Элективный курс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Элективный курс 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_9_klass.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовые основания для разработки программы

Программа элективного курса  «Географическое положение Росссии» разработана  на основе  авторской программы педагога Н.В.Болотникова.

Направленность программы

Данная программа является предпрофильной и предназначена для учеников девятого класса независимимо от профиля обучения.  

В существующих программах уделяется большое внимание географическому положению. Казалось бы, ничего нового, интересного эта тема дать не может. Но традиционный взгляд на эту проблему выделяет однобокость такой трактовки: показывает только выигрышные  черты географического положения. Данная программа может служить примером того, какой разносторонней может быть трактовка географического положения любой территории.

 Цели: -развитие способностей учащихся не только усваивать раз и навсегда предполагаемые постулаты из учебников, а применяя деятельностный  подход находить для себя новую информацию;

-формирование у учащихся  интереса к изучению географии ,умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.

Задачи   направлены на:

-обучение специальным знаниям, необходимым для проведения

самостоятельных исследований;

- формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска,

включаю работу с различными источниками географической

информации;

- развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;

В процессе обучения учащиеся приобретают  следующие умения :

- наблюдать и описывать явления, анализирую данные различных карт;

-выдвигать гипотезы и доказательства(или опровергать их);

-выполнять необходимые измерения и использовать метод наложения карт одна на другую;

-делать выводы;

 Сроки реализации программы

Срок реализации программы « Географическое положение России » 1 год

Место в учебном плане

 В 9 классе на занятие отводится 9 часов (1 час в неделю)

                              Учебно - тематический план.

№ п/п

Название раздела,темы

Количество часов

Теория

Практика

Формы контроля

1.

Особенности

географического положения России.

4

2

2

Тестирование

Выполнение практической работы

2.

Закрытость территории России.

5

2

3

Защита рефератов. Тестирование

Выполнение практической работы

Итого

9

4

5

                                        Содержание программы.

Особенности географического положения России(4 ч)

Особенности  географического положения  России .Соседское положение страны. Соседи первого и второго порядка. Влияние зимних изотерм на расселение. История заселения России- путь на северо –восток.

Практическая работа: «Страны соседи Российской Федерации».

Закрытость территории России(5ч)

Определение границ России исходя из особенностей рельефа. Закрытые моря. Определение природы морей ,их навигационный режим. Основные  морские транспортные магистрали. Реки- тупики .Особенности  режима рек от климатических условий. Протяженность рек в меридиональном направлении. Геостратегия России. Геополитические связи России во времени .Влияние России на политические  и экономические события в мире.

                      Календарно- тематический план.                             

№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

Дата проведения планируемая

Дата проведения

фактическая

Особенности географического положения России.(4ч)

1.

Особенности географического положения России.

вводный

2.

Соседское положение России.

Практич.

3.

Влияние зимних изотерм на расселение.

Практич.

4.

История заселения  России -путь на северо-восток.

Комбинир.

Закрытость территории России.(5 ч)

5.

Закрытость территории России: горные стены.

6.

Закрытые моря.

Комбинир.

7.

Реки тупики.

Практич.

8.

Геостратегия  Россиии.

практич

9.

Россия на карте мира.

Обобщ.

                                   Литература.

1.Географическое положение России.9 кл:электив.курс.авт.составитель.Н.В.Болотников .Волгоград:Учитель 2012 г.

2.География Росии .метод пособие,8-9 класс.авт.Н.И.Баринова.

3.Контурные карты.8 класс .География Росии. Н.В.Сиротин.

4. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

5. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/ Образовательные диски

1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

                            Пояснительная записка.

Программа элективного курса  «География Российского зарубежья.Мы и наши соседи» разработана  на основе  авторской программы педагога В.Л.Бабурина.

 

Данная программа является предпрофильной и предназначена для учеников девятого класса независимимо от профиля обучения.

Курс предназначен для формирования у учащихся картографической грамотности, расширение кругозора и эмоционально- ценностного отношения к миру. Формирует интерес у учащихся к познанию стран ближнего зарубежья их культуре, традициям и национальным обычаям. Ключевое  понятие для курса «образ территории»для географии является фундаментальным.

 Цели: -развитие познавательного интереса учащихся к странам ближнего зарубежья, истории формирования стран ,тенденции их современного развития;

-формирование у учащихся интереса к изучению  географии ,умение самостоятельно приобретать и применять полученные знания.

Задачи   направлены на:

-обучение специальным знаниям, необходимым для проведения

самостоятельных исследований;

- формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска,

включаю работу с различными источниками географической

информации;

- развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;

В процессе обучения учащиеся приобретают  следующие умения :

-вести дисскусию, отстаивать свою точку зрения;

-выдвигать гипотезы и доказательства(или опровергать их);

-выполнять необходимые измерения и использовать метод наложения карт одна на другую;

-делать выводы;

 Сроки реализации программы

Срок реализации программы «курса  «География Российского зарубежья.Мы и наши соседи»    1 год

Место в учебном плане

 В 9 классе на занятие отводится 25 часов (1 час в неделю)

                           

Учебно-тематический план.

№ п\п

Название раздела,темы

Количество

часов

Теория

Практика

Формы контроля

1.

Введение

1

1

Тестирование.

2.

Северо- западное зарубежье

3

2

1

Защита рефератов. Тестирование

Выполнение практической работы.

3.

Западное зарубежье.

4

2

2

Тестирование

Выполнение практической работы.

4.

Юго-западное зарубежье.

5

2

3

Защита проекта.

5.

Южное зарубежье.

4

2

2

Тестирование

6.

Юго-Восточное

Зарубежье.

4

3

1

Тестирование

Выполнение практической работы.

7.

Восточное зарубежье.

2

1

1

Выполнение практической работы

8

Океаническое зарубежье.

2

1

1

Тестирование

Итого

25

14

11

Содержание программы.

Введение (1 ч)

Мировые цивилизации. Границы России на разных исторических этапах.

Северо-западное зарубежье(3ч)

Скандинавские страны, Финляндия и пограничные регионы России. Норвегия :природа ,хозяйство и традиции. Швеция :природа ,хозяйство и традиции.

Западное зарубежье(4ч)

Общая характеристика стран Прибалтики. Польша. Эстония. Латвия. Литва. Территория ,природа, население, хозяйство.  Природно- ресурсный потенциал. Современная социально-экономическая ситуация.

Юго- западное зарубежье(5ч)

Общая характеристика стран .Белоруссия. Украина. Территория ,природа, население, хозяйство.  Природно- ресурсный потенциал. Современная социально-экономическая ситуация. Внешнеполитические связи республик.

Южное зарубежье(4 ч)

Общая характеристика стран Закавказья и Северного Кавказа. Грузия. Армения.Азербайджан.Территория ,природа, население, хозяйство.  Природно- ресурсный потенциал. Современная социально-экономическая ситуация. Внешнеполитические связи республик.

Юго- восточное зарубежье (4 ч)

Общая характеристика стран . Казахстан. Узбекистан.Киргизия.Туркмения.Территория ,природа, население, хозяйство.  Природно- ресурсный потенциал. Современная социально-экономическая ситуация. Внешнеполитические связи республик.

Восточное зарубежье(2 ч)

Общая характеристика стран . Монголия. Китай.Территория ,природа, население, хозяйство.  Природно- ресурсный потенциал. Современная социально-экономическая ситуация. Внешнеполитические связи республик.

Океаническое зарубежье (2 ч)

Общая характеристика стран . Япония. Территория ,природа, население, хозяйство.  Природно- ресурсный потенциал. Современная социально-экономическая ситуация. Полярный сектор.

                   Календарно- тематический план.

№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

Дата проведения планируемая

Дата проведения фактическая

1.

Введение.

вводное

Северо-западное зарубежье(3ч)

2.

Северо-западное зарубежье.Норвегия.

Комбинир.

3.

Финляндия.

Комбинир.

4.

Швеция.

Практич.

Западное зарубежье(4 ч)

5.

Западное зарубежье.

Страны Прибалтики.Эстония.

Комбинир.

6.

Латвия.

Комбинир.

7.

Литва.

Комбинир.

8.

Польша.

Комбинир.

Юго- западное зарубежье( 5ч)

9.

Юго-западное зарубежье.

Практич.

10.

ЭГП Белоруссии.

Комбинир.

11.

Хозяйство Белоруссии.

Комбинир.

12.

ЭГП Украины.

Комбинир.

13.

Хозяиство Украины.

Комбинир.

Южное зарубежье(4 ч)

14.

Южное зарубежье.

Практич.

15.

Грузия.

Комбинир.

16.

Армения

Комбинир.

17.

Азербайджан.

комбинир

Юго-восточное (4 ч)

18.

Юго-восточное зарубежье.

Практич.

19.

Казахстан.

Комбинир.

20.

Узбекистан.

Комбинир.

21.

Киргизия.Туркмения.

Комбинир.

Восточное зарубежье( 2 ч)

22.

Восточное зарубежье.Китай.

Комбинир.

23.

Монголия.

Комбинир.

Океаническое зарубежье(2 ч)

24.

Океаническое зарубежье.Япония.

Практ.

25.

Полярный сектор.

Обобщ.

 Литература.

1.За страницами учебника географии 8-9 /сост.К.П.Сергеева,-М.Просвещение. 2009 г.

2.География Российского зарубежья: Мы и наши соседи.учеб.пособие.8-9 класс В.Л.Бабурин,А.И.Даньшин.2012 г.

3.География России.Метод. пособие 9 класс.Н.И.Баринова,В.П.Дронов2012 г.

4. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

5. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/ Образовательные диски

1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...