно импровизируют, что придаёт уроку особенный колорит. Несомненно, они помогают развивать творческие способности, обогащают знаниями, воспитывают экологическую культуру. После таких уроков появляются газеты, рисунки, плакаты, статьи, отзывы.

    В декабря состоялась защита учебно – исследовательских  проектов «Вторая жизнь».

     « Бросить не сложно, легко,

    только потом отзовётся оно.

    Мама – Природа склонилась и плачет: Люди!

    Задуматься надо нам значит!

    Оберегать шар земной нелегко,

    но если не мы, то КТО?!»

    Проекты  разрабатывали обучающиеся 10кл.

    Экспертизу осуществляли независимые эксперты:  директор школы Е.Ю.Масякина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе   В.Н. Климанская, руководители ШМО,обучающиеся 11 класса: Абдуллаева Э., Глущенко А., Морозова Е., Медведева Е., Остапенко А., Хейло И.

    Проекты включали обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

    В выступлениях были отмечены:  полнота раскрытия темы, актуальность, доступность и значимость проблемы. Ребята поддерживали друг друга и были внимательными слушателями.

    Итогом презентаций становится осознание важности  данной  темы, необходимость применения полученных знаний для решения  конкретных жизненных задач.

    В настоящее время в соответствии с ФГОС география изучается с пятого класса. В учебном плане на неё отводится  35 часов (1 час в неделю) в пятом С учётом неизбежной адаптации детей, перешедших из начальной школы в среднее звено, этого времени очень мало. И всё же я стараюсь на своих уроках уделять внимание экологическому воспитанию. С первых уроков дети должны понимать, что по мере развития географических знаний о Земле изменяется уровень развития производительных сил, и, следовательно, растёт нагрузка на природу. После изучения раздела «Развитие географических знаний о Земле» мы подводим итоги, ученики делают выводы. Используя вопросы для обсуждения, предложенные в конце раздела, они охотно рисуют картины будущего, составляют небольшие прогнозы, любят проектировать, выполняют  презентации по темам: «Деятельность человека в формировании лика Земли», «Антропогенные ландшафты», «Загрязнение гидросферы», «Экологические проблемы Мирового океана» и другие.

    В шестом классе рассматриваются такие оболочки Земли, как гидросфера, атмосфера, биосфера, природные комплексы Земли. На уроках формируются знания о Земле как планете людей, об общих закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Такие темы курса, как: «Человек и гидросфера», «Человек и атмосфера», «Человек часть биосферы», «Экологические проблемы в биосфере», «Природные комплексы» позволяют привлекать огромный арсенал средств для формирования и развития экологической компетенции  на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

    Ежегодно провожу 16 сентября уроки: «В защиту озонового слоя»

    На диалог, об озоновом слое,   в этом году  на внеурочку в 6 класс были приглашены  учащиеся 11класса. Об истории праздника,  о том, что представляет  собой  озоновый слой, о его состоянии на данный момент и о том, что оказывает на него губительное действие, рассказали  ребятам в доступной форме одиннадцатиклассники и показали  эколого- юмористическую сценку «На рыбалке», где они поймали современную золотую рыбку которая поведала  о необходимости соотнесения своих действий с их последствиями для окружающей природной среды

    Ребята посмотрели научно-популярный  мультфильм про озоновые дыры, в котором   главный герой Оззи Озон  знакомит с процессом появления озоновых дыр.

    Учащиеся 6кл подготовили стихи в защиту озонового слоя. Таким образом,

    диалог  об озоновом слое получился интересным и познавательным.                                                              В 7 классе при изучении каждого материка мы отмечаем изменения природы человеком. Как изменились природные комплексы материков, как сократились видовые составы растений и животных на конкретных примерах настолько эмоционально влияет на семиклассников, что они предлагают варианты сохранения, виды контроля за экологическими нарушениями.

    Продуктивно развивать экологическую компетенцию  позволяет курс географии России и, изучаемый в 8 - 9 классах. Содержание материала в нем дает возможность рассматривать экономический потенциал (ЭП) через сумму других видов потенциалов: природно-ресурсный (ПРП), демографический (ДП), научно-технический (НТП), производственный (ПП). Таким образом, изучая в логической последовательности природные ресурсы, население, развитие производительных сил, эволюцию отраслей хозяйства, неизбежно возникает вопрос взаимодействия человека и природы, который пронизывает все темы курса. Хозяйственная деятельность людей, использование природных ресурсов, развитие отраслей, транспорта, рост городов и многое другое ведет к необратимым последствиям. Примеров тому много и о них нельзя молчать. Стараюсь доносить информацию через вплетение фактического материала в содержание урока. Например, при изучении отраслевой структуры хозяйства России провожу дискуссии о том, как влияют отрасли промышленности на атмосферу, гидросферу, литосферу

    При изучении регионов России проводим с учащимися анализ состояния окружающей среды в них, выявляем экологически грязные отрасли экономики; учащиеся составляют прогнозы, ищут пути выхода из ситуаций, составляют проекты решения экологических проблем.

    В период с 6 декабря  по 17 декабря 2016 года прошли мероприятия в рамках Всероссийского урока «Арктика- фасад России». В них  приняли участие 123 обучающегося. В ходе уроков ребятам  пришлось столкнуться с постановкой целей экспедиции и решением  проблемного вопроса: «Чем привлекает Арктика ученых, экономистов, путешественников и исследователей?», поучаствовать в беседах , дискуссиях, проявить познавательный интерес, творческие способности, представить информационные умения. Мероприятия носили и учебную, и воспитательную направленность.

    1. Конкурс рисунков «Арктика- фасад России».

    2. Урок - викторина «Арктическая экспедиция»

    3. «Угадай-ка! Чудеса Арктики»

    4. Урок «Арктика- фасад России».

    Уроки прошел в форме беседы с использованием  презентации «Арктика – фасад России». Ребята активно вступали в беседу, наглядно еще раз увидели всю мощь и красоту Арктики, ее значение для России и всего мира. Это не просто ледяная, холодная и безжизненная земля, а наоборот, земля полная активной жизни, где есть масса животных, есть растения и свое коренное население, которое любит и ценит свою землю. Закончился урок  чтением  стихотворения  собственного сочинения «Арктика» Кобзевой А. (10кл).

    2017 год уже объявлен годом экологии в России.

    Новое время требует нового человека – не просто исполнителя, а исследователя.  А проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из главных задач школы.  В условиях внедрения ФГОС механизмом перехода к новой модели экологического образования и воспитания выступает системно-деятельностная (в отличие от «знаниевой») парадигма образования. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде.

    Школа была и остаётся главным источником по «выращиванию» экологически образованной личности.  Экологическая компетентность базируется на знаниях, навыках, опыте, приобретенных в школе.  А школьная география – это единственный предмет, который изучает экологические проблемы на трех уровнях (глобальном, региональном, локальном).  Экологизация  школьного курса географии дает возможность учителю показать причинно-следственные связи в системе «человек-природа-производство-окружающая среда», которая является ядром формирования экологической компетенции


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование активных методик в формировании экологических компетенций у обучающихся в ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII"

           Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.  Эколо...

    Формирование экологической компетенции обучающихся средствами географии

    Аннотация В докладе рассмотрена теоретическая основа компетентностного подхода, экологической компетенции, предложены методические рекомендации по формированию экологической компетенции обучающихся с...

    Формирование ключевых компетенций в процессе игровой деятельности обучающихся средствами географии

    «Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке тр...

    Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся

    В работе раскрывается  экспериментальная модель полевой экологической практики в курсе биологии основной школы и даётся её обоснование. Отдельно рассматриваются элементы новизны в методике органи...

    Формирование коммуникативных компетенций обучающихся средствами внеурочной деятельности

    Виртуальня экскурсия по парку  имени Ю.А. Гагарина города Комсомольска-на-Амуре...