Доклад на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО"
консультация

Филимонова Татьяна Михайловна

Доклад на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО

Филимонова Т.М.

Одной из целей профессионального образования является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности, мировоззрение и стиль мышления которой не просто отвечают современным условиям, но и ориентированы на перспективу.

Социальный заказ отражается в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, разработанных на основе компетентностного подхода с ориентацией на развитие общих компетенций профессионального роста и самосовершенствования, предполагающих способность: организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации [1].

Компетентностный подход в образовании в области иностранных языков (ИЯ) предусматривает формирование 5 компетенций (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), которые в совокупности составляют коммуникативную компетенцию.

В настоящее время любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень коммуникативной компетенции в устной и письменной речи. Данная компетенция, как на родном языке, так и на иностранном, жизненно необходима для успешного профессионального функционирования и карьерного роста практически в любой области.

Согласно требованиям ФГОС СПО главная цель обучения иностранному языку - коммуникативная рассматривается в тесной связи с овладением общими и профессиональными компетенциями.

В результате освоения дисциплины «Иностранный язык» обучающийся должен уметь:

   общаться (устно и письменно) на английском языке на профессиональные и повседневные темы;

        переводить (со словарем) английские тексты профессиональной направленности;

•       самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный  запас; 

          знать:

  лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум,        необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.

      В новых стандартах определено, что в ходе реализации программы учебной дисциплины «Иностранный язык» для всех профессий нашего колледжа формируются практически  все общие компетенции специалиста от  ОК 1 до ОК 10.

Учебный предмет «Иностранный язык», в частности «Английский язы» можно считать компетентностным, поскольку основа его содержания является практическая деятельность, т.е. преобладает деятельностное содержание. Предмет «Английский язык» обладает большим потенциалом для формирования ключевых компетенций.

        Основной целью педагогической деятельности преподавателей иностранных языков  в СПО  является обеспечение возможности  эффективной коммуникации выпускников  в сфере профессиональной деятельности. Мы  стремимся сформировать  у наших студентов  культуру профессионального общения на иностранном языке, развить умение ориентироваться в потоке  периодики, извлекать нужную информацию для будущей работы, пополняя словарный запас самостоятельно. Для этого мы постоянно совершенствуем учебный процесс, внедряя новые педагогические и информационные  технологии.    

     Не возможно полностью отказаться от традиционных  методов преподавания иностранных  языков, таких как  фронтальные и индивидуальные опросы, самостоятельная работа с учебником по заданиям, информирующие беседы, традиционные контрольные работы и т.д.

Компетентностными методами являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование такие, как:

  • проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учащихся,
  • организация внеурочной деятельности,
  • использование компетентностных методов и форм обучения:
  • метод проектов;
  •  развитие критического мышления;
  •  метод дебатов;
  • игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);
  • кейс-стадии;
  • проблемные дискуссии;
  • парная и групповая работы;
  • языковой портфелъ;
  • использование аудио-визуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.

Дискуссии, беседы, ролевые игры проблемной направленности, проектная деятельность – это те виды деятельности, которые побуждают учащихся к самостоятельным размышлениям в устной или письменной форме. Формы и технологии, используемые для обучения английскому языку, реализуют компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые в свою очередь, способствуют формированию и развитию а) поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур; б) способностей студентов осуществлять различные виды деятельности, используя английский язык; в) когнитивных способностей студентов; г) их готовности к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению творческого потенциала личности к осуществлению своих профессиональных обязанностей.

Более подробно я хочу остановится на технологии критического мышления. В современном мире человек должен обладать целым рядом качеств для того, чтобы быть конкурентоспособным. Он должен уметь воспринимать, перерабатывать, присваивать информацию, обладать способностью отстаивать свою точку зрения логическими доводами, т.е. иметь развитое критическое мышление. И, кроме того, ему необходимо владеть иностранными языками.

Интерес к технологии критического мышления как образовательной инновации появился около десяти лет тому. Тогда, как в США и Канаде это направление современного образования развивается почти полстолетия. Критическое мышление начиналось как переход от обучения, ориентированного преимущественно на запоминание, к обучению, направленному на развитие самостоятельного сознательного мышления учеников. А чуть ли не важнейшим аспектом критического мышления есть его соответствие требованиям демократизации образования и общества.

Выдающемуся американскому мыслителю Д.Дьюи принадлежит утверждение, что фундаментальная цель современного образования состоит не просто в предоставления информации ученикам, а в том, чтобы развивать критический образ мышления. Образование ориентировано на будущее, которое не может быть заведомо определенным, а следовательно, первоочередным есть развитие того типа мышления, которое дает возможность адекватно оценивать новые обстоятельства и формировать стратегию преодоления проблем, которые могут возникнуть. Таким образом, развитие критического мышления становится наиболее актуальным на времена интенсивных социальных изменений, когда невозможно действовать без постоянного приспособления к новым условиям.

Согласно идее известного специалиста по этой проблеме М.Липмана, критическое мышление есть «умелое ответственное мышление, которое позволяет человеку формулировать надежные достоверные суждения, поскольку оно а) основывается на критериях, б) есть таким,  что самокорректируется, в) плывет к контексту.»

Выделено шесть ключевых элементов критического мышления:

1. Умение мыслить предусматривает владение приемами, которые в совокупности создают проверенную на практике эффективную методологию обработки информации.

2. Ответственность предусматривает, что человек, обращаясь к другим, осознает обязанность предоставлять слушателям или читателям доводы и примеры согласно принятым стандартам.

3. Формулирование самостоятельных суждений как продукт критического мышления означает, что оно направлено на творческую мисленнєву деятельность, а не на репродуктивное мышление, которое базируется на жестких алгоритмах и стереотипах.

4. Критерии – это положения, которые принимает во внимание критически мыслящий человек, оценивая идеи в процессе их анализа или критики.

5. Самокоррекция - требуется, чтобы человек использовал критическое мышление как метод, обращенный на ее собственные суждения с целью их исправление.

6. Внимание и чуткость к контексту а именно, общие критерии должны обязательно проверяться на соответствие и на возможность изменения в каждом конкретном случае.

Термин «критическое»в таком контексте наиболее адекватный слову«аналитическое». Анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что единого определения этого вида мышления не существует.

Современные исследователи Д.Х.Кларк и А.У.Бидл определяют критическое мышление как процесс, с помощью которого ум обрабатывает информацию с целью постижения или продуцирование идей или решение проблемы. По мнению Б.Бейера, критическое мышление - способ оценки аутентичности, ценности или точности чего-то.

В психолого-педагогической литературе названо четыре этапа формирования критического мышления учеников (М.Векслер, А.В.Тянуло, Т.С.Воропай).

Первый этап– актуализация знаний, пробуждение интереса к темы, определение цели изучения конкретного материала.

Второй этап- осмысление новой информации, критическое чтение и письмо.

Третий этап– раздумья или рефлексия, формирование собственного мнения относительно учебного материала.

Четвертый этап - обобщение и оценка информации (проблемы), определение образов ее решения, выяснение собственных возможностей.

Используя технологию развития критического мышления на своих уроках, я поняла, что это делает процесс обучения более эффективным. Ведь каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощённости. Поэтому приходится постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявили живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираясь на интуицию и подсознание. И именно технология критического мышления помогает мне в этом.

Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс.

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Структура данной педагогической технологии стройна и логична, т.к. её этапы соответствуют закономерным этапам человеческой деятельности. Ориентация на критическое мышление предусматривает прежде всего полное невосприятие любой мысли или оценки «на веру»: каждый ученик, не принимая во внимание никаких авторитетов, должны сформировать собственное мнение о явлении в контексте учебной программы.

Необходимо учесть и то, что критическое мышление всегда диалогическое, то есть предусматривает дискуссии прежде всего между теми, кто учится. В процессе обсуждения выдвигаются критерии мышления, идентифицируются и обсуждаются жизненные контексты, а мысленной процесс в целому подвергается оцениванию.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту, активизирует их деятельность, мотивирует дальнейшую работу. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера или карты памяти “Mind-Map”.

“Mind-Map” является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно. Они все фиксируются. Начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.

Этот метод создаёт пространство для проявления креативных способностей. В начале урока я использую его для повторения или для введения в тему.

Кластер. Служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой-либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли  «гроздятся», т.е. располагаются в определённом порядке.

Технология составления: Ключевое слово. Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. Кластеры являются ведущим приёмом на стадии вызова.  Они систематизируют информацию, полученную до знакомства с основным источником/ текстом или любым другим упражнением.

Мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения.

II.    Осмысление.

На стадии осмысления в технике критического мышления, когда учащиеся вступают в контакт с новой информацией и идеями при чтении текста, просмотре фильма, важно не запомнить информацию, а уметь проанализировать её, отметить в ней что-то полезное для себя. Поэтому при чтении используются различные таблицы. В процессе чтения они заполняют их, систематизируя и распределяя новую информацию. Обучение такому самоанализу обязательно. При организации работы с новой информацией я использую следующие приёмы: «знаем / хотим узнать / узнали», 5«W», «учимся вместе», Инсерт.

1.«Учимся вместе».

Возможности использования:

-при работе с текстом;

-при работе с грамматикой.

Класс делится на три группы. Получают карточки с типовыми предложениями по теме. После чего, I группа выявляет основные случаи употребления времени, описывает действие, составляет схему. II группа находит указатели, слова помощники.III группа составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, заполняется таблица, получается готовое правило для заучивания.

2.«Знаем/ хотим узнать/ узнали».

Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёхколонок:«Знаем /хотим узнать /узнали». Такая же таблица находится и на доске.

В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).

В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.

В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги  заносятся в колонку.

3.5 «W» / Who? What? When? Where? Why?

Заполняется по ходу работы с информацией

Инсерт. Это такой приём маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что им известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём бы они хотели узнать более подробно.

I- interactive     интерактивная

N -noting          размечающая

S -system          система для  

E -effective       эффективного

R -reading         чтения и

T -thinking        говорения

Во время чтения учащиеся делают на полях пометки карандашом:

«V» - уже знал,

«+» -  новое,

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы.

После прочтения материала заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками колонок. Также в таблицу в виде тезисов заносятся сведения из текста.

Ажурная пила.

Возможности использования:

• При работе с текстом

• При изучении грамматики

С текстом:

Ученики делятся на группы из 4 – 6 человек. Каждая группа получает небольшой по объёму материал. Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе. Все слушают друг друга, задают вопросы. Затем отчитывается вся команда (или один ученик). Заинтересована вся команда, так как это отражается на итоговой оценке.

Зигзаг. Класс делится на четвёрки, которые меняются на каждом уроке с тем, чтобы возникли новые группы. Затем предлагается каждому взять порядковый номер. После этого кратко обсуждается тема, ставится задача. Каждый ученик берёт часть темы, обрабатывает с тем, чтобы затем объяснить своим партнёрам по группе. В результате ученики смогут понять её в целом. Весь материал делится на четыре части. Первые номера отвечают за первую часть, вторые – за вторую и т. д.

Diamond. При характеристике, сравнении. Здесь ученики высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.

Оставьте за мной последнее слово. Приём стимулирования размышления после чтения текста. Ученики выбирают отрывки, которые им нравятся. Выписывают цитату на карточку, указав страницу. На обратной стороне пишут свой комментарий. Затем цитата зачитывается перед классом, и ученики высказывают свои суждения. В заключении учитель просит ученика, который выбрал цитату, прочитать свой комментарий. За ним последнее слово.

III.    Рефлексия.

На стадии рефлексии обучающиеся размышляют о том, что они узнали на занятии, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новое. Живой обмен идеями между учащимися даёт им возможность познакомиться с новыми точками зрения, учит внимательно слушать партнёра, аргументировано и корректно отстаивать своё мнение. Результатом этой работы может быть написание эссе или учащиеся могут найти дополнительную информацию по теме, причём именно ту, которая заинтересовала их больше всего, но которая не была достаточно широко освещена. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, умений и навыков. На этой стадии я применяю приёмы синквейн, кластер.

Синквейн – это быстрый, но мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий.Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1строка - обычное существительное

2 строка - два прилагательных

3 строка – действия (3слова)

4 строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме

5 строка – синоним первого

Ещё существует метод эмпатии. Этот метод означает «вчуствование» человека в состояние другого объекта, «вселение» ученика в изучаемый объект окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. Например, вжиться в сущность машины, кошки, вулкана и т.д. В момент вживания ученик задаёт вопросы себе как объекту, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме. Такой метод называют эвристическим. Задания с применением этого метода я обычно задаю на дом.

Подводя итог, скажу что, применяемые мною приёмы позволяют сделать работу по развитию критического мышления учащихся более эффективной, интересной и творческой. Ведь критическое мышление – это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной, творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие его творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.

Итак, технология критического мышления реализуется через следующие приёмы и методы работы:

- постановка прямых и скрытых вопросов к тексту;

- поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

- маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

- расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

- графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

- ведение записей.

В дальнейшей своей профессиональной деятельности  я буду продолжать

работу по развитию критического мышления у учащихся, используя другие методы и приёмы [8].

Таким образом, учитывая возможности и интересы каждого студента, стимулируя его познавательные способности, преподаватель поможет не только усвоить ребенком те или иные знания, но и познать самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, т.е. не только проявлять, но строить себя как личность.  

Список использованной литературы

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1356), с изменениями и дополнениями от: 13 июля 2021 г. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70810646/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=lr8b3wjicw101902681 (дата обращения — 04.09.2023).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт   среднего   общего образования (далее ФГОС СОО (приказ Минобрнауки   РФ от 17 мая 2012 года № 413 с изменениями от 12 августа 2022 г. [Электронный ресурс]

URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=432227&ysclid=lr8b7f3k8w8 (дата обращения — 04.09.2023).

3.        Зеер, Э. Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых / Э. Ф. Зеер // Психологи- ческая наука и образование. – 2004. – № 3. – С. 5–11.

4.         Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2019.-№5 с.3-12

5. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогичес- кая компетентность учителя: Диагностика и разви- тие / М. И. Лукьянова. – М. : Сфера, 2004. – 144 с.

6.        Милованова, М. В. Модульный подход к обу- чению русскому языку делового общения для миг- рантов / М. В. Милованова, Е. В. Терентьева // Пере- вод в меняющемся мире : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Саранск, 19–20 марта 2015 г. – М. : Издат. центр «Азбуковник», 2015. – С. 558–560.

5.        Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-pri-formirovanii-inoyazychnoy-kompetentsii- (дата обращения — 04.09.2023).

6.  Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2018.

7.        Фатыхова, А. Социально-перцептивная ком- петентность педагога / А. Фатыхова // Высшее об- разование в России. – 2005. – № 7. – С. 159–168.

8.        Шакина Н. Е.  Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку. [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/riealizatsiia-kompietientnostnogho-podkhoda-v-obuchienii-anghliiskomu-iazyku.html?ysclid=lr8ad84kc0953416157 (дата обращения — 04.09.2023).

9. Чикурова, М. В. Контролировать сфор- мированность информационной компетенции (у школьников) / М. В. Чикурова // Школьные тех- нологии. – 2021. – № 1. – С. 120–127.

10.        Ярулов, А. А. Формирование культуры со- циальной компетентности школьников / А. А. Ярулов // Школьные технологии. – 2015. – № 2. – С. 97–123.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Реализация системно-деятельного подхода в обучении французскому языку"

Реализация системно-деятельного подхода в обучении французскому языку...

презентация "Компетентностный подход в обучении английскому языку"

Сегодня нет ничего туманнее термина «компетенции» и «компетентностный подход». В действительности же, компетенции – это области наглядно – демонстративной успешной деятельности. То, что ученик может у...

компетентностный подход в обучении английскому языку

статья о том, что такое компетентность и компетенция, какие компетенции используются на уроках английского языка для повышения мотивации к изучению иностранного языка и повышению интереса у учащихся....

Доклад по теме «Системно – деятельностный подход в обучении английскому языку»

Доклад  по   теме           «Системно – деятельностный    подход         в...

« Применение компетентностного подхода в обучении английскому языку».

Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, ко...

Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"

Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку»

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов ...