Система подготовки к ОГЭ по географии
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Золотарева Ирина Геннадьевна

Анализ системы работы по подготовке к экзамену в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_k_oge_zolotareva.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ОГЭ по географии.

Золотарева И.Г.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

      Экзамен по географии не является обязательным. Как правило, его выбор обусловлен решение родителей, в лучшем случае, положительными результатами обучения по предмету,  сложившимися отношениями с учителем, выбором «за компанию». В результате формируется группа учащихся с различной мотивацией, неодинаковым уровнем готовности по предмету, поэтому первым шагом является личная беседа о предстоящем экзамене, цель которой- выявить отношение к экзамену, мотив, установить самооценку готовности.

    Географию в основном, к сожалению, сдает тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому географию они считают  шансом успешно закончить девять классов. Вот здесь то и требуется от учителя умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников  и психологическая готовность самого учителя работать в таких условиях.

   В связи с этим в моей работе сформирована система подготовки к ОГЭ, включающая в себя следующие этапы:

  • планирование работы по подготовке к ОГЭ на консультациях, на уроках;
  • диагностика ЗУН, участников ОГЭ по географии;
  • повтор и структурирование школьных знаний по предмету;
  • более углубленное изучение тем, по которым составлены задания КИМ ОГЭ
  • обучение навыкам работы с картографическими, графическими, статистическими материалами.

    Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.

     Мониторинг динамики готовности учащихся к экзамену является важнейшим слагаемым успешной подготовки. Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т. д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Большую помощь в подготовке учеников могут оказать родители, проявив искреннюю заинтересованность как в подготовке, в том числе и совместной, так и непосредственно в день экзамена, настроив ребенка на успех.

    Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ.     Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.

    Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «По уши в ОГЭ и ЕГЭ», «Решу ОГЭ»).

      Затем ученики выполняют входную работу (как правило, это пробная версия ОГЭ). Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

   Результаты вношу в индивидуальную карту ученика.

   Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Первая работа дается в виде демо-версии ОГЭ. Как правило, ученики набирают невысокий балл. Коллективно разбирая Демо-версию, учащиеся обращают внимание на тип заданий, сколько времени необходимо уделять разным заданиям, чувствуют пробелы в знаниях и это тоже в какой-то степени стимулирует желание систематически заниматься по предмету.

     Как правило, последующие прохождения вариантов ГИА будут все более и более успешными.
   Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.

          Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Имеет место использование в домашних заданиях материалов КИМов.

       Подготовка в не рамок урока осуществляется по специально составленной программе,  в рамках еженедельных консультаций. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ. Для успешного решения заданий ОГЭ необходима постоянная тренировка. Практика показывает, что задания, которые успешно решались в начале учебного года, требуют неоднократного повторения, особенно перед экзаменом, так как преобладает краткосрочная память.

        Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий разрешается пользоваться атласами. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к учащимся. 
    Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Сначала показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от ученика. Приходится учить некоторых заново пользоваться транспортирами, линейками, решать задачи на проценты, строить графики, округлять числа.

    При подготовке применяю информационные технологии. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

    При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся дома, а этому тоже должен научить учитель. Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ).

  Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам.

Например, алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА по теме

«Климат России и мира»

Чтение синоптической карты, определение зоны действия

атмосферных вихрей

Данные задания

1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков.

2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое

давление) и антициклонов (высокое давление)

3. Найти города, расположенные в зоне их действия

4. В соответствии с условиями задания

определить нужный город

    Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. 

    Результаты вы видите на слайдах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки обучающихся к ГИА в новой форме по географии

Данная система позволяет подготовить учащихся к сдаче экзамена по географии в новой форме и получить высокий результат. Эту систему я использую третий год,  в итоге получаю 100% успеваемость и ка...

Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С

Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...

Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»

Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...

Программа кружка по географии для 7 класса "Подготовка к олимпиадам по географии"

Программа разработана для учащихся 7 класса с целью подготовки их к олимпиаде по географии....

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по географии

В статье рассказывается о системе подготовки обучающихся к экзамену в форме ОГЭ по географии....

План подготовки к главным стартам самбистов с применением трехмерной системы подготовки

План подготовки к главным стартам самбистов с применением трехмерной системы подготовки...