Интегрированный урок по теме «Вода в природе»
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Клименко Елена Эдуардовна

Интегрированный урок по теме «Вода в природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_teme.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме «Вода в природе»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме вода в природе, привитие интереса к изучению географии и химии.

Задачи: обобщить знания учащихся о воде, развивать логическое мышление на основе создания проблемных ситуаций, умения работать со схемами и таблицами самостоятельно и в группах, формировать познавательный интерес и экологическое мышление.

Оборудование: физическая карта мира, таблица «Состав гидросферы», схема «Круговорот воды в природе», зашифрованное правило техники безопасности, таблица «Потребление воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту», схемы «Загрязнители воды» и «Очистка питьевой воды», видеофильм «Вода», интерактивная доска.

Тип урока: бинарный урок (география и химия) обобщения знаний.

Ход урока:

I. Организация класса

Эмоциональный настрой учащихся к рассмотрению темы. На доске эпиграф.

Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Учитель географии.

Если на карту Земли посмотреть

Земли на Земле всего одна треть

Но странный вопрос возникает тогда

Планета должна называться ВОДА?

                                           А.С.Экзюпери

Обсуждение темы и цели урока.

А)Вы уже много знаете о воде, давайте повторим эти сведения.

Примерные ответы учащихся:

1.Вода – самое распространенное вещество в природе, самый удивительный минерал на Земле. Без воды нет жизни. С помощью воды совершаются процессы в животных и растительных организмах. В воде происходят сложнейшие химические реакции и превращения веществ, которые обеспечивают нормальное течение жизненных процессов. Ведь большинство живых организмов на 70-80% состоит из воды.

2. Вода обладает замечательными тепловыми свойствами, у неё самая большая теплоёмкость и скрытая теплота парообразования. Благодаря этому вода Мирового океана накапливает колоссальное количество солнечной энергии и является своего рода терморегулятором нашей планеты. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов; Мировой океан называют «кухней погоды.

3. Водные потоки формируют облик нашей планеты: в одних местах они разрушают горные сооружения, в других создают обширные низменности. Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал.

Б) Воды на Землю очень много. Если бы всю её можно было распределить равномерным слоем, то планета окуталась бы 4-х километровым водным покрывалом. Но ученые бьют тревогу, человечество начинает испытывать жажду. В чем причина?

Работа со схемой «Состав гидросферы».

Гидросфера – водная оболочка Земли, большая часть вод - 96% приходится на Мировой океан, а на воды суши – менее 4% ее объема. Суша, словно паутиной, опутана сотнями тысяч рек и ручьев, значительное количество воды содержится в озерах, ледниках, болотах, под землей, в искусственных водоемах; незначительное количество – в атмосфере и живых организмах. Причем 98% этих запасов приходится на соленую морскую воду и лишь 2% на пресную, а запасы пресных жидких вод составляют всего 0.6% (реки, озера, частично подземные воды), и распределены на земном шаре неравномерно.

В) Все воды на Земле – океанические, поверхностные, подземные – благодаря лучистой энергии солнца и силе тяжести тесно взаимосвязаны и образуют единый круговорот воды в природе.

Работа со схемой «Круговорот воды в природе».

С поверхности Земли, нагреваемой солнечными лучами, происходят испарения воды. Большая часть влаги испаряется из Мирового океана. Эта влага в атмосфере превращается в капельки воды и кристаллы льда, образуя облака. Осадки из облаков выпадают частично над океаном, частично над сушей. Выпавшие над сушей осадки могут вновь испарится, могут попасть в реки, просочиться вглубь Земли, пополняя запасы подземных вод. Подземные воды питают реки, а реки выносят воду в мировой океан. Так замыкается круговорот воды в природе. Ученые считают, что примерно в течение 3 тыс. лет вся вода в Мировом океане совершает полный круговорот.

Стихотворение «Откуда берётся вода».

Вода появляется из ручейка

Ручьи по пути собирает река

Река полноводно бежит на просторе

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря наполняют запас океана

Сгущается влага над ними туманом

Она поднимается выше… Пока

Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами

Дождем проливаются, сыплют снегами

Снега превратятся весной в ручейки

Ручьи побегут до ближайшей реки.

Г) Работа с картой у доски «Рекорды гидросферы».

Учащиеся рассказывают о самых знаменитых гидрологических объектах мира.

Марианская впадина, Красное море, пролив Дрейка, течения Гольфстрим и Западных ветров, реки Нил и Амазонка, водопады Анхель, Виктория и Ниагарский, Каспийское море, озеро Байкал и Великие озёра.

Учитель химии.

Правила техники безопасности при работе с водородом и кислородом:

С С Ь Д О Д А С К И С

М Е В О Р О Д О Р О Л

Ч А Т А М О О  М И Л И

В Ы Р З В Х У Д З О В

Какое вещество образуется в результате этой реакции?

Ученики отвечают вода.

На доске записывается уравнение реакции образования воды:

2 +  → 2O

Вывешивается таблица с вопросами по физическим свойствам воды, которую учащиеся заполняют самостоятельно.

Решение задачи. В каком веществе – воде или пероксиде водорода массовая доля кислорода больше?

Учащиеся решают цепочку превращения:

2O →  → ZnO

Учитель географии.

Подводит учащихся к выводам о значении воды, используя таблицу «Потребление воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту».

        

Потребление воды                                         Расход воды

  1. Промышленность

-на производство 1 т стали                        150 т.

 -на получение 1 т бумаги                        250 т.

  1. Сельское        хозяйство
  2. -выращивание 1 т пшеницы                 1500 т.
  3. -выращивание 1 т хлопка                10000 т.
  4. Человек

-на питание и питье в сутки                        2,5 – 3 л.        

-на питание и питье в год                        1000 т.

С учетом всей суммы расходуемой воды в год 30 т

Учитель химии: Мы для воды

Как же мы относимся к воде? Насколько мы ее бережем? Каким же способом человек загрязняет воду?

Источники загрязнения

  1. Сточные воды;

Б) Стоки от животноводческих комплексов;

  1. Стоки с полей с минеральными удобрениями, пестициды, гербициды;

Г) Промышленные стоки (химических производств, целлюлозно- бумажных, металлургические заводы)

Д) Автозаправочные станции;

Е) Загрязнение земной поверхности и воды бытовыми отходами, вымывание со свалок;

Ж) Загрязнение Мирового океана нефтью;

Элемент! Токсичность! Токсический эффект! Источники загрязнения

Мышьяк

Высокая

Умственные расстройства, заболевания почек.

Моющие

средства, металлургия, средства борьбы с болезнями и вредителями в с/х-ве.

Кадмий

Высокая

Гипертония, уменьшение гемоглобина, заболевание печени.

Металлические покрытия, сигаретный дым.

Хром

Средняя

Раковые заболевания.

Металлогальваника.

Медь

Низкая

Заболевания печени.

Медные

трубы, металлические покрытия.

Свинец

Высокая

Почечная недостаточность, анемия, судороги, умственная отсталость.

Свинцовые трубы, краски, выхлопные газы, табачный дым.

Ртуть

Высокая

Нервные расстройства, паралич, сумасшествие, слепота.

Отработанные ртутные приборы, отходы хим. предприятий

Очистка питьевой воды.

Учащиеся сами называю некоторые способы:

  1. Отстаивание (превращение мелких частиц в осадок)
  2. Б) Фильтрация (уголь, песок, гравий)
  3. Обеззараживание (Сl 2 или О3) Обобщение:

Выводы, которые делают сами учащиеся.

Закончить урок фрагментами из фильма о воде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме «Вода – уникальное вещество природы»

Цель урока: интегрировать знания учащихся  о распространении воды в природе, свойствах и значении воды  для живых организмов из курсов физики, химии, биологии, выявить экологические пр...

Урок по теме: "Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе".

Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о...

итоговый урок по теме "Вода" -"Чудо природы" 8 кл.

Итоговый урок-конкурс знатоков в 8 классе.Разработан на основе методики "Я иду на урок химии"....

Конспект урока по природоведению в коррекционной школе VIII вида на тему: "Вода в природе"

Конспект урока по природоведению в 5 классе коррекционной школе VIII вида на тему: "Вода в природе"...

Интегрированный урок по теме "Звук в природе"

Методическая разработка интегрированного урока по теме "Звук в природе".Цель урока: повышение познавательной активности учащихся через интеграцию учебных предметов.Задачи урока: Личностной н...