Статья на тему:"Реализация компетентностного подхода на современных уроках географии."
статья по географии на тему

Демонстрация фрагментов урока географии при компетентностном подходе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация компетентностного подхода на современных уроках географии

Мастерство учителя заключается не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить ученику тот или иной материал, а именно в умении создать такую учебную ситуацию, когда у школьника появляется потребность в знании этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний.

Понятно, что ребёнку усвоить в полном объёме всё многообразие школьного материала крайне затруднительно, поэтому важно научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем. География как учебный предмет открывает для этого массу возможностей.

Целью своего учительского труда вижу в воспитании целостной личности, формируя у школьников ключевые компетенции, через творческую  деятельность, развивая  способности учащихся. Считаю, что такой подход  позволит  добиться положительной динамики качества образования.

Реализация компетентностного подхода при обучении на уроках географии приобретает деятельностный характер, ориентируется на  моделирование разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности, уделяется больше внимания продуктивной работе в малых группах. Это позволяет развивать  самостоятельность и ответственность учащихся.

Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых учителем в соответствии с поставленной целью. Именно поэтому при составлении плана урока, продумываю, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем они это делают. 

Рис.1.Методы обучения на уроках географии

Алгоритм подготовки  учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя пять основных этапов:

Таблица 1

Этапы подготовки урока при компетентностном подходе

Этап

Результат

1-й этап – целеполагание

Установка цели и задач. Ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи).

2-й этап – проектирование

2.1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции.

2.2 Этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования;

2.3.Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое применение знаний к конкретным ситуациям;

воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.

При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.

4-й этап – подбор методов и форм обучения

какими учебно-практическими действиями знание переходит        в способ деятельности

5-й этап –  заключительный,

диагностический

учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Современный урок географии при компетентностном  подходе должен содержать самостоятельную деятельность учащихся на каждом этапе.

Считаю, что реализация данного подхода на уроках невозможно без личностно-ориентированого характера обучения (применение тетрадей для практических работ, карточек индивидуального задания).

Направления  моей педагогической работы - формирование основных компетенций учащихся  (см.табл.2.).

Таблица 2

Способы формирования компетенций учащихся

Компетенции

Способы формирования

Ценностно-смысловые компетенции.

Постановка целей и задач - проблемный вопрос, немые слайды, через литературные описания, поиск ключевого слова, загадки.

Общекультурные компетенции

Заполнить ошибки в тексте, составление рассказов (письменно, устно) при характеристике географических  объекта.

Учебно-познавательные

Картографический материал – шаблоны карт. Построение логических цепочек, опережающие задания и т.д.

Информационные

Составление презентаций,  подбор необходимой информации.

Коммуникативные

Интерактивные приемы: работа в парах, группах направленные на совместное решение ситуационных, поиск совместных решений.

Социально-трудовые

Умения анализировать ситуацию (при помощи проблемных вопросов, ситуационных задач)

Компетенции личностного самосовершенствования

Самопроверка, взаимопроверка, формирование  личной ответственности за результат.

Применение мультимедийных презентаций, интерактивных досок и других средств информационных коммуникаций делает  возможным реализацию индивидуального обучения на уроках географии, решает проблему дифференциации и индивидуализации учебного процесса  при  компетентностном подходе.

Использование компетентностного подхода на разных этапах урока географии при использовании электронной доски и мультимедийной презентации.

Постановка темы урока

Фрагмент урока 7 класс  

Постановка целей урока

Фрагмент урока 8 класс

Сформулируйте цели урока, используя слова…

Мотивация и актуализация

Современная география, как наука, имеет тесные межпредметные связи и широкие возможности для интеграции с такими предметами, как: литература, история, биология, химия, математика. Использование межпредметных связей на уроках географии позволяет формированию компетентностей как интегративных качеств личности.

Пример использования межпредметных связей географии и литературы.

Фрагмент урока 6 класс:

Литературное описание природной зоны степей позволяет мотивировать  учащихся на изучение темы, создает образ изучаемого объекта. Для лучшей реализации этого приема можно дополнить описание  изображениями известных художников.

Фрагмент урока 7 класса:

 «Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь, и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в липовой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…

А.П.Чехов

Изучение нового материала

Пример использования определения с целью установления причинно-следственных связей, направленный на формирование учебно-познавательных и предметных компетенций.

Фрагмент урока 6 класса:

Ледник-это скопление льда на суше, который находится в постоянном движении.

Задание: построить цепочку процесса образования ледника из следующих словосочетаний:

  • Выпадение осадков,
  • накопление снега,
  • низкие температуры,
  • образование ледника

Закрепление полученных знаний

Использование ситуационных задач на уроках географии позволяет формировать информационные, коммуникативные и социально-трудовые компетентности учащихся. Особенно, если эта работа происходит при помощи интерактивных методов обучения (малых группах и т.д.).

Фрагмент урока 8 класс:

Ситуация:

Во многих металлургических городах России, таких как Челябинск, Магнитогорск можно наблюдать зимой странное явление - разноцветный снег.

? Какая причина появления данного явления?

Какие мероприятия необходимо провести, чтобы предотвратить появление данного явления?

Постройте логическую цепочку причина – следствие

Заполнить пропуски.

Евразия вытянута с …на … . Экватор находится по отношению к материку …., поэтому в Евразии … климатических поясов. По их количеству материк занимает…. место  в мире по сравнению с другими материками.

  Природные зоны на большей части материка вытянуты с …. на … .   Зоны … и … тянутся с западного побережья на восточное по всему материку. А природные зоны …, …. Не имеют вытянутую форму.

Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития ключевых компетенций и личностных качеств. Нестандартные методы и формы, которые я использую на уроках географии, позволяют разнообразить содержательную и практическую части урока, формировать личность, ориентируемую в современном географическом пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий"

Творческая работа по теме:  "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий", 2007 г....

Реализация деятельностного подхода на современном уроке литературы

Статья посвящена описанию опыта работы по реализации активных форм обучения на современном уроке литературы...

Из опыта работы предметно-цикловой комиссии по теме «Реализация компетентностного подхода в рамках стандартов третьего поколения»

Из  опыта работы предметно-цикловой комиссии по теме «Реализация компетентностного подхода в рамках стандартов третьего поколения»...

Статья по теме: "Реализация дифференцированного подхода к обучению на уроках английского языка." (из опыта работы)

Статья содержит определение дифференцированного подхода, задачи, основные формы и приёмы....

Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"

Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...

Доклад на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО"

Доклад на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО"...